1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

8.С. 148

Сведения об этом имеются в "Шейбани-наме" и "Фатухат-хани" Бенаи [45] , "Таварихи гузидей носрет-номе" - анонимного автора [46] . Небезынтересные данные приводит и Рузбехан. Причем, в отличие от других авторов, он прямо указывает, что первой и основной причиной вражды сыновей и потомков Борака с потомками Абулхаира является борьба за верховную власть над кочевыми племенами, известными под общим названием "узбеки". После смерти Абулхаира "во владениях ханов узбекских, — пишет Рузбехан, — появилась смута, и очередь ханского достоинства улуса Шейбанова достигла Шейх-Хайдар-хана [47] , султаны казахского улуса также претендовали на ханскую власть, и после пребывания этого достоинства у нескольких лиц власть перешла к Бурундук-хану. Он один из старших улуса и потомков хана известных" [48] .

Это высказывание Рузбехана также представляет большой интерес в связи с вопросами образования казахского хамства и сложения казахской государственности. Основное положение, вытекающее из него для истории Казахстана, заключается в том, что исход этой борьбы решал только вопрос о названии складывавшейся на современной территории Казахстана народности и ее государственности и о том, какой из двух враждующих домов будет стоять во главе. Следовательно, никакой решающей или определяющей роли эта династийная борьба не могла играть в процессе сложения народности и образования ее государственности. Последние были подготовлены всем ходом предшествующей истории племен, населявших современную территорию Казахстана. Правда, образовавшиеся в ходе этой борьбы отдельные феодальные владения представителей дома Орды в начале XVI в. оформились в отдельную государственность, образованную на местной основе, что ускорило завершение процесса сложения казахской
народности.

Борьба за ханское достоинство между потомками Борака и Абулхаир-ханом над кочевыми племенами, населявшими территорию Казахстана, продолжалась вплоть до начала первой четверти XVI в. "Причиной вражды и распрей, —  сообщает Рузбехан, — с ханами степными, особенно с Бурундук-ханом, который сейчас является старшим из ханов и известнейшим из предводителей Дешта, является зависть, порожденная счастьем и благоденствием верховной власти и величия падишахского. Дело в том, что согласно праву на наследство и обычаю на ханствование в Дешти-Кыпчаке, достоинство это принадлежит Его Величеству, высочайшему хану Шейбани-хану, и поскольку всегда деды и прадеды многочисленные и отцы счастливейшие Его Величества Шейбани-хана все, как один, ханствовали в Дешти-Кыпчаке, то общество это (казахских султанов.— С.И.) не покидала мысль, что если сокол желания Его Величества Шейбани-хана проявит намерение на захват областей Дешта, то определенно, что перед лицом этих помыслов высоких раскроются ворота победы..." [49] . Такова была  отличительная черта первого периода во взаимоотношениях между первыми казахскими владетелями и шейбанидами.


45 Собрание восточных рукописей АН УзССР, т. 1. Ташкент, 1952, стр. 61—62; А. А. Семенов. К вопросу о происхождении и...; С.К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории казахов XV—XVI вв. — Изв. АН КазССР, сер. ист., экон., фил. и права, 1956, вып. 3; Его же. Некоторые источники по истории Казахстана XV—XVI вв. — Вестн. АН КазССР, 1956, № 9.
46 С.К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории казахов...; Его же. Некоторые источники по истории Казахстана...
47 Шейх-Хайдар-хан — сын Абулхаир-хана.
48 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 75 б.
49 Там же, л. 78 а, б.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 38534      

Другие статьи из этой рубрики

Е.Б.Абатаев. Народные игры казахов Южного Алтая

Игры во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к далекой древности и в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры и развлечения выполняли всегда общественные функции: воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др.[1] Часть игр и развлечений несли у казахов Южного Алтая ритуальные и обрядовые функции, входящих в систему поминально-погребальных и свадебных обрядов. Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар, сайыс, аударыспак [2].

Илиуф Хаджи-Мурат. Кто вы, чала-казаки? Этиология слова.

Историки и этнографы едины во мнении о том, что прежнее казахское общество состояло из трех социальных слоев. Высшее положение в ее архитектонике занимали представители сословия aq süyek (букв. ‘белая кость’), в которое включались чингизиды-töreler (töre, букв. ‘закон’), и потомки первых проповедников ислама-hodjalar (hodja, букв. ‘хозяин, господин’). Потомки Чингиз-хана, известные также под обобщающим именем töre süyek, имели титул султана и право занимать ханский престол. Отметим, что приведенное сложное название, сокращенное до слова töre, приобрело в казахском языке значения ‘историч. чингизид; аристократ; господин; иронич. начальник’. Среди группы hodjalar, иногда именуемой сословием asıl süyek (букв. ‘благородная кость’), особо почитаемыми были потомки пророка Мухаммеда – сеиды (seyitter). Принадлежность к высшим стратам общества была обусловлена происхождением. Казахская аристократия обладала особым социально-правовым статусом, занимала привилегированное положение в структуре общественных отношений.

Ш.К.Ахметова. "Пища казахов Западной Сибири: традиции и новации"

Как известно, пища относится к одному из наиболее важных элементов материальной культуры, являясь носителем этнической специфики. В современных условиях стандартизации и унификации многих явлений культуры и быта сфера пищевых запретов и приоритетов сохраняет максимальное количество этнически значимых черт. Но применительно к казахской диаспоре в Западной Сибири эта тема освещалась фрагментально[1]. Данная работа является первой попыткой системного описания пищи казахов Омской и Новосибирской областей. В научный оборот вводятся новые данные, показывающие соотношение традиционных и новых элементов питания. ритуальное значение пищи, а также сведения о традиционной утвари, сохранившейся в современных условиях.

Ж.М. Тулибаева. Персоязычные источники по истории казахского народа XIV–XV веков

Начиная с XI в. обширная территория от Днестра и северных берегов Черного моря до Иртыша и озера Балхаш носила название Дешт-и Кипчак. Западный Дешт-и Кипчак простирался с востока на запад от Яика до Днестра, а с юга на север – от Черного и Каспийского морей до г. Укека. Восточный Дешт-и Кипчак занимал земли от Иртыша до Яика и от озера Балхаш и низовьев Сырдарьи до Тобола. В XIII в. Дешт-и Кипчак вошел в состав улуса Джучи (Золотая Орда), основная масса населения которого состояла из тюркских и монгольских кочевых родов и племен.

Ускенбай К.З. "Политическая деятельность Урус-хана и его место в истории казахской государственности".

Мухаммад-Урус-хан самый известный правитель Ак-Орды. В годы его правления это государство достигло наибольшего могущества. Политическая и военная деятельность Урус-хана получила сравнительно удовлетворительное освещение в средневековых источниках. В настоящем сообщении автор попытается коротко обрисовать основные этапы его деятельности с акцентом на дискуссионных моментах, а также обозначить роль и место этой политической фигуры в истории казахской государственности.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов