Статьи
 
© Василий Ушницкий

"Канглы - предки кангаласцев"

Источник: www.sakha.ru.

Ядро народа Саха, по словам В.О.Долгих, составляли кангаласы, племенное название которых яха/саха стало названием всего народа. А.И.Гоголев кыпчакский компонент в составе саха связывает исключительно с кангаласами. С.Г.Кляшторный также говорит о том, что близость этнонимов канглы и кангалас он заметил с давних пор. Однако, впервые отождествление этнонима ханалас с названием племени канглы сделал Г.В. Ксенофонтов в неопубликованном II томе "Ураангхай-сахалар". Этот наиболее важный и реальный вклад Г.В. Ксенофонтова в науку до сих пор не получил должной оценки. Племени и роды под названием канглы или с основой канг существуют у всех современных тюркских народов. Канглы считаются потомками древних кангюйцев. Кангюй - могущественное государственное образование на территории Приаралья и Сырдарьи, со II в. до н.э. до V в. н.э. Б.А.Литвинский предками кангюйцев считает "саков, которые за Согдом". Тюркологи С.С.Аманжолов и Н.К.Антонов этноним канглы/канлы выводят от слова канк "телега". Ещё в легенде об Огузе, приведенной у Абулгази, даётся народная этимология, согласно которой предок канглы получил свое имя вследствие того, что чинил телеги. Исходя из этого Г.В.Ксенофонтов предполагал тождество канглы с гаогюйцами - предками уйгуров, которых в переводе с китайского именовали "высокими телегами". Он их считал предками кангаласов -третьей этнической волны в формировании саха.

А.Т.Кайдаров и С.Г.Кляшторный пришли к выводу о том, что в древности этноним канглы мог употребляться в значении: "речные", "обитатели рек". Ими слово канг/кан считается древнеиранским, а не тюркским.

Э.Пуллибланк производит слово кангюй на основе "тохарского" канк - "камень" и, исходя из этой этимологии, говорит о "кангюйской разновидности тохарского языка". Б.А.Литвинский племенное название кангюй пытается объяснить, учитывая хотано-сакское слово канка - "кожа", "шкура". Им наименование кангюй истолковывается как сакский этноним с примерным значением "люди в кожаных одеждах". Многие исследователи отождествляют кангюй с авестийской кангхой - резиденцией вождей "туров", т.е. сако-массагетских племен. Академик Б.А.Литвинский мнение о тюркоязычности кангюйцев считает неубедительным. Более убедительным в этой связи представляется мнение о принадлежности племен кангхи-кангюя к кругу североиранских скотоводческих племен. Китайские наблюдатели постоянно подчеркивают, что племена кангхи-кангюя по обычаям и по одежде не отличаются от сармат и алан, затем и от юэчжи. О влиянии зороастризма на религию древних кангюйцев пишет Б.А.Литвинский. О сходстве элементов белого шаманизма и зороастрийской религии говорит А.И.Гоголев. В этой связи интересным представляется его гипотеза о происхождении самоназвания саха от имени древних саков.

Старое имя кангар постепенно уступило место новому - печенег. По словам византийского императора Константина Багрянородного, три наиболее благородных фемы (племени) печенегов получили имя кангар. Их названия в сокращенном варианте: аила, чур, эрдим. С.И.Боло писал о том, что отдельный род хангалас состоит из объединения трёх родов: киллэм, чэр или дьэр, ектем. Имя рода саха дьеппен, входившего в состав Хангаласского улуса, мы можем сравнить с именем племени печенегов, не входившего в состав кангар - чопон.

Этноним канглы появляется в начале XII в., когда кыпчаки обосновываются вдоль восточного побережья Сырдарьи и к северу от Аральского моря. М.Кашгари (XI в.) однако, в своем знаменитом труде не упоминает о канглах, как о племени. Он писал о том, что "канглы есть один из великих людей из кипчаков". С.Аманжолов, исходя из данного факта, думает, что во время М.Кашгари, возможно, основная масса канглов была уже в Малой Азии. Известно, что остатки печенегов вместе с кыпчаками образовали половецкий племенной союз. В этой связи интересным представляется тот факт, что кангаласцы считают себя потомками татарского владыки Шури-хана, который воевал с русскими. Мы полагаем, что после разгрома Владимиром Мономахом донского объединения половцев, возглавляемых Шаруканем, значительная их часть обратно откочевала в степи Казахстана. Среди них, видимо, преобладали и канглы, вернувшиеся на родину своих предков. Канглы входили в Кыпчакское ханство как значительная этнополитическая сила. В XII веке в районе Приаралья и нижней Сырдарьи канглы образовали крупное объединение племен, номинально подчинявшееся кыпчакским ханам. В политических событиях, особенно в сношениях с Хорезмом (в XII -начале XIII в.) канглы действовали независимо от кыпчаков.

Это дает К.Ш. Шаниязову основание полагать, что канглы и кыпчаки являются самостоятельными племенными объединениями. Китайские источники того периода определяют племенной союз канглы термином го, обозначающим государство. В тексте "Юаньши" написано: "Ащанбуха, потомок ханского рода государства канглы - канго ванцзу".

В войсках хорезмшаха, на стороне которого канглы выступали против монгольского нашествия, их было до 90 тысяч. Как свидетельствует Абулгази, значительная часть этих канглов была разгромлена в районе Джуда и Таласа монгольскими завоевателями. Плано Карпини в XIII веке проезжал через земли канглы после его завоевания монголами. Вот что сообщает он о страшной участи, постигшей их: "В этой земле, а также в Комании мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащих на земле, подобно навозу... Эти люди были язычники, как и команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом, они не строили также домов, а помещались а шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов".

Надо сказать, что канглы были крупным племенным союзом, в состав которого входило много племен. Кангаласцы также состоят из многих родов, судя по преданиям и архивным данным многие роды саха являются их ответвлениями. Если следует признать правильность сопоставления кангаласов с канглы, то следует принять и близость названий по крайней мере ещё четырех родов саха, считающихся ответвлениями или близкими родичами кангаласов с четырьмя средневековыми племенами Приаралья, о которых можно сказать, что именно они составили племенной союз канглы.

Арабский автор IX в. Ал-Масуди сообщает, что "в районе Аральского моря 4 воинственные племени: баджгарды, баджане, баджгард и наукерде воюют с гузами, карлуками и кимаками". В любом олонхо на западе от местообитания их героев находится Арапы или Араат Байгал. На этой основе П.А.Ойунский Аральское море считал родиной олонхо и прародиной народа саха. Он же мифологическое выражение: "огус буолан аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу биhиги бу баарбыт" - "те самые урангхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть", связывал с огузами. Некоторые исследователи, в том числе известный советский тюрколог А.Н.Бернштам, самоназвание огузов связывали с одноимённым словом в тюркских языках, означавшим быка. Казахский востоковед и историк С.М.Ахинжанов самоназванием кимаков считал слово уранхай или в отдельности кай и уран, означавшего змею. Потомки уч-карлуков в Узбекистане относят себя к роду саханкул. Легенда о Сельджуке имеет параллели с преданиями саха об Эллэе и Омогое - своих прародителях. Есть сведения о том, что уранкаи-кимаки участвовали в сельджукском движении. В Х веке именно племя каи владычествовало в огузском объединении.

С.Г.Агаджанов, специалист по огузам, дает сведения о том, что печенеги, баджгарды, нукарда и баджна в результате ожесточенных сражений с огузами, кимаками, карлуками ушли из Приаралья и оказались в Малой Азии. Около 932-933 гг. эти четыре тюркских племени вторглись в пределы Византийской империи.

Название рода наахара можно отождествить с именем племени наукерде, близких к печенегам. Нахарцы считаются группой, близко родственной кангаласам. Имя племени наукерде, или как иногда пишут наукара, расшифровывается так: нау - иранское "новый", а керд - основа для термина "город". Что касается о присутствии схожих этнонимов среди современных тюркских народов, то среди туркмен есть племя нохурлы. Среди казанских татар есть топоним Нохрат и соответственно этому, так называемые нохратские татары. Но о возможном происхождении всех этих этнонимов от имени племени наукерде ещё никто не утверждал.

Этноним баджгарды Р.Г.Кузеев отождествляет с башкирами. Арабский этникон "маджгар" считается воспроизведением самоназвания мадьяр в сочинении автора IX века Ибн Русте. Тюрколог Н.А.Баскаков выдвигал версию о том, что этнонимы башкиры и мадьяры имеют общее происхождение. Мы выдвигаем версию о том, что имя рода саха малдьагар имеет связь с самоназванием древних мадьяр "маджгар". В преданиях мальжегарцев указывается, что их предки пришли из страны тунгусов Молдьу. Данное предание, на наш взгляд, подчеркивает иноязычность предков малдьжегарцев.

Название рода бордон можно связать с именем племени башкир бурзян. Б.О. Долгих указывал, что бордонцы, в первые годы после прихода русских на Лену считались кангаласами. Башкирский этнограф Р.Г.Кузеев именно с бурзянами связывает этноним баджане. Бурзяне под своим собственным именем (араб, бурджан, борджана) с конца 1 тыс. н.э. до XIV в. постоянно упоминаются на территории от Прикаспия до Византии.

Ещё Ф.Ф.Васильев писал о возможной связи имени рода беев - бетун с самоназванием печенегов ит-бечене. Воинственные бетюнцы были одним из крупных волостей, т.е. племен саха к приходу русских. Баджна или ит-беджене т.е. печенеги, как отдельное племя, наряду с канглы входили в кыпчакский племенной союз.

Имя рода малтааны можно сопоставить с названием племени каракалпаков - мюйтени. Л.С. Толстова сумела доказать на основе преданий каракалпакского народа и по антропологическим данным, что мюйтени-митани являются, потомками переднеазиатских митанни. В Передней Азии существовало государство Митанни, соперничавшее в свое время с Вавилоном и Древним Египтом. После разгрома их державы ассирийцами, митани-матиени частью переселились в Приаралье. На протяжении ряда веков они пережили нашествие разноязыких кочевников, но их потомки сохранились в виде отдельного племени.

Имя рода ходоро мы сближаем с названием древнего, видимо, ираноязычного племени Приаралья - кидара. Л.И. Лерх и Н.И. Веселовский, а затем и С.П. Толстов связывают местность Кердер с обитанием здесь гуннов-кидаритов и видят пережиток этнонима кидаритов в названии казахского рода кердери. В Х веке Аральское море называлось Кердерийским.

В старинном предании, опубликованном в начале XX века, речь идет о том, что древние башкиры долгое время кочевали между Иртышом и Аральским морем, в соседстве с печенегами и кимаками. Р.Г.Кузеева поразило сходство некоторых мотивов и бытовых сцен из башкирского эпоса "Бабсак и Кусяк" и героического сказания саха "Оленгир". Несмотря на уход основной массы маджагаров, т.е. башкир и мадьяр, борджана, наукара, ит-беджене в степи Восточной Европы, их остаточные группы долгое время оставались в степях Приаралья.

Другой важной исторической проблемой является время переселения предков саха-канглы со своей исторической прародины. Гипотеза Г.В.Ксенофонтова, Н.А.Сердобова об исходе канглы на Среднюю Лену ещё в домонгопьское время не имеет под собой никаких исторических обоснований, Точка зрения А.И. Гоголева о переселении канглы - кангаласцев после падения Белой Орды в XV веке является слишком поздней датой. Между тем из китайских источников эпохи монгольской династии Юань хорошо известно, что большая часть канглы и кыпчаков переселилась в Китай и в Монголию. Русские исследователи Д.А. Кочнев и В.Ф.Трощанский на основании преданий саха писали о том, что предки саха переселялись из района Аральского моря, при этом одна половина ушла в Китай. В Китае кыпчаки и отдельно от них канглы преуспели в политике, в науке и в военном деле. Кыпчаки и канглы активно использовались монголами в их завоевательной политике. Они прославились в войнах на Южном Китае, в Японии, во Вьетнаме, на острове Ява. Особенно известны из канглы их хан Ашанбуха и его сын Иналтато, кроме того крупный учёный-конфуцианец. Дальнейшая судьба этих канглы и кыпчаков в Монголии и в Китае неизвестна.

Известно, что из канглы и кыпчаков был сформирован Кыпчакский корпус и переброшен в область Енисея для подавления восстания туматов и енисейских кыргызов. Русский этнограф М.П.Овчинников писал о том, что по преданиям саха их предки, подчинявшиеся монголам, ушли от них с области Енисея на Байкал, затем на Среднюю Лену. Так вот есть очень веские основания для того, чтобы признать тождество предка Тыгына Аан-Татыйыка, по словам Я.И. Линденау, во времена которого саха успешно противостояли и кыргызам, и монголам с Тутухой - генералом империи Юань, кыпчакским ханом из династии Эльбури, громившего и енисейских кыргызов, и монголов. Сохранилась биография этого полководца в "Юаньши". Французский учёный П.Пелльо пришел к мнению, что предки Тутухи были из рода байаут, которая заменила и приняла имя кыпчакской династии Эльбури. Монголоязычных байаутов можно отождествить с названием рода саха байагантай. Вторым в списке потомков Эллэя стоит имя Хордокосууна -видимо, Кердея и Кегеhукэ - прародителей Баягантайского улуса. Потомком Эллэя считается и Аан-Татыйык. Тутуха командовал Кыпчакским корпусом. Есть сведение, подкреплённое археологическими данными о том, что часть кыпчакских воинов оставалась на Енисее и после подавления восстания кыргызов. Но их дальнейшая судьба неизвестна.

В Прибайкалье, в местности Усть-Талькин, найдены погребения с конем, датируемые Х-ХVI веками. Именно там обнаружен впервые человек центральноазиатского типа, низкорослая лошадь, генетически близкая к якутской, и сопроводительный инвентарь близок к якутской культуре. Погребения с конем не характерны для монголов и курыканов, а являются отличительной чертой кыпчаков. Погребения с западной ориентировкой, характерные для погребений Усть-Талкина и якутской археологической культуры, являются отличительной чертой канглы-печенегов.

Одной из исторических загадок для востоковедов считается биография матери хорезмшаха Мухаммеда Теркен-Хатун. В одних источниках говорится, что её родственники и войско из племени уранийцев. В других она - из племени канглы, рода байаут. Вот это отношение и ставит в тупик востоковедов. Но данное положение можно очень просто решить, если обратиться к этносознанию саха. Уранийцы или же уранкаи-кимаки были средневековой народностью, канглы - одним из крупных их племенных объединений, баиауты или байагантайцы - одним из их племён.

Ответвлением кангаласцев Б.О.Долгих считал также джарханцев. Имя этого рода можно сопоставить с названием кыпчакского племени джерсан, встречающимся в восточных источниках. М.П.Овчинников также писал о том, что ряд родов кангаласцев после успешного сопротивления русским, боясь возмездия, по преданиям ушел на Вилюй и на Колыму. Имя колымского рода дьуhаал можно связать с названием племени кыпчаков джузан. Характерным представляется тот факт, что именно эти роды саха дьуhаал, бордонцы и ярканцы - сунтарские саха, бетюнцы отличались тюркским или европеидным, горбоносым антропологическим типом, как писал в своё время В.Л.Серошевский.

Ряд революционных исследователей на основании преданий и этносознания саха писали, что народ саха произошёл из объединения трёх поколений: Эллэево (Кангаласское), Омогоево (Батулинское) и Хоринского. Бурятские исследователи - в первую очередь Г.Н.Румянцев, Б.Б.Дашибалов - доказали, что прямыми потомками средневековых курыкан являются хоринцы.

В потомках Омогоя можно увидеть монголоязычных, вошедших в состав саха. Батулинцы - второй крупный род среди булагатов, половина хоринских родов считаются потомками батулинцев. По предположению Б.О. Долгих табунуты в прошлом именовались батулинцами. Можно придти к выводу, что батулинцы являются чистыми монголами, предками бурят. Впрочем, примерно так и утверждают предания саха. Так вот, тюркоязычие народа саха связано прежде всего с кыпчаками, которых представляют среди саха в первую очередь кангаласцы - потомки канглы.

Проблема происхождения саха является огромной исторической проблемой, так как восходит к истокам общетюркского и общемонгольского этногенеза. Г.В.Ксенофонтов является тем первым исследователем, который с исторических позиций попытался подойти к решению этой огромной задачи. И только сравнительно слабое изучение истории и культуры древних и современных тюркских народов в его время не позволило ему сделать более основательные выводы. Наряду с огромной фантазией, свойственной его работам, прослеживаются определённые выводы и версии, свойственные его времени, к которым современная историческая наука только потом, после него, сумела более объективно подойти.

По словам замечательного востоковеда Г.Е.Грумма-Гржимайло, монгольская эпоха, связанная с завоеваниями Чингис-хана, была для судеб человечества более грандиозной эпохой, чем даже время великих географических открытий. Именно тогда исчезли с лица земли десятки народов и государств, произошли переселения огромных масс людей на громадные расстояния, в итоге чего возникли десятки народов. Народ саха возник именно в итоге этих грандиозных исторических катаклизмов. Именно тогда гордые и свободолюбивые хоро-туматы оказались на Средней Лене. Кангаласцы - часть канглы, остатки кыпчакских воинов, служивших монгольским ханам, добрались с Арала до Байкала. Их путь на современную родину можно проследить по следующим этнонимам. Кангиты - род качинцев на Енисее. Камасинцы в прошлом именовались кангаласами. Имя рода хэнгелдир среди эхеритов, бурятский исследователь Ц.Б.Цыдендамблев связывал с кангаласами. На совокупности имеющихся фактов можно придти к выводу о правильности версии Г.В.Ксенофонтова о происхождении кангаласов от средневековых канглы.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 2254      

Другие статьи из этой рубрики

Сирский каганат. От хунну до сйеяньто.

Следующие события лишь подтверждают мои размышления об исключительном значении личности в истории. В 645 году умирает Бильге-инанч-каган. Умирает герой, сумевший сохранить народ в войне с западными и восточными тюркютами, человек, стоявший у истоков каганата сиров. То, что было ему по плечу, оказалось невозможным для его потомков. В ставке начинается смута. Младший сын усопшего Ильтер Бо-Чур (Бачжо) убивает законного наследника, своего брата Имана, и захватывает престол. По мнению Малявкина А.Г., танское правительство использовало весь арсенал подрывных внешнеполитических приемов для разложения и ослабления своих потенциальных противников. Еще до смерти Инаня танский император дарует братьям одинаковые титулы тем самым разжигая в Бачжо стремление к престолу. Смута не способствует авторитету династии Ильтер - токуз-огузы, почти десятилетие ждавшие этого момента поднимают мятеж. Глава мятежников уйгур Тумиду пишет императору Тан: "Бо-Чур жесток и беззаконен (напоминание, каким образом ему достался престол), он не способен быть нашим господином". Токуз-огузы побеждают: в "Тан-шу" указывается - "хойху (уйгур) убил Бачжо (Бо-Чура) и истребил весь его род". В 647 году Тумиду объявляет себя каганом, и образуется государство, по предложению Малявкина С.Г. названное Первым уйгурским каганатом. Хроники редко отмечают подобную жестокость - "истребил его род" - действительно, имела место кровавая резня, оставившая в памяти людей существенный отпечаток. Подобным образом отмечается гибель народа, так же было сказано о тюркютах в VIII веке, когда они навсегда исчезли со страниц истории.

Чжао Чжу-Чэн. Сведения из Юаньши о военном сотрудничестве между Золотой Ордой и Юаньской династией

Материалы исследования: в силу большого расстояния между этими средневековыми чингизидскими державами, междоусобных распрей между домами Джучидов и Тулуйидов, вооруженных конфликтов между Ариг-бугой и Хубилаем, и в связи с тем, что правители Улуса Джучи поддержали Ариг-бугу, их государство стало независимым от Великой Монгольской империи. В дальнейшем долговременные военные конфликты и политические смуты отрезали сообщение между Сараем и Ханбалыком. Улус Джучи и Юаньская династия проводили собственную внешнюю политику. Однако между ними все же сообщения не прекращались и некоторые сведения из Золотой Орды все же попадали в китайские хроники. Одним из важных и фундаментальных источников, относящихся к монгольской истории, является "Юаньши" ("История династии Юань"). Этот памятник содержит некоторые материалы (правда, в отрывках), раскрывающие характер взаимоотношений Юаньской династии и Золотой Орды.

С.М. Ахинжанов. Кипчаки в X-XIII вв. Историографический обзор.

В начале II тыс. н.э. в средневековой письменности мусульманского Востока и Древней Руси появляется адекватное обозначение огромного пояса Евразийских степей от отрогов Алтайских гор на востоке до Карпатских склонов на западе, получившее свое название по имени основного народа, кочующего по его просторам - "Дешт- и Кипчак" и "Половецкое поле". Каждый из приведенных этнотопонимов с позиции своего языка означал одно и тоже. "Дешт-и Кипчак" в переводе с персидского звучал как "Степь кипчаков", именно так в XI в. путешественник Насир-и Хусрау называл степи, примыкающие к северо-восточным границам Хорезма [1]. В дальнейшем таким образом стали именоваться степные пространства от Иртыша до Волги к северу от оз. Балхаш и Сырдарьи, т.е. в орбиту этого термина попадает и Центральный Казахстан. "Половецким полем" именовались южнорусские степи от Волги до Днепра и далее к западу в XI - середине XIII вв. в русских летописях [2].

Экспансия кыпчакских племен

Тем временем на Хангае и в степях Монголии кыргызские племена в 840 году уничтожают Второй уйгурский каганат. Но, по-видимому, из-за длительной засухи кыргызы не остаются в степях Монголии и уходят назад в Минусу. В 916 году на самом востоке образуется киданьская империя Ляо. В 924 году кидани достигают Орду-балыка (древняя ставка тюркютов, уйгуров, кыргызов). В 924 году киданьский император Абаоцзы лично посещает Каракорум, где принимает мусульманское посольство.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта