Статьи
 

С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

7.С. 147

Из слов самого Шейбани-хана видно, что ханы и султаны смотрели на подвластные им владения как па свою собственность. "Каждый из султанов их, — говорил Шейбани-хан, — имеет под своим обладанием и неограниченным владением определенный район из всех районов той земли" [39]. Если к этим словам Шейбани-хана прибавим еще более конкретное заявление Борака: "Пастбища Сыгнака по закону и обычному праву принадлежат мне, так как дед мой Урус-ханп в Сыгнаке воздвиг постройку" [40] , сказанное им Улугбеку в оправдание своих, притязаний на г. Сыгнак, то они прольют некоторый свет на спорный до сих пор вопрос об особенностях феодальной собственности у кочевников. И в дальнейшем Шейбани-хан, неоднократно подчеркивая природные качества степей и сравнивая их с райским садом, говорит, что они, т.е. казахи, считают степи "местом счастья и жилья, местом отдохновения и благоденствия своего" [41].

По словам того же Шейбани-хана, "вследствие большого количества скота и нужды в пастбищах казахи занимают все пригодные к пастьбе скота земли" [42] . В другом месте Шейбани-хан указывает, что именно летовки и зимовки дают скоту воду и траву, создавая тем самым объективные условия для размножения скота. Мы особо подчеркиваем эти свидетельства из сочинения Рузбехана, так как, к сожалению, исследователи при решении вопроса о природе социально-экономических отношений, и в частности об особенностях феодальной собственности, у кочевников исходят главным образом из материалов XVIII—XIX вв., а иногда и этнографических полевых записей 30—40-х годов XX в.

Сведения Рузбехана еще раз дают нам право повторить старую истину, что для решения конкретных вопросов необходимо по мере возможности исходить из материалов того периода, о котором идет речь. А материалы по XIII в, (в данном случае мы имеем в ВИДУ почти аналогичное высказывание Гильема Рубрука), а также по XVI в. в источниках этого же периода хотя незначительные, но есть, и игнорировать их никоим образом нельзя. Так, Гильем Рубрук пишет: "... А всякий начальник знает, смотря по тому, имеет ли он под своей властью большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также, где он должен пасти свои стада зимой, летом, весною и осенью" [43] . Не менее интересным в этом плане является также сообщение Мухаммед-Хаидара о том, что "казахи по распоряжению Касым-хана двинулись на зимовки" [44].

Как известно, в 70-х годах XV в. вместо государственного объединения кочевых узбекских племен во главе с Абулхаир-ханом на территории Казахстана после его смерти появился ряд независимых владений.

Одним из них были владения Джанибека и Гирея и их сыновей, впоследствии оформившиеся в отдельное ханство с определенной территорией и этническим составом под названием "казахи".


39 Там же, л. 97 а.
40 В.Г. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 2. М.-Л., 1940, стр. 197.
41 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 72 б.
42 Там же.
43 Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильема Рубрука. М., 1957, стр. 91.
44 В. В. Вельяминов-3ернов. Исследование с касымовских царях... стр. 167.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 32964      

Другие статьи из этой рубрики

Ш.К.Ахметова. "Пища казахов Западной Сибири: традиции и новации"

Как известно, пища относится к одному из наиболее важных элементов материальной культуры, являясь носителем этнической специфики. В современных условиях стандартизации и унификации многих явлений культуры и быта сфера пищевых запретов и приоритетов сохраняет максимальное количество этнически значимых черт. Но применительно к казахской диаспоре в Западной Сибири эта тема освещалась фрагментально[1]. Данная работа является первой попыткой системного описания пищи казахов Омской и Новосибирской областей. В научный оборот вводятся новые данные, показывающие соотношение традиционных и новых элементов питания. ритуальное значение пищи, а также сведения о традиционной утвари, сохранившейся в современных условиях.

К. А. Пищулина и развитие историко-востоковедной науки в Казахстане

В 2009 году исполняется 75 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной. Всю свою научную деятельность К.А. Пищулина посвятила изучению позднесредневековой истории Казахстана и Центральной Азии. Ее появление в казахстанском востоковедении совпало с началом формирования собственной историко-востоковедной школы советского Казахстана в дальнейшее развитие которой она внесла свой личный немалый вклад как профессиональный востоковед – иранист и тюрколог. Многие ее научные открытия дошли до своего читателя через многотомные издания "Истории Казахстана" и "Казахской энциклопедии". В подобных фундаментальных коллективных изданиях зачастую остаются в тени конкретные авторы этих трудов, поскольку это не индивидуальные статьи и монографии, но изложенные в них идеи и мысли быстрее всего получают распространение. Благодаря этим трудам многие научные открытия К.А. Пищулиной получили всеобщее признание и на протяжении многих лет тиражируются в различных изданиях, научных монографиях и статьях, учебниках и учебных пособиях, республиканских и региональных энциклопедиях, справочниках.

Э.Ш. Хуршудян. Путь к премудрости Востока: персидские рукописи в Казахстане

В этом году в Алматы вышла в свет книга "Каталог персидских рукописей" под редакцией известного казахстанского ученого, востоковеда-ираниста доктора Сафара Абдулло. Настоящее издание посвящено описанию рукописей на новоперсидском языке из фондов Нацио­нальной библиотеки Республики Казахстан. Основываясь на тщательном и высоко­профес­сиональном исследовании рукописных памятников из казахстанских собраний, доктор Сафар Абдулло своей работой внес неоценимый вклад в исследование персидской рукописной книги, тем самым, положив начало систематическому изучению персидских рукописей в Казахстане. Это явилось знаменательным событием в казахстанской научной и культурной жизни Казахстана.

С.К. Косанбаев Формирование и развитие казахской этнографической науки в 1918 - 1924 гг.

В 1918 г. в Ташкенте по инициативе передовой туркестанской интеллигенции (в т.ч. - и казахской) были открыты Туркестанский народный университет (ТуркНУ) и Туркестанский Восточный институт (ТВИ). В рамках их структуры начали функционировать кафедры казахской этнографии и казахского языка. Лекции на этих кафедрах читал известнsй этнограф и фольклорист, большой знаток культуры казахского этноса А.А.Диваев. Он разработал и издал специальную программу по казахской этнографии. Она была опубликована (вместе с рядом лекций и научных статей автора) в университетских изданиях - газете "Народный Университет" и журнале "Еженедельник Народного Университета".
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте