Статьи
 

С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

9.С. 149

После ухода же из Казахстана части кочевых племен во главе с Шейбаии-ханом и завоевания ими Мавераннахра и Хорасана [50] наступает второй период в взаимоотношениях первых казахских владетелей и шейбанидов, в связи с чем меняется и характер их взаимоотношений. Если в первый период, начиная с 60-х годов XV в. до 1506-1507 гг., взаимоотношения между потомками Борака и Абулхаира характеризовались дииастийной борьбой, границы и родовой состав тех и других еще точно не определились, то во второй период мы имеем совершенно другую картину.

Во-первых, с уходом в Мавераннахр и Хорасан части узбекских племен более точно определился родовой состав первых казахских владений [51], более точными в начале XVI в. стали и границы первых казахских владений. Единственным автором, сообщающим нам данные о расположении летовок и зимовок казахов в начале XVI в. является Рузбехан, сведения которого мы уже приводили.

Правда, в этот период в зависимости от военных успехов в борьбе с мангытскими эмирами на западе, моголистанскими ханами в Семиречье, с сибирскими ханами (также из дома Шейбана) на севере границы первых казахских владений то отодвигались из районов Центрального Казахстана и присырдарьи, то, наоборот, сближались. И в это время во взаимоотношениях между первыми казахскими владениями и новой державой тимуридов, созданной в Мавераннахре и Хорасане на развалинах империи шейбанидов, главную роль начинает играть экономический фактор. "После пришествия в равновесие знамен Его Величества Шейбани-хана, — говорит Рузбехан,— и упадка могущества моголов и джагатаев у ханов Дешта пришли в движение жилы зависти. На самом деле им стало очевидно, что вследствие крайней нужды в платье и одежде, основой которой является хлопчатобумажная ткань, а одежда и саван необходимы людям, им нужно было вторгнуться в города, подчиненные Его Величеству Шейбани-хану, так как в одно время был издан августейший указ, чтобы жители Туркестана не общались с купцами казахскими и чтобы между ними и жителями тех городов не было посещения друг друга и не производились торговые сделки. Так же в другое время он повелел, чтобы в некоторых районах Туркестана и в городах "Хорезма ограбили казахских купцов" [52].

Отсюда видно, что в борьбе казахских ханов и султанов с шейбанидами за присырдарьинские города наряду с политическими моментами существенную роль играла и экономическая сторона. По словам Рузбехана, крупными торговыми центрами между кочевой степью Казахстана и оседлыми районами Средней Азии были города Ясса (Туркестан), Сыгнак и Сайрам. "В город Яссу прибывают товары различные и вещи драгоценные, и здесь происходит торговля ими" [53].

Поэтому Шейбани-хан, а после него его преемники всеми силами старались не допускать казахов в оседлые оазисы Средней Азии и в присырдарьинские города, т.е. создавали своеобразную экономическую блокаду.


50 См. подробно об этом в статьях Л.А. Семенова, опубликованных в "Материалах по истории таджиков и узбеков Средней Азии". Тр. ИИАЭ АН ТаджССР, т. 12, вып. 1, 1954.
51 В течение почти всего XVI в. родовой состав казахов пополнялся за счет соседних государств. В особенности во второй половине XVI в. происходит массовое переселение кочевников из Ногайского улуса. П.П. Иванов. Новые данные о каракалпаках.— Советское востоковедение, 1945, т. III, стр. 64; Т.А. Жданко. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.—Л., 1950, стр. 130.
52 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 79 б.
53 Там же, л. 116.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 28213      

Другие статьи из этой рубрики

Е.Б.Абатаев. Народные игры казахов Южного Алтая

Игры во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к далекой древности и в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры и развлечения выполняли всегда общественные функции: воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др.[1] Часть игр и развлечений несли у казахов Южного Алтая ритуальные и обрядовые функции, входящих в систему поминально-погребальных и свадебных обрядов. Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар, сайыс, аударыспак [2].

Эдуард Хуршудян. Чагатайская монета XIII века. Часть II.

С тех пор как вышла в свет статья В. Настича – "Алматы - Монетный двор XIII века"[1][i], в Казахстане продолжались дебаты вокруг факта возвращения прежнего названия южной столицы Казахстана Алма-Ата на Алматы. Результаты этой статьи были восприняты как нечто данное - без всяких комментариев. Никто из нумизматов, востоковедов-историков даже не попробовал оспорить трактовку, предложенную Настичем. Между тем в статье есть спорные места! В частности можно оспорить трактовку и локализацию монетного двора чагатайской монеты, соответственно подискутировать по поводу географической локализации монетного двора Алмату-Алимту-Алимату с современной Алматы!

Хронологический указатель трудов К.А. Пищулиной

Хронологический указатель трудов видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной.

Эдуард Хуршудян. Об Алматы и проблеме вокруг нее. Часть I

В последнее время вопрос возвращения прежнего названия города Алма-Ата на Алматы, привлек большое внимание ученых и представителей общественности. Было написано много работ, были высказаны самые различные точки зрения по этой проблематике. В данной работе мы решили дать нашу точку зрения на некоторые вопросы, имеющие отношение к проблематике топонима Алматы и вокруг нее. Это, прежде всего, наша рецензия на недавно вышедший сборник, посвященный Алматы ("Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XXв.)")(статья N1), а также новое толкование прочтения арабской надписи на Чагатайской монете XIII века (статья N2) и некоторые размышления вокруг прежнего названия города - Алма-Ата (статья N3).

Н.А. Атыгаев О времени образования Казахского ханства (к 550-летию образования ханства)

Вопрос о времени возникновения Казахского ханства, первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса – казахов, является одним из самых дискуссионных проблем отечественной исторической науки. В казахстанской научной и научно-популярной литературе имеется множество работ, посвященных данной теме, хотя до начала 70-х годов ХХ века вопрос датировки образования ханства в качестве научной проблемы специально не поднимался. Его ставили "в один ряд с иными событиями политической истории казахского общества" [1, 54]. В этот период были опубликованы первые научные исследования, посвященные конкретно времени образования Казахского ханства. Автором первой такой специальной работы стал Т.И. Султанов. Затем, в 1977 году, данная проблема была рассмотрена в монографии К.А. Пищулиной. В последующие годы этот вопрос остался без внимания историков. Вновь проблема актуализировалась после обретения Казахстаном независимости. В 90-е годы XX века данный вопрос нашел отражение в работах казахстанских историков А. Хасенова, К. Акишева, Ж. Касымбаева, Б. Карибаева и др. Рассматривали в своих исторических изысканиях проблему датировки образования Казахского ханства известные писатели Казахстана М. Магауин и К. Салгарин. Следует также сказать о псевдонаучных, но растиражированных публикациях по данной теме кандидата технических наук К. Даниярова.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта