1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

7.С. 147

Из слов самого Шейбани-хана видно, что ханы и султаны смотрели на подвластные им владения как па свою собственность. "Каждый из султанов их, — говорил Шейбани-хан, — имеет под своим обладанием и неограниченным владением определенный район из всех районов той земли" [39]. Если к этим словам Шейбани-хана прибавим еще более конкретное заявление Борака: "Пастбища Сыгнака по закону и обычному праву принадлежат мне, так как дед мой Урус-ханп в Сыгнаке воздвиг постройку" [40] , сказанное им Улугбеку в оправдание своих, притязаний на г. Сыгнак, то они прольют некоторый свет на спорный до сих пор вопрос об особенностях феодальной собственности у кочевников. И в дальнейшем Шейбани-хан, неоднократно подчеркивая природные качества степей и сравнивая их с райским садом, говорит, что они, т.е. казахи, считают степи "местом счастья и жилья, местом отдохновения и благоденствия своего" [41].

По словам того же Шейбани-хана, "вследствие большого количества скота и нужды в пастбищах казахи занимают все пригодные к пастьбе скота земли" [42] . В другом месте Шейбани-хан указывает, что именно летовки и зимовки дают скоту воду и траву, создавая тем самым объективные условия для размножения скота. Мы особо подчеркиваем эти свидетельства из сочинения Рузбехана, так как, к сожалению, исследователи при решении вопроса о природе социально-экономических отношений, и в частности об особенностях феодальной собственности, у кочевников исходят главным образом из материалов XVIII—XIX вв., а иногда и этнографических полевых записей 30—40-х годов XX в.

Сведения Рузбехана еще раз дают нам право повторить старую истину, что для решения конкретных вопросов необходимо по мере возможности исходить из материалов того периода, о котором идет речь. А материалы по XIII в, (в данном случае мы имеем в ВИДУ почти аналогичное высказывание Гильема Рубрука), а также по XVI в. в источниках этого же периода хотя незначительные, но есть, и игнорировать их никоим образом нельзя. Так, Гильем Рубрук пишет: "... А всякий начальник знает, смотря по тому, имеет ли он под своей властью большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также, где он должен пасти свои стада зимой, летом, весною и осенью" [43] . Не менее интересным в этом плане является также сообщение Мухаммед-Хаидара о том, что "казахи по распоряжению Касым-хана двинулись на зимовки" [44].

Как известно, в 70-х годах XV в. вместо государственного объединения кочевых узбекских племен во главе с Абулхаир-ханом на территории Казахстана после его смерти появился ряд независимых владений.

Одним из них были владения Джанибека и Гирея и их сыновей, впоследствии оформившиеся в отдельное ханство с определенной территорией и этническим составом под названием "казахи".


39 Там же, л. 97 а.
40 В.Г. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 2. М.-Л., 1940, стр. 197.
41 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 72 б.
42 Там же.
43 Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильема Рубрука. М., 1957, стр. 91.
44 В. В. Вельяминов-3ернов. Исследование с касымовских царях... стр. 167.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 51782      

Другие статьи из этой рубрики

Турсун Султанов. Кто такие казахи

Казак — тюркское слово. Его исходная форма именно такая: два увулярных к' начальный и конечный, — к' а з а к'. Со времени выхода известной книги А. Левшина о казахах (1832) в трудах некоторых ученых распространено утверждение о том, что в "Шах-наме" великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X—XI столетий), в разделе о Рустаме якобы говорится о казахах и ханах казахских. Однако cодержание бессмертного творения хорошо известно ориенталистам, и там нет ни слова о слове "казак". Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина "казак" и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением "бездомный", "бесприютный", "скиталец", "изгнанник".

С.К. Косанбаев Формирование и развитие казахской этнографической науки в 1918 - 1924 гг.

В 1918 г. в Ташкенте по инициативе передовой туркестанской интеллигенции (в т.ч. - и казахской) были открыты Туркестанский народный университет (ТуркНУ) и Туркестанский Восточный институт (ТВИ). В рамках их структуры начали функционировать кафедры казахской этнографии и казахского языка. Лекции на этих кафедрах читал известнsй этнограф и фольклорист, большой знаток культуры казахского этноса А.А.Диваев. Он разработал и издал специальную программу по казахской этнографии. Она была опубликована (вместе с рядом лекций и научных статей автора) в университетских изданиях - газете "Народный Университет" и журнале "Еженедельник Народного Университета".

Тулибаева Ж.М. Бухарские и кокандские источники по истории казахов и Казахстана

В Бухаре в XVIII в. создается ряд исторических сочинений, имеющих большую ценность для изучения истории Бухарского ханства [1, 41]. Одним из таких источников является труд Мухаммада Вафа Карминаги "Тухфат ал-хани" ("Ханский подарок"). Сочинение известно также под названием "Тарих-и Рахим-хан" ("История Рахим-хана").

Канат Ускенбай. К проблеме аутентичного наименования Казахского ханства (на примере Михман-наме-йи Бухара Фазлаллаха Ибн Рузбихана Исфахани)

Проблема аутентичного наименования Казахского государства позднего средневековья XV–XVII вв. прежде не вычленялась в отдельную исследовательскую проблематику. Как показывает опыт татарстанских коллег [1], такая постановка может быть продуктивной как в вопросе установления названия государства, так и в выяснении государственного устройства, этносоциального состава, территориальных границ. Данная публикация обращает внимание исследователей на сведения в целом широко известного персоязычного сочинения "Михман-наме-йи Бухара" Ибн Рузбихана Исфахани о наименованиях Казахского государства – Казахского ханства. В контексте названия данной публикации сведения этого источника не привлекались.

Д.А. Аманжолова. Казахское общество в 1-й четверти XX века: проблемы этноидентификации

Формирование национального самосознания казахов определялось рядом факторов внутриэтнического характера и объективными условиями развития казахского общества. Особенно активно этот процесс происходил в XX в. Хотя, как показала в своих исследованиях Н.Е. Бекмаханова, уже в XVIII и особенно в XIX вв. вследствие все более активного втягивания региона в общероссийскую экономику, участия казахов в важнейших военно-политических событиях Российской империи, а также усложнения форм социальной организации, медленного, но неуклонного перехода от кочевых к полукочевым и оседлым формам жизнедеятельности, интенсивного общения казахской элиты и ссыльных представителей русской демократической интеллигенции и др. обстоятельств казахский этнос обретал новое качество развития в рамках мирового сообщества [1].
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов