1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

2.С. 142

известие, Шейбани-хан с благословения богословов Мавераннахра и Хорасана объявил казахам священную войну и в январе 1509 г. выступил против них в поход [5] .

Рузбехан, будучи одним из приближенных Шейбани-хана, сопровождал его в этом походе и "подробно описал все предшествовавшее последнему и причины вызвавшие его; текстуально записал слова Шейбани-хана, подробно отметил все им виденное, до бытовых подробностей включительно" [6] .

Эти весьма примечательные записи дошли до нас в его сочинении "Михман-намеи Бухара", начатого в июле-августе 1509 г. и законченного в августе-сентябре того же года в Бухаре. Последнее и обусловило то, что в сочинении Рузбехана ни слова не сказано о неудачном походе Шейбани-хана в начале 1510 г. против Касым-хана, о чем имеются свидетельства других авторов [7] .

"Михман-намеи Бухара" Рузбехана, написанное на персидском языке, является пока единственным сочинением средневековых авторов, знакомящим нас с бытом и хозяйством казахов в начале XVI в. Вместе с тем в его записях можно встретить не менее оригинальные и пока единственные данные о внешнеторговых связях казахов в начале XVI в., о состоянии городов Туркестан, Сыгнак, Сайрам и их роли в политической и экономической жизни кочевников и т.д. Отдельные, но ценные выдержки из него по хозяйству и быту впервые ввел в науку А.А. Семенов в своей статье "К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана". На "Михман-намеи Бухара", как на источник по истории Казахстана, указывал в своей работе и П.П. Иванов [8] .

Однако сведения Рузбехана, несмотря на всю оригинальность и большую ценность, до сих пор остаются малоизвестными не только для широкого, круга читателей, но и для специалистов — историков Казахстана. Здесь следует отметить, что "Михман-намеи Бухара" представляет исключительный интерес, как для истории Казахстана, так и Средней Азии периода Шейбани-хана. И поэтому прав проф. А.А. Семенов, когда он пишет, что записки Рузбехана, "современника и близкого к Шейбани-хану человека... к крайнему сожалению, до сих пор не были известны в науке и поэтому не оценены по достоинству" [9] . Учитывая это, мы сочли своим долгом в порядке предварительного сообщения ознакомить читателей с некоторыми сведениями по истории Казахстана, извлеченными из этого сочинения, при этом в ходе изложения материала "Михман-намеи Бухара" Рузбехана нами приводятся для сравнения сведения других авторов о Казахстане.

В одном из первых разделов сочинения Рузбехана "Упоминания обстоятельств, которые были причиной к священной войне против казахов" имеется весьма интересное высказывание. "Три племени,— пишет он,— относятся к узбекам, кои суть славнейшие в улусе Чингис-хана. На сегодняшний день [один из них], все [племена] которого относятся к Шейбану (шейбанион), и Его Величество через целый ряд предков был и есть их хан;


5 Там же, лл. 40 а, б.
6 А.А. Семенов. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана. Материалы по истории таджиков и узбеков..., стр. 21.
7 См. Извлечения из сочинения Хондем ира "Хабиб ас-Сияр", Мухаммед-Хайдара "Тарихи Рашиди" в работе В.В. Вельяминова-3ернова "Исследование о касымовских царях и царевичах", ч. 2. СПб, 1864, стр. 224, 260.
8 П.П. Иванов. Казахи и кокандское ханство.— Зап. ИВ АН СССР, т. VII. 1939, стр. 93.
9 А. А. Семенов. К вопросу с происхождении и составе...,  стр. 21.

 

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 40427      

Другие статьи из этой рубрики

Акимушкин О.Ф. К вопросу о внешнеполитических связях Могольского государства с узбеками и казахами в 30-х годах XVI в. - 60-х годах XVIII в.

16-го зу-л-хиджа 939/9 июля 1533 г., возвращаясь из похода на Малый Тибет (Ладак), умер основатель государства Чагатаидов в Восточном Туркестане Султан-Саид-хан. Первого мухаррама 940/23 июля 1533 г. в Яркенде на престол взошел его старший сын Абд ар-Рашид, который едва ли не в первые годы своего правления круто изменил традиционный внешнеполитический курс - союз с узбек-казахами против узбеков Шейбанидов.

Д.А. Аманжолова. Казахское общество в 1-й четверти XX века: проблемы этноидентификации

Формирование национального самосознания казахов определялось рядом факторов внутриэтнического характера и объективными условиями развития казахского общества. Особенно активно этот процесс происходил в XX в. Хотя, как показала в своих исследованиях Н.Е. Бекмаханова, уже в XVIII и особенно в XIX вв. вследствие все более активного втягивания региона в общероссийскую экономику, участия казахов в важнейших военно-политических событиях Российской империи, а также усложнения форм социальной организации, медленного, но неуклонного перехода от кочевых к полукочевым и оседлым формам жизнедеятельности, интенсивного общения казахской элиты и ссыльных представителей русской демократической интеллигенции и др. обстоятельств казахский этнос обретал новое качество развития в рамках мирового сообщества [1].

Ускенбай К.З. "Политическая деятельность Урус-хана и его место в истории казахской государственности".

Мухаммад-Урус-хан самый известный правитель Ак-Орды. В годы его правления это государство достигло наибольшего могущества. Политическая и военная деятельность Урус-хана получила сравнительно удовлетворительное освещение в средневековых источниках. В настоящем сообщении автор попытается коротко обрисовать основные этапы его деятельности с акцентом на дискуссионных моментах, а также обозначить роль и место этой политической фигуры в истории казахской государственности.

Клара Хафизова. Казахско-китайская граница в прошлом и сегодня.

После падения монгольской династии во второй половине ХIV в. и вплоть до второй половины ХVII в., т. е. в течение почти 300 лет, Китай не имел общих границ с казахскими ханствами, а также с другими владениями на территории современного Казахстана. Вне поля зрения Китая осталось также важное событие в политической жизни казахов - образование казахского ханства с центром в Семиречье и долголетний процесс формирования его территории и границ. Между казахским ханством и Срединной равниной находилось Джунгарское ханство (1635-1757 гг.), блокировавшее доступ из Китая в Казахстан и не допускавшее установления между ними связей. Лишь после установления в Китае господства маньчжурской династии Цин и завоевания ею Джунгарского и Яркендского ханств в 1757 г. границы китайского государства подступили к территориям Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Почти одновременно с Цинской империей начала проникать в Центральную Азию с запада, севера и востока Российская империя. В результате встречной экспансии двух держав и заключения между ними ряда договоров к концу ХIХ в. перекраивание политической карты Центральной Азии завершилось. Однако на этом процесс формирования русско-китайской границы на "западном участке" не закончился. Он имеет продолжение и сегодня, после распада СССР - правопреемника царской России, а также образования пяти суверенных государств на месте среднеазиатских советских республик. Три из них - Казахстан, Киргизия и Таджикистан - непосредственно граничат с территорией китайского государства, точнее, с его Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Объединившись с Российской Федерацией, они по инициативе Китая пересмотрели свои южные границы и заключили новые договоры.

Е.Б.Абатаев. Народные игры казахов Южного Алтая

Игры во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к далекой древности и в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры и развлечения выполняли всегда общественные функции: воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др.[1] Часть игр и развлечений несли у казахов Южного Алтая ритуальные и обрядовые функции, входящих в систему поминально-погребальных и свадебных обрядов. Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар, сайыс, аударыспак [2].
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов