Статьи
 

С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

8.С. 148

Сведения об этом имеются в "Шейбани-наме" и "Фатухат-хани" Бенаи [45] , "Таварихи гузидей носрет-номе" - анонимного автора [46] . Небезынтересные данные приводит и Рузбехан. Причем, в отличие от других авторов, он прямо указывает, что первой и основной причиной вражды сыновей и потомков Борака с потомками Абулхаира является борьба за верховную власть над кочевыми племенами, известными под общим названием "узбеки". После смерти Абулхаира "во владениях ханов узбекских, — пишет Рузбехан, — появилась смута, и очередь ханского достоинства улуса Шейбанова достигла Шейх-Хайдар-хана [47] , султаны казахского улуса также претендовали на ханскую власть, и после пребывания этого достоинства у нескольких лиц власть перешла к Бурундук-хану. Он один из старших улуса и потомков хана известных" [48] .

Это высказывание Рузбехана также представляет большой интерес в связи с вопросами образования казахского хамства и сложения казахской государственности. Основное положение, вытекающее из него для истории Казахстана, заключается в том, что исход этой борьбы решал только вопрос о названии складывавшейся на современной территории Казахстана народности и ее государственности и о том, какой из двух враждующих домов будет стоять во главе. Следовательно, никакой решающей или определяющей роли эта династийная борьба не могла играть в процессе сложения народности и образования ее государственности. Последние были подготовлены всем ходом предшествующей истории племен, населявших современную территорию Казахстана. Правда, образовавшиеся в ходе этой борьбы отдельные феодальные владения представителей дома Орды в начале XVI в. оформились в отдельную государственность, образованную на местной основе, что ускорило завершение процесса сложения казахской
народности.

Борьба за ханское достоинство между потомками Борака и Абулхаир-ханом над кочевыми племенами, населявшими территорию Казахстана, продолжалась вплоть до начала первой четверти XVI в. "Причиной вражды и распрей, —  сообщает Рузбехан, — с ханами степными, особенно с Бурундук-ханом, который сейчас является старшим из ханов и известнейшим из предводителей Дешта, является зависть, порожденная счастьем и благоденствием верховной власти и величия падишахского. Дело в том, что согласно праву на наследство и обычаю на ханствование в Дешти-Кыпчаке, достоинство это принадлежит Его Величеству, высочайшему хану Шейбани-хану, и поскольку всегда деды и прадеды многочисленные и отцы счастливейшие Его Величества Шейбани-хана все, как один, ханствовали в Дешти-Кыпчаке, то общество это (казахских султанов.— С.И.) не покидала мысль, что если сокол желания Его Величества Шейбани-хана проявит намерение на захват областей Дешта, то определенно, что перед лицом этих помыслов высоких раскроются ворота победы..." [49] . Такова была  отличительная черта первого периода во взаимоотношениях между первыми казахскими владетелями и шейбанидами.


45 Собрание восточных рукописей АН УзССР, т. 1. Ташкент, 1952, стр. 61—62; А. А. Семенов. К вопросу о происхождении и...; С.К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории казахов XV—XVI вв. — Изв. АН КазССР, сер. ист., экон., фил. и права, 1956, вып. 3; Его же. Некоторые источники по истории Казахстана XV—XVI вв. — Вестн. АН КазССР, 1956, № 9.
46 С.К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории казахов...; Его же. Некоторые источники по истории Казахстана...
47 Шейх-Хайдар-хан — сын Абулхаир-хана.
48 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 75 б.
49 Там же, л. 78 а, б.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 31128      

Другие статьи из этой рубрики

Клара Хафизова. Казахско-китайская граница в прошлом и сегодня.

После падения монгольской династии во второй половине ХIV в. и вплоть до второй половины ХVII в., т. е. в течение почти 300 лет, Китай не имел общих границ с казахскими ханствами, а также с другими владениями на территории современного Казахстана. Вне поля зрения Китая осталось также важное событие в политической жизни казахов - образование казахского ханства с центром в Семиречье и долголетний процесс формирования его территории и границ. Между казахским ханством и Срединной равниной находилось Джунгарское ханство (1635-1757 гг.), блокировавшее доступ из Китая в Казахстан и не допускавшее установления между ними связей. Лишь после установления в Китае господства маньчжурской династии Цин и завоевания ею Джунгарского и Яркендского ханств в 1757 г. границы китайского государства подступили к территориям Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Почти одновременно с Цинской империей начала проникать в Центральную Азию с запада, севера и востока Российская империя. В результате встречной экспансии двух держав и заключения между ними ряда договоров к концу ХIХ в. перекраивание политической карты Центральной Азии завершилось. Однако на этом процесс формирования русско-китайской границы на "западном участке" не закончился. Он имеет продолжение и сегодня, после распада СССР - правопреемника царской России, а также образования пяти суверенных государств на месте среднеазиатских советских республик. Три из них - Казахстан, Киргизия и Таджикистан - непосредственно граничат с территорией китайского государства, точнее, с его Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Объединившись с Российской Федерацией, они по инициативе Китая пересмотрели свои южные границы и заключили новые договоры.

К. А. Пищулина и развитие историко-востоковедной науки в Казахстане

В 2009 году исполняется 75 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной. Всю свою научную деятельность К.А. Пищулина посвятила изучению позднесредневековой истории Казахстана и Центральной Азии. Ее появление в казахстанском востоковедении совпало с началом формирования собственной историко-востоковедной школы советского Казахстана в дальнейшее развитие которой она внесла свой личный немалый вклад как профессиональный востоковед – иранист и тюрколог. Многие ее научные открытия дошли до своего читателя через многотомные издания "Истории Казахстана" и "Казахской энциклопедии". В подобных фундаментальных коллективных изданиях зачастую остаются в тени конкретные авторы этих трудов, поскольку это не индивидуальные статьи и монографии, но изложенные в них идеи и мысли быстрее всего получают распространение. Благодаря этим трудам многие научные открытия К.А. Пищулиной получили всеобщее признание и на протяжении многих лет тиражируются в различных изданиях, научных монографиях и статьях, учебниках и учебных пособиях, республиканских и региональных энциклопедиях, справочниках.

Ч.Ч. Валиханов. О киргиз-кайсацкой большой орде.

Заилийский край занят двумя главными родами Большой орды: албанами и дулатами с частью чапраштов, никогда отсюда не выходивших на правый берег Или. На востоке в Илийскую долину иногда выходят дикокаменные киргизы из рода бугу, родовые кочевья которых находятся на юго-восточной стороне Иссык-Куля, а на западе — из родов султы и сарыбагыш, чьи кочевья находятся также на юго-западном берегу того же озера и в окрестностях Пишпека (укрепления, находящегося за Чу и принадлежащего ташкентцам). Западная граница кочевьев албанов есть р. Турген; они кочуют даже и в китайских владени­ях, платя последним ничтожную дань, К западу от албанов, т.е. от Тургена, кочуют дулаты и чапрашты (смежно) до истоков р. Чу и далее за ней через р. Талас из ташкентских городов и укреп­лений.

О старом названии Алма-Ата. Часть III.

Слово яблоко существует во всех индо-европейских (и.-е.) языках. Для названия яблока и яблони существовало и.е. слово *abel (восстановление Дыбо), *ablu-aplu (восстановление Рона-Тас) может быть реконструирована для и.е. языка (от него нем. Apfel, рус. яблоко, лит. abuolis, лат. топоним Abella, кельт. avallo, aval). Греки называли яблоко mhlon и яблоню mhlea, по-албански яблоко – mollе, по-латински mаlus "яблоня", а хеттское название – šamalu. Сюда же может быть отнесено санс. amla "кислый". Если сравнить все эти слова, то можно прийти к выводу, что все индоевропейские слова могли быть общего происхождения, если бы исходной формой была *amal.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте