1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

5.С. 145

Во-вторых, данное сообщение Рузбехана указывает нам также и на то, что в описываемое время часть Ногайского улуса входила в состав первых казахских владении. В подтверждение этого мы можем привести данные из другого сочинения, сведения из которого, правда, относятся к 1513 г. Так, автор "Зубдат ал-Асар" Абдаллах бен Мухаммед беи Али Насруллахи пишет: "Касым-хан был падишахом Дешти-Кыпчака. Он был способен на великие дела. Касым-хан, собрав казахские и мангытские (ногайские. — С.И.) войска, совершил поход на Ташкент и Туркестан и окружил их" [24].

На зимовки казахи, по словам Рузбехана, располагались "по берегу реки Сейхун, которую там называют Сыр-Дарьей", окрестности которой "покрыты камышом, обильны травами и кустарниками... и, вероятно, протяженность берегов Сейхуна, где они обитают, будет более трехсот фарсангов. Когда они достигают берегов Сейхуна, то оказываются вблизи земель Туркестана, также находящихся на берегу Сейхуна" [25]. В другом месте Рузбехан пишет, что зимовки казахов располагаются также и в Каракумах. Причем, судя по его словам, в этом месте зимовали Бурундук-хан и Касым-султан [26].

Из слов Рузбехана видно также, что первые казахские владения представляли из себя серьезную военную силу и по первому зову верховного хана способны были выставить "четыреста тысяч одетых в кольчуги пехлеванов, каждый из которых по деянию своему равен двадцати дельным юношам [27]". Здесь интересно, что Касым-хан, считавшийся более могущественным, чем Бурундук, по словам Бабура, мог выставить войско только в двести тысяч человек [28].

Самой крупной административной единицей в описываемое автором время у казахов был улус во главе с султанами. "В каждом улусе знаменитом есть султан могущественный из потомков Чингис-хан и они с народом своим пребывают в местности, которая со времен Джучи-хана и Шейбани-хана и до настоящего времени является древним юртом их, и они наслаждаются находящимися там пастбищами" [29]. В дальнейшем Рузбехан вкладывает в понятие улус род, говоря, что "каждый род составляет один улус" [30].

Но с данным утверждением автора вряд ли можно согласиться. Как известно, улус — это монгольский термин, обозначавший народ, рассматриваемый как удел, владение. Поэтому будет более верным вкладывать в понятие улус не только род, но и объединение родов, тем более, что Рузбехан, говоря о войске Джаныш-султана, пишет: "Отряд улуса Джаныш-султана собрался в одном месте. Их было более 30 тыс. человек, у каждого из них было много слуг и подчиненных, так что число их достигло до 100 тысяч" [31].
Как видно из "Михман намеи Бухара", казахское ханство в описываемое время состояло из улуса-владений: Таныш-султана, Джаныш-султана и Касым-султана. Во главе всех этих улусов стоял верховный хан в лице Бурундука. Причем весьма интересно, что улусы Касым-султана и самого Бурундука находились вместе. И почти во всех случаях Рузбехан рядом с именем Бурундука ставит имя Касым-султана.


24 С.К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории..., стр. 112.
25 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 86 а.
26 Там же, л. 86 а.
27 Там же, л. 71 б.
28 В.В. Вельяминов-3ернов. Исследование о касымовских царях и царевичах, стр. 230.
29 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 73 б.
30 Там же, л. 97 а.
31 Там же, л. 97 б.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 40431      

Другие статьи из этой рубрики

Ж.М. Тулибаева. Улус Урус-хана.

Одним из самых запутанных и интересных вопросов в истории Казахстана является проблема изучения генеалогии Урус-хана - предка основателей Казахского ханства. В казахстанской историографии существует две точки зрения относительно родословной Урус-хана, двадцатого правителя Золотой Орды. Одни историки возводят его родословную к Тукай-Тимуру, тринадцатому сыну Джучи, другие к Орда-Эджену, старшему сыну Джучи. Правда, в советское время в околонаучной литературе существовала еще одна версия происхождения Урус-хана, связанная с его именем, однако она не выдерживает никакой критики и связана с конъюнктурными соображениями тех лет.

Эдуард Хуршудян. Об Алматы и проблеме вокруг нее. Часть I

В последнее время вопрос возвращения прежнего названия города Алма-Ата на Алматы, привлек большое внимание ученых и представителей общественности. Было написано много работ, были высказаны самые различные точки зрения по этой проблематике. В данной работе мы решили дать нашу точку зрения на некоторые вопросы, имеющие отношение к проблематике топонима Алматы и вокруг нее. Это, прежде всего, наша рецензия на недавно вышедший сборник, посвященный Алматы ("Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XXв.)")(статья N1), а также новое толкование прочтения арабской надписи на Чагатайской монете XIII века (статья N2) и некоторые размышления вокруг прежнего названия города - Алма-Ата (статья N3).

Атыгаев Н.А. Время образования Казахского ханства: некоторые аспекты проблемы в историографии и в источниках

Становление и развитие государственного суверенитета Казахстана актуализировали многие проблемы истории государствообразующего этноса – казахского народа. В новых условиях повышенный интерес у общественности и ученых-обществоведов вызвали вопросы, связанные с историей развития государственности на казахской земле, определением ее истоков и динамики развития. Одним из важных этапов эволюции государственности на территории Казахстана является период существования средневекового государства казахского этноса – Казахского ханства.

О старом названии Алма-Ата. Часть III.

Слово яблоко существует во всех индо-европейских (и.-е.) языках. Для названия яблока и яблони существовало и.е. слово *abel (восстановление Дыбо), *ablu-aplu (восстановление Рона-Тас) может быть реконструирована для и.е. языка (от него нем. Apfel, рус. яблоко, лит. abuolis, лат. топоним Abella, кельт. avallo, aval). Греки называли яблоко mhlon и яблоню mhlea, по-албански яблоко – mollе, по-латински mаlus "яблоня", а хеттское название – šamalu. Сюда же может быть отнесено санс. amla "кислый". Если сравнить все эти слова, то можно прийти к выводу, что все индоевропейские слова могли быть общего происхождения, если бы исходной формой была *amal.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов