1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 

пистолет мр 654к по низким ценам

© А.М. Мокеев

ЭТАПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КИРГИЗСКОГО НАРОДА НА ТЯНЬ-ШАНЕ В XVI - СЕР. XVIII ВВ.

оригинал: // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. М., 1990. Вып. 2. С. 131-137

1. Завершающие этапы формирования киргизского народа протекали на Тянь-Шане в XV-XVIII вв., где происходил длительный процесс взаимодействия и взаимовлияния двух его основных компонентов - древних и средневековых племенных объединений Притяньшанья с собственно киргизскими племенами, переместившимися сюда в XV веке из Прииртышья и Алтая. Следует выделить следующие моменты этого процесса:

  • Переселение группы киргизских племен в середине XV в. с Прииртышья и Горного Алтая на свою нынешнюю родину и окончательное закрепление на этой территории - несмотря на неоднократные попытки государства яркендских моголов вновь подчинить их своей власти. В ту же эпоху и несколько позднее другие группы киргизских племен в силу различных политических событий оказались в горах Куэнь-Луня и Каракорума, на Восточном Памире и в Фергане.

  • Центром этнической консолидации киргизов стала территория Тянь-Шаня. Именно здесь, по свидетельству источников, киргизы в конце XV в. возродили протогосударственную этнополитическую структуру: дуальную организацию племен, объединениях в два «крыла» -«онг канат» («правое крыло») - «сол канат» («левое крыло»). Воссоздание этой дуальной организации, имевшей давнюю историческую традицию у тюркских племен Центральной Азии, означало формирование такой структуры, которая сказалась способной выполнять известные политические функции, в том числе и функции охраны вновь обретенной этнической территории и консолидации. включенных в ее состав племен и родов. Только после сложения этой структуры завершился процесс этногенеза киргизов я началась этническая история киргизской народности на Тянь-Шане.

  • В процессе интеграции остатков древнетюркских и монгольских племен в рамках этой дуальной этнополитической структуры постепенно созревало этническое самосознание, что нашло отражение в новых вариантах племенных и общекиргизских генеалогических преданий («Маджму ат-таварих») и в двойных наименованиях ряда родоплеменных объединений (кыргыз-кыпчак, кыргыз-кытай и др.).

  • Завершение исламизации пришлых киргизских племен произошло но позднее первой половины XVII века под влиянием новой конфессионально-культурной среды Восточного Туркестана и Средней Азии, благодаря активной миссионерской деятельности в этом регионе суфийских шейхов. Религия ислама, распространение которой всячески поддерживалось правящей верхушкой для обоснования и укрепления своей власти над всеми племенами Притяньшанья, также сыграла определенную роль в консолидации пришлых и местных племен в единую) народность.

  • Сложилось комплексное хозяйство нового типа, в котором, наряду со скотоводством, заметно возросла доля поливного земледелия. Сформировалось полуоседлое хозяйство со скотоводством альпийского типа (вертикальные перекочевки в горных районах Тянь-Шаня), практически прекратились крупные миграции киргизских племен и завершалось формирование социально-экономической структуры киргизского общества.

2. При всем разнообразии генеалогических обоснований мнимого родства всех племен и родоплеменных объединений Тянь-Шаня, включенных в дуальную этнополитическую структуру киргизов в условиях отсутствия строго централизованного государственного управления, а также постоянных политических, культурных и религиозных центров, главным консолидирующим фактором киргизов Тянь-Шаня в области идеологии становится эпос «Манас» не случайно, что именно здесь, на Тянь-Шане, в XVII - первой половине XVIII века происходило окончательное сложение этого выдающегося произведения эпической традиции киргизского народа на наддиалектном общекиргизском языке, где нашли отражение и генеалогия, и обычное право - «торе», и история народа, не столько реальная, сколько воображаемая, какую хотели бы видеть сами киргизы. Эпос «Maнаc» воплотил в себе прогрессивную для своего времени идею объединения племен перед лицом внешней опасности, а в образе Манаса киргизские сказатели создали фигуру того идеального вождя, который мог бы встать во главе всех киргизов, сплотить их в силу, способную противостоять любому Врагу. Это уникальное явление, когда наряду с религией, другими формами идеологии, основным консолидирующим фактором в области общественного сознания становится эпическое сказание, которое представляет собой главную особенность в развитии собственной культуры киргизской народности на Тянь-Шане.

3. Таким образом, к середине XVIII в. окончательно сформировались этнополитическая организация киргизской народности, возникло ее этническое самосознание, определился устойчивый хозяйственно-культурный тип, сложилось фольклорное выражение историко-культурного единства киргизских племен (эпос «Манас»).

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 5036      

Другие статьи из этой рубрики

Анварбек Мокеев. К вопросу о происхождении и значения политической титулатуры енисейских и алтайских кыргызов "ажо" и "иди"

После обретения Кыргызстаном государственной независимости в научных и общественно-политических кругах, среди граждан республики значительно повысился интерес к отечественной истории, славному прошлому кыргызского народа. Этот интерес, главным образом, сфокусирован на истории этногенеза кыргызского народа, зарождения и развития кыргызской государственности, которая в конце XX века получила свое дальнейшее развитие в результате создания независимой Кыргызской Республики, ставшей полноправным членом мирового сообщества наций. Увлечение кыргызской интеллигенции историей древнекыргызской государственности настолько велико, что уже в первые годы независимости в процессе поиска этнической и культурной идентификации, благодаря усилиям журналистов и писателей, президента нашей республики стали называть термином ажо, что в древне-кыргызском языке означает "господин и владыка". В настоящее время, в связи с объявлением в нашей республике 2014 года указом президента А.Ш.Атамбаева Годом укрепления государственности, значительно возрастает актуальность всестороннего изучения истоков традиции государственности кыргызского народа в древности и средневековье.

З.К. Дербишева. «Философия кыргызов через призму языка» (статья первая)

Язык является неотъемлемой частью этноса, его главным атрибутом. Язык создает неповторимый и адекватный образ этноса. В лингвистической традиции долгое время язык интересовал нас как средство коммуникации и как особая знаковая система условных единиц. Однако с активизацией этнолингвистического и лингвокультурологического вектора исследований в современном языкознании, язык стал также рассматриваться как ментальный "портрет" этноса, который эксплицирует его языковое мировосприятие, вербально аккумулирует духовный и материальный опыт народа.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов