1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 

гостиница в железнодорожном цены невысокие

© В. Ушницкий

Кимаки - народ Ураанхай-Саха?

Статья опубликована с любезного согласия автора.

В преданиях народа саха говорится о том, что их предки пришли из страны Ураанхай, которая находилась в девятой от Лены реке, на берегу теплого моря. Там они жили вместе с кыргысами и татарами. Киргизами в царской России именовали казахов. Предками же казахов и татар являются средневековые кыпчаки, или, как их называли по русским летописям, - половцы. Этноним "кыпчак" по-казахски и по-башкирски звучит как кыпсак, кыпшак.

В большинстве случаев в якутских эпосах олонхо события разворачиваются около "Араат Байгал" или "Арылы Байгал". По мнению П.А.Ойунского, "Араат" и "Арылы" должно означать Аральское море. Исходя из этого, Платон Алексеевич считал это море прародиной саха и родиной олонхо. Там и жил, согласно эпосам, славный народ ураанхай-саха.

Известный казахский историк и археолог С.М.Ахинжанов всю свою недолгую научную жизнь доказывал, что реальным самоназванием кимаков было слово "уран-каи". Л.Н.Гумилев называет кимаков странным этносом. Этот народ создал могущественный каганат, просуществовавший с IХ до ХI века на огромной территории: на юге от Аральского моря на севере до Оби, на западе от Волги и на востоке до Алтая. Между тем неизвестны ни их потомки, ни их предки.

Ахинжанов кимаков считал народом змей. Так-как кай означает по-монгольски "змея", так же это слово переводится в тюркских языках. Например, по-якутски эриэн уон - змея. Отсюда и сложный этноним уранкай. Действительно, среди тюркских племен огузов и кыпчаков известны племена уран и каи. Например, каи-канглы ушли под давлением монголов в Малую Азию и основали Османскую династию. А этноним "кимак" казахский ученый считал книжным названием, известным только среди арабо- и персоязычных информаторов.

Оказывается, топонимы с основой уран или хай распространены на картах Маньчжурии, Монголии и Казахстана. В Казахстане есть речка, поселок, гора и место старинного города под названием Уранхай. Напомним, слово "уранхай" - это старинное самоназвание народа саха. Многих гипотеза Ахинжанова отпугивала тем, что ни среди казахов, ни среди других современных тюркских народов Средней Азии не встречается этноним "уранхай". Разве что среди башкир имеется племя под названием Уран.

Кимаки переселились в Казахстан в IХ веке с Маньчжурии. Там они были известны китайским источникам под названиями уранкай и кумохи. Отождествление кимаков с монголоязычными кумохи имеет давнюю историю. Достаточно упомянуть русского ученого В.В.Григорьева и известного тюрколога с мировым именем О.Прицака. Но надо сказать и о том, что известный советский синолог-китаевед Н.В.Кюнер доказал, что в китайских летописях под названиями уранхай и его вариантами известны широко известные кумохи или хисцы.

Китайские летописцы считали племя "хи" или правильнее "кай" прямыми потомками хуннов. Зарубежные тюркологи Э.Пуллибланк и Г.Дерфер пришли к мнению, что язык хуннов не относится к алтайским, а является неизвестным языком. При этом вспоминается гипотеза академика В.В.Радлова о происхождении языка саха. По его мнению, язык саха сначала был неизвестным. Затем, на второй стадии, относился к монгольским наречиям и лишь на третьей - был отуречен. Как следует из гипотез Григорьева, Маркварта и Ахинжанова, кимаки-кумохи сначала были монголоязычными и только после прихода на Иртыш были отуречены.

Есть отдельное предание о том, что Омогой прибыл из страны народа Монкуур. Из восточных источников известно, что в середине страны кимаков находилась гора Манкур. Среди поздних кыпчакских племен зафиксировано племя манкуроглы, в которых можно увидеть потомков кимаков. А династия племени уран, то есть кимаков в кыпсакском объединении, правила в Восточном Казахстане и на Дону. Предки саха, вполне вероятно, пришли оттуда.

В "Эллэйаде" Г.В.Ксенофонтова имеются десятки преданий о предке саха Шури-хане, который воевал с русскими князьями и, потерпев поражение, бежал с сыном Эллэем на Лену. Шури-хана считали своим предком кангаласцы. Во времена Владимира Мономаха был знаменитый Шарукан, в течение 40 лет грозивший существованию Древней Руси. Он же Шарк-Великан украинских былин. После того, когда он потерпел поражение в глубокой старости от Мономаха, половцы были вынуждены оставить степи Южной Руси. Считается, что сын Шарукана Артык увел орду на Кавказ, где они разгромили полчища турок-сельджуков и спасли грузин, армян от истребления.

Отметим тот факт, что ряд мотивов легенд о происхождении кимаков полностью совпадает с преданиями саха об Омогое и Эллэе. Точно так же младший сын татарского владыки, поссорившись с братьями, убегает от них и переселяется в место, где есть большая река. Да и сам сюжет о том, как пастух Омогой Бая Эллэй отделяется от него и постепенно все богатство и власть Омогоя переходит к нему, перекликается с историей кимако-кыпсакских племен.

Так из состава кимаков, то есть уранкаев вышли кыпсаки, распространившиеся от Дуная до Алтая в домонгольский период. Надо отметить, что во главе кыпсаков стояла династия племени Эльбури. Представители этой династии правили одно время в Индии, в Египте, в Сирии и в Болгарии, куда кыпсаки попали будучи проданными в рабство монголами. Но там из них создали отборную гвардию -- мамлюков, которые постепенно прибрали власть к своим рукам.

Ряд сюжетов и мотивов "Эллэйады" представляет полную аналогию тюркского эпоса об Идиге и Тохтамыше, распространенной от Крыма до Алтая. Якутский эпос имеет схожие мотивы и с легендарными сказками казахов и легендой о Сельджуке -- основателе государства огузов. Истоки всех этих преданий, по нашему мнению, уходят в кимакскую легенду. Наш вывод один: "Эллэйада" создана на южной прародине саха. То есть история эпического народа "ураанхай саха" не начинается только на Средней Лене.

Оговоримся сразу, что в этой статье речь идет только о потомах Омогоя, в основном, намских саха. Другие центральные якутские улусы происходят, по нашему мнению, от не менее известных племен, так же вошедших в состав средневековой кыпсакской народности. Да и все это отнюдь не опровергает мнения других исследователей о том, что у народа саха есть южносибирские, прибайкальские и, конечно, местные корни.

Институт гуманитарных исследований АН РС(Я).

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 4789      

Другие статьи из этой рубрики

Косточаков Г.В. К вопросу о происхождении названий КИМАК и КЫПЧАК

Г.Е. Грумм-Гржимайло, а вслед за ним Л.П. Потапов сопоставил название Кивинской волости (КибaКобКобый, как мы выяснили, этноним, являющийся внутрикетским диалектным вариантом этнонима Кый, см. Косточаков, 1998, 203-207) с этнонимом древних Теле - Киби, и предлагали древнетюркское происхождение первого (Грумм-Гржимайло, 1926, 247; Потапов, 1956, 493). Племя Киби входило в союз 15 племен Теле в VП-VШ вв. (Бичурин, 1950, т.1, 301).

С.М. Ахинжанов. Кипчаки в X-XIII вв. Историографический обзор.

В начале II тыс. н.э. в средневековой письменности мусульманского Востока и Древней Руси появляется адекватное обозначение огромного пояса Евразийских степей от отрогов Алтайских гор на востоке до Карпатских склонов на западе, получившее свое название по имени основного народа, кочующего по его просторам - "Дешт- и Кипчак" и "Половецкое поле". Каждый из приведенных этнотопонимов с позиции своего языка означал одно и тоже. "Дешт-и Кипчак" в переводе с персидского звучал как "Степь кипчаков", именно так в XI в. путешественник Насир-и Хусрау называл степи, примыкающие к северо-восточным границам Хорезма [1]. В дальнейшем таким образом стали именоваться степные пространства от Иртыша до Волги к северу от оз. Балхаш и Сырдарьи, т.е. в орбиту этого термина попадает и Центральный Казахстан. "Половецким полем" именовались южнорусские степи от Волги до Днепра и далее к западу в XI - середине XIII вв. в русских летописях [2].

Сирский каганат. От хунну до сйеяньто.

Следующие события лишь подтверждают мои размышления об исключительном значении личности в истории. В 645 году умирает Бильге-инанч-каган. Умирает герой, сумевший сохранить народ в войне с западными и восточными тюркютами, человек, стоявший у истоков каганата сиров. То, что было ему по плечу, оказалось невозможным для его потомков. В ставке начинается смута. Младший сын усопшего Ильтер Бо-Чур (Бачжо) убивает законного наследника, своего брата Имана, и захватывает престол. По мнению Малявкина А.Г., танское правительство использовало весь арсенал подрывных внешнеполитических приемов для разложения и ослабления своих потенциальных противников. Еще до смерти Инаня танский император дарует братьям одинаковые титулы тем самым разжигая в Бачжо стремление к престолу. Смута не способствует авторитету династии Ильтер - токуз-огузы, почти десятилетие ждавшие этого момента поднимают мятеж. Глава мятежников уйгур Тумиду пишет императору Тан: "Бо-Чур жесток и беззаконен (напоминание, каким образом ему достался престол), он не способен быть нашим господином". Токуз-огузы побеждают: в "Тан-шу" указывается - "хойху (уйгур) убил Бачжо (Бо-Чура) и истребил весь его род". В 647 году Тумиду объявляет себя каганом, и образуется государство, по предложению Малявкина С.Г. названное Первым уйгурским каганатом. Хроники редко отмечают подобную жестокость - "истребил его род" - действительно, имела место кровавая резня, оставившая в памяти людей существенный отпечаток. Подобным образом отмечается гибель народа, так же было сказано о тюркютах в VIII веке, когда они навсегда исчезли со страниц истории.

И. Ундасынов. Половцы, кто они?

Начиная много лет назад изучение истории кочевников, я с удивлением прочитал у одного из ведущих специалистов по номадам, что почти все проблемы их истории являются дискуссионными. Тогда я счел это высказывание явно преувеличенным. Сейчас я так не считаю, и вот почему: дискуссии по истории кочевых обществ идут беспрерывно, а согласия по многим вопросам как не было, так и нет. Более того, иногда они (дискуссии) не только не проясняют, но еще больше запутывают затрагиваемые в их ходе проблемы. Так, за три последних десятилетия три известных специалиста – Б.Е.Кумеков, С.М.Ахинжанов и С,Г.Кляшторный – выступили с тремя версиями о событиях, имевших место в казахстанских степях в первой половине ХI в. [1]. То, что они не стыкуются между собой, не беда. Она в том, что ни одна из представленных ими версий не выдерживает критического анализа, и все они скорее запутывают, чем проясняют сущность происходивших тогда процессов в Великой Степи.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов