1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

13.С. 153

Следовательно, обвинение в вероотступничестве казахов богословами Мавераннахра и Хорасана с таким же успехом можно отнести и к самим узбекам Шейбани-хана — наследника Абулхаир-хана.

И, наконец, следует отметить, что эти сведения Рузбехана об остатках языческих верований в значительной степени сходны с сообщениями Плано Карпини и восточных авторов о верованиях тюрко-монгольских племен, населявших территорию Казахстана в ХIII - XIV вв. [72]

Рузбехан является также единственным автором, сообщающим нам наиболее полные и небезынтересные данные о жилищах и способах передвижения казахов в описываемое им время. По его словам, при перекочевках казахи в основном использовали колесный транспорт. Заслуживает особого внимания объяснение Рузбеханом причин этого: "Так как на пути их передвижения в сторону зимовок, — пишет Рузбехан, — нет никакой воды, достаточной для их скота, то они по необходимости стремятся сократить прохождение этого пути. Дороги и пространства, по которым они движутся, полностью покрыты снегом. Поэтому арбы их, поставленные на колеса, весьма нужны в пути, чтобы быстрее пройти по снежному насту, иначе им грозит опасность гибели от безводья и жажды" [73].

Из этого можно полагать, что необходимость колесного передвижения определялась радиусом кочевания. В своей работе "Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм" Б.Я. Владимирцев писал: "Впоследствии, в XIII в. существование кибиток поддерживалось дальними переходами, вызываемыми обилием стад, вообще расцветом кочевой жизни в дни мировой империи монголов" [74]. Причины, вызвавшие существование колесного передвижения, мы видим и у племен, населявших современную территорию Казахстана в XV-XVI вв. Хорошим подтверждением этому могут быть уже приведенные нами сообщения Рузбехана о районе летовок и зимовок, а также о наличии у них большого количества скота [75].

Последнее письменное сообщение, дошедшее до нас, об использовании казахами колесного передвижения относится к концу XVI в. [76]
Позже (XVII—XVIII вв.) источники не говорят об этом. Надо полагать, что повозки в это время вышли из употребления. "Главной причиной исчезновения повозок,— указывал В.В.Бартольд, — по-видимому, должен быть экономический упадок среди кочевников после XV в." [77] .
Основной причиной экономического упадка кочевников может быть уменьшение пастбищ. В XVI в. казахские ханства были еще относительно сильными политическими объединениями, временами представлявшими из себя серьезную угрозу для соседних государств [78].


72 Путешествия в восточные страны..., стр. 29; В. Г. Тизенгаузен. Сборник материалов,, относящихся к истории Золотой Орды, т. 1. СПб, 1884, стр. 174.
73 "Михмаи-намеи Бухара" Рузбехана, л. 73 а.
74 Б.Я. Владимирцев. Указ. соч., стр. 42.
75 См. выше.
76 В.В. Бартольд. Очерк истории Семиречья. Верный, 1898, стр. 91.
77 В.В. Бартольд. О колесном и верховом движении в Средней Азии.—Зап. ИВ АН СССР, т. VI, 1937, стр. 7.
78 Дженкинсон. Путешествия в Среднюю Азию 1558—1560 гг. Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. М„ 1937, стр. 185. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, т. XI, стр. 186; Акты исторические, собранные, и изданные археографической комиссией. СПб, т. 1, 1334—1598 гг., стр. 341; Хронологический перечень событий, относящихся к истории Зап. Сибири (1465—!881 гг.). Пам. книжка Зап. Сибири. Омск, 1881, стр. 52.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 46256      

Другие статьи из этой рубрики

Илиуф Хаджи-Мурат. Кто вы, чала-казаки? Этиология слова.

Историки и этнографы едины во мнении о том, что прежнее казахское общество состояло из трех социальных слоев. Высшее положение в ее архитектонике занимали представители сословия aq süyek (букв. ‘белая кость’), в которое включались чингизиды-töreler (töre, букв. ‘закон’), и потомки первых проповедников ислама-hodjalar (hodja, букв. ‘хозяин, господин’). Потомки Чингиз-хана, известные также под обобщающим именем töre süyek, имели титул султана и право занимать ханский престол. Отметим, что приведенное сложное название, сокращенное до слова töre, приобрело в казахском языке значения ‘историч. чингизид; аристократ; господин; иронич. начальник’. Среди группы hodjalar, иногда именуемой сословием asıl süyek (букв. ‘благородная кость’), особо почитаемыми были потомки пророка Мухаммеда – сеиды (seyitter). Принадлежность к высшим стратам общества была обусловлена происхождением. Казахская аристократия обладала особым социально-правовым статусом, занимала привилегированное положение в структуре общественных отношений.

Ч.Ч. Валиханов. О киргиз-кайсацкой большой орде.

Заилийский край занят двумя главными родами Большой орды: албанами и дулатами с частью чапраштов, никогда отсюда не выходивших на правый берег Или. На востоке в Илийскую долину иногда выходят дикокаменные киргизы из рода бугу, родовые кочевья которых находятся на юго-восточной стороне Иссык-Куля, а на западе — из родов султы и сарыбагыш, чьи кочевья находятся также на юго-западном берегу того же озера и в окрестностях Пишпека (укрепления, находящегося за Чу и принадлежащего ташкентцам). Западная граница кочевьев албанов есть р. Турген; они кочуют даже и в китайских владени­ях, платя последним ничтожную дань, К западу от албанов, т.е. от Тургена, кочуют дулаты и чапрашты (смежно) до истоков р. Чу и далее за ней через р. Талас из ташкентских городов и укреп­лений.

Ш.К.Ахметова. "Пища казахов Западной Сибири: традиции и новации"

Как известно, пища относится к одному из наиболее важных элементов материальной культуры, являясь носителем этнической специфики. В современных условиях стандартизации и унификации многих явлений культуры и быта сфера пищевых запретов и приоритетов сохраняет максимальное количество этнически значимых черт. Но применительно к казахской диаспоре в Западной Сибири эта тема освещалась фрагментально[1]. Данная работа является первой попыткой системного описания пищи казахов Омской и Новосибирской областей. В научный оборот вводятся новые данные, показывающие соотношение традиционных и новых элементов питания. ритуальное значение пищи, а также сведения о традиционной утвари, сохранившейся в современных условиях.

А. Нурмагамбетов. О казахских этнонимах Адай и Шеркес

С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре). Которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: "...родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки" [1]. Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной.

Д.А. Аманжолова. Казахское общество в 1-й четверти XX века: проблемы этноидентификации

Формирование национального самосознания казахов определялось рядом факторов внутриэтнического характера и объективными условиями развития казахского общества. Особенно активно этот процесс происходил в XX в. Хотя, как показала в своих исследованиях Н.Е. Бекмаханова, уже в XVIII и особенно в XIX вв. вследствие все более активного втягивания региона в общероссийскую экономику, участия казахов в важнейших военно-политических событиях Российской империи, а также усложнения форм социальной организации, медленного, но неуклонного перехода от кочевых к полукочевым и оседлым формам жизнедеятельности, интенсивного общения казахской элиты и ссыльных представителей русской демократической интеллигенции и др. обстоятельств казахский этнос обретал новое качество развития в рамках мирового сообщества [1].
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов