1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 

Maykor отзывы клиентов.

С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

16.С. 156

Сведения Рузбехана об этих городах представляют большой интерес в связи с тем, что XV-XVI вв., несмотря на периодически повторявшиеся войны, были временем их наивысшего расцвета после нашествия монголов. Города эти, судя по свидетельству источников XIV-XVI вв., играли крупную роль в политической, экономической и культурной жизни не только кочевников Казахстана, но и оседлого населения Средней Азии. Так, город Сыгнак являлся столицей Белой Орды. За эти города постоянно велись войны сперва между степными феодалами чингизидами и тимуридами, а в начале XVI в.- между казахскими ханами и шейбаиидами; борьба эта продолжалась и в последующие годы.

В описываемое Рузбеханом время города Сыгнак, Аркук, Ясса и Сайрам принадлежали шейбанидам. Из них город Аркук за помощь, оказанную Шейбани-хану еще в конце XV в. в его борьбе с степными феодалами-чингизидами за верховную власть в Дешти-Кыпчаке, был награжден правами тарханства [91] .

Все вышеперечисленные города, по словам нашего автора, в отличие от городов Мавераннахра, Хорасана, Ирана и Азербайджана отличались своим богатством. Вокруг городов были расположены пашни, орошаемые арыками, выведенными из Сыр-Дарьи. Рузбехан приводит весьма интересный факт в описании похода войск Шейбани-хана против казахов, указывающий на состояние земледелия около городов. Прибывшие из городов Самарканда и Бухары воины Шейбани-хана не имели при себе продовольствия. Было решено, что "город Аркук с помощью других городов, находящихся на западном берегу Сейхуна, полностью обеспечит войско продуктами и хлебом" [92]. И вот в этом небольшом по количеству жителей городе, "несмотря на то, что было время зимы, цены на зерновой хлеб и продукты были дорогие, и войско было такое бесчисленное, быстро без жалоб и обид от кого-либо на воинов были собраны запасы продовольствия. А так как в этом городе базаров и лавок нет, то большинство торговых сделок происходят в домах жителей, и воины ноши с питанием из домов их выносили. Ноши их оказались полными до краев. Все остальные города в благоденствии сел подобны городу Аркуку и даже еще больше цветущи. И это есть весьма диковинное дело, так как если бы такое многочисленное войско оказалось в большинстве городов Мавераннахра, Хорасана и Азербайджана и оно пожелало бы собрать в них продовольствие, то возможно погибло бы от мучений и желаний и не смогло бы удовлетворить свои потребности... Сверх того, после этого продолжительное время ни один человек, ни в одном округе тех земель не имел бы семян для посева" [93].

О цветущем состоянии присырдарьинских городов говорит нам также и то, что в описываемое Рузбеханом время они продолжали быть крупными торговыми центрами. Город Сыгнак в начале XVI в. оставался "гаванью Дешти-Кыпчака", куда прибывали товары из Поволжья, Мавераннахра, Кашгара, Хотана и Китая.

"Город Ясса, где мазар Ахмеда Яссеви, по словам Рузбехана, обширный и покрытый зеленью, столица области Туркестан... Товары и драгоценные вещи прибывают в город Яссу, и там происходит купля и продажа их. Здесь местопребывание купцов с грузами разных стран и путешественников". Здесь сходятся дороги из Мавераннахра и Китая [94].


91 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 48 а.
92 Там же, л. 47а.
93 Там же, л. 476.
94 Там же, лл. 115б—116а.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 43882      

Другие статьи из этой рубрики

А. Нурмагамбетов. О казахских этнонимах Адай и Шеркес

С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре). Которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: "...родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки" [1]. Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной.

Илиуф Хаджи-Мурат. Кто вы, чала-казаки? Этиология слова.

Историки и этнографы едины во мнении о том, что прежнее казахское общество состояло из трех социальных слоев. Высшее положение в ее архитектонике занимали представители сословия aq süyek (букв. ‘белая кость’), в которое включались чингизиды-töreler (töre, букв. ‘закон’), и потомки первых проповедников ислама-hodjalar (hodja, букв. ‘хозяин, господин’). Потомки Чингиз-хана, известные также под обобщающим именем töre süyek, имели титул султана и право занимать ханский престол. Отметим, что приведенное сложное название, сокращенное до слова töre, приобрело в казахском языке значения ‘историч. чингизид; аристократ; господин; иронич. начальник’. Среди группы hodjalar, иногда именуемой сословием asıl süyek (букв. ‘благородная кость’), особо почитаемыми были потомки пророка Мухаммеда – сеиды (seyitter). Принадлежность к высшим стратам общества была обусловлена происхождением. Казахская аристократия обладала особым социально-правовым статусом, занимала привилегированное положение в структуре общественных отношений.

Атыгаев Н.А. Время образования Казахского ханства: некоторые аспекты проблемы в историографии и в источниках

Становление и развитие государственного суверенитета Казахстана актуализировали многие проблемы истории государствообразующего этноса – казахского народа. В новых условиях повышенный интерес у общественности и ученых-обществоведов вызвали вопросы, связанные с историей развития государственности на казахской земле, определением ее истоков и динамики развития. Одним из важных этапов эволюции государственности на территории Казахстана является период существования средневекового государства казахского этноса – Казахского ханства.

Турсун Султанов. Кто такие казахи

Казак — тюркское слово. Его исходная форма именно такая: два увулярных к' начальный и конечный, — к' а з а к'. Со времени выхода известной книги А. Левшина о казахах (1832) в трудах некоторых ученых распространено утверждение о том, что в "Шах-наме" великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X—XI столетий), в разделе о Рустаме якобы говорится о казахах и ханах казахских. Однако cодержание бессмертного творения хорошо известно ориенталистам, и там нет ни слова о слове "казак". Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина "казак" и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением "бездомный", "бесприютный", "скиталец", "изгнанник".

Д.А. Аманжолова. Казахское общество в 1-й четверти XX века: проблемы этноидентификации

Формирование национального самосознания казахов определялось рядом факторов внутриэтнического характера и объективными условиями развития казахского общества. Особенно активно этот процесс происходил в XX в. Хотя, как показала в своих исследованиях Н.Е. Бекмаханова, уже в XVIII и особенно в XIX вв. вследствие все более активного втягивания региона в общероссийскую экономику, участия казахов в важнейших военно-политических событиях Российской империи, а также усложнения форм социальной организации, медленного, но неуклонного перехода от кочевых к полукочевым и оседлым формам жизнедеятельности, интенсивного общения казахской элиты и ссыльных представителей русской демократической интеллигенции и др. обстоятельств казахский этнос обретал новое качество развития в рамках мирового сообщества [1].
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов