1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 

Алиев Нурали Рахатович биография. Внук президента выбрал бизнес.

© Г.В. Косточаков

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЙ КИМАК И КЫПЧАК

Г.Е. Грумм-Гржимайло, а вслед за ним Л.П. Потапов сопоставил название Кивинской волости (КибaКобКобый, как мы выяснили, этноним, являющийся внутрикетским диалектным вариантом этнонима Кый, см. Косточаков, 1998, 203-207) с этнонимом древних Теле - Киби, и предлагали древнетюркское происхождение первого (Грумм-Гржимайло, 1926, 247; Потапов, 1956, 493). Племя Киби входило в союз 15 племен Теле в VП-VШ вв. (Бичурин, 1950, т.1, 301).

Непонятно, был ли данный союз племен чисто степным или включал в себя и горно-таежные племена (что более вероятно) известно только, что в начале VII в. племя Киби проживало на северных склонах восточного Тянь-Шаня, где вместе с племенем Сеяньто, что обитало на южных склонах хребта Алтаин-нуру, в 606 г. в ходе двухлетней войны они сообща одолели западных тюркютов (тюргешей) и на территории нынешнего Южного Казахстана и китайского Синьзяня образовали самостоятельное телесское государство, во главе которого встал князь племени Киби - Гэлэн, принявший титул Мохэ-хан (Бичурин, 1950, т.1, 280).

В 745 г. племя Киби вошло в число шести влиятельных телесских племен, приравненных в правах и обязанностях к тогузогузам или уйгурам - ведущему племени вновь образованного Уйгурского каганата (Гумилев, 1993, 370).

Мы не допускаем возможности существования примерно в одно и то же время в территориально близких регионах племен или союзов племен - абсолютных тезок, между ними непременно должны быть или, несомненно, родство, или какие-то дальние родственные связи. Поэтому мы не можем согласиться с точкой зрения Г.Е. Грумм-Гржимайло и Л.П. Потапова. Действительно, не вызывает сомнения то, что существовал один этнонимный источник у названия средневекового тюркского племени Киби и у названия рода в среднем течении Мрассу - Кибa.

По нашему мнению, этим источником было енисейскокетское племя Медведя (на их родном языке название их племени и звучало как Кибa Кыбa. Правда, как мы выяснили, это был один из внутрикетских диалектных фонетических вариантов названий племени).

Следовательно, можно предположить, что ареал проживания данного енисейскокетского племени не ограничивался пределами бассейна реки Мрассу, даже судя по месту проживания в VП в. племени Киби, - пределами Саяно-Алтая.

Однако, Саяно-Алтай может быть признан местом преимущественного проживания названного енисейскокетского племени, особенно, до периода активной тюркской экспансии, т.е. до VI в. Это были, скорее всего, Северный Алтай и отроги Западных Саян.

Видимо, после VI в. енисейскокетское племя Медведя-Кибa, войдя в конфедерацию Теле в качестве равноправной с другими племенной единицы (это было, как мы уверены, не однородное племя, а союз мелких племен или фратрий, что было характерно для степных народов того времени, а для таежных и лесостепных народов в особенности), могло свободно или принудительно, частью или полностью быть расселяемо в пределах Тюркского каганата и других последующих государственных образований, в состав которых данное племя входило.

Именно поэтому, как нам кажется, рассматриваемый этноним в VII в. обнаруживается в северных склонах Восточного Тянь-Шаня (племя Киби). В то время данный этноним по логике и законам степного этносообразования объединял уже не только (точнее, не столько) этнических енисейских кетов, к тому времени уже основательно отюреченных, но и другие этнические элементы (исконно тюркские и монгольские). О последнем говорит и титул вождя племени Киби Гэлэна (имя, судя по всему, кетскоязычного происхождения), который тот принял после образования на территории современной Джунгарии в 606 г. самостоятельного телесского государства - Мохэ-хан: мохэ - это монгольское слово, обозначающее силача-богатыря (ср. мохэ-дурбохэ-дуррус. богатырьшор. маатыр-мoке).

В IХ-Х вв. рассматриваемый этноним (Киби), как нам, кажется, снова появляется в историческом пространстве (после исчезновения в 840 г. (Древне)уйгурского каганата, где племя Киби было равноправно с уйгурами), когда на Иртыше образовалось государство Кимак. Кимаки, удрученные междоусобицей и поражением кыргызам, выселились из Северо-Восточной Монголии (район Саяно-Алтая - К.Г.) и были известны как кумоси и уранхаи (Ахинжанов, 1989, 286). С уранкаями ясно, они вышли из районов нынешней Тувы. Кумоси, ставшие со временем кимаками (наряду с уранкаями), должны были первоначально жить в тех же местах или поблизости от тех мест.

Вряд ли следует абсолютно отождествлять названия Киби и Кимак, однако существенная связь и родство между ними наличествуют.

Проанализируем лингвистическую сторону этнонимов Киби и Кимак. Последний состоит из корневой части "ким" и аффикса со значением (в данном случае) уменьшительности "ак" (см. Хабичев, 1989, 56). Уменьшительность в данном случае предполагает значение части, отделившейся от целого (т.е. Кимак - это лишь часть народа Киби). У Киби корень "киб", у Кимак - "ким". Очевидно характерное для тюркских языков чередование п (б)м в середине слова-названия. Чередование согласных в этнониме сообщает нам, что Киби и Кимак говорили на разных диалектах или говорах тюркского языка того времени. Племя Кимак, господствовавшее и потому передавшее свое имя союзу племен на Иртыше, не есть прямой наследник племени Киби, но отношение, в том числе и генетическое, к последнему, видимо, имеет.

Какая-то часть уйгуров (входивших в состав Уйгурского каганата племен) после рокового 840 года проникает не только на запад, но и на северо-запад, в районы Верхнего Иртыша. Важные сведения об уйгурах на Иртыше приводит Абуль-Гази, автор ХVII в., заимствовавший их у Рашид-ад-дина (начало ХШ в.): "Около 3000 лет жили уйгуры в означенной земле (Монголии - К.Г.), потом они пришли в упадок и расселились. Некоторые из них остались на родине, другие пошли на берега Иртыша и распались там на три колена: одно из них, направившись к Биш-Балыку (столице Турфанского княжества - К.Г.), засеяло там поля и привело страну в цветущее состояние. Другое занялось разведением лошадей и овец и стало кочевать вблизи Биш-Балыка. Третье колено поселилось в лесах на Иртыше, не разводило скот, а занималось рыболовством и охотой на выдр, соболей, куниц и белок, питалось их мясом и одевалось в их шкуры..." (Радлов, 1893, 55. - цит.по: Савинов, 1994, 69). Среди представителей "третьего колена" была, очевидно, какая-то часть племени Киби (отсюда и аффикс уменьшительности в этнониме их прииртышского периода). И там, на Иртыше Киби должны были встретить своих генетических родственников.

По А.П. Дульзону, в этот период времени на Иртыше, в верхнем и среднем его течении, жили енисейские кеты икающей подгруппы, которые оставили истории само название этой реки (Дульзон, 1962, 475, 478). Прииртышские кеты в то время уже были расколоты с точки зрения этнополитической: частью они были отюречены и включены в систему этнических и политических отношений тюркских народов, другой частью представляли собой массу народа, двигающегося вниз по реке Иртыша на Север от районов Саяно-Алтая, спасая свою этнополитическую самостоятельность от экспансии тюркских государственных формирований; последние, по А.П. Дульзону, в ХVIII в. от Иртыша вышли через Обь и Томь в низовья Енисея, сумели сохранить свой исконный язык до наших дней.

Телесское племя Киби смешалось с прииртышскими отюреченными (точнее - тюркскими) кетами и образовало новый союз племен, в котором оказалось в главенствующем положении и дало новому союзу свое имя, но название нового межплеменного образования долгое время не имело устойчивость, колебалось, имея разные фонетико-морфологические огласовки: Кимак, Кумос, Коман, Куман, Кибчак, Кыйчак, Кыфчак, Кывчак, Кыпчак. Названные огласовки не возникли одновременно, но - в разные периоды существования данного государства.

Причины такого количества огласовок одного и того же, в сущности, этнонима, по нашему мнению, следующие:

1. Среди прииртышских кетов того времени были роды енисейскокетского племени Медведя. В этом нас убеждает то обстоятельство, что чуть позже кыпчаки, продвинувшиеся далеко на запад, в западноевропейских источниках известны как "команы" (Коман), а в византийских - как "куманы" (Куман). Эти термины - не выдумка историков того времени, а запись существовавших тогда самоназваний.

Здесь мы видим результат еще кетскоязычного чередования в корне : "ким" онима Кимак выступает здесь как "ком" (Коман), а тюркоязычное кыпчакское сужение гласных (здесь - смена инлаутного широкого "о" на узкий "у") дало результат -Куман.

Изменение "Ким" на "КомКум" не могло произойти на почве тюркского языка, для этого нужны были родоплеменные группы с этнонимами КобКыбКиб и память о том, что в кетском языке это было одно и то же с точки зрения семантики. К тому же, среди фонетических вариантов этнонима Кыпчак встречается огласовка "Кыпчак", где "кып" и "кый" семантики одним и тем же может быть тоже только для кета, знавшего свой родной язык. Отметим кетскоязычные чередования гласных: оыи (Коман, Кыпчак, Киби, Кимак); согласных п(б)й (Кыпчак, КыбчакКыйчак).

2. Кимако-кыпчаки IХ-Х вв. говорили на разных диалектах и говорах тюркского языка, отчего появились в огласках следы различных чередований как гласных, так и согласных: п (б)мвф (Кимак, Куман, Коман, Кумос, Киби, Кыпчак, Кыбчак, Кывчак, Кыфчак); оу (Коман, Кумос, Куман). К тому же, вариативность есть и в аффиксах уменьшительности огласовок этнонима: то "ак" (Кимак), то "ан" (Коман, Куман).

3. Родоплеменной состав Кимако-кыпчаков не всегда был одинаковым, а значит, и главенство среди племен в их союзе. Сначала это был Кимакский союз (точнее, Кибако-Кимако-Команский), потом - Кыпчакский (точнее, Кыпчако-Команский). Термин "КоманКуман" является общим для этих условно выделенных периодов. Известно, что к середине VII в. кимаки (точнее, кимако-комано-куманы) занимали районы Верхнего Прииртышья и Северного Алтая, включая отроги Западных Саян. Во второй половине VIII - начале IХ вв. происходит движение кимакских племен в двух направлениях: на северо-запад, к Южному Уралу и на юго-запад, в Северо-Восточное Семиречье. Продвижение кимаков в Семиречье относится ко времени между 766 и 821 гг., т.е. предшествует сложению кимакской федерации во второй половине IХ в. Последнее произошло после того как на Иртыше появились остатки разгромленных в 840 г. уйгуров.

Во второй половине IХ в. союз печенежских племен с центром на Сыр-Дарье потерпел поражение от военного союза огузов, кимаков и карлуков, что вызвало продвижение этих племен, в том числе и кимаков, далеко на запад вплоть до Приаральских степей и Каспийского моря. В Х в. распространение кимаков шло в основном на юг, в сторону Туркестана. В середине Х в. рубежи кимакского государства стабилизировалось. Его центр традиционно находился на Иртыше, куда вели караванные пути, описанные в арабских и персидских источниках (см. Кумеков, 1972, 54-68, 121-122. - цит. по: Савинов, 1994, 68-72). В начале второй половины I тыс. н.э. название государства сменяется, на историческую арену выходят кыпчаки (точнее, кыпчако-комано-куманы).

Генеалогическая легенда, записанная Гардизи, называет кыпчаков в качестве одного из предков-эпонимов семи кимакских племен; однако в "Худуд ал-Алам" специально оговаривается, что кыпчак "более дикие, чем кимаки. Их царь назначается кимаками" (Минорский, 1937,21. - цит.по: Савинов, 1994, 76). Такое противопоставление свидетельствует о более низкой ступени развития социальных отношений кыпчаков по сравнению с кимаками. Это и понятно, ведь последние когда-то принимали участие в управлении Уйгурским каганатом, сохранили эту традицию, тогда как у кыпчаков это было делом будущего.

Племя кыпчаков, скорее всего, было завоевано в период создания кимакской федерации, т.е. кыпчаки были отличны от кимаков. Тем не менее, кыпчаки постепенно взяли верх в государстве и в дальнейшем этноним Кыпчак постоянно встречается в сочинениях Ибн Хордадбаха (IХ в.), анонимного автора "Худуд ал-Алам" (Х в.), Гардизи (ХI в.), ал Идриси (ХII в.) и многих мусульманских авторов (Ахинжанов, 1989).

В литературе уже устоялось мнение, впервые высказанное В. Карлгреном, по которой этноним кыпчак (или Кыйчак) идентифицировался с этническим наименованием цюйше (или кюйше, куче, кюеше, куши, кушу или кучук) в китайских письменных источниках. Впервые цюйше упомянуто в числе народов, завоеванных Маодуном в 201 г. до н.э., наряду с гэгунями, т.е. с предками енисейских кыргызов. Этническое наименование цюйше еще раз встречается в источниках при описании походов Дулу-хана, который в 641 г. завоевал ряд племен, не вошедших в состав дулу и нушибе, в числе которых опять упоминается цюйше и гэгу, т.е. кыпчаки и енисейские кыргызы (Грумм-Гржимайло, 1926, 259, 272). Упоминание вместе тех и тех говорит об их долгом (более 800 лет) территориально близком проживании, по Д.Г. Савинову, для кыпчаков это - бассейн Верхней Оби (Северный и Центральный Алтай и отроги Западных Саян) (Савинов, 1979, 53-55; 1994, 73).

Этноним в исконной его огласовке впервые упомянут в надписи на каменном столбе, известном в литературе как "Селенгинский камень" (см. Савинов, 1994, 72-75). Надпись - середины VIII в. В это время кыпчаки, судя по надписи, господствуют вместе с тюркютами, в 744 г. заключен союз между ними против уйгуров. Кыпчаки жили на Алтае (Северном и Центральном), т.е. там же, где отмечена страна Цюйше.

Позже они вошли (или были включены) в состав федерации кимаков, скоро заняли там первенствующее положение, широко распространили свой этноним. Степная полоса нынешнего Казахстана от этого народа и его этнонима называлась Кыпчакской степью (Дешт-и-Кыпчак). Здесь кыпчаки (точнее, кыпчако-комано-куманы) смешались с племенем Канглы, продвинулись далеко на запад, стали известны на востоке под названием Кыпчак, в Европе - Коман, а в России - половцы.

Произведем лингвистический анализ этнонима Кыпчак. Существует несколько фонетических его вариантов: Кыпчак, Кывчак, Кыфчак, Кыйчак. Инлаутные "в" и "ф" суть варианты "п", поэтому принципиально разными выступают лишь варианты Кыпчак и Кыйчак. То, что эти два варианта пришли в тюркскую среду из енисейскокетского языка, из его диалектов, мы уже говорили выше.

По нашему мнению, оним Кыпчак - это сложный этноним, он состоит из двух частей: из Кып (Кый) и Чак. О том, что первая часть - кетские огласовки названия одного и того же племени Медведя, мы уже говорили выше. Остановимся на второй части онима.

Как нам кажется, это тоже кетский по происхождению этноним Чик.

Он имеет непосредственное отношение к средневековому народу чик, который проживал по южную сторону Западных Саян и частью в Центральном Алтае. Именно государство этого народа в 554 г. завоевали тюркюты, т.е. государство Цигу (Гумилев, 1993, 30).

Однако наряду с государством Цигу, поблизости от него, существовало и государство Цюйше, которое мы вслед за своими предшественниками, расшифровываем как Кыпчак.

Стало быть, если государства Цюйше-Кыпчак входило два племени : племя Кып-Кый (енисейскокетское племя Медведя) и племя Чик (вернее, часть племени, отделившаяся от государства Цигу и объединившаяся с племенем Медведя). Как же этимологизируется оним Чик? Мы его сопоставляем с кетским апеллятивом "чи:к" - "лебедь" (см. Старостин, 1982, 161). Название тоже тотемического происхождения, что было характерно для кетских народов. Племя Чик - это, получается, енисейскокетское племя Лебедя. Выходит, что под названием Кыпчак произошло объединение групп кетских племени Медведя (Кып-Кый) и племени Лебедя (Чик). Большинство второго племени осталось на южных склонах Западных Саян и долго существовало как самостоятельный и отдельный народ Чик. Какая-то часть первого племени также существовала этнически и территориально обособлено, она нам известна как племя Киби, позже ставшая Кимак, о чем уже говорили выше.

Первоначально, видимо, сложный этноним звучал (в пространстве енисейскокетского языка) как Кыпчик / Кыйчик (китайцы зафиксировали только одну диалектную его огласовку - Кыйчик, передав ее как Цюйше). В пространстве тюркского языка Кыпчик/Кыйчик превратились в Кыпчак/Кыйчак, согласно закону палатальной гармонии гласных компонент (этноним, ставший в тюркском языке просто компонентом) "чик" изменился в "чак".

Так исторически получилось, что кыпчакская этническая часть Кимакской федерации оказалась генетически не чужой кимакам. Общими были енисейскокетская субстратная основа (более того, почти общий выход из енисейскокетского племени Медведя) и - субстратная тюркская основа. Только лишь диалектные причины как енисейскокетского, так и тюркского языков стали причиной множества фонетически разных вариантов одного и того же, в сущности, этнонима (исключая лишь вторую часть этнонима Кыпчак).

Когда кыпчаки (кимаки, команы-куманы), зародившиеся на Саяно-Алтае, ушли безвозвратно на запад, то тем не менее, на их исторической родине остались их остатки, среди которых мы числим шорские роды Кый, Кобый, Кызай (Кызыл-гая), частью Карга, хакасские роды Хый, Хобый, Хызай, тоже частью Харга. А также родоплеменную группу Койбал, ныне растворившуюся в хакасском народе.

По нашему мнению, этноним Койбал состоит из двух частей: из "койб" и "ал". Первая часть - еще один кетоязычный диалектный вариант этнонима КыйКойКыбКыпКопКоб, т.е. кетского названия их племени Медведя. В данном случае актуализируется вариант Коб, что сближает по диалекту предков койбалов и предков кобыйцев (хобыйцев). Однако, откуда же появился инлаутный "й"?

Дело в том, что в кетском языке есть явление, когда два чередующихся между собой согласных иной раз в одном из говоров присутствуют в слове одновременно. Частный случай такого общего явления приведен в одной из книг А.П. Дульзона, где он пишет о чередования лр - "многие кеты вместо лль или ррь произносят вместе лрльрь" (Дульзон, 1968, 39). Подобное же происходило в нашем диалектном чередовании йб,п. Вместо Кой или Коб койбалы произносили вместе два чередующих согласных ("й" и "б"). Получалось Койб. Вторая часть этнонима - "ал" - это аффикс уменьшительности. Однако, может быть и такое: Койбал - это название селения (по-хакасски "аал") Койбов. Смысл и в том и в другом случае один и тот : койбалы - это малая отдельная часть кобов (здесь -койбов), т.е. кетов племени Медведя. П.С. Паллас, записав у койбалов в конце ХVIII в. несколько слов от их старожилов, тем самым доказал, что прежде они были кетоязычны (см. Дульзон, 1961,152). Территориально и диалектно койбалы близки бывшим одноплеменникам кобыйцам.

Г.Е. Грумм-Гржимайло определяет кыпчаков как европеоидов (1926, 57-59), они в расовом отношении сильно отличались от тюркютов, которые были ярко выраженными монголоидами (Гумилев, 1993, 181). Это хорошо согласуется с описанием кыпчаков домонгольского периода как явно не монголоидов, отчего возникло их древнерусское название "половцы" за светлый цвет волос (полова - рубленая солома) (Гумилев, 1992, 71).

Правда, в этнониме в связи с этим предпринимались попытки объяснить семантику этнонима Куман через апеллятив "кум" - лесок, желтый (Еремеев, 1970, 136) или же оним Кыпчак через слово "куба" - бледный, светлый (там же, 136). С этим вряд ли можно согласиться, так как , наряду с формой Куман, существовали диалектные формы Коман, Кубан (ср. название реки Кубань), а вместе с формой Кыпчак - Кыйчак (да формы Кып(чак) и куба на базе тюркских языков не согласуются). Подобный народноэтимологический взгляд не допустим в научной этнонимике.

Л.Н. Гумилев так определяет этнорасовую принадлежность кыпчаков Алтая и Саян: "Кыпчаки - западная ветвь динлинов, европеоидного народа, жившего в Минусинской котловине еще до нашей эры" (Гумилев, 1992, 71). А одними из потомков динлинов , как известно, были кетоязычные народы, в последствии отюреченные и смешавшиеся в тюрками.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что племя Медведя енисейских кетов территориально обитало на Северном Алтае и отрогах Западных Саян. На Саянах оно жило рядом с кетоязычным же племенем Лебедя. Экспансия гэгуней (кыргызов), тугю (тюркютов) и других тюркоязычных народов на Саяно-Алтай в V-VI вв. до н.э. изменило этнополитическую ситуацию региона, возник, благодаря консолидации с аборигенными народами, Первый тюркский (тюркютский) каганат и т.д. Аборигенные народы (от Алтая на западе до озера Байкал на востоке) в тюркютском эле образовали конфедерацию Теле (союз аборигенных племен).

Племя Медведя енисейских кетов в союз Теле вошло как племя Киби. Позже, уже в период Уйгурского каганата, часть Киби переселилась на Иртыш, где образовался с частью же племени Лебедя и создала тот племенной костяк, который впоследствии сильно разросся и явил миру племя Кыпчак, сначала подчиненное кимакам, а потом возглавившее и переименовавшее кимакское государственное образование.

Волны этнической экспансии на запад IХ-ХII вв. увели за собой кимако-кумано-кыпчаков с родных земель, но на Саяно-Алтае остались их потомки, среди которых шорско-хакасские роды Кый (Хый), Кобый (Хобый), Кызай (Хызай) и хакасская родоплеменная группа Койбал. Лишь одни койбалы сумели до ХVIII в. донести язык своих предков - кетский, что достойно удивления и уважения.
 

ЛИТЕРАТУРА:

Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1989. - 292 с.
Бичурин И.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.- Т.1.- М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 380 с.
Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. - Т.2.- Л., 1926.- 896 с.
Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства.- М.: Тов-во Клышников, Комаров и К°, 1992. - 318 с.
Гумилев Л.Н. Древние тюрки.- М.: Тов-во Клышников, Комаров и К°, 1993. - 513 с.
Дульзон А.П. Кетский язык.- Томск: ТГУ, 1968. - 632 с.
Дульзон А.П. Древние передвижения кетов по данным топонимикиИзв. ВГО.- Т.94.- № 6.- М., 1962.- С.474-482.
Еремеев Д.Е. К семантике тюркской этнонимии Этнонимы.- М.: Наука,1970. - С.133-141.
Косточаков Г.В. Этимология шорско-хакасских этнонимов кый (хый) и кобый (хобый) Хакасия и Россия.290 лет совместного развития. - Абакан, 1998. - С.203-207.
Потапов Л.П. Шорцы Народы Сибири. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - С.483-511.
Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на территории Южно Сибири в эпоху раннего средневековья. - Кемерово, 1994. - 214 с.
Старостин С.А. Праенисейская реконструкция внешние связи енисейских языков Кетский сборник. - Л., 1982. - С.144-235.
Хабичев М.А. Именное словообразование и формообразование в куманских языках. - М.: Наука, 1989. - 217 с.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 2830      

Другие статьи из этой рубрики

С.М. Ахинжанов. Кипчаки в X-XIII вв. Историографический обзор.

В начале II тыс. н.э. в средневековой письменности мусульманского Востока и Древней Руси появляется адекватное обозначение огромного пояса Евразийских степей от отрогов Алтайских гор на востоке до Карпатских склонов на западе, получившее свое название по имени основного народа, кочующего по его просторам - "Дешт- и Кипчак" и "Половецкое поле". Каждый из приведенных этнотопонимов с позиции своего языка означал одно и тоже. "Дешт-и Кипчак" в переводе с персидского звучал как "Степь кипчаков", именно так в XI в. путешественник Насир-и Хусрау называл степи, примыкающие к северо-восточным границам Хорезма [1]. В дальнейшем таким образом стали именоваться степные пространства от Иртыша до Волги к северу от оз. Балхаш и Сырдарьи, т.е. в орбиту этого термина попадает и Центральный Казахстан. "Половецким полем" именовались южнорусские степи от Волги до Днепра и далее к западу в XI - середине XIII вв. в русских летописях [2].

Об этнониме "кыпчак"

Существует несколько гипотез по поводу происхождения этнонима "кыпчак", и ни одна из них не претендует на роль вполне доказуемой. До сих пор нет однозначного и обоснованного объяснения этому слову, и говорить о том, что мы ясно представляем себе этимологию этнонима, еще слишком рано.

Кимаки - народ Ураанхай-Саха?

В преданиях народа саха говорится о том, что их предки пришли из страны Ураанхай, которая находилась в девятой от Лены реке, на берегу теплого моря. Там они жили вместе с кыргысами и татарами. Киргизами в царской России именовали казахов. Предками же казахов и татар являются средневековые кыпчаки, или, как их называли по русским летописям, - половцы. Этноним "кыпчак" по-казахски и по-башкирски звучит как кыпсак, кыпшак. В большинстве случаев в якутских эпосах олонхо события разворачиваются около "Араат Байгал" или "Арылы Байгал". По мнению П.А.Ойунского, "Араат" и "Арылы" должно означать Аральское море. Исходя из этого, Платон Алексеевич считал это море прародиной саха и родиной олонхо. Там и жил, согласно эпосам, славный народ ураанхай-саха.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов