1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

5.С. 145

Во-вторых, данное сообщение Рузбехана указывает нам также и на то, что в описываемое время часть Ногайского улуса входила в состав первых казахских владении. В подтверждение этого мы можем привести данные из другого сочинения, сведения из которого, правда, относятся к 1513 г. Так, автор "Зубдат ал-Асар" Абдаллах бен Мухаммед беи Али Насруллахи пишет: "Касым-хан был падишахом Дешти-Кыпчака. Он был способен на великие дела. Касым-хан, собрав казахские и мангытские (ногайские. — С.И.) войска, совершил поход на Ташкент и Туркестан и окружил их" [24].

На зимовки казахи, по словам Рузбехана, располагались "по берегу реки Сейхун, которую там называют Сыр-Дарьей", окрестности которой "покрыты камышом, обильны травами и кустарниками... и, вероятно, протяженность берегов Сейхуна, где они обитают, будет более трехсот фарсангов. Когда они достигают берегов Сейхуна, то оказываются вблизи земель Туркестана, также находящихся на берегу Сейхуна" [25]. В другом месте Рузбехан пишет, что зимовки казахов располагаются также и в Каракумах. Причем, судя по его словам, в этом месте зимовали Бурундук-хан и Касым-султан [26].

Из слов Рузбехана видно также, что первые казахские владения представляли из себя серьезную военную силу и по первому зову верховного хана способны были выставить "четыреста тысяч одетых в кольчуги пехлеванов, каждый из которых по деянию своему равен двадцати дельным юношам [27]". Здесь интересно, что Касым-хан, считавшийся более могущественным, чем Бурундук, по словам Бабура, мог выставить войско только в двести тысяч человек [28].

Самой крупной административной единицей в описываемое автором время у казахов был улус во главе с султанами. "В каждом улусе знаменитом есть султан могущественный из потомков Чингис-хан и они с народом своим пребывают в местности, которая со времен Джучи-хана и Шейбани-хана и до настоящего времени является древним юртом их, и они наслаждаются находящимися там пастбищами" [29]. В дальнейшем Рузбехан вкладывает в понятие улус род, говоря, что "каждый род составляет один улус" [30].

Но с данным утверждением автора вряд ли можно согласиться. Как известно, улус — это монгольский термин, обозначавший народ, рассматриваемый как удел, владение. Поэтому будет более верным вкладывать в понятие улус не только род, но и объединение родов, тем более, что Рузбехан, говоря о войске Джаныш-султана, пишет: "Отряд улуса Джаныш-султана собрался в одном месте. Их было более 30 тыс. человек, у каждого из них было много слуг и подчиненных, так что число их достигло до 100 тысяч" [31].
Как видно из "Михман намеи Бухара", казахское ханство в описываемое время состояло из улуса-владений: Таныш-султана, Джаныш-султана и Касым-султана. Во главе всех этих улусов стоял верховный хан в лице Бурундука. Причем весьма интересно, что улусы Касым-султана и самого Бурундука находились вместе. И почти во всех случаях Рузбехан рядом с именем Бурундука ставит имя Касым-султана.


24 С.К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории..., стр. 112.
25 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 86 а.
26 Там же, л. 86 а.
27 Там же, л. 71 б.
28 В.В. Вельяминов-3ернов. Исследование о касымовских царях и царевичах, стр. 230.
29 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 73 б.
30 Там же, л. 97 а.
31 Там же, л. 97 б.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 47291      

Другие статьи из этой рубрики

Эдуард Хуршудян. Об Алматы и проблеме вокруг нее. Часть I

В последнее время вопрос возвращения прежнего названия города Алма-Ата на Алматы, привлек большое внимание ученых и представителей общественности. Было написано много работ, были высказаны самые различные точки зрения по этой проблематике. В данной работе мы решили дать нашу точку зрения на некоторые вопросы, имеющие отношение к проблематике топонима Алматы и вокруг нее. Это, прежде всего, наша рецензия на недавно вышедший сборник, посвященный Алматы ("Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XXв.)")(статья N1), а также новое толкование прочтения арабской надписи на Чагатайской монете XIII века (статья N2) и некоторые размышления вокруг прежнего названия города - Алма-Ата (статья N3).

Д.А. Аманжолова. Казахское общество в 1-й четверти XX века: проблемы этноидентификации

Формирование национального самосознания казахов определялось рядом факторов внутриэтнического характера и объективными условиями развития казахского общества. Особенно активно этот процесс происходил в XX в. Хотя, как показала в своих исследованиях Н.Е. Бекмаханова, уже в XVIII и особенно в XIX вв. вследствие все более активного втягивания региона в общероссийскую экономику, участия казахов в важнейших военно-политических событиях Российской империи, а также усложнения форм социальной организации, медленного, но неуклонного перехода от кочевых к полукочевым и оседлым формам жизнедеятельности, интенсивного общения казахской элиты и ссыльных представителей русской демократической интеллигенции и др. обстоятельств казахский этнос обретал новое качество развития в рамках мирового сообщества [1].

С.К. Косанбаев Формирование и развитие казахской этнографической науки в 1918 - 1924 гг.

В 1918 г. в Ташкенте по инициативе передовой туркестанской интеллигенции (в т.ч. - и казахской) были открыты Туркестанский народный университет (ТуркНУ) и Туркестанский Восточный институт (ТВИ). В рамках их структуры начали функционировать кафедры казахской этнографии и казахского языка. Лекции на этих кафедрах читал известнsй этнограф и фольклорист, большой знаток культуры казахского этноса А.А.Диваев. Он разработал и издал специальную программу по казахской этнографии. Она была опубликована (вместе с рядом лекций и научных статей автора) в университетских изданиях - газете "Народный Университет" и журнале "Еженедельник Народного Университета".

Эдуард Хуршудян. Чагатайская монета XIII века. Часть II.

С тех пор как вышла в свет статья В. Настича – "Алматы - Монетный двор XIII века"[1][i], в Казахстане продолжались дебаты вокруг факта возвращения прежнего названия южной столицы Казахстана Алма-Ата на Алматы. Результаты этой статьи были восприняты как нечто данное - без всяких комментариев. Никто из нумизматов, востоковедов-историков даже не попробовал оспорить трактовку, предложенную Настичем. Между тем в статье есть спорные места! В частности можно оспорить трактовку и локализацию монетного двора чагатайской монеты, соответственно подискутировать по поводу географической локализации монетного двора Алмату-Алимту-Алимату с современной Алматы!

Е.Б.Абатаев. Юрта – традиционное жилище казахов Южного Алтая

В качестве одного из направлений исследований, разрабатываемых отечественной этнографической наукой, выдвигается изучение специфики этнического развития групп некоренного населения, проживающих за пределами основной территории расселения этноса, в инонациональном окружении. Объектом настоящего исследования является одна из таких локальных групп казахов, проживающих за пределами основной территории расселения своего этноса на Южном Алтае.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов