Статьи
 
© Р.А. Абдуманапов

Кимакский союз племен и образование каганата

КИМАКСКИЙ СОЮЗ ПЛЕМЕН

История Центральной Азии завершает свой очередной виток. Потерпев от своих бывших вассалов сокрушительное поражение, тюркюты и сиры частью покоряются, частью - спасаются от разъяренных врагов откочевкой на запад к родственным кыпчакам, ибо уйгуры, по мнению Гумилева Л.Н., "убивали их как волков, разбивали головы каменным изваяниям и в бешенстве разрушали даже погребения".

К Иртышу вместе с сирами и тюрками уходит ряд других телеских племен - татары, баяндуры, эймюры и другие. С этого времени эти племенные объединения на некоторое время выпадают из поля зрения китайской историографии, но тем не менее попадают в труды арабских географов и историков. С уверенностью можно предполагать, что ушедшие к Иртышу племена привнесли в эти земли традицию государственности, порядки и законы, присущие развитым кочевым державам. Ведь у тюркютов существовало порядка 30 чиновничьих должностей, своя письменность и наследственная традиция. Итогом переселения в Прииртышье этих племен явилось рождение нового государства - Кимакского каганата.
Кто такие кимаки?

Попробуем это определить. По поводу их происхождения мнения ученых различны. По версии Зуева Ю.А., предполагается нетюркское происхождение кимаков. Некоторые источники упоминают о том, что у кимаков было два языка - тюркский и какой-то другой. При этом учитывается упоминание имени "кимак" знаменитым поэтом Бируни как "кумак", по мнению Зуева Ю.А., нетипичное для тюркских языков. Казахский ученый Ахинджанов С.М., согласившись с доводами Зуева, уже более определенно связывает кимаков с монгольским племенем ку-мо-хи. Согласно некоторым легендам, ку-мо-хи имели тотемом змею, кимаки также почитали змею.

Историк Кумеков Б.Е. придерживается другой точки зрения, считая, что в рукописи Бируни закралась описка, и в свою очередь соотносит кимаков с однозначно тюркским племенем Йемек. Основанием для такого отождествления явился факт редукции инициального "k", открытый Пельо П., а для кыпчакских языков развитый Халаши Куном и Хасаном Эреном. Доказательством служит, по его мнению, и тот факт, что такой тонкий знаток тюркских языков, как Махмуд Кашгари (XI век), те племена, которые арабо- и персоязычные источники знают как кимаков, называет йемеками. В известном анониме XI века "Худуд- ал Алем" приводится название столицы Кимакского государства - Намакия, которую Минорский В.Ф. реконструирует как "Йемакию".

Образование государственного объединения кимаков отражено в легенде, приведенной Гардизи в его труде "Зайн -ал Ахбар". В ней повествуется о том, что

"начальник татар умер и оставил двух сыновей, старший овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно, и боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река... После этого к ним пришли семь человек из родственников татар: Ими, Имак, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад... увидев их, рабыня вышла и сказала: "Эр тущ" - т.е. "остановитесь" (дословно "мужи слезте с коней". - Прим. А.Р.), отсюда река получила название Иртыш... Когда снег растаял... они послали одного человека в татарский лагерь... тот, пришедший туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения; пришел враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к этому человеку с гор... все они направились к Иртышу... собралось 750 человек...они... образовали 7 племен, по имени 7 человек..."

Так образовалось государство кимаков. Кумеков Б.Е. относит образование ядра кимаков в списке, данном Гардизи, к периоду не раньше 840 года - времени падения Второго уйгурского каганата, считая племя Ими уйгурским племенем "eyabor", причисляя к уйгурам также татар и баяндуров.

Но, по моему мнению, этот союз племен образовался именно в период после падения Второго тюркского каганата. По легенде мотив покушения на старшего брата вполне соотносится с попыткой сиров Куту возглавить тюркский каганат, а враги опустошившие страну и вынудившие ее обитателей бежать на запад к Иртышу, не кто иные, как басмылы, карлуки и уйгуры. Возможно, это отголоски событий гибели еще Сирского каганата. Мятеж младшего Бо-чура, бегство порядка 70 тысяч семей на Иртыш. Гибель государства. Имя главного героя легенды - Шад, - безусловно является титулом наследного принца или главы одного из крыльев каганата.
Но так или иначе, образуется союз племен. Рассмотрим некоторые из этих племен.

ИМИ - соотносится, как уже отмечалось, с племенем "eyabor". Позднее его мы встречаем в списках огузских племен: у Махмуда Кашгари (XI век) - "эймюр", у Рашид-ад Дина (XIII век) - "имур", у Абу-л Гази (XVII век) и у современных туркменов - "имрели", название которого двойное - "им(и)р - эли" - "народ имир".
Принадлежность ими, татар и баяндуров огузскому союзу не говорит о том, что они не могли откочевать на Иртыш ранее 840 года. Известно, что сразу после воцарения Моян-чура (сына Куллиг Буйлы - основателя Второго уйгурского каганата) его "собственный народ" токуз-огузов во главе с его сыном Тай-Бильге тутуком поднимает ряд мятежей. Эти выступления топятся в крови, и многие племена покидают пределы уйгурского каганата: мы знаем о бегстве татар (так называемые токуз-татары). Рамстед Г. считает, что они откочевали к киданям, но можно предположить, что они ушли к родственным по языку кимакам. Согласно списку Гардизи, татары занимали в иерархии племен третье место.

В дальнейшем, во времена широкой экспансии кыпчаков на запад, татары кочуют рядом с кыпчаками как родственники. Знаток кыпчаков Абу Хайан названию сильнейшего кыпчакского племени Токсоба дает толкование как "племя, вышедшее из кыпчакских татар". Тем более что прибывшие в Египет во времена правления мамлюкской династии султана Бейбарса татарские эмиры являлись коренными жителями Дешт-и Кыпчака.
Около 766 года этот союз племен крепнет настолько, что выдворяет с пастбищ между озерами Зайсан и Балхаш племена карлуков. Карлуки к этому времени были сильно ослаблены войной с уйгурами, и под напором кимакского племенного союза они уходят в Семиречье, где покоряют остатки тюргешей.

Так кто же такие кимаки - йемеки? Можно предположить, что это именно те сиры-тюрки (вспомним общий род Ашидэ), которые пришли на Иртыш после падения тюркского каганата. Связь кыпчаков и кимаков очевидна. Махмуд Кашгари отмечает: "...йемек было племя тюркского языка, как мы сказали кыпчак". Он же пишет - "кыпчаки считают себя отдельной ветвью". Йемеки восприняли тюркские традиции государственности и обычаи настолько, что, по мнению археологов, кыпчаки и йемеки - единственные из всех тюркских народностей, продолжившие традицию постановки каменных изваяний - "балбалов", присущую только тюркютам.

 

ОБРАЗОВАНИЕ КАГАНАТА

IX веке глава кимаков принимает титул "каган". Это говорит уже об определенной централизации государства. Предполагается четкая структура должностей по образцу тюркютских каганатов, однако, возможно, иерархическая лестница была достаточно условной. Исследования Кумекова Б.Е. показывают развитость городской жизни в каганате. Известно, что кагану подчинялись 11 сборщиков подати - согласно предположению Гумилева Л.Н., по числу областей.

"Царь кимаков один из величайших царей и один из славных своим достоинством... Тюркские цари опасаются власти хакана, боятся его мести, остерегаются его силы, берегутся его набегов, так как они испытали от него раньше подобные действия"

- так описывает кимакского кагана Ал Илриси, использовавший для своего труда сведения кимакского принца Джанаха.

О силе кимаков пишет и Махмуд Кашгари:

ertis suvi jemagi
sityap tutar biladi
kurmat anin juragi
kelgali-mat ir kisur

Йемеки с реки Иртыш,
Засучивают рукава,
Сердца у них смелые,
Они собираются придти.

Кашгари сообщает о вполне реальной для караханидов угрозе: от набегов кимаков страдали и уйгурские владения - города Турфанского оазиса.

Все подвластное население каганата делилось на 12 уделов, причем один из них подчинялся непосредственно кагану и находился в Ала-кольской котловине, которую защищала система крепостей. Попробуем обозначить остальные 11 уделов.

На севере каганат распространял свое влияние на территории, ограничиваемые линией Омск - Новосибирск - Томск. Грязновым М.П. отмечаются четыре локальных варианта уже идентифицируемой с кыпчаками-кимаками археологической сросткинской культуры. Это бийский, барнаульско-каменский, новосибирский и кемеровский, которые Грязнов М.П. считает племенными объединениями. Можно, в свою очередь, предположить, что они являлись четырьмя северными уделами каганата. Следующий удел упомянут в "Худуд-ал Алем" - область Андар-аз Кыфчак, населенная кыпчаками. По наблюдениям арабских летописцев "кыпчаки - народ более грубый чем кимаки, их предводитель назначается со стороны хана кимаков". Кумеков Б.Е. локализует эту область в северо-западной и западной части Центрального Казахстана, захватывая Южный Урал и северные окраины Приаральских степей. Название переводится Минорским В.Ф. как "внутренние аз-кыпчаки". Несомненно, это самый большой и сильный удел. Именно кыпчакам в "Худуд-ал Алем" посвящен целый раздел, что, по мнению Петрова К.И. весьма показательно. Все это, видимо, и предопределяет последующее стремительное возвышение кыпчаков.

Шестой по счету удел каганата называется анонимом "Йагсун-йасу". Местонахождение его условно - между реками "Атиль (Волга) и Артыш (Иртыш)". Этот удел имеет более приятный и умеренный климат. По мнению Кумекова Б.Е., удел Йагсун-йасу располагался западнее области Андар-аз Кыфчак, в бассейне реки Эмба.

Следует выделить еще две области или удела каганата - "Кай-джилан" и "Канглы". Первая, как родина известного полководца империи Хубилая, кыпчака Тутухи, упоминается в "Юань-ши". Там сообщается, что предки Тутухи жили в долине Джилан-чуань, название которой является калькой с тюркского "джилан" - змея, эта долина сопоставляется с городом Змеиногорском и Змеиной горой на Алтае, близ верховьев Оби. В этих землях Махмудом Кашгари отмечается племя "кайы". Оно относится к группе теле, и встречается среди 22 родов огузской конфедерации. Известно и то, что то племя, которое Марвази (XII в.) и Ауфи (XIII в.) знают под именем "кайы", армянский летописец Матфей Эдесский именует народом "отц" (с древнеармянского -"змей"). Основатель Османской империи, огуз Осман был выходцем из племени "кайы". Можно вспомнить Змея Горыныча из русского фольклора, отождествляемого с половцами, т.е. кыпчаками, или кайы.

Локализовать область Канглы сложно, однако само название ее говорит о связи с массивом кангаро-кенгереских племен. Еще в конце первого тысячелетия до нашей эры в Южном Казахстане существовал могущественный союз кангюйских племен, индоевропейцев по происхождению. Постепенная, в течение, нескольких веков их тюркизация привела к образованию кангаро-кенгересцев.

События XI века определяют судьбу этих племен. Под натиском кыпчаков и союзных огузов кангаро-кенгереские племена уходят сначало в прикаспийскую низменность, а затем в южнорусские степи. Со времен Святослава они, более известные нам по имени печенегов, неоднократно осаждают Киев. Покорившаяся часть кангаро-кенгересцев ассимилируется кыпчаками. Завоевание кыпчаками древних кангюйских земель толкает их знать на неоднозначный шаг - для легитимизации своих прав на эти земли она принимает имя "Канглы". Это подтверждается замечанием Махмуда Кашгари о том, что "канглы" - имя знатного среди кыпчаков. Путешественник Гильом де Рубрук писал, что в степях к востоку от реки Урал живут "команы (кыпчаки), называемые кангле".

Последняя область, упоминаемая анонимом "Худуд-ал Алем", - это "Каркар-хан", но о ней подробнее в следующей главе.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 2527      

Другие статьи из этой рубрики

Косточаков Г.В. К вопросу о происхождении названий КИМАК и КЫПЧАК

Г.Е. Грумм-Гржимайло, а вслед за ним Л.П. Потапов сопоставил название Кивинской волости (КибaКобКобый, как мы выяснили, этноним, являющийся внутрикетским диалектным вариантом этнонима Кый, см. Косточаков, 1998, 203-207) с этнонимом древних Теле - Киби, и предлагали древнетюркское происхождение первого (Грумм-Гржимайло, 1926, 247; Потапов, 1956, 493). Племя Киби входило в союз 15 племен Теле в VП-VШ вв. (Бичурин, 1950, т.1, 301).

Чжао Чжу-Чэн. Сведения из Юаньши о военном сотрудничестве между Золотой Ордой и Юаньской династией

Материалы исследования: в силу большого расстояния между этими средневековыми чингизидскими державами, междоусобных распрей между домами Джучидов и Тулуйидов, вооруженных конфликтов между Ариг-бугой и Хубилаем, и в связи с тем, что правители Улуса Джучи поддержали Ариг-бугу, их государство стало независимым от Великой Монгольской империи. В дальнейшем долговременные военные конфликты и политические смуты отрезали сообщение между Сараем и Ханбалыком. Улус Джучи и Юаньская династия проводили собственную внешнюю политику. Однако между ними все же сообщения не прекращались и некоторые сведения из Золотой Орды все же попадали в китайские хроники. Одним из важных и фундаментальных источников, относящихся к монгольской истории, является "Юаньши" ("История династии Юань"). Этот памятник содержит некоторые материалы (правда, в отрывках), раскрывающие характер взаимоотношений Юаньской династии и Золотой Орды.

С.М. Ахинжанов. Кипчаки в X-XIII вв. Историографический обзор.

В начале II тыс. н.э. в средневековой письменности мусульманского Востока и Древней Руси появляется адекватное обозначение огромного пояса Евразийских степей от отрогов Алтайских гор на востоке до Карпатских склонов на западе, получившее свое название по имени основного народа, кочующего по его просторам - "Дешт- и Кипчак" и "Половецкое поле". Каждый из приведенных этнотопонимов с позиции своего языка означал одно и тоже. "Дешт-и Кипчак" в переводе с персидского звучал как "Степь кипчаков", именно так в XI в. путешественник Насир-и Хусрау называл степи, примыкающие к северо-восточным границам Хорезма [1]. В дальнейшем таким образом стали именоваться степные пространства от Иртыша до Волги к северу от оз. Балхаш и Сырдарьи, т.е. в орбиту этого термина попадает и Центральный Казахстан. "Половецким полем" именовались южнорусские степи от Волги до Днепра и далее к западу в XI - середине XIII вв. в русских летописях [2].
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте