Статьи
 

Атыгаев Нурлан Адилбекович,
Заведующий Отделом древней и средневековой истории Казахстана Института истории и этнологии МОН РК, к.и.н.

ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ В ИСТОРИОГРАФИИ И В ИСТОЧНИКАХ

Оригинальная версия: // Отан тарихы (Отечественная история). 2006, №1, стр. 96-107.

Становление и развитие государственного суверенитета Казахстана актуализировали многие проблемы истории государствообразующего этноса – казахского народа. В новых условиях повышенный интерес у общественности и ученых-обществоведов вызвали вопросы, связанные с историей развития государственности на казахской земле, определением ее истоков и динамики развития. Одним из важных этапов эволюции государственности на территории Казахстана является период существования средневекового государства казахского этноса – Казахского ханства.

Современные исследователи рассматривают образование Казахского ханства как результат сложных этнополитических, социально-экономических и этнокультурных процессов,  протекавших на территории современного Казахстана и прилегающих к нему регионов в XIV-XV века. Главным итогом этих процессов было завершение формирования, в рамках постмонгольских государств (Ак-Орды, Могулистана, Ногайской Орды, Сибирского ханства), казахской народности, перед которой теперь стояла насущная необходимость объединения в рамках одного государства. Решение этой непростой задачи и обеспечило Казахское ханство.

Вопрос о времени образования Казахского ханства, первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса, перманентно возникает в последние десятилетия в Отечественной историографии.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы датировки образования Казахского ханства и ее отражение в источниках и историографии [1]. Но, прежде всего, необходимо отметить следующие важные моменты проблемы государственности Казахстана.

Следует четко разграничить между собой три ключевых вопроса:

1. Когда возникла государственность на территории Казахстана?
2. Когда возникла казахская государственность?
3. Когда возникло Казахское ханство?

Вполне очевидно, что ответы на эти вопросы между собой не тождественны. Во-первых, государственность на территории современного Казахстана имеет глубокие корни. Основная часть отечественных исследователей считает, что первые государственные образования на территории Казахстана были созданы еще в конце 1 тысячелетия до н.э далекими историческими предками казахов – усунями и кангюями [2]. Во-вторых, казахская государственность могла возникнуть, естественно, только после сложения самого казахского этноса. Работы отечественных исследователей (историков, филологов, антропологов и др.)  показали, что длительный процесс формирования казахского народа в основном завершился в XIV – первой половине XV века [3]. Тем самым очевидно, что Казахское ханство, возникшее только во второй половине XV века, не является первым государством казахского народа, т.е. казахи и до Казахского ханства могли иметь свое государство. Таким первым казахским государством или казахскими государствами могут быть несколько политических объединений – Ак Орда, Ханство Абулхайра, Могулистан, Ногайская Орда и Сибирское ханство. Они существовали в тот период на территории Казахстана и включали в свой состав местное население. Согласно средневековым представлениям, жизнь государства была тесно связана с правящей в нем определенной династией, "государства возникали и падали вместе с той или иной династией" [4]. Если исходит из этого, то первым государством казахского народа следует признать Ак-Орду, которая была создана прямыми предками казахских ханов и охватывала основную часть территории Казахстана. Данное мнение, осторожно высказанное в казахстанской историографии еще в 70-е гг. ХХ века, [5] находит сейчас все больше сторонников [6]. К.А. Пищулина, рассматривая историю образования Казахского ханства, указывает на прямую династийную связь его правителей с ханами Ак-Орды и на этническую общность населения обеих государств, и делает вывод, что "и Ак-Орда должна быть признана Казахским государством" [7]. Оправданность подобного заключения подтверждается сведениями исторических источников. Так, например, в своих трудах средневековые историки Хайдар Рази и Ахмад Гаффари относят казахских ханов к правителям Ак-Орды [8]. Тем самым Ак-Орда является первым государством народа, который со временем будет именоваться казахским.

Остановимся теперь конкретно на вопросе о дате образования Казахского ханства. Следует отметить, что до 70-х гг. XX в. данный вопрос исследователи специально как отдельная проблема вообще не рассматривали и ее ставили "в один ряд с иными событиями политической истории казахского общества" [9]. В эти годы ряд своих работ посвятили датировке времени образования Казахского ханства Т.И. Султанов и К.А. Пищулина. В 90-е гг. XX в. данный вопрос нашел отражение в работах казахстанских историков К. Акишева, А. Хасенова, Б. Карибаева и др. Рассматривали в своих исторических изысканиях проблему датировки Казахского ханства известные писатели Казахстана М. Магауин и К. Салгарин. Следует также сказать о псевдонаучных, но растиражированных публикациях по данной теме кандидата технических наук К. Даниярова.

Таким образом, на сегодняшний день в историографии высказаны несколько основных мнений относительно времени образования Казахского ханства:
1. По мнению К.А. Акишева, началом сложения узбекской и казахской государственности необходимо считать время образования Ханства Абулхайра, т.е. 1428 г. [10]
2. А. Хасенов считал, что после смерти в 1445 г. правителя Улуг (Большого) Улуса (преемника Золотой Орды – Н.А.) Улуг-Мухаммад-хана (эпического Орманбета) на территории Казахстана обособился казахский улус, и возникло Казахское ханство, которое не зависело ни от Абулхайра, ни от Могулистана [11].
3. Имеющее наибольшее распространение в исторической литературе датировка – 1456 г. Ее сторонники (М. Тынышпаев, С. Жолдасбай, М. Магауин, К. Салгарин и др.) считают, что в этом году произошла перекочевка Керея и Жанибека на территорию Западного Могулистана (Жетысу), после чего сразу же образовалось Казахское ханство [12]. На этой датировке мы остановимся ниже более подробно.
4. Б.Б. Карибаев (Карибай), основываясь на сведениях записанного в 1976 г. предания и, сопоставив их с материалами письменных источников, определяет время образования Казахского ханства весной 1458 г. [13].
5. К.А. Пищулина считает, что "время образования Казахского ханства лишь приблизительно может быть определено второй половиной 60-х гг. XV в." и дата этого события – 870 г.х. 1465/66 г., предложенная Мирза Хайдаром, первое и единственное в письменных источниках датировка, вполне приемлема [14].
6. По мнению Т.И. Султанова, с ним солидарен и кыргызский академик О.К. Караев, сторонники Керея и Жанибека образовали Казахское ханство только после смерти Абулхайра, возвратившись из Жетысу на территорию Дашт-и Кыпчака, "т.е. не раньше 70-х гг. XV века", около 1470/71 г. [15].
7. К. Данияров утверждает, что независимое Казахское ханство, которое он называет третьим казахским государством (первым казахским государством у него является государство Чингисхана, вторым – Улус Джучи), образовалось в 1480 г. [16].
8. По мнению А.П. Чулошникова, его точку зрения разделяли в 50-60-е гг. XX в. большинство исследователей, образование Казахского ханства произошло в начале XVI в. после ухода Мухаммада Шейбани-хана и его сторонников из территории Казахстана в Среднюю Азию [17].
9. С.К. Ибрагимов считал, что в 30-40-е гг. XVI в. закончилась борьба потомков Жанибека и Керея с потомками Абулхайра и мангытами, после чего произошло объединение нескольких самостоятельных владений казахов, возникших к концу XV века, в одно государство – Казахское ханство [18].

Для определения даты возникновения Казахского ханства, в первую очередь, следует рассмотреть вопрос о времени откочевки Керея и Жанибека в Жетысу, события ставшего важным звеном в образовании ханства. Как известно, в сочинении "Тарих-и Рашиди" Мирзы Мухаммада Хайдара из тюркского рода дуглат, это событие, как и некоторые другие, конкретно не датировано. Очень часто Мухаммад Хайдар, определяя время того или иного события, писал: "В то время …", "той весной ...", "около того года …" и т.п. Этот факт был отмечен многими исследователями. Некоторые даты, приведенные в источнике, на поверку вообще оказались не точны. Все же считаем мало оправданным подход некоторых исследователей, когда из-за неточностей датировки одних событий, полностью отрицаются другие датировки.

Как известно, научное исследование проблем истории Казахского ханства началось еще в XIX в., в работах А.И. Левшина, Ч.Ч. Валиханова, В.В. Вельяминова-Зернова и др. В 1864 г. русский востоковед В.В. Вельяминов-Зернов опубликовал вторую часть своего труда "Исследование о Касимовских царях и царевичах", в котором впервые привел все известные на тот период материалы письменных источников по истории Казахского ханства. После этого в историографии установилось мнение, часто со ссылкой на В.В. Вельяминова-Зернова, считать начальной датой образования Казахского ханства время откочевки будущих основателей государства Керея и Жанибека из Восточного Дашт-и Кыпчака на территорию Жетысу, которое многие позднейшие исследователи определяли 1456 г. В историографии, однако, существуют и другие датировки откочевки Керея и Жанибека в Могулистан. Так, в конце XIX в. английский востоковед Г. Ховорс определил данное событие 1451 г. [19] К.И. Петров писал о передвижении в район р. Чу Керея и Жанибека в 1450 г.[20] Б.Б. Карибаев (Карибай) датирует откочевку поздней осенью 1457 г.[21].

Все же наиболее распространенная в исторической литературе дата откочевки и образования Казахского ханства – 1456 г. Если в 20-е гг. XX столетия данную дату приводил в своем исследований М. Тынышпаев, в 90-е гг. того же столетия она указывается в работах М. Магауина и К. Салгарина.

Прежде всего, следует отметить, что у В.В. Вельяминова-Зернова не указана конкретная дата образования Казахского ханства. Текст персоязычного сочинения "Тарих-и Рашиди" Мирзы Мухаммада Хайдара, где впервые в исторических источниках приводятся сведения об откочевке Керея и Жанибека и образования ими государства, исследователь перевел следующим образом: "В это время (около 860=1456) Абул-хаир-хан владычествовал в Дешт-и Кипчаке: султанам Джучидским приходилось от него очень плохо, и двое из них Джанибек и Гирей-хан бежали в Моголистан. Иса-Буга-хан принял беглецов хорошо, и отвел им Джу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. Там они зажили спокойно. После смерти Абул-хаир-хана улус узбекский пришел в разстройство, начались в нем большие неурядицы. Тогда множество народа откочевала к Гирей-хану и Джанибек-хану, так что число собравшихся около них людей возросло вскоре до двухсот тысяч; звать их стали узбеками-казахами. Эпохой, с которой началась собственно власть султанов казацких надобно считать год 870 (1465,6), впрочем, Бог лучше знает" [22]. Данный перевод был без изменения перепечатан в 1935 г. в сборнике "Прошлое Казахстана в источниках и материалах", который был опубликован проф. С.Д. Асфендиаровым и проф. П.А. Кунте. Близкий к переводу В.В. Вельяминова-Зернова перевод данного отрывка "Тарих-и Рашиди" в своих исследованиях привели в 1941 г. М.П. Вяткин, в 1965 г. Б.А. Ахмедов [23].

Таким образом, В.В. Вельяминов-Зернов и многие другие исследователи отнесли к 860 г.х. /1455-56 гг. перекочевку Керея и Жанибека в Жетысу (впрочем, без всякой аргументации), а не время образования Казахского ханства.

Т.И. Султанов, специально рассмотревший вопрос о времени откочевки, пришел к выводу, что это событие никак нельзя датировать временем ранее 864 г.х. / 1459-60 гг. Приведем его аргументацию: "Керей и Джанибек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буки, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Известно, что Есен-Бука умер в 866 / 1462 г. Значить, откочевка совершалась до этого времени. Согласно "Тарих-и Рашиди" и "Бахр ал-асрар" (сочинение Махмуда б. Эмира Вали – Н.А.) прикочевка Керея и Джанибека в Могулистан совпала со временем вызова Тимуридом Абу Саидом из Шираза Юнус-хана и отправкой его с войском в Могулистан с целью использовать это войско против брата, Есен-Буки. Известно, что Абу Саид принял Юнус-хана в Герате вскоре после того, как завоевал Хорасан в 863 / 1458-1459 гг., а междоусобная борьба Юнус-хана и Есен-Бука-хана длилась не меньше полутора-двух лет. Следовательно, время откочевки, а точнее, прикочевки Гирея и Джанибека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 864 / 1459-60 гг." [24].

Основываясь на сведениях исторических источников ("Фатх-наме" Шади, "Бахр ал-асрар" Махмуда б. Эмира Вали и др.), Т.И. Султанов считает, что именно в 1459-60 гг. война Абулхайра с внутренними политическими противниками еще более разгорелась. Мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхайр-хан перебил "ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях". В таких условиях, по мнению исследователя, и состоялась откочевка Керея и Жанибека [25].

Аргументация Т.И. Султанова, по нашему мнению, достаточно убедительна и его датировка времени откочевки будущих казахских правителей в Жетысу вполне приемлема. Дата 864 год хиджры / 28.10.1459-16.10.1460 гг. выведена исследователем на основе сопоставления нескольких исторических фактов, датировка которых известна по историческим сочинениям. Его аргументы можно более детализовать.

Итак, согласно компетентным источникам, перекочевка Керея и Жанибека в Жетысу совпала с прибытием в Могулистан Йунус-хана (Юнус-хан), которого сюда направил Тимурид Абу Саид, незадолго до этого установивший свою власть в Хорасане. Встреча Абу Саида и Йунуса не могла произойти ранее 2 октября 1457 г. По достоверным письменным источникам установлено, что Абу Саид, одержав победу над врагами, именно в этот день впервые занял Герат, политический центр Хорасана [26]. Если даже допустить, что Абу Саид вызвал Йунус-хана из Шираза сразу же после захвата города, то должно было пройти какое-то время между отправкой гонца в Шираз и прибытием Чагатаида в Герат. Также должно было пройти некоторое время, прежде чем Йунус мог выступить против Есен-Бука-хана. Тем самым, очевидно, что Йунус мог появиться в пределах Кашгара не ранее ноября-декабря 1457 г. В этот раз он беспрепятственно прошел из Герата в Могулистан. Это показывает то, что в этот период группа Керея и Жанибека еще не обосновалась на территории Жетысу.

В Могулистане Йунус-хан не получил поддержки у глав могульских племен. Не оказал ему помощи и Абу Саид, у которого осложнилось положение в Хорасане. Вскоре же после установления его власти в Хорасане против него подняли восстание другие Тимуриды. Абу Саид вынужден был оставить Герат и заняться подавлением мятежа. В Герате сразу же установил свою власть другой Тимурид Султан Ибрахим, который вскоре передал трон отцу – Ала ад-Доуле [27]. Разбив основных противников, Абу Саид не вернулся в Герат и зиму 1457-58 г. он провел в Балхе, на границе Хорасана и Мавараннахра.

Так не получив никакой помощи, Йунус-хан был разбит в местности Хансалар (около Кашгара) объединенными войсками Есен-Бука-хана и могущественного дуглатского эмира Мир Саййид Али. Причем у Есен-Бука-хана было всего шесть тысяч воинов (по источнику, еще 54 тысяч должны были подойти), а Мир Саййид Али располагал 30-и тысячным войском [28]. Данное сражение следует датировать 1458 годом, последним годом жизни Мир Саййида Али. Согласно "Тарих-и Рашиди", он умер 862 г.х. / 19.11.1457-07.11.1458 гг. [29].

После своего поражения Йунус-хан бежал к Султан Абу Саиду в Хорасан. По "Тарих-и Рашиди", Тимурид принял его в Герате и поместил его в известном саде "Баг-и заган" [30]. Тогда это событие могло произойти только после 16 декабря 1458 г., когда "Абу Саид вторично, и на этот раз окончательно, овладел Гератом" [31].

Из текста "Тарих-и Рашиди" следует, что Йунус еще раз приходил со своим войском в Могулистан. Дату второго прибытия Йунус-хана в Могулистан нужно датировать временем после смерти эмира Мир Саййид Али. Потеря такого влиятельного и могущественного союзника как Мир Саййид Али, несомненно, ослабила политические позиции Есен-Бука-хана. Очевидно, именно этим обстоятельством и намеревался воспользоваться Йунус-хан. Этим также можно объяснить и радушный прием Есен-Бука-ханом Керея и Жанибека, прикочевавшим как раз в этот момент на западную часть Могулистана. Как отмечают исследователи, Чагатаид не имел реальных сил для препятствия их перекочевке.

В "Тарих-и Рашиди" отмечается, что во время своего второго прибытия Йунус-хан вынужден был жить в Йеттиканде, так как он "не мог вступить во владения, принадлежащие Исан Буге хану" [32]. Это было следствием обустройства в этом районе группы Керея и Жанибека, которые стали оказывать помощь и поддержку Есен-Бука-хану, что подтверждает и Махмуд б. Эмир Вали [33].

Тем самым, перекочевка Керея и Жанибека в Жетысу не могла состояться раньше 1459 г. Поэтому нет существенных оснований датировать образование Казахского ханства более ранним периодом.

Необходимо остановиться более подробно на следующем моменте проблемы. В 1976 г. в ходе работы этнографической экспедиции в Жамбылской области отечественными этнологами было зафиксировано казахское предание, в котором рассказывалось об откочевке Керея и Жанибека в Жетысу и образовании ими Казахского ханства. Согласно этому преданию, будущие основатели государства откочевали в осенние месяцы года мыши во главе одного тумена подданных из района Сырдарьи и в начале зимы достигли Мойынкума. Перезимовав здесь, весной они провозгласили ханом Керея и назвали сами себя казахами. Керей-хан, который около десяти лет правил в окрестностях р. Шу, был похоронен у горы Хантау. Когда прошло два года со времени его смерти, потомки Керея и Жанибек-султан возвратились в район Сырдарьи [34].

Данное предание в последнее время часто привлекается при исследовании интересующей нас проблемы. Так, мы выше приводили мнение Б.Б. Карибаева, который, базируясь, прежде всего, на сведениях данного предания, датирует время образования Казахского ханства весной 1558 г. [35].

Поэтому рассмотрим предание более детально. При  работе с любым новым источником, прежде всего, необходимо удостовериться в аутентичности его сведений. Для этого отметим основные моменты предания:

1. Предание записано в 1976 г.
2. Керей и Жанибек прикочевали из Сырдарьи в Жетысу, на территорию государства Могулистана, в начале зимы года мыши.
3. Численность пришедших с ними людей составляла один тумен людей.
4. Следующей весной после их прикочевки в Жетысу 1458 г. Керей был провозглашен ханом.
5. Подданные Керея и Жанибека около 1458 г. назвали сами себя казахами.
6. Керей, который около десяти лет правил в окрестностях р. Шу, был похоронен у горы Хантау.
7. Спустя два года после смерти Керея Жанибек и его подданные вернулись в район Сырдарьи.

Итак, рассмотрим все по порядку.
1. Предание было записано в середине 70-х гг. XX в. и это одно заставляет нас усомниться в оригинальности сообщаемых в нем сведений. Как известно, к этому времени были введены в научный оборот почти все основные источники по истории образования Казахского ханства. Так, в 1969 г., т.е. за 7 лет до записи предания, вышел из печати подготовленный казахстанскими и российскими востоковедами известный сборник "Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений)" (сокращенно – МИКХ) [36]. Еще много ранее, в 1935 г. С.Д. Асфендиаров и П.А. Кунте издали сборник "Прошлое Казахстана в источниках и материалах", где также приводились основные материалы по истории Казахского ханства. И это не говоря уже об огромной исследовательской литературе, основу которого заложили еще историки XIX века. На предание, которое имеет очень важное значение для исследования истории Казахского ханства и передается от отца к сыну, от поколения в поколения, должны были обратить историки более раннего периода. Однако предание не было известно даже такому знатоку казахского фольклора как Ч.Ч. Валиханов, которому принадлежит работа "Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды" [37]. Также не известно предание историкам начала XX века. По крайней мере, ни у В.В. Бартольда, ни у М. Тынышпаева, ни у др. исследователей, в работах которых рассмотрены вопросы истории Казахского ханства и в частности истории Жетысу, факт наличия этого предания не зафиксировано. Небезынтересно также, что впервые сведения о преданий, которое было записано еще в 1976 г., появились только в 90-е гг. XX века.

2. Год мыши, который как год откочевки Керея и Жанибека в Жетысу указывается в предании, может соответствовать только 862 году хиджры. Другие близкие к нему годы мыши приходятся либо на 850 г.х. / 1445-46, либо на 874 г.х. / 1469-70 гг. Первая дата слишком ранняя для датировки откочевки, вторая слишком поздняя. По синхронистической таблице И. Орбели, 962 год хиджры начался 19 ноября 1457 и закончился 7 ноября 1458 г.[38]. Тогда приход Керея и Жанибека на территорию Могулистана следует датировать концом 1457 г., однако это вступает в противоречие с данными письменных источников. Мы уже приводили факты показывающие, что время прикочевки Керея и Жанибека в Жетысу никак нельзя датировать временем до 1459 г.

3. Согласно преданию, Керей был провозглашен ханом уже весной после перекочевки в Могулистан. Исходя из этого сведения, некоторые историки и устанавливают время образования Казахского ханства – весна 1458 г. Если даже не учитывать вышесказанное, то вряд ли эта датировка приемлема, так как в предании не говорится о вхождении в промежуток времени от поздней осени 1457 г. до весны 1458 г. новых групп под власть Керея и Жанибека. Тем самым получается, что Казахское ханство было образовано одним туменом казахов. Как известно, один тумен (туман) у тюрко-монгольских народов в период средневековья составлял 10 тысяч человек [39]. Говорить же о государстве с населением в 10 тысяч человек, по крайней мере, не серьезно.

4. Нельзя также серьезно относиться к утверждению о том, что термин "казах" стал самоназванием группы Керея и Жанибека сразу же после их обоснования в Жетысу. Вполне очевидно, что никто из людей, прикочевавших из Восточного Дашт-и Кыпчака, не "перенимал" название "казах". Оно утверждалось как этническое самоназвание постепенно в ходе исторического развития, в процессе объединения самого казахского этноса. Так было с кыргызами [40], калмаками и многими другими народами. То, что термин "казах" не был вначале  этническим названием подданных Керея и Жанибека видно из "Тарих-и Рашиди". Так, Мирза Хайдар пишет: "Поскольку вначале они уходили от людей, отделялись от них и некоторое время бедствовали и скитались их назвали казахами. Это имя закрепилось за ними" [41]. Именно социальное значение этого термина указывает другой средневековый историк Махмуд б. Эмир Вали, когда говорит: "Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу (тайифа) пристало имя казак" [42]. Только с образованием Казахского ханства термин "казах" приобрел политическое значение (политоним). И только с уходом на рубеже XV-XVI вв. в Среднюю Азию подвластных Шибанидам части узбекских племен и объединением под властью казахских ханов оставшихся племен Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана термин "казах" приобрел этнический смысл.

5. Если принять на веру указание о том, Керей-хан правил над казахами около десяти лет, то его смерть, по преданию, должна датироваться примерно 1468 годом. Однако это противоречит материалам письменных источников. Так в исторических сочинениях начала XVI в. имя Керея последний раз упоминается в связи с событиями зимы 878 г.х. / конец 1473 – начало 1474 г. [43].

6. Указание на то, что спустя два года после смерти Керея его потомки и Жанибек возвратилась в район Сырдарьи также не находит подтверждения в источниках. Не один из известных нам средневековых исторических сочинений не сообщает о возвращении всей этой группы в район Сырдарьи в 1470 г. А борьба за Туркестан правителей Казахского ханства с потомками Абулхайра началась еще 1469 г.
Учитывая все эти обстоятельства, считаем, что данное предание не может привлекаться как единственно достоверный источник в исследовании проблемы образования Казахского ханства.

Благоприятные условия для создания Кереем и Жанибеком своего государства возникли после смерти в 1462 г. Есен-Бука-хана, когда основные функции центральной власти в Могулистане, и так очень ослабленные в последние годы, были окончательно подорваны. Преемником Есен-Бука-хана стал его 17 летний сын Дост Мухаммад-хан, но он не пользовался авторитетом и, следовательно, поддержкой подданных. По характеристике Мирзы Хайдара, он "не относился к числу умных людей, большинство его поступков нельзя было считать разумными и к тому же он ни на минуту не был трезвым" [44]. Это привело к усилению центробежных сил, сепаратизму отдельных правителей. Главный соперник Дост-Мухаммад-хана за трон Могулистана Йунус-хан обосновался на другой части государства, в Йеттиканде, в районе Ферганы. В Кашгаре независимо от Дост Мухаммада стал править могущественный дуглатский мирза Сансиз. Эта политическая нестабильность в Могулистане и отсутствие в нем единого правителя дали возможность Керею и Жанибеку создать на части его территории свое самостоятельное государство. Следовательно, время образования Казахского ханства следует определить периодом после 1462 г.

К.А. Пищулиной еще в работе 1977 г. справедливо отмечено, что Керей и Жанибек "воспринимались современниками в качестве правителей самостоятельного ханства еще до окончательного распада государства Абулхайр-хана и до перехода власти в Центральном и Южном Казахстане в руки казахских ханов в последней трети XV века" [45]. Действительно сведения исторических сочинений  подтверждают, что уже на территории Жетысу в 60-е гг. Керей и Жанибек выступали как самостоятельные правители, и незачем им было пассивно ожидать смерти Абулхайр-хана для создания своего государства. Следовательно, мало оснований считать, что Казахское ханство возникло только после смерти Абулхайра (1468/69 г.) на территории Дашт-и Кыпчака.

Таким образом, анализ сведений источников и состояния историографической разработки проблемы показывает, что откочевка Керея и Жанибека в Жетысу могла произойти только после 1458 г. Наиболее приемлемая датировка данного события – 1459 г. Благоприятные условия для создания Кереем и Жанибеком своего государства создались после смерти Есен-Бука-хана в 1462 г. Единственной датой возникновения Казахского ханства, которая имеется в исторических источниках, является указанный Мирза Хайдаром 870 год хиджры. Нет особых причин не доверять этой примерной дате. Согласно синхронистическим таблицам И.Орбели, 870 год хиджры начался 24 августа 1465 г. и закончился 11 августа 1466 г.[46] Тем самым, время возникновения Казахского ханства можно определить периодом с 1462 г. по 11 августа 1466 г. Следовательно, в августе текущего года истекает последний срок, когда мы можем отметить 540-летний юбилей образования ханами Кереем и Жанибеком Казахского ханства.

Примечания

1. Некоторый обзор историографии вопроса см.: Султанов Т.И. Некоторые замечания о начале казахской государственности // Известия АН КазССР, Серия общ. наук. 1971. №1. С. 54-57; Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине ХIV – начале ХVI веков (вопросы политической и социально-экономической истории). А.-А., 1977. С. 248-264; Касымбаев Ж. К проблеме датировки времени основания Казахского ханства // Проблемы древней и средневековой истории Казахстана. Материалы II Международных чтений по творчеству Мухаммеда Хайдара Дулати. Тараз, 1999. С. 41-47
2. Акишев К.А. Государства Хунну и Усунь // История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В четырех томах. Т. 1. А., 1996. С. 256-257; Байпаков К.М., Смагулов Е.А. Кангюй // История Казахстана … Т. 1. С. 272
3. Пищулина К.А., Кумеков Б.Е. Завершающий этап формирования казахской народности // История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. Т. 2.  А., 1997. С. 295; Исмагулов О., Сихимбаева К., Исмагулова А.О. Этногенез казахской народности // История Казахстана ... Т. 2. С. 279; Кайдаров А.Т. Казахский язык // История Казахстана … Т. 2. С. 568
4. Султанов Т.И. О первом казахском государстве (к 525-летию Казахского ханства) // Кунсткамера. Этнографические тетради. 1995. Вып. 8-9.  С. 35
5. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан … С. 235, 256
6. Қинаятұлы З. Қазақ мемлекеті және Жошы хан. Астана, 2004. 227, 325 б.; Ускенбай К. Преемственность внешнеполитических приоритетов: от Ак-Орды Урус-хана до Казахского ханства // Отан тарихы. 2001. №3. С. 129, 132
7. Пищулина К.А. Образование Казахского ханства // История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. Т. 2.  А., 1997. С. 331
8. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. Москва-Ленинград, 1941. Т.2. С. 211-215
9. Султанов Т.И. О первом казахском государстве ... С.
10. Акишев К., Хабдулина М. Казахское государство XV – XVI вв.: этническая территория, памятники культуры. Евразийское сообщество: общество, политика, культура. №1 (21), 1998. С. 132
11. Хасенов Ә. Қазақ хандығы қай жылы құрылды? // Қазақ тарихы. №1. 1993. 41 б.; Хасенов Ә. Қазақ тарихының бес мың жылдық баяны. А., 1996. 175 б.
12. Тынышпаев М. История казахского народа. Составители и авторы предисловия проф. Такенов А. С. и Байгалиев Б. А.-А., 1993. С. 115, 131; Жолдасбайұлы С. Жетісу тарихы. (XVI-XVIII ғғ.). (Тарихи және палеоэтнологиялық зерттеу). Алматы, 1996. 55 б.; Мағауин М. Қазақ тарихының әліппесі. А., 1994. 16 б.; Салғарин Қ. Анығына жетіп, ақиқатын айтайық // Қазақ тарихы. №1. 1993. 43 б.
13. Кәрібаев Б.Б. Мұхаммед Хайдар Қазақ хандығының құрылуы туралы // Материалы Международной научно-теоретической конференции, посвященной известному ученому-историку  Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551). Тараз, 1997. 194 б.; Кәрібаев Б.Б. "Тарихи Рашиди" шығармасындағы кейбір оқиғалар датасының дәлелсіздігі туралы // Проблемы древней и средневековой истории Казахстана. Материалы II Международных чтений по творчеству Мухаммеда Хайдара Дулати. Тараз, 1999. 318 б.
14. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине ХIV – начале ХVI веков (вопросы политической и социально-экономической истории). А.-А., 1977. С. 262
15. Султанов Т.И. Некоторые замечания  ... С. 57; Султанов Т.И. О первом казахском государстве … С. 37; Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000. С. 235; Караев О.К. Чагатайский улус. Государство Хайду. Могулистан. Образование кыргызского народа. Бишкек, 1995. С. 64
16. Данияров К. Альтернативная история Казахстана. А., 1998. С. 34-35
17. Чулошников А.П. Очерки по истории казак-киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских племен. Оренбург, 1924. С. 200-203
18. Ибрагимов С.К. К истории Казахстана в XV в. // Вопросы филологии и истории стран советского и зарубежного Востока. Ред. И. Орбели. Москва, 1961. С. 179-180
19. Howorth H.H. History of the Mongols From the 9th to the 19th century. Pt. II. The so-called Tartars of Russia and Central Asia. Division II. London, 1880. (микрофильм. 237 кадр). P. 627
20. Петров К.И. Киргиз-кипчакские отношения (к вопросу об этногенезе и переселении киргизов) // Изв. АН КиргССР, Серия общ. наук. 1961. Т. III. Вып. 2 (история). Фрунзе, 1961. С. 103
21. Кәрібаев Б.Б. Мұхаммед Хайдар Қазақ хандығының құрылуы туралы ... 194 б.; Кәрібаев Б.Б. "Тарихи Рашиди" шығармасындағы кейбір оқиғалар ... 318 б.
22. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. СПб., 1864. Ч.2. С.139
23. Вяткин М.П. Очерки по истории Казахской ССР. Том первый. С древнейших времен до 1870 г. Москва, 1941. С. 76-77; Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. М., 1965. С. 63.
24. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А., 1992. С. 233; Султанов Т.И. О первом казахском государстве ... С. 33.
25. Султанов Т.И. О первом казахском … С. 32
26. Ахмедов Б.А. Государство кочевых … С. 134
27. Ахмедов Б.А. Государство кочевых … С. 134
28. Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. Перевод с персидского языка А. Урунбаева, Р.П. Джалиловой, Л.М. Епифановой, 2-е издание дополненное. А., 1999. С. 112
29. Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. С. 113
30. Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. С. 109
31. Ахмедов Б.А. Государство кочевых … С. 136
32. Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. С. 116
33. Махмуд б. Эмир Вали. Бахр ал-асрар // Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Составители: С.К. Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, К.А. Пищулина, В.П. Юдин. А.-А., 1969. (Далее: МИКХ). С. 353
34. Елеуұлы М. Шу өңір: Аңыз бен тарих // Вестник КазГУ. Серия историческая. 1996. №3. 6-12-бб.; Елеуов М. Шу мен Талас өңірлерінің тарихи-мекендік аңыздары // Вестник КазГУ. Серия историческая, №9. А., 1998. 78 б.
35. Кәрібаев Б.Б. "Тарихи Рашиди" шығармасындағы … 318 б.
36. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Составители: С. К. Ибрагимов, Н. Н. Мингулов, К. А. Пищулина, В. П. Юдин. А.-А., 1969. (Далее: МИКХ)
37. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1. А.-А., 1984. С. 273
38. Орбели И.А. Синхронистические таблицы хиджры и европейского летоисчисления. Москва-Ленинград, 1961. С. 179
39. Будагов Л.З. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т.1. СПб., 1869. С. 406
40. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Ленинград, 1971. С. 21
41. Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. С. 323
42. Махмуд б. Эмир Вали. Бахр ал-асрар // МИКХ. С. 353 
43. Шейбаниада. История монголо-тюрков на джагатайском диалекте, с переводом, примечаниями, изданная И. Березиным. Библиотека восточных историков, издаваемая И. Березиным. Т. 1. Казань, 1849. С. 64; Таварих-и гузида-йи нусрат-наме" // МИКХ. С. 21; Камал ад-Дин Бинаи. Шайбани-наме // МИКХ. С. 102; Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв. (вопросы этнической и социальной истории). Москва, 1982. С. 112-114
44. Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. С. 114
45. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан ... С. 254, 261
46. Орбели И.А. Синхронистические таблицы ... С. 180

© Электронная версия Р. Абдуманапов

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 2310      

Другие статьи из этой рубрики

Эдуард Хуршудян. Об Алматы и проблеме вокруг нее. Часть I

В последнее время вопрос возвращения прежнего названия города Алма-Ата на Алматы, привлек большое внимание ученых и представителей общественности. Было написано много работ, были высказаны самые различные точки зрения по этой проблематике. В данной работе мы решили дать нашу точку зрения на некоторые вопросы, имеющие отношение к проблематике топонима Алматы и вокруг нее. Это, прежде всего, наша рецензия на недавно вышедший сборник, посвященный Алматы ("Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XXв.)")(статья N1), а также новое толкование прочтения арабской надписи на Чагатайской монете XIII века (статья N2) и некоторые размышления вокруг прежнего названия города - Алма-Ата (статья N3).

Ж.М. Тулибаева. Персоязычные источники по истории казахского народа XIV–XV веков

Начиная с XI в. обширная территория от Днестра и северных берегов Черного моря до Иртыша и озера Балхаш носила название Дешт-и Кипчак. Западный Дешт-и Кипчак простирался с востока на запад от Яика до Днестра, а с юга на север – от Черного и Каспийского морей до г. Укека. Восточный Дешт-и Кипчак занимал земли от Иртыша до Яика и от озера Балхаш и низовьев Сырдарьи до Тобола. В XIII в. Дешт-и Кипчак вошел в состав улуса Джучи (Золотая Орда), основная масса населения которого состояла из тюркских и монгольских кочевых родов и племен.

С.К. Косанбаев Формирование и развитие казахской этнографической науки в 1918 - 1924 гг.

В 1918 г. в Ташкенте по инициативе передовой туркестанской интеллигенции (в т.ч. - и казахской) были открыты Туркестанский народный университет (ТуркНУ) и Туркестанский Восточный институт (ТВИ). В рамках их структуры начали функционировать кафедры казахской этнографии и казахского языка. Лекции на этих кафедрах читал известнsй этнограф и фольклорист, большой знаток культуры казахского этноса А.А.Диваев. Он разработал и издал специальную программу по казахской этнографии. Она была опубликована (вместе с рядом лекций и научных статей автора) в университетских изданиях - газете "Народный Университет" и журнале "Еженедельник Народного Университета".

Акимушкин О.Ф. К вопросу о внешнеполитических связях Могольского государства с узбеками и казахами в 30-х годах XVI в. - 60-х годах XVIII в.

16-го зу-л-хиджа 939/9 июля 1533 г., возвращаясь из похода на Малый Тибет (Ладак), умер основатель государства Чагатаидов в Восточном Туркестане Султан-Саид-хан. Первого мухаррама 940/23 июля 1533 г. в Яркенде на престол взошел его старший сын Абд ар-Рашид, который едва ли не в первые годы своего правления круто изменил традиционный внешнеполитический курс - союз с узбек-казахами против узбеков Шейбанидов.

А. Исин. Отражение политических интересов в династийных историографиях XIV-XVII веков

Исследователь, работающий с источниками позднесредневекового времени, не может не заметить различные подходы в освещении истории Центральной Азии, обусловленные не только разной информированностью создававших хроники авторов, существовавшими традициями и стереотипами освещения тем, но и преднамеренными искажениями и умолчаниями тех или иных событий. Имеются и генеалогические искажения, имеющие также определенную политическую подоплеку.
Характеризуя вкратце политические интересы династий, во славу которых создавались многие восточные хроники, отмечу, в частности, что наиболее тенденциозно подавалась история взаимоотношений с казахами и их политическими предшественниками в тимуридской и шейбанидской историографиях, чему есть определенные причины и исторические мотивы.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте