1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

9.С. 149

После ухода же из Казахстана части кочевых племен во главе с Шейбаии-ханом и завоевания ими Мавераннахра и Хорасана [50] наступает второй период в взаимоотношениях первых казахских владетелей и шейбанидов, в связи с чем меняется и характер их взаимоотношений. Если в первый период, начиная с 60-х годов XV в. до 1506-1507 гг., взаимоотношения между потомками Борака и Абулхаира характеризовались дииастийной борьбой, границы и родовой состав тех и других еще точно не определились, то во второй период мы имеем совершенно другую картину.

Во-первых, с уходом в Мавераннахр и Хорасан части узбекских племен более точно определился родовой состав первых казахских владений [51], более точными в начале XVI в. стали и границы первых казахских владений. Единственным автором, сообщающим нам данные о расположении летовок и зимовок казахов в начале XVI в. является Рузбехан, сведения которого мы уже приводили.

Правда, в этот период в зависимости от военных успехов в борьбе с мангытскими эмирами на западе, моголистанскими ханами в Семиречье, с сибирскими ханами (также из дома Шейбана) на севере границы первых казахских владений то отодвигались из районов Центрального Казахстана и присырдарьи, то, наоборот, сближались. И в это время во взаимоотношениях между первыми казахскими владениями и новой державой тимуридов, созданной в Мавераннахре и Хорасане на развалинах империи шейбанидов, главную роль начинает играть экономический фактор. "После пришествия в равновесие знамен Его Величества Шейбани-хана, — говорит Рузбехан,— и упадка могущества моголов и джагатаев у ханов Дешта пришли в движение жилы зависти. На самом деле им стало очевидно, что вследствие крайней нужды в платье и одежде, основой которой является хлопчатобумажная ткань, а одежда и саван необходимы людям, им нужно было вторгнуться в города, подчиненные Его Величеству Шейбани-хану, так как в одно время был издан августейший указ, чтобы жители Туркестана не общались с купцами казахскими и чтобы между ними и жителями тех городов не было посещения друг друга и не производились торговые сделки. Так же в другое время он повелел, чтобы в некоторых районах Туркестана и в городах "Хорезма ограбили казахских купцов" [52].

Отсюда видно, что в борьбе казахских ханов и султанов с шейбанидами за присырдарьинские города наряду с политическими моментами существенную роль играла и экономическая сторона. По словам Рузбехана, крупными торговыми центрами между кочевой степью Казахстана и оседлыми районами Средней Азии были города Ясса (Туркестан), Сыгнак и Сайрам. "В город Яссу прибывают товары различные и вещи драгоценные, и здесь происходит торговля ими" [53].

Поэтому Шейбани-хан, а после него его преемники всеми силами старались не допускать казахов в оседлые оазисы Средней Азии и в присырдарьинские города, т.е. создавали своеобразную экономическую блокаду.


50 См. подробно об этом в статьях Л.А. Семенова, опубликованных в "Материалах по истории таджиков и узбеков Средней Азии". Тр. ИИАЭ АН ТаджССР, т. 12, вып. 1, 1954.
51 В течение почти всего XVI в. родовой состав казахов пополнялся за счет соседних государств. В особенности во второй половине XVI в. происходит массовое переселение кочевников из Ногайского улуса. П.П. Иванов. Новые данные о каракалпаках.— Советское востоковедение, 1945, т. III, стр. 64; Т.А. Жданко. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.—Л., 1950, стр. 130.
52 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 79 б.
53 Там же, л. 116.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 46251      

Другие статьи из этой рубрики

С.К. Косанбаев Формирование и развитие казахской этнографической науки в 1918 - 1924 гг.

В 1918 г. в Ташкенте по инициативе передовой туркестанской интеллигенции (в т.ч. - и казахской) были открыты Туркестанский народный университет (ТуркНУ) и Туркестанский Восточный институт (ТВИ). В рамках их структуры начали функционировать кафедры казахской этнографии и казахского языка. Лекции на этих кафедрах читал известнsй этнограф и фольклорист, большой знаток культуры казахского этноса А.А.Диваев. Он разработал и издал специальную программу по казахской этнографии. Она была опубликована (вместе с рядом лекций и научных статей автора) в университетских изданиях - газете "Народный Университет" и журнале "Еженедельник Народного Университета".

Эдуард Хуршудян. Об Алматы и проблеме вокруг нее. Часть I

В последнее время вопрос возвращения прежнего названия города Алма-Ата на Алматы, привлек большое внимание ученых и представителей общественности. Было написано много работ, были высказаны самые различные точки зрения по этой проблематике. В данной работе мы решили дать нашу точку зрения на некоторые вопросы, имеющие отношение к проблематике топонима Алматы и вокруг нее. Это, прежде всего, наша рецензия на недавно вышедший сборник, посвященный Алматы ("Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XXв.)")(статья N1), а также новое толкование прочтения арабской надписи на Чагатайской монете XIII века (статья N2) и некоторые размышления вокруг прежнего названия города - Алма-Ата (статья N3).

Эдуард Хуршудян. Чагатайская монета XIII века. Часть II.

С тех пор как вышла в свет статья В. Настича – "Алматы - Монетный двор XIII века"[1][i], в Казахстане продолжались дебаты вокруг факта возвращения прежнего названия южной столицы Казахстана Алма-Ата на Алматы. Результаты этой статьи были восприняты как нечто данное - без всяких комментариев. Никто из нумизматов, востоковедов-историков даже не попробовал оспорить трактовку, предложенную Настичем. Между тем в статье есть спорные места! В частности можно оспорить трактовку и локализацию монетного двора чагатайской монеты, соответственно подискутировать по поводу географической локализации монетного двора Алмату-Алимту-Алимату с современной Алматы!

Атыгаев Н.А. Время образования Казахского ханства: некоторые аспекты проблемы в историографии и в источниках

Становление и развитие государственного суверенитета Казахстана актуализировали многие проблемы истории государствообразующего этноса – казахского народа. В новых условиях повышенный интерес у общественности и ученых-обществоведов вызвали вопросы, связанные с историей развития государственности на казахской земле, определением ее истоков и динамики развития. Одним из важных этапов эволюции государственности на территории Казахстана является период существования средневекового государства казахского этноса – Казахского ханства.

Э.Ш. Хуршудян. Путь к премудрости Востока: персидские рукописи в Казахстане

В этом году в Алматы вышла в свет книга "Каталог персидских рукописей" под редакцией известного казахстанского ученого, востоковеда-ираниста доктора Сафара Абдулло. Настоящее издание посвящено описанию рукописей на новоперсидском языке из фондов Нацио­нальной библиотеки Республики Казахстан. Основываясь на тщательном и высоко­профес­сиональном исследовании рукописных памятников из казахстанских собраний, доктор Сафар Абдулло своей работой внес неоценимый вклад в исследование персидской рукописной книги, тем самым, положив начало систематическому изучению персидских рукописей в Казахстане. Это явилось знаменательным событием в казахстанской научной и культурной жизни Казахстана.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов