Статьи
 

Хакасы

Автоэтноним (самоназвание): тадар (мн. ч. тадарлар), хоорай, хыргыс-хоорай (фолькл.). В русских документах царского времени: абаканские (енисейские) татары, ачинские татары, минусинские татары.
Экзоэтнонимы: алт. конгурай; тув. хоорай, конграй, хонру, белдир; котт. (устар.) конграйчиен (= койбалы); камас. хааш, хоорай (= койбалы); шор. сагай. Англ. Khakass, нем. Chakasse; франц. Khakasse.
Территория расселения: Республика Хакасия (62,9 тыс. чел. по данным на 1989 г.), в Туве (2,3 тыс. чел.), в Красноярском крае (5,2 тыс. чел.). Динамика численности в Российской Федерации:  1926 г. - 45,9 тыс.; 1939 г. - 52,8 тыс.; 1959 г. - 56,0 тыс.; 1970 г. - 65,4 тыс.; 1989 г. - 78,5 тыс. Общая численность - 80,3 тыс. чел. (по данным на 1989 г.).

Субэтнонимы. Хакасы подразделяются на четыре этнографические группы: сагайцы (сагай), качинцы (хааш, хаас), кызыльцы (хызыл), койбалы (хойбал).
Антропологически хакасы относятся к вариантам переходных форм от уральской расы к южносибирской: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральской расы, у южных (главным образом, качинцы) - южносибирской.
Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Подразделяется на 4 диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, выделяется бельтырский говор. На базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность. Хакасский язык считают родным 76,6% хакасов (1989 г.)

ПИСЬМЕННОСТЬ. В эпоху раннего средневековья в Хакасии была распространена руническая письменность, в период позднего средневековья хоорайские беги обучались грамоте в Монголии, Джунгарии и, возможно, в Китае. Хакасские послания ХVII-ХVIII вв. писались как монгольскими, так и "своими татарскими" письменами. В 1920-х гг. создана кириллическая письменность на основе миссионерских алфавитов, которую в 1930-х гг. сменяла латиница. Современная письменность создана в 1939 г. на основе русской графики. Система родства - "омаха".

ХОЗЯЙСТВО. Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (главным образом у кызыльцев) в тайге, саянских горах (на кабаргу). Земледелие (основная культура - ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу ХIХ в. (в начале ХХ в. около 87% сагайцев занимались земледелием). Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.
Традиционные поселения. Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10 - 15 юрт), как правило родственных между собой. Традиционная одежда. У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. Основу костюма составляла широкая (до 3 м в подоле) рубаха из пестрой (ситцевой) ткани, у мужчин длиною до колен, у женщин до пят. Летние штаны делали из плотной материи, зимние из овчины (шерстью внутрь) или из замши. Верхней летней одеждой был суконный распашной кафтан - сикпен, зимней - широкая в подоле овчинная шуба с большим отложным воротом и запахом на правую сторону. Богатые хакасы подбивали ее дорогим мехом, покрывали цветной тканью, украшали вышивкой. Особенно нарядно выглядела женская парадная шуба. Поверх шубы женщины носили длинную безрукавку - сегедек. Праздничным головным убором (тюльгу пёрик) была небольшая округлая шапочка с кистью, вокруг которой поднимался прикрывавший ее высокий околыш из меха лисицы. В праздничный костюм женщин входил также нагрудник - пого - полуовальной формы, украшавшийся пуговицами, раковинами, бисером.
Пища. Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и различные бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп (угре). Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная колбаса (хан). Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого коровьего молока. Айран перегоняли также на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ. Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу. горам, воде, священному дереву - березе. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины, шаманы и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных - изыхи. Изыху посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись. Каждый сеок посвящал изыху лошадь только определенной масти. Никто, кроме владельца. не мог на ней ездить, а женщины не могли даже прикасаться. Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту.
У хакасов существовал также культ "тёсей" - семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тёсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой. Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Рукоять бубна считалась духом-хозяином бубна.
Официально все хакасы были крещены в русское православие в XIX в. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.

ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ 

Историко-этнический очерк по хакасам подготовлен и любезно предоставлен "Центральноазиатскому историческому серверу" канд. ист. наук Станиславом Анатольевичем Угдыжековым. В этом исследовании затрагиваются вопросы происхождения хакасов и рассматривается их история на протяжении нескольких тысячелетий.

Станислав Угдыжеков. Историко-этнический очерк. 

 

Материалы раздела "хакасы"

М.А. Чертыков. Фуюйские кыргызы (историко-этнографический очерк)

Фуюйские кыргызы (самоназвание – кыргыз, хэргэз, тиртиз), народ в КНР, провинция Хэйлунцзян, уезд Фуюй. Самый восточный тюркоязычный народ в мире. Потомки енисейских кыргызов, переселенных в 1703-1706 гг. в Джунгарию, затем, согласно преданиям, они были переселены после падения Джунгарского ханства властями династии Цин в Маньчжурию в 1755-1757 гг.(20-22 гг. правления императора Цянлуна). Численность фуюйских кыргызов на 1997 г. составляла около 1200 человек.

А. Абдыкалыков. Переселение енисейских кыргызов в начале XVIII в. и их историческая судьба

Вопрос об угоне енисейских кыргызов в 1703 г. неоднократно привлекал внимание русских и советских исследователей [1]. В целом соглашаясь с этим событием как историческим фактом, ученые расходятся в масштабах переселения, его оценке и значении в этнической истории народов Южной Сибири и Средней Азии. В то же время в значительно меньшей степени разработан вопрос о дальнейших судьбах енисейских киргизов. В частности, недостаточно обращалось внимание на возможность возвращения их в Минусинскую котловину, сыгравшее, как показывают сведения письменных источников, определяющую роль в формировании хакасской народности.

Ху Чжэньхуа. Краткое описание кыргызов, проживающих в уезде Фуюй провинции Хэйлунцзян

Уезд Фуюй провинции Хэйлунцзян расположен на левом берегу реки Нонни (Nenjiang) в ее среднем течении, на расстоянии около 300 километров к северо-западу от Харбина. С восточной стороны уезд Фуюй граничит с уездом Иань, на юге – с уездом Линьдянь и Цицикаром, на западе – с пригородами Цицикара и уездом Ганьнань, на севере же соседствует с уездом Фанхэ. Данный уезд находится между 124.0-125.02’восточной долготы и 47.01'-48.016' северной широты, протяженность с юга на север – 74,4 км., с востока на запад – 74 км., общая площадь равняется 4026 кв.км, в том числе пахотных угодий – более 740 кв.км, пастбищных – более 1030 кв.км. Хозяйство – земледельческо-скотоводческое. Население уезда составляет 270 000 человек, включает в себя людей 12 национальностей – ханьцев, маньчжуров, монголов, дунган, дауров, корейцев, кыргызов, эвенков, сибо, мяо, и, чжуанов. Количество представителей национальных меньшинств – более 12 000 человек (на 1979 г.).

Бутанаев В.Я. К вопросу о Кыргызско-Хакасских этнографических связях.

Угдыжеков С.А. Власть кыргызского правителя VI-XIII вв.

Угдыжеков С.А. Представления кыргызов раннего Средневековья о социальном возрасте.

Угдыжеков С.А. Семейно-брачная структура кыргызов

Г.П.Супруненко.Документы об отношениях Китая с енисейскими кыргызами в источнике IX века "ЛИ ВЭЙ-ГУН ХОЙЧАН ИПИНЬ ЦЗИ"

С.А. Угдыжеков. К оценке политической ситуации в Южной Сибири начала XIII в.

В.Я. Бутанаев. Народный календарь хакасов

Чертыков В.К. О ДАТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ХАКАСИИ К РОССИИ

Историко-этнический очерк

 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта