Статьи
 

С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

13.С. 153

Следовательно, обвинение в вероотступничестве казахов богословами Мавераннахра и Хорасана с таким же успехом можно отнести и к самим узбекам Шейбани-хана — наследника Абулхаир-хана.

И, наконец, следует отметить, что эти сведения Рузбехана об остатках языческих верований в значительной степени сходны с сообщениями Плано Карпини и восточных авторов о верованиях тюрко-монгольских племен, населявших территорию Казахстана в ХIII - XIV вв. [72]

Рузбехан является также единственным автором, сообщающим нам наиболее полные и небезынтересные данные о жилищах и способах передвижения казахов в описываемое им время. По его словам, при перекочевках казахи в основном использовали колесный транспорт. Заслуживает особого внимания объяснение Рузбеханом причин этого: "Так как на пути их передвижения в сторону зимовок, — пишет Рузбехан, — нет никакой воды, достаточной для их скота, то они по необходимости стремятся сократить прохождение этого пути. Дороги и пространства, по которым они движутся, полностью покрыты снегом. Поэтому арбы их, поставленные на колеса, весьма нужны в пути, чтобы быстрее пройти по снежному насту, иначе им грозит опасность гибели от безводья и жажды" [73].

Из этого можно полагать, что необходимость колесного передвижения определялась радиусом кочевания. В своей работе "Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм" Б.Я. Владимирцев писал: "Впоследствии, в XIII в. существование кибиток поддерживалось дальними переходами, вызываемыми обилием стад, вообще расцветом кочевой жизни в дни мировой империи монголов" [74]. Причины, вызвавшие существование колесного передвижения, мы видим и у племен, населявших современную территорию Казахстана в XV-XVI вв. Хорошим подтверждением этому могут быть уже приведенные нами сообщения Рузбехана о районе летовок и зимовок, а также о наличии у них большого количества скота [75].

Последнее письменное сообщение, дошедшее до нас, об использовании казахами колесного передвижения относится к концу XVI в. [76]
Позже (XVII—XVIII вв.) источники не говорят об этом. Надо полагать, что повозки в это время вышли из употребления. "Главной причиной исчезновения повозок,— указывал В.В.Бартольд, — по-видимому, должен быть экономический упадок среди кочевников после XV в." [77] .
Основной причиной экономического упадка кочевников может быть уменьшение пастбищ. В XVI в. казахские ханства были еще относительно сильными политическими объединениями, временами представлявшими из себя серьезную угрозу для соседних государств [78].


72 Путешествия в восточные страны..., стр. 29; В. Г. Тизенгаузен. Сборник материалов,, относящихся к истории Золотой Орды, т. 1. СПб, 1884, стр. 174.
73 "Михмаи-намеи Бухара" Рузбехана, л. 73 а.
74 Б.Я. Владимирцев. Указ. соч., стр. 42.
75 См. выше.
76 В.В. Бартольд. Очерк истории Семиречья. Верный, 1898, стр. 91.
77 В.В. Бартольд. О колесном и верховом движении в Средней Азии.—Зап. ИВ АН СССР, т. VI, 1937, стр. 7.
78 Дженкинсон. Путешествия в Среднюю Азию 1558—1560 гг. Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. М„ 1937, стр. 185. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, т. XI, стр. 186; Акты исторические, собранные, и изданные археографической комиссией. СПб, т. 1, 1334—1598 гг., стр. 341; Хронологический перечень событий, относящихся к истории Зап. Сибири (1465—!881 гг.). Пам. книжка Зап. Сибири. Омск, 1881, стр. 52.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 35710      

Другие статьи из этой рубрики

Канат Ускенбай. К проблеме аутентичного наименования Казахского ханства (на примере Михман-наме-йи Бухара Фазлаллаха Ибн Рузбихана Исфахани)

Проблема аутентичного наименования Казахского государства позднего средневековья XV–XVII вв. прежде не вычленялась в отдельную исследовательскую проблематику. Как показывает опыт татарстанских коллег [1], такая постановка может быть продуктивной как в вопросе установления названия государства, так и в выяснении государственного устройства, этносоциального состава, территориальных границ. Данная публикация обращает внимание исследователей на сведения в целом широко известного персоязычного сочинения "Михман-наме-йи Бухара" Ибн Рузбихана Исфахани о наименованиях Казахского государства – Казахского ханства. В контексте названия данной публикации сведения этого источника не привлекались.

К. А. Пищулина и развитие историко-востоковедной науки в Казахстане

В 2009 году исполняется 75 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной. Всю свою научную деятельность К.А. Пищулина посвятила изучению позднесредневековой истории Казахстана и Центральной Азии. Ее появление в казахстанском востоковедении совпало с началом формирования собственной историко-востоковедной школы советского Казахстана в дальнейшее развитие которой она внесла свой личный немалый вклад как профессиональный востоковед – иранист и тюрколог. Многие ее научные открытия дошли до своего читателя через многотомные издания "Истории Казахстана" и "Казахской энциклопедии". В подобных фундаментальных коллективных изданиях зачастую остаются в тени конкретные авторы этих трудов, поскольку это не индивидуальные статьи и монографии, но изложенные в них идеи и мысли быстрее всего получают распространение. Благодаря этим трудам многие научные открытия К.А. Пищулиной получили всеобщее признание и на протяжении многих лет тиражируются в различных изданиях, научных монографиях и статьях, учебниках и учебных пособиях, республиканских и региональных энциклопедиях, справочниках.

Илиуф Хаджи-Мурат. Кто вы, чала-казаки? Этиология слова.

Историки и этнографы едины во мнении о том, что прежнее казахское общество состояло из трех социальных слоев. Высшее положение в ее архитектонике занимали представители сословия aq süyek (букв. ‘белая кость’), в которое включались чингизиды-töreler (töre, букв. ‘закон’), и потомки первых проповедников ислама-hodjalar (hodja, букв. ‘хозяин, господин’). Потомки Чингиз-хана, известные также под обобщающим именем töre süyek, имели титул султана и право занимать ханский престол. Отметим, что приведенное сложное название, сокращенное до слова töre, приобрело в казахском языке значения ‘историч. чингизид; аристократ; господин; иронич. начальник’. Среди группы hodjalar, иногда именуемой сословием asıl süyek (букв. ‘благородная кость’), особо почитаемыми были потомки пророка Мухаммеда – сеиды (seyitter). Принадлежность к высшим стратам общества была обусловлена происхождением. Казахская аристократия обладала особым социально-правовым статусом, занимала привилегированное положение в структуре общественных отношений.

Ж.М. Тулибаева. Улус Урус-хана.

Одним из самых запутанных и интересных вопросов в истории Казахстана является проблема изучения генеалогии Урус-хана - предка основателей Казахского ханства. В казахстанской историографии существует две точки зрения относительно родословной Урус-хана, двадцатого правителя Золотой Орды. Одни историки возводят его родословную к Тукай-Тимуру, тринадцатому сыну Джучи, другие к Орда-Эджену, старшему сыну Джучи. Правда, в советское время в околонаучной литературе существовала еще одна версия происхождения Урус-хана, связанная с его именем, однако она не выдерживает никакой критики и связана с конъюнктурными соображениями тех лет.

Председатель западного отделения Алаш-Орды Д. Досмухамедов и судьбы казахской интеллигенции в период сталинских репрессий

В советской и, в частности, казахстанской историографии деятельность Джаганши Досмухамедова (Джанши, Жахинши Дос-Мухамедова) и других руководителей казахского автономистского движения Алаш начала XX в., как известно, долгое время оценивалась однозначно отрицательно (1). Однако с конца 80-х гг. прошлого столетия был открыт доступ к ранее закрытым архивным источникам, активизировалась исследовательская деятельность историков и публицистов. В итоге стали появляться работы, которые проливают новый свет на политическую биографию и судьбу таких ярких представителей казахской интеллигенции начала XX в., как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Джаганша и Халел Досмухамедовы, Мухамеджан Тынышпаев, Мустафа Чокаев и другие (2).
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте