Статьи
 
© Б.Д. Джамгерчинов

"ИЗ ГЕНЕАЛОГИИ КЫРГЫЗОВ"

Генеалогия киргизов является большой и очень мало изученной до сих пор проблемой. По родоплеменному составу киргизов наиболее полные сведения дал Н. Аристов [1] Но сведения, собранные Н. Аристовым по этому вопросу в конце XIX века, далеко недостаточно освещают этот вопрос. У киргизов обширные исторические и этнографические сведения накапливались в богатейшем фольклоре и в «санджыра» - родословном древе. В результате записи этих материалов накопился ряд интересных рукописей, значительно пополняющих как данные Аристова, так и все те скудные литературные сведения по этому вопросу, которые появились главным образом во второй половине XIX века в русских источниках. Мы в данной заметке попытаемся коротко осветить общую схему генеалогии киргизских племен и несколько подробнее - генеалогию племени солто. [2] По народным преданиям и по «санджыра» киргизские племена в Тянь-Шане происходят от некоего Долон-бия и считаются «новыми» киргизскими родами. Особо выделяются так называемые «старые» киргизские племена, которые считаются в основном уже исчезнувшими, хотя их названия встречаются нередко среди позднейших киргизских родов, а также и среди племен других народов. Названия этих «старых» киргизских племен доходят до сорока, вследствие чего само родовое объединение получило название - «байыркы кырк уруу кыргыз», что значит в переводе «древние сорокаплеменные киргизы». Названия этих племен следующие: деелес, катаган, багыш, молой, калча, тейит, жооке, бостон, набат жуз, нойгут, думара, окчу, кара-калпак, шыба, серип, жедигер, канды, бадан, кыдырша, кызылаяк, басыз, мундуз, кушчу, кылыч, айчак, турк, кыба, саймас, кыпчак, талоо, жетиген, саяк, сапыран, келеп, ардай, найман, шыгай, кекуне, багылык.

Об этих названиях племен сведения исходят главным образом из эпоса «Манас» по варианту знаменитого манасчи Сагынбая Орозбакова, который пел:

Алтайдын тоосун бут алган
Кырк уруу кыргыз уруусу
Кытайга барып чан салган.

Роды сорокаплеменных киргизов,
Заселявшие целиком все Алтайские горы.
Которые двинулись на Китай и разгромили его.

Сагынбай далее в эпосе поет о распаде племенного союза «Кырк уруу кыргыз»:

Качып барган кыргызда
Катаган тейит калкы бар,
Кадимки Кошой алпы бар.
Кыпчакта Кылыч беги бар,
Акбай, Мамбет эри бар.
Беш уруу кыргыз Ооганда,
Бек заадалар бар анда.
Жетимиш найман Шангайда.
Бир чети бар кыргыздын
Хорасандын четинде.
Бутун шыгай уруусу
Яркен Дарыя бетинде.
Букардагы кыргыздар,
оз тилинен айрылып,
Тажик болгон жайы бар.
Азып кетип журтунан,
Арап болуп жургендер -
Ал да кыргыз уруусу.
Кангайда калып кеп кыргыз
Калмак болуп куруду.[3]

Среди рассеявшихся киргизов
Есть народы катаган и тейит,
Есть известный батыр Кошой.
Среди кыпчаков есть бек Кылыч.
Богатыри Акбай и Мамбет.
Пять поколений киргизов у афганцев,
Там есть и потомки беков.
Семьдесят поколений найманов в Шангае.
Один край киргизов
На рубеже Хорасана
Все из племени шыгай
На берегу реки Яркенд.
Киргизы, жившие в Бухаре,
Лишившись своего языка,
Стали таджиками.
И те, которые, отделилившись от своего народа,
Стали арабами -
Тоже киргизские роды.
Немало киргизов,
Оставшись в Хангае,
Став калмыками, исчезли.

Как видно, в составе «кырк уруу кыргыз» встречаются названия различных родоплеменных объединений и союзов, беспрерывно образовывавшихся и распадавшихся на протяжении долгого времени. Эти названия частично отражают также и участие в этих процессах киргизов, их взаимодействие и скрещивание с другими этническими родоплеменными и общественно-политическими объединениями. «Новые» киргизские роды, населяющие территорию Киргизстана, как мы уже отметили, ведут свое начало от легендарного Долон-бия, который во времена Чингис-хана убежал от него в направлении Андижана и Ходжента, а впоследствии в поисках своего, плененного Чингис-ханом, брата Ырыс-дархана оказался в районе Нарына, где и поселился. У него родилось два сына близнеца, названные Ак-уул и Куу-уул [4], от которых ведут свое начало два крыла киргизских племен - он и сол, то есть правые и левые[5].

К левому крылу относились племена: кушчу, саруу, мундуз, басыз, чон-багыш, жетиген, кылыч, тамга, тёбёй (тебей) и др.[6] Левое крыло по традиции киргизов в политическо-правовых отношениях стояло ниже правого. Это обстоятельство, а также и то, что названия почти всех племен левого крыла входят также и в состав названий племен т. н. «кырк уруу кыргыз», заставляет предполагать, что к левому крылу у киргизов причислялись все те племена, которые ведут свое происхождение от этнически других родоплеменных объединений, а не от тех позднейших основных киргизских родов, которые считались потомками Долон-бия. Позднейшие основные киргизские племена входили в правое крыло. К этому крылу относились потомки двух сыновей Ак-уула - Адыгене и Тагай, положившие начало двум отделам этого крыла. К отделу Адыгене относились племена, населяющие главным образом районы Южной Киргизии. Мы сосредоточим свой разбор на отделе Тагай.

У Тагая, по преданию, было три сына: Богорстон, Койлон и Кылджыр. От Богорстона берет свое начало племя солто, населяющее Чуйскую долину. Потомком Койлона считается племя джедигер, разбросанное по Южной Киргизии, а частично живущее и в Чуйской долине. От Кылджыра происходят племена сары-багыш и бугу. Племя саяк происходит от приемного сына Тагая - Саяка [7]. От приемных сыновей Тагая происходят также племена азык, багыш и черик [8]. Кроме выше перечисленных основных киргизских племен, среди киргизов имеется ряд племен, считавшихся не киргизского происхождения, но смешавшихся с ними. Таковыми считаются племена найман, кыпчак, кытай [9], ичкилик [10].

Каждое из вышеназванных киргизских племен внутри себя делится на множество родов - «уруу», которые в свою очередь разветвлялись все дальше и дальше, размножались и мельчали с образованием все новых родовых подразделений, - «урук», как это отмечал еще С. Загряжский [11].

Но наряду с образованием новых родов, имена которых могут и не стать постоянными на долгое время, у киргизов существовало и много постоянных родовых и племенных имен, существующих с давних пор, на что указывал еще Н. Аристов [12]. Действительно, у киргизов есть названия племен, родов и даже родовых подразделений, которые ведут свое начало с давних времен, но наряду с этим есть роды и родовые подразделения недавнего происхождения, названия которых не очень постоянны. Родовые названия часто бывали связаны с именами отдельных лиц, получивших тем или иным путем преимущества над другими членами рода н составивших себе известность. Обычно такую «известность» приобретали представители родоплеменной верхушки и феодально-родовой аристократии (ак сеек), которые именовали подвластные себе роды преимущественно своими именами или именами своих предков. В таком виде выглядела, согласно данных фольклора и «санджыра», общая схема родоплеменного состава киргизов в середине XIX века.

Для более подробного ознакомления с вопросами родовых подразделений киргизских племен, остановимся конкретно на племени солто. Племя солто делится на роды: кюнту, чылпак, тата. каракчы и талкан. Родоначальниками этих родов считаются сыновья Солто:

  1. Кюнту, от которого ведет свое начало род кюнту.
  2. Култу, от которого ведет свое начало род чылпак.

От третьего сына Солто - Чаа ведут свое начало роды каракчы или болекбай (белекбай) и талкан, названные так по имени сыновей Чаа. Каждый из этих родов в свою очередь делится на мелкие родовые подразделения - «урук». Например, род кюнту делится на семь подразделений: кул-болду, чон-мурун, дандыбай, кара-мерген, токбай, кашка-баш и сарман. Каждое из этих родовых подразделений внутри себя делилось еще на так называемые «бир атанын балдары», т. е. дети одного отца. Величина такого подразделения в количественном отношении находилась в пределах около 10 юрт, т. е. от 35 до 50 человек. В таком плане и по такой схеме идут родовые подразделения и остальных родов племени солто.
Среди киргизских племен, родов и племенных подразделений нельзя найти ни одного, где бы в их составе не было элементов «иноплеменного происхождения». Их истоки самые различные. Некоторые из них ведут свое начало от военнопленного раба, некоторые от лиц, перебегавших к киргизам от других народов, некоторые ведут свое начало от целых родов, присоединившихся к киргизам и сохранивших свои прежние родовые названия. Среди племени солто существует семь родов, которые считались потомками рабов. О них говорили «солтонун ичиндеги жети кул», т. е. семь рабов внутри солто. Эти роды следующие: ак-буура, жоо-чалыш, телек (телек), кёгёй (кегей), асыл-баш, беш-кёрюк (кеерук) и мааке. Интересно, что они как эль (племя) считали себя солто, а как род назывались своими названиями, как сеек или тукум корнями уходили к своим первоначальным кровно-родовым группам или союзам, ведущим свое этническое начало от казахов, узбеков, калмыков и др. Среди племени солто в больших или меньших количествах встречались также элементы почти всех других киргизских родов. Так среди солто имеется племя суу-мурун, берущее свое начало от одного сына Тагая, племя жедигер, берущее свое начало от сына Тагая Койлона, а также из родов племени монголдор, азык, багыш, саяк, кушчу, саруу, конгурат, черик, сары-багыш, бугу, кыпчак и др. Они, проживши среди племени солто длительное время, причислили себя к племени солто, но по своему сееку уходили к своим родовым названиям или именам тех племен, откуда происходил их род.

Все эти предания в части генеалогии киргизов и самая генеалогия особенно поддерживались представителями родоплеменной верхушки и развивавшейся феодальной аристократией киргизов. Они превращали родоплеменную генеалогию, которая сама по себе представляет несомненный интерес для науки, в генеалогию своей фамилии, пытаясь этим исторически обосновать свои права на политическое управление данным родом или племенем и в такой же мере исторически обосновать зависимое, подчиненное положение тех или иных людей, родов и даже целого поколения.

Список литературы:

[1] См. Н. А. Аристов. «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности». «Живая старина», вып. Ill-IV, г. 4-й, СПБ, 1894 г., стр. 427- 455. «Роды и кости каракиргизов», а также «Живая старина» вып. III-IV, год шестой, СПБ, 1896 г. - C. 394-399
[2] Для данной заметки использованы главным образом материалы, содержащиеся в рукописях № 278, 288 и 1-б фонда ИЯЛИ Кир. ФАН СССР.
[3] См. указанную рукопись № 278, стр. 36-37.
[4] Ак-белый, Куу-бледный, Уул-сын. Иногда эти слова произносят слитно: Агуул и Куул, а иногда произносят как Абыл и Кабыл.
[5] Происхождение деления на правое и левое крыло объясняется различно. По одним преданиям, они названы так в зависимости от расположения двух близнецов по правой и левой стороне в утробе матери. По другим - деление на правое и левое крыло исходит от места расположения сыновей по правой и левой стороне отца, причем с правой стороны сидел Ак-уул, первый увидевший свет и поэтому считавшийся старшим. Распространена и другая легенда, согласно которой деление на правое и левое крыло ведет свое начало от расположения войск перед походом по сторонам от главного знамени. См. рукопись ИЯЛИ JVb-292, стр. 42. По легендам, передаваемым И. Гродековым, происхождение он и сол связывается с известной легендой о происхождении киргизов от сорока девиц, причем поколение он считается потомками ханских дочерей, а сол - потомками дочерей везиров. См. И. Гродеков. Киргизы и кара-киргизы Сыр-Дарьинской области, Ташкент, 1889 г. стр. 4.
[6] Ср. Ч. Валиханов. Очерки Джунгарии, в «Записках РГО», 1851 г, кн. вторая, стр. 54.
[7] Рукопись сообщает, что Саяк был сыном везиря Эреш-хана в Ходженте - Байыша, который являлся потомком некогда многочисленного сильного племени Сит, кочевавшего по реке Ныл. См. рукопись ИЯЛИ № 287, стр. 40. Любопытно сравнить с указанием Аристова: Из кара-киргизских поколений саяки представляются потомками племени Се (у китайцев) или саков (у персов, индийцев и греков), занимавших западный Тянь-Шань до Мечжи, и сменивших их усуней (цит. соч., стр. 396).
[8] Ср. Ч. Валиханов, цит. соч. стр., 74. Валиханов племя багыш отождествил с племенем чон-багыш, а на самом деле чон-багыши относятся к левому крылу.
[9] ср. Ч. Валиханов, цит. соч. стр. 75.
[10] ср. Н. Аристов, цит. соч. 396.
[11] См. «Очерки Токмакского уезда», 1869 г., в «Туркестанских ведомостях», 1873 г., № 10.
[12] См. Аристов, цит. соч. стр. 445-446.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 5459      

Другие статьи из этой рубрики

Т. Джуманалиев. Кыргызы Ферганской долины в письменных источниках

По сведениям арабо-мусульманских путешественников X-XII вв. и других письменных источников, где подробно описывают этносы, проживавшие на территории Ферганской долины, кочевые племена и народы, совместно защищавшие свою землю от иноземных захватчиков. Во времена правления Чингис-хана и Тамерлана, когда Ферганская долина неоднократно подвергалось нашествию их войск, им удалось на время рассеять часть местного населения, но через некоторое время они вновь возвращалась на свою землю. В письменных источниках говорится, что в эпоху позднего средневековья кашгарский хан Абдаллах (XVII в.) и джунгарские правители Галдан Бошокту, Галдан-Церен, Цеван-Рабтан, которые неоднократно пытались захватить Ферганскую долину, кыргызы и узбеки совместно защищали города Андижан, Ош, Узген и ряд других поселений и таким образом им удалось отстоять свою землю [1].

Абытов Байболот Капарович. Историко-политический портерт Алымбек-датки.

В числе исторических личностей кыргызов XIX - нач. XX вв. особое место в общес­твен­но-политической жизни своего народа, Кокандского ханства, а впо­след­­ствии и русского Туркестана занимали Алымбек датка Асан-бий уулу и его жена Курманджан-датка.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 
Кредитная карта Сбербанка для молодёжи - лучший вариант. Проценты небольшие, но постоянные.