Статьи
 

© Ж.М. Тулибаева,
доктор исторических наук,
заведующая кафедрой регионоведения ЕНУ имени Л.Н. Гумилева

УЛУС  УРУС-ХАНА

Оригинальный текст: // Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность. Сборник статей участников IX Московской научной конференции. Москва, РУДН, 23 мая 2008 г. М.: Изд-во РУДН. 2008. - С. 225-233.

                                                                                                              

"…Чингиз-хан произвел наступление и направил некоторых из своих сыновей в вилайеты и страны:  Джучи-хана направил в сторону Сарая, Крыма и Дешт-и Кипчака. В тех краях такие правители как Узбек, Джанибек-хан и Урус-хан  стояли во главе ислама и мусульманства и придерживались шариата Пророка Мухаммада, избранника Божьего…"

Из послания Шахруха китайскому императору Чжу Ди [1]


Одним из самых запутанных и интересных вопросов в истории Казахстана является проблема изучения генеалогии Урус-хана - предка основателей  Казахского ханства. В казахстанской историографии существует две точки зрения относительно родословной Урус-хана, двадцатого правителя Золотой Орды.  Одни историки возводят его родословную к Тукай-Тимуру, тринадцатому сыну Джучи, другие к Орда-Эджену, старшему сыну Джучи. Правда, в советское время в околонаучной литературе существовала еще одна версия происхождения Урус-хана, связанная с его именем, однако она не выдерживает никакой критики и связана с конъюнктурными соображениями тех  лет.

Дискуссия возникла из-за противоречивых сведений содержащихся в письменных источниках. Однако этот вопрос отнюдь непраздный. Разрешение его поможет понять те политические и этнические процессы, происходившие в истории Дашт-и Кипчака того периода, приведшие к образованию Казахского ханства.

Спор относительно происхождения Урус-хана в научных кругах идет уже долгое время. И хотя, казалось бы,  известный казахстанский ученый Вениамин Юдин еще много лет назад  решил этот вопрос в пользу дома Тука-Тимуридов, в последнее время появились работы, в которых вновь утверждается, что Урус-хан являлся потомком Орда-Эджена. Так Т. И. Султанов, утверждая,  что Улус Урус-хана находился там же где когда-то были земли Орда-Эджена, сделал попытку доказать его происхождение от последнего. В его книге "Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана" приводятся новые аргументы в пользу этой версии. Так на основе чего приходит к такому выводу Т.И. Султанов? Он пишет: "…Урус-хан, и его предки, и потомки, также владычествовали именно на этой территории; как раз отсюда, с берегов Сырдарьи, в XIV в. они совершали свои походы на Нижнюю Волгу и, разгромив политических противников, на время овладевали Сараем, столицей Золотой Орды, а затем вновь возвращались в свою Кок-Орду, в Присырдарьинские владения" [2].

Казалось бы, веский аргумент. Но, как еще отметил В.П. Юдин: "без скрупулезного, конкретного в отношении времени и пространства изучения динамики исторических изменений всех доступных исследованию Улусов Джучидов на территории Дешт-и Кипчака трудно ожидать крупных позитивных сдвигов в изучении истории Казахстана XIII – XV и XVI – XVII вв., да и всего Дешт-и Кипчака за это время. Понятно, что без использования вышеуказанной методики исследования только произвол современного автора будет обусловливать его выводы" [3].

Попробуем разобраться, действительно ли Улус Урус-хана находился на месте, где когда-то были владения Орда-Эджена? Сведения средневековых мусульманских авторов, в частности, великого арабского историка  Ибн Халдуна дают основания сомневаться в том, что Улус Урус-хана находился там же, где когда-то были земли Орда-Эджена.

В сочинении Ибн Халдуна "Китаб ал-‘ибар ва диван ал-мубтада’ ва-л-хабар фи аййам ал-‘араб ва-л-‘аджам ва-л-барбар" в разделе посвященном Золотой Орде читаем: "…Токтамыш бежал оттуда и отправился в царство Урус-хана, (находившееся) в гористой области Хорезма…", или "Токтамыш же отправился дальше и, завладев уделом Урус-хана в горах Хорезмских, отправился в Сарай" [4] .

Так, где же находились эти Хорезмские горы?  В.В. Бартольд в своей работе "Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII века" приводит цитату из Гардизи, персидского историка XI в [5] . Из нее явствует, что Хорезмские горы находились на пути из Гурганджа (Ургенч) к Хорезмийскому озеру (Аральское море). Здесь же в работе, упоминается труд испано-арабского ученого-географа ал-Бекри (ум. 1094 г.) "Книга о государствах и путях", где описывается башня на Хорезмской горе, расположенной в 12 фарсахах от города Джурджании, на пути в страну печенегов [6] . Таким образом, можно заключить, что под Хорезмскими горами арабские географы называли горную цепь Сийах-кух (Черные горы), которая проходила по краю Устюртского плато.

Ранней весной 1376 г., после знаменитого "зимнего противостояния" близ Сыгнака, Амир Тимур получил известие, что Урус-хан ушел обратно в свой эль. Амир Тимур возвращается в Кеш и, пробыв там семь дней,  решает нанести молниеносный удар по Улусу Урус-хана. В качестве проводника он берет с собой Тохтамыша. Достигнув в течение 15 дней (так у Йазди, согласно Натанзи - за 13 дней) Джейран-Камыша, войска Амира Тимура разграбили Улус Урус-хана, захватив "бесконечное и бесчисленное имущество"  [7]. Судя по всему, под Джейран-Камышем следует понимать пресноводное в то время озеро Сарыкамыш,  в которое впадал левый рукав Амударьи.  Если опираться на сведения из "Чингиз-наме" Утемиш-хаджи, сам Урус-хан в то время уже ушел на летовья, которые находились в Волго-Уральском междуречье.

Тохтамыш, воспользовавшись моментом, решил захватить власть в столице Золотой Орды. С этой целью, предварительно заключив соглашение с предводителями четырех крупных племен, ранее входивших в состав  эля его предков, он тайно проник  в  летовья и начал вместе с ними откочевку в сторону Итиля (Волги). Урус-хан, узнав об этом, бросился за ними в погоню. В ночной схватке от случайно выпущенной стрелы Урус-хан погибает. Тохтамыш-хан, "не ведая о смерти Урус-хана", направляется в Сарай ал-Джадид и захватывает столицу. В то время по правую руку от Волги полновластным правителем Золотой Орды был временщик Мамай. Оказавшись между двух огней, Тохтамыш понимает, что ему долго не усидеть в столице. И хотя он предпринимает попытку чеканки монет со своим именем, ему становится ясно, что, не разгромив основных своих врагов, ему не стать общепризнанным ханом Золотой Орды. С такими мыслями он переправляется через Волгу и устремляется к Шейбаниду Каан-баю. Тот, отказавшись от личной встречи с ним, выделил ему место в устье Тана (Дона) [8]  Тохтамыш через своих инаков предложил Каан-баю вместе выступить против Мамая. Тот вначале согласился, но потом, изменив свое решение, отменяет поход. Не найдя поддержки со стороны Каан-бая и понимая, что далее оставаться в Поволжье для него становится опасным,  Тохтамыш возвращается в Сабран (Сауран).

После смерти Урус-хана, власть на некоторое время перешла в руки его сына Тохтакийи, который правил три месяца и так же умер. После него правителем Улуса Джучи стал другой сын Урус-хана – Тимур-Малик. Тимур-Малик, считая Тохтамыша своим главным врагом, направил войска в Сабран, где в это время он находился. Потерпев очередное поражение, Тохтамыш вновь бежал в Самарканд к Амиру Тимуру. Амир Тимур "с царской милостью проявил внимание к положению и нуждам Тохтамыш-оглана и в конце 778 года или в год змеи приготовив для него царское снаряжение, вместе с великими эмирами - Туман Тимур узбеком, его сыном Бахты-ходжой, Урунг-Тимуром, Гияс ад-Дином тарханом и Янги каучином отправил в Сыгнак и велел провозгласить его ханом. Эмиры поспешили выполнить приказ и в этом же году, посадив на ханский трон Сыгнака, выполнили необходимые обычаи и обряды"  [9].

Тимур-Малик после победы над Тохтамышем "некоторое время проявлял много усилий и привел государство в нормальное состояние", а затем, "занялся наслаждениями, вообразив, что он не имеет врага в засаде"  [10]. До Амира Тимура дошли слухи, что Тимур-Малик  " днем и ночью придается пьянке и веселью, ест пирог с рыбой, спит до полудня и насколько  бы не было важным дело, он остается в неведении  и никто не осмелится разбудить его ото сна. По этой причине у людей не осталось к нему доверия и весь улус Джучи надеется на приход Тохтамыша" [11] .

Амир Тимур, понимая, что наступил "звездный час" Тохтамыша, дает ему указание выступить против Тимур-Малика, который в это время зимовал в Каратале. Один из составителей второго тома  "Сборника материалов, относящихся к истории Золотой Орды" С.Л. Волин, справедливо полагая, что этим зимовьем вряд ли могла быть река Каратал, впадающая в Балхаш, предположил, что под этим названием имеется в виду местность расположенная "где-нибудь около Сырдарьи"  [12]. Действительно, существовало урочище Каратал на реке Сырдарья в районе Туркестана [13] .

Однако трудно предположить, что Тимур-Малик пришел на зимовку в эту местность, в противном случае он оказался как бы между молотом и наковальней – между войсками Амира Тимура и Тохтамыша. К тому же Туркестан слишком удален от столицы Золотой Орды, чтобы Тимур-Малик выбрал его местом своего зимовья. Зато из письменных памятников мы знаем о местности Каратал, которая находилась в устье реки Амударьи [14] . Именно там и находилось зимовье Тимур-Малика.

Почти полвека спустя, в 829/1425-26 г. Барак-оглан, внук Урус-хана, вторгается со своим войском в пределы Сыгнака. Присырдарьинские земли, в том числе и Сыгнак,  после победы Амира Тимура над Тохтамышем вошли в состав государства Тимуридов. Хафиз-и Абру, напоминая предысторию этих событий, писал:  "Во времена Сахибкирана – да озарит Аллах его могилу! -  его [Барака] дед Урус-хан, когда изгнал Токтамыша из государства [Узбекского] и Токтамыш нашел убежище у его Величества Сахибкирана, и описание того события в свое время было изложено, некоторое время находился в Сыгнаке и там построил здание" [15] . Барак-оглан, оправдывая свои действия, говорил: "Пастбище Сыгнака принадлежит мне, так как Урус-хан там построил здание  и там находился" [16] . Понятное дело, что если бы Сыгнак действительно когда-то входил в наследственные владения Урус-хана и его предков, Барак-оглан привел бы более убедительные доводы на право обладания этими землями.

Из всего вышесказанного можно заключить, что Улус Урус-хана, его предков и потомков, находился в дельте реки Амударья. Это в наше время Приаралье является зоной экологического бедствия. В то время это был одно из самых благодатных мест во всей Центральной Евразии. Полноводный Арал надежно защищал этот край от холодных северных ветров. Реки кишели ценными породами рыб, а в  зарослях камыша было много разнообразной дичи. Поэтому, установив свою власть в столице Золотой Орды, и подчинив себе весь Восточный Дешт-и Кипчак, Урус-хан и его сыновья каждый раз возвращались на зимовье в свой домен.

Отсюда, с дельты Амударьи, через Мангышлак, Прикаспийскую низменность, Северный Кавказ и до Крыма длинным поясом простирались земли Тука-Тимуридов – самого большого и могущественного дома Золотой Орды.

Существует большое количество мусульманских письменных источников, где содержатся сведения по генеалогии ханов Золотой Орды. К таким источникам относятся: "Мунтахаб ат-таварих-и Му‘ини", "Му‘изз ал-ансаб", "Таварих-и гузида-ий нусрат-нама", "Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар" и др. Большинство письменных памятников дошедших до наших дней содержат достоверные сведения, которые могут быть надежной опорой при проведении научных исследований. Однако при использовании сведений средневековой историографии по событиям того времени необходимо подходить к ним с особой осторожностью, учитывая, что мы можем столкнуться с вольной или невольной фальсификацией политической истории и генеалогий правивших династий со стороны автора и предумышленной фальсификацией со стороны заказчиков данного сочинения. Так, например, сочинение Му‘ин ад-Дина Натанзи "Мунтахаб ат-таварих-и Му‘ини" ("Избранные произведения Му‘ини"), более известное как "Аноним Искандера", в свое время стало источником горячей дискуссии относительно родословной Урус-хана.

Учитывая то, каким авторитетом пользовался Натанзи среди своих современников, трудно заподозрить его в умышленной фальсификации генеалогии правителей  Золотой Орды. По словам Давлатшаха Самарканди, "Му‘ин ад-Дин Натанзи был из ученых и поэтов, заслуживших славу в Аджаме и Фарсе во времена султана Искандара…, в науке он был одним из ведущих людей своего времени и писал об истории, деятельности и положении Мирзы Султана"  [17]. По всей видимости, причину этих искажений надо искать в той острой борьбе, которая развернулась между претендентами на власть, как в Золотой Орде, так и в государстве Тимуридов. При этом они прибегали ко всяким ухищрениям и интригам, чтобы легитимировать свои претензии на верховную власть и отвести претензии своих соперников.

Если же обратиться к судьбе потомков Орда-Эджена, то в этом отношении чрезвычайно интересна гипотеза замечательного казахского поэта, мыслителя и знатока истории Шакарима Кудайберды-улы, высказанная им в его известном труде "Шежире" ("Родословная летопись"). По его предположению, Орда-Эджен, сын Джучи, является  предком всех калмыцких ханов  [18].

Примечания 

[1]  ‛Абд ар-Раззак Самарканди. Матла‛ ас-са‛дайн ва маджма‛ ал-бахрайн ("Место восхода двух созвездий и слияния двух морей"). Изд. Мухаммада Шафи, Лахор, 1933. С. 225.
[2] Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. Алматы, 2001. С. 144.
[3] Юдин В.П.  Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI-XVIII вв., Алма-Ата, 1983. С. 131.
[4] История Казахстана в арабских источниках. Т. I. Алматы, 2005. С. 276-277.
[5] Бартольд В.В. Работы по исторической географии. М., 2002. С.44-45.
[6] Там же. С. 49.
[7] История Казахстана в персидских источниках. Т. IV. Алматы, 2006. С. 212.
[8] Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992. С. 117.
[9] Шараф ад-Дин ‘Али Йазди. Зафар-наме. Ташкент, 1972.  Л.160а.
[10] История Казахстана в персидских источниках. Т. IV. Алматы, 2006. С. 269.
[11] Шараф ад-Дин ‘Али Йазди. Зафар-наме. Ташкент, 1972.  Л.161б.
[12] Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.2., М., 1941.  С. 295.
[13] Материалы по истории казахских ханств в XV - XVIII вв. Извлечения из персидских и тюркских сочинений. Алма-Ата, 1969. С. 553.
[14] Там же. С 461, 464; Бартольд В.В. Работы по исторической географии.  С. 184.
[15] Zubdat al-Tawarikh by Hafiz Abru (d. 833 A.H./1429 A.D.). Vol. 2. Tehran, 1992. P. 906.
[16] Там же.  P. 907.
[17] Миклухо-Маклай Н.Д.  Описание  таджикских  и  персидских  рукописей  Института Востоковедения.  Вып. 3.  М., 1975. С. 77.
[18] Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов. Алма-Ата, 1990. С. 95.

11 октября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 3902      

Другие статьи из этой рубрики

Е.Б.Абатаев. Народные игры казахов Южного Алтая

Игры во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к далекой древности и в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры и развлечения выполняли всегда общественные функции: воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др.[1] Часть игр и развлечений несли у казахов Южного Алтая ритуальные и обрядовые функции, входящих в систему поминально-погребальных и свадебных обрядов. Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар, сайыс, аударыспак [2].

Тулибаева Ж.М. Бухарские и кокандские источники по истории казахов и Казахстана

В Бухаре в XVIII в. создается ряд исторических сочинений, имеющих большую ценность для изучения истории Бухарского ханства [1, 41]. Одним из таких источников является труд Мухаммада Вафа Карминаги "Тухфат ал-хани" ("Ханский подарок"). Сочинение известно также под названием "Тарих-и Рахим-хан" ("История Рахим-хана").

Е.Б.Абатаев. Юрта – традиционное жилище казахов Южного Алтая

В качестве одного из направлений исследований, разрабатываемых отечественной этнографической наукой, выдвигается изучение специфики этнического развития групп некоренного населения, проживающих за пределами основной территории расселения этноса, в инонациональном окружении. Объектом настоящего исследования является одна из таких локальных групп казахов, проживающих за пределами основной территории расселения своего этноса на Южном Алтае.

Эдуард Хуршудян. Чагатайская монета XIII века. Часть II.

С тех пор как вышла в свет статья В. Настича – "Алматы - Монетный двор XIII века"[1][i], в Казахстане продолжались дебаты вокруг факта возвращения прежнего названия южной столицы Казахстана Алма-Ата на Алматы. Результаты этой статьи были восприняты как нечто данное - без всяких комментариев. Никто из нумизматов, востоковедов-историков даже не попробовал оспорить трактовку, предложенную Настичем. Между тем в статье есть спорные места! В частности можно оспорить трактовку и локализацию монетного двора чагатайской монеты, соответственно подискутировать по поводу географической локализации монетного двора Алмату-Алимту-Алимату с современной Алматы!

Н.А. Атыгаев О времени образования Казахского ханства (к 550-летию образования ханства)

Вопрос о времени возникновения Казахского ханства, первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса – казахов, является одним из самых дискуссионных проблем отечественной исторической науки. В казахстанской научной и научно-популярной литературе имеется множество работ, посвященных данной теме, хотя до начала 70-х годов ХХ века вопрос датировки образования ханства в качестве научной проблемы специально не поднимался. Его ставили "в один ряд с иными событиями политической истории казахского общества" [1, 54]. В этот период были опубликованы первые научные исследования, посвященные конкретно времени образования Казахского ханства. Автором первой такой специальной работы стал Т.И. Султанов. Затем, в 1977 году, данная проблема была рассмотрена в монографии К.А. Пищулиной. В последующие годы этот вопрос остался без внимания историков. Вновь проблема актуализировалась после обретения Казахстаном независимости. В 90-е годы XX века данный вопрос нашел отражение в работах казахстанских историков А. Хасенова, К. Акишева, Ж. Касымбаева, Б. Карибаева и др. Рассматривали в своих исторических изысканиях проблему датировки образования Казахского ханства известные писатели Казахстана М. Магауин и К. Салгарин. Следует также сказать о псевдонаучных, но растиражированных публикациях по данной теме кандидата технических наук К. Даниярова.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте