Статьи
 

1.С. 141

© С.К. Ибрагимов

"Михман-намеи бухара" Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

Оригинальная версия: Труды Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР — Алма-Ата, 1960. Том. 8. С. 141 - 157.

Среди сочинений среднеазиатских авторов, имеющих отношение к истории Казахстана XV—XVI вв., особое место занимает труд Рузбехана "Михман-намеи Бухара". Абулхаир Фазлаллах бен Рузбехан бен Фазлаллах ал-Хунджи ал-Исфагани родился в 60-годах XV в. и большую часть своей жизни провел в Ираке. По своим религиозным убеждениям он был воинствующим суннитом. Поэтому, когда в 1502 г. Ирак был завоеван шахом Исмаилом Сефеви, устроившим массовое избиение суннитов, Фазлаллах бен Рузбехан бежал в Хорасан. Здесь он вошел в число придворных литераторов одного из последних тимуридов Султан-Хусейна. В начале XVI в., когда войска Шейбани-хана разрушили империю тимуридов, он переходит на его сторону и становится одним из его приближенных. Получив блестящее по своему времени образование в области мусульманской теологии и законоведения, Разбехан написал ряд трудов на персидском и арабском языках [1] .

В то время, когда узбекские кочевые племена, вышедшие из современной территории Казахстана, во главе с Шейбани-ханом вели успешные войны по изгнанию из Хорасана последних тимуридов [2]  Ахмед-султан, сын Джаныш-султана, "одного из знаменитейших казахских султанов", в конце 1508 г. с войском превышающим 50 тыс. человек, совершил набег на города Мавераннахра и сделал пленниками жителей городов ислама [3] .

Оставленные в городах Мавераннахра султаны — родственники Шейбани-хана — во главе с Убаидуллой-султаиом сообщили ему: "Султаны Дешта, собравшись вместе, намереваются напасть на города Мавераннахра, а сын Джаныш-султана, известный Ахмед-султан, с знатными людьми мужественными, с пехлеваиамн казахскими и прочими султанами выступил в набег на Самарканд и Бухару, и если знамена августейшие Шейбани-хана не выступят против них, то из-за грабежа и набегов их не будет ни минуты покоя" [4]. Получив это


1 См. М.А. Салье. Малоизвестный источник по истории Узбекистана "Михман-намеи Бухара". Тр. ИВ АН УзССР, вып. 3, 1954.
2 А.А. Семенов. Шейбани-хан и завоевание им империи тимуридов. Тр. ИИАЭ АН ТаджССР, т. XII. Материалы по истории таджиков и узбеков в Средней Азии, вып. 1, 1954.
3 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, ркп. ИВ АН СССР, по фотокопии ИВ АН СССР, В. 197, л. 93 а, б.
4  Там же. л. 93 б — 94 а.

   1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 28229      

Другие статьи из этой рубрики

А. Исин. Отражение политических интересов в династийных историографиях XIV-XVII веков

Исследователь, работающий с источниками позднесредневекового времени, не может не заметить различные подходы в освещении истории Центральной Азии, обусловленные не только разной информированностью создававших хроники авторов, существовавшими традициями и стереотипами освещения тем, но и преднамеренными искажениями и умолчаниями тех или иных событий. Имеются и генеалогические искажения, имеющие также определенную политическую подоплеку.
Характеризуя вкратце политические интересы династий, во славу которых создавались многие восточные хроники, отмечу, в частности, что наиболее тенденциозно подавалась история взаимоотношений с казахами и их политическими предшественниками в тимуридской и шейбанидской историографиях, чему есть определенные причины и исторические мотивы.

Илиуф Хаджи-Мурат. Кто вы, чала-казаки? Этиология слова.

Историки и этнографы едины во мнении о том, что прежнее казахское общество состояло из трех социальных слоев. Высшее положение в ее архитектонике занимали представители сословия aq süyek (букв. ‘белая кость’), в которое включались чингизиды-töreler (töre, букв. ‘закон’), и потомки первых проповедников ислама-hodjalar (hodja, букв. ‘хозяин, господин’). Потомки Чингиз-хана, известные также под обобщающим именем töre süyek, имели титул султана и право занимать ханский престол. Отметим, что приведенное сложное название, сокращенное до слова töre, приобрело в казахском языке значения ‘историч. чингизид; аристократ; господин; иронич. начальник’. Среди группы hodjalar, иногда именуемой сословием asıl süyek (букв. ‘благородная кость’), особо почитаемыми были потомки пророка Мухаммеда – сеиды (seyitter). Принадлежность к высшим стратам общества была обусловлена происхождением. Казахская аристократия обладала особым социально-правовым статусом, занимала привилегированное положение в структуре общественных отношений.

Тулибаева Ж.М. Бухарские и кокандские источники по истории казахов и Казахстана

В Бухаре в XVIII в. создается ряд исторических сочинений, имеющих большую ценность для изучения истории Бухарского ханства [1, 41]. Одним из таких источников является труд Мухаммада Вафа Карминаги "Тухфат ал-хани" ("Ханский подарок"). Сочинение известно также под названием "Тарих-и Рахим-хан" ("История Рахим-хана").

А. Нурмагамбетов. О казахских этнонимах Адай и Шеркес

С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре). Которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: "...родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки" [1]. Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта