1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 

Maykor отзывы клиентов.

С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

16.С. 156

Сведения Рузбехана об этих городах представляют большой интерес в связи с тем, что XV-XVI вв., несмотря на периодически повторявшиеся войны, были временем их наивысшего расцвета после нашествия монголов. Города эти, судя по свидетельству источников XIV-XVI вв., играли крупную роль в политической, экономической и культурной жизни не только кочевников Казахстана, но и оседлого населения Средней Азии. Так, город Сыгнак являлся столицей Белой Орды. За эти города постоянно велись войны сперва между степными феодалами чингизидами и тимуридами, а в начале XVI в.- между казахскими ханами и шейбаиидами; борьба эта продолжалась и в последующие годы.

В описываемое Рузбеханом время города Сыгнак, Аркук, Ясса и Сайрам принадлежали шейбанидам. Из них город Аркук за помощь, оказанную Шейбани-хану еще в конце XV в. в его борьбе с степными феодалами-чингизидами за верховную власть в Дешти-Кыпчаке, был награжден правами тарханства [91] .

Все вышеперечисленные города, по словам нашего автора, в отличие от городов Мавераннахра, Хорасана, Ирана и Азербайджана отличались своим богатством. Вокруг городов были расположены пашни, орошаемые арыками, выведенными из Сыр-Дарьи. Рузбехан приводит весьма интересный факт в описании похода войск Шейбани-хана против казахов, указывающий на состояние земледелия около городов. Прибывшие из городов Самарканда и Бухары воины Шейбани-хана не имели при себе продовольствия. Было решено, что "город Аркук с помощью других городов, находящихся на западном берегу Сейхуна, полностью обеспечит войско продуктами и хлебом" [92]. И вот в этом небольшом по количеству жителей городе, "несмотря на то, что было время зимы, цены на зерновой хлеб и продукты были дорогие, и войско было такое бесчисленное, быстро без жалоб и обид от кого-либо на воинов были собраны запасы продовольствия. А так как в этом городе базаров и лавок нет, то большинство торговых сделок происходят в домах жителей, и воины ноши с питанием из домов их выносили. Ноши их оказались полными до краев. Все остальные города в благоденствии сел подобны городу Аркуку и даже еще больше цветущи. И это есть весьма диковинное дело, так как если бы такое многочисленное войско оказалось в большинстве городов Мавераннахра, Хорасана и Азербайджана и оно пожелало бы собрать в них продовольствие, то возможно погибло бы от мучений и желаний и не смогло бы удовлетворить свои потребности... Сверх того, после этого продолжительное время ни один человек, ни в одном округе тех земель не имел бы семян для посева" [93].

О цветущем состоянии присырдарьинских городов говорит нам также и то, что в описываемое Рузбеханом время они продолжали быть крупными торговыми центрами. Город Сыгнак в начале XVI в. оставался "гаванью Дешти-Кыпчака", куда прибывали товары из Поволжья, Мавераннахра, Кашгара, Хотана и Китая.

"Город Ясса, где мазар Ахмеда Яссеви, по словам Рузбехана, обширный и покрытый зеленью, столица области Туркестан... Товары и драгоценные вещи прибывают в город Яссу, и там происходит купля и продажа их. Здесь местопребывание купцов с грузами разных стран и путешественников". Здесь сходятся дороги из Мавераннахра и Китая [94].


91 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 48 а.
92 Там же, л. 47а.
93 Там же, л. 476.
94 Там же, лл. 115б—116а.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 38530      

Другие статьи из этой рубрики

Эдуард Хуршудян. Об Алматы и проблеме вокруг нее. Часть I

В последнее время вопрос возвращения прежнего названия города Алма-Ата на Алматы, привлек большое внимание ученых и представителей общественности. Было написано много работ, были высказаны самые различные точки зрения по этой проблематике. В данной работе мы решили дать нашу точку зрения на некоторые вопросы, имеющие отношение к проблематике топонима Алматы и вокруг нее. Это, прежде всего, наша рецензия на недавно вышедший сборник, посвященный Алматы ("Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XXв.)")(статья N1), а также новое толкование прочтения арабской надписи на Чагатайской монете XIII века (статья N2) и некоторые размышления вокруг прежнего названия города - Алма-Ата (статья N3).

А. Нурмагамбетов. О казахских этнонимах Адай и Шеркес

С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре). Которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: "...родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки" [1]. Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной.

Ж.М. Тулибаева. Улус Урус-хана.

Одним из самых запутанных и интересных вопросов в истории Казахстана является проблема изучения генеалогии Урус-хана - предка основателей Казахского ханства. В казахстанской историографии существует две точки зрения относительно родословной Урус-хана, двадцатого правителя Золотой Орды. Одни историки возводят его родословную к Тукай-Тимуру, тринадцатому сыну Джучи, другие к Орда-Эджену, старшему сыну Джучи. Правда, в советское время в околонаучной литературе существовала еще одна версия происхождения Урус-хана, связанная с его именем, однако она не выдерживает никакой критики и связана с конъюнктурными соображениями тех лет.

Е.Б.Абатаев. Юрта – традиционное жилище казахов Южного Алтая

В качестве одного из направлений исследований, разрабатываемых отечественной этнографической наукой, выдвигается изучение специфики этнического развития групп некоренного населения, проживающих за пределами основной территории расселения этноса, в инонациональном окружении. Объектом настоящего исследования является одна из таких локальных групп казахов, проживающих за пределами основной территории расселения своего этноса на Южном Алтае.

Хронологический указатель трудов К.А. Пищулиной

Хронологический указатель трудов видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов