Статьи
 
© Р.А. Абдуманапов

Об этнониме "кыпчак"

Существует несколько гипотез по поводу происхождения этнонима "кыпчак", и ни одна из них не претендует на роль вполне доказуемой. До сих пор нет однозначного и обоснованного объяснения этому слову, и говорить о том, что мы ясно представляем себе этимологию этнонима, еще слишком рано.

Обратимся к "Опыту словаря тюркских наречий" известного востоковеда Радлова В.В.:

I. 1. Кыпчак - значение слова неясно; оно употребляется всегда вместе с прилагательным "кобы" - "пустой, никчемный, пустынный" и имеет, вероятно, одинаковое с ним значение.

Пример. Пу кыпчак кобы дунja kaчку апунтаliм
Пак карытты, карымас озун.
(Этот суетный, пустой мир, преходящий этот свет,
сделал старыми много беков, а сам по себе не постарел.)

2. Кыпчак - пустое дерево, в это время пустое дерево называлось "чыпчак"(?).

3. Кыпчак - сердитый, вспыльчивый человек, которого всякое дело возбуждает.

II. Кыпчак - древнее западно-тюркское племя или государство.

Таким образом определяется значение слова кыпчак, и что интересно, об этом же говорят некоторые легенды. Древнюю легенду приводит Рашид-ад Дин. В ней говорится:

"Когда Огуз потерпел поражение от племени ит-барак, с которыми он воевал, он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался. В это время некая беременная женщина, муж который был убит на войне, влезла в дупло большого дерева и родила ребенка... Он стал на положении ребенка Огуза; последний назвал его Кыпчак. Это слово производное от слова Кобук, что по-тюркски означает - "дерево со сгнившей сердцевиной". Все кыпчаки происходят от этого мальчика".

Трудно переоценить значение дерева для кочевников вообще. Оно выражает некую основу, схожую с древом жизни, и является в некоторых случаях социальным маркером - наряду с именем рода у ряда тюркских народностей существует имя дерева, с которым этот род ассоциируется.

Другой вариант, схожий с легендой Рашид-ад Дина, мы встречаем в "Огуз-намэ" в версии Мухаммада Хайдара:

"И вот пришел Огуз-каган с войском к реке, [называемой] Итилем. Итиль - большая [река]. Огуз-каган увидел ее и говорил: "Как переправимся через поток Итиля?" В войске был один дородный бек. Имя его было Улуг Орду бек... [Этот бек] срубил деревья... На деревьях тех расположился и переправился. Обрадовался Огуз-каган и сказал : О, будь ты здесь беком, Кыпчак-беком ты будь!"

В шежере башкирских кыпчаков есть легенда, схожая с предыдущими:

"Кыпчак из рода Лухман Хакима; его отец был военачальником в орде Огуз-хана; после того, как его войско было побеждено, а он сам умер, Кыпчака, родившегося на дорогах войны, Огуз-хан взял на свое попечение".

Опираясь на эти легенды, Кляшторный С.Г. провел этимологию следующим образом: кабук-кабчак-кыпчак, объясняя значение термина, как прозвище-оберег с уничижительным значением - "злочастный, неудачный, злополучный". Это значение слова возникло, по мнению ученого, как подмена этнонима "сир" в ритуальной практике после падения сирского каганата в 646 году.

Существует гипотеза, опирающаяся на цветовую характеристику слова. Прилагательное "куба" обозначает бледный, белесо-желтый цвет, и предполагается образование слова "кыпчак" именно от этого прилагательного. Исследователи исходят прежде всего из того, что славянское название кыпчаков "половцы" означает бледную, белесоватую солому. При всем этом существует фонетическая параллель западноевропейскому названию кыпчаков "куман" в виде слова "кубан" (чередование м=б характерно для тюркских языков), восходящему, в свою очередь, к слову "куба". "Куба" переводится, как: у ногайцев - бледный, у шорцев и сагайцев - сероватый, бледный, у казахов - бледно-желтый.

При этом предполагается, что белесоватый цвет мог характеризовать как внешние физические показатели народа (светлые волосы), так и цвет коней (?), травы в степях, где они кочевали (?), одежды.

Исследователь Абдурахманов А.А. выстроил этимологический ряд: кубан-куман-куба(н)шак-кубшак-кыбчак. Константин Иванович Петров пошел еще дальше и произвел от "куба" еще и этноним "кимак", считая также , что эти этнонимы отражали цветовую характеристику прилагательного "желтый".

Цветовая характеристика этнонима кыпчак сопоставляется и с географическим положением народа. В тюркских традициях желтый цвет обозначает западное направление, красный, к примеру, северное. Отсюда сопоставление: кыпчак - запад, кыргыз - север.

Еще одну, вызывающую улыбку, гипотезу предлагал дореволюционный историк Гаммер. По его мнению, термин "кыпчак" выводится из термина "печенег": печенеги-печенеки-кеченеки-кыпчаки?!

Все гипотезы интересны и в свою защиту приводят множество фактов. Однако более убедительной, по моему мнению, является версия Кляшторного С.Г. Приведу один факт, встреченный мною в ногайском эпосе "Едигей", в переводе Фалеева. Там параллельные термины "кубан=куман=кыпчак", звучат в приложении к человеку действительно насмешливо, полупрезрительно, как намек на физический недостаток, уродство.

Но все же говорить о полном разрешении вопроса этимологии термина "кыпчак" еще рано, будем надеяться, более тщательные и глубокие разработки специалистов позволят решить эту проблему.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 3256      

Другие статьи из этой рубрики

С.М. Ахинжанов. Кипчаки в X-XIII вв. Историографический обзор.

В начале II тыс. н.э. в средневековой письменности мусульманского Востока и Древней Руси появляется адекватное обозначение огромного пояса Евразийских степей от отрогов Алтайских гор на востоке до Карпатских склонов на западе, получившее свое название по имени основного народа, кочующего по его просторам - "Дешт- и Кипчак" и "Половецкое поле". Каждый из приведенных этнотопонимов с позиции своего языка означал одно и тоже. "Дешт-и Кипчак" в переводе с персидского звучал как "Степь кипчаков", именно так в XI в. путешественник Насир-и Хусрау называл степи, примыкающие к северо-восточным границам Хорезма [1]. В дальнейшем таким образом стали именоваться степные пространства от Иртыша до Волги к северу от оз. Балхаш и Сырдарьи, т.е. в орбиту этого термина попадает и Центральный Казахстан. "Половецким полем" именовались южнорусские степи от Волги до Днепра и далее к западу в XI - середине XIII вв. в русских летописях [2].

Кимакский союз племен и образование каганата

История Центральной Азии завершает свой очередной виток. Потерпев от своих бывших вассалов сокрушительное поражение, тюркюты и сиры частью покоряются, частью - спасаются от разъяренных врагов откочевкой на запад к родственным кыпчакам, ибо уйгуры, по мнению Гумилева Л.Н., "убивали их как волков, разбивали головы каменным изваяниям и в бешенстве разрушали даже погребения". К Иртышу вместе с сирами и тюрками уходит ряд других телеских племен - татары, баяндуры, эймюры и другие. С этого времени эти племенные объединения на некоторое время выпадают из поля зрения китайской историографии, но тем не менее попадают в труды арабских географов и историков. С уверенностью можно предполагать, что ушедшие к Иртышу племена привнесли в эти земли традицию государственности, порядки и законы, присущие развитым кочевым державам. Ведь у тюркютов существовало порядка 30 чиновничьих должностей, своя письменность и наследственная традиция. Итогом переселения в Прииртышье этих племен явилось рождение нового государства - Кимакского каганата. Кто такие кимаки?

Кимаки - народ Ураанхай-Саха?

В преданиях народа саха говорится о том, что их предки пришли из страны Ураанхай, которая находилась в девятой от Лены реке, на берегу теплого моря. Там они жили вместе с кыргысами и татарами. Киргизами в царской России именовали казахов. Предками же казахов и татар являются средневековые кыпчаки, или, как их называли по русским летописям, - половцы. Этноним "кыпчак" по-казахски и по-башкирски звучит как кыпсак, кыпшак. В большинстве случаев в якутских эпосах олонхо события разворачиваются около "Араат Байгал" или "Арылы Байгал". По мнению П.А.Ойунского, "Араат" и "Арылы" должно означать Аральское море. Исходя из этого, Платон Алексеевич считал это море прародиной саха и родиной олонхо. Там и жил, согласно эпосам, славный народ ураанхай-саха.

Чжао Чжу-Чэн. Сведения из Юаньши о военном сотрудничестве между Золотой Ордой и Юаньской династией

Материалы исследования: в силу большого расстояния между этими средневековыми чингизидскими державами, междоусобных распрей между домами Джучидов и Тулуйидов, вооруженных конфликтов между Ариг-бугой и Хубилаем, и в связи с тем, что правители Улуса Джучи поддержали Ариг-бугу, их государство стало независимым от Великой Монгольской империи. В дальнейшем долговременные военные конфликты и политические смуты отрезали сообщение между Сараем и Ханбалыком. Улус Джучи и Юаньская династия проводили собственную внешнюю политику. Однако между ними все же сообщения не прекращались и некоторые сведения из Золотой Орды все же попадали в китайские хроники. Одним из важных и фундаментальных источников, относящихся к монгольской истории, является "Юаньши" ("История династии Юань"). Этот памятник содержит некоторые материалы (правда, в отрывках), раскрывающие характер взаимоотношений Юаньской династии и Золотой Орды.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 
Заказать дешёвые мужские с изумрудом перстни онлайн на сайте.