Статьи
 

С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

13.С. 153

Следовательно, обвинение в вероотступничестве казахов богословами Мавераннахра и Хорасана с таким же успехом можно отнести и к самим узбекам Шейбани-хана — наследника Абулхаир-хана.

И, наконец, следует отметить, что эти сведения Рузбехана об остатках языческих верований в значительной степени сходны с сообщениями Плано Карпини и восточных авторов о верованиях тюрко-монгольских племен, населявших территорию Казахстана в ХIII - XIV вв. [72]

Рузбехан является также единственным автором, сообщающим нам наиболее полные и небезынтересные данные о жилищах и способах передвижения казахов в описываемое им время. По его словам, при перекочевках казахи в основном использовали колесный транспорт. Заслуживает особого внимания объяснение Рузбеханом причин этого: "Так как на пути их передвижения в сторону зимовок, — пишет Рузбехан, — нет никакой воды, достаточной для их скота, то они по необходимости стремятся сократить прохождение этого пути. Дороги и пространства, по которым они движутся, полностью покрыты снегом. Поэтому арбы их, поставленные на колеса, весьма нужны в пути, чтобы быстрее пройти по снежному насту, иначе им грозит опасность гибели от безводья и жажды" [73].

Из этого можно полагать, что необходимость колесного передвижения определялась радиусом кочевания. В своей работе "Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм" Б.Я. Владимирцев писал: "Впоследствии, в XIII в. существование кибиток поддерживалось дальними переходами, вызываемыми обилием стад, вообще расцветом кочевой жизни в дни мировой империи монголов" [74]. Причины, вызвавшие существование колесного передвижения, мы видим и у племен, населявших современную территорию Казахстана в XV-XVI вв. Хорошим подтверждением этому могут быть уже приведенные нами сообщения Рузбехана о районе летовок и зимовок, а также о наличии у них большого количества скота [75].

Последнее письменное сообщение, дошедшее до нас, об использовании казахами колесного передвижения относится к концу XVI в. [76]
Позже (XVII—XVIII вв.) источники не говорят об этом. Надо полагать, что повозки в это время вышли из употребления. "Главной причиной исчезновения повозок,— указывал В.В.Бартольд, — по-видимому, должен быть экономический упадок среди кочевников после XV в." [77] .
Основной причиной экономического упадка кочевников может быть уменьшение пастбищ. В XVI в. казахские ханства были еще относительно сильными политическими объединениями, временами представлявшими из себя серьезную угрозу для соседних государств [78].


72 Путешествия в восточные страны..., стр. 29; В. Г. Тизенгаузен. Сборник материалов,, относящихся к истории Золотой Орды, т. 1. СПб, 1884, стр. 174.
73 "Михмаи-намеи Бухара" Рузбехана, л. 73 а.
74 Б.Я. Владимирцев. Указ. соч., стр. 42.
75 См. выше.
76 В.В. Бартольд. Очерк истории Семиречья. Верный, 1898, стр. 91.
77 В.В. Бартольд. О колесном и верховом движении в Средней Азии.—Зап. ИВ АН СССР, т. VI, 1937, стр. 7.
78 Дженкинсон. Путешествия в Среднюю Азию 1558—1560 гг. Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. М„ 1937, стр. 185. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, т. XI, стр. 186; Акты исторические, собранные, и изданные археографической комиссией. СПб, т. 1, 1334—1598 гг., стр. 341; Хронологический перечень событий, относящихся к истории Зап. Сибири (1465—!881 гг.). Пам. книжка Зап. Сибири. Омск, 1881, стр. 52.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 32968      

Другие статьи из этой рубрики

Председатель западного отделения Алаш-Орды Д. Досмухамедов и судьбы казахской интеллигенции в период сталинских репрессий

В советской и, в частности, казахстанской историографии деятельность Джаганши Досмухамедова (Джанши, Жахинши Дос-Мухамедова) и других руководителей казахского автономистского движения Алаш начала XX в., как известно, долгое время оценивалась однозначно отрицательно (1). Однако с конца 80-х гг. прошлого столетия был открыт доступ к ранее закрытым архивным источникам, активизировалась исследовательская деятельность историков и публицистов. В итоге стали появляться работы, которые проливают новый свет на политическую биографию и судьбу таких ярких представителей казахской интеллигенции начала XX в., как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Джаганша и Халел Досмухамедовы, Мухамеджан Тынышпаев, Мустафа Чокаев и другие (2).

Ж.М. Тулибаева. Персоязычные источники по истории казахского народа XIV–XV веков

Начиная с XI в. обширная территория от Днестра и северных берегов Черного моря до Иртыша и озера Балхаш носила название Дешт-и Кипчак. Западный Дешт-и Кипчак простирался с востока на запад от Яика до Днестра, а с юга на север – от Черного и Каспийского морей до г. Укека. Восточный Дешт-и Кипчак занимал земли от Иртыша до Яика и от озера Балхаш и низовьев Сырдарьи до Тобола. В XIII в. Дешт-и Кипчак вошел в состав улуса Джучи (Золотая Орда), основная масса населения которого состояла из тюркских и монгольских кочевых родов и племен.

Н.А. Атыгаев О времени образования Казахского ханства (к 550-летию образования ханства)

Вопрос о времени возникновения Казахского ханства, первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса – казахов, является одним из самых дискуссионных проблем отечественной исторической науки. В казахстанской научной и научно-популярной литературе имеется множество работ, посвященных данной теме, хотя до начала 70-х годов ХХ века вопрос датировки образования ханства в качестве научной проблемы специально не поднимался. Его ставили "в один ряд с иными событиями политической истории казахского общества" [1, 54]. В этот период были опубликованы первые научные исследования, посвященные конкретно времени образования Казахского ханства. Автором первой такой специальной работы стал Т.И. Султанов. Затем, в 1977 году, данная проблема была рассмотрена в монографии К.А. Пищулиной. В последующие годы этот вопрос остался без внимания историков. Вновь проблема актуализировалась после обретения Казахстаном независимости. В 90-е годы XX века данный вопрос нашел отражение в работах казахстанских историков А. Хасенова, К. Акишева, Ж. Касымбаева, Б. Карибаева и др. Рассматривали в своих исторических изысканиях проблему датировки образования Казахского ханства известные писатели Казахстана М. Магауин и К. Салгарин. Следует также сказать о псевдонаучных, но растиражированных публикациях по данной теме кандидата технических наук К. Даниярова.

Турсун Султанов. Кто такие казахи

Казак — тюркское слово. Его исходная форма именно такая: два увулярных к' начальный и конечный, — к' а з а к'. Со времени выхода известной книги А. Левшина о казахах (1832) в трудах некоторых ученых распространено утверждение о том, что в "Шах-наме" великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X—XI столетий), в разделе о Рустаме якобы говорится о казахах и ханах казахских. Однако cодержание бессмертного творения хорошо известно ориенталистам, и там нет ни слова о слове "казак". Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина "казак" и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением "бездомный", "бесприютный", "скиталец", "изгнанник".

А. Нурмагамбетов. О казахских этнонимах Адай и Шеркес

С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре). Которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: "...родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки" [1]. Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте