Статьи
 
© Хабиб Абдуллаев

К ВОПРОСУ О КЫРГЫЗАХ И ФЕРГАНЕ

(Статья любезно предоставлена автором)

Общеизвестно, что кыргызские племена издревле жили в горных районах, непосредственно прилегающих к Ферганской долине.

В этой связи любопытно вспомнить одно из преданий (возможно, не самое достоверное, но достаточно старинное) о происхождении кыргызов. В нем, в частности, рассказывается о святом путнике Мансуре, убитом жителями Андижана. В соответствии с его последней волей тело было сожжено, а пепел брошен в близлежащее озеро. Озеро вспенилось, а гулявшая на берегу принцесса и ее 40 фрейлин попробовали эту пену, после чего забеременели. Сын ханской дочери от пены, названный в честь девиц Кыргызом, стал прародителем кыргызских племен. Впоследствии Кыргызбай после ссоры с братьями поселился в том же Андижане.

Согласно тому же преданию, потомство остальных 40 девиц получило название отуз-уул ичклик.

В своих записках султан Бабур упоминает крупное - в 5-6 тысяч семейств - кочевое племя Чограк, обитавшее к востоку от Андижана между Ферганской долиной и Кашгаром. Чограки занимались разведением коней, овец и кутасов - яков (последних в Средней Азии исторически разводили только кыргызы). В 1495 году Бабур экспроприировал у них 20000 овец и около 1500 коней для своих военных нужд. Любопытно, что племени чограк у кыргызов нет, однако в середине XX века среди кыргызов тейин, нойгут и бостон были отмечены небольшие группы населения, относящие себя к подразделению чогорок.

В XVI веке в результате ойратской агрессии произошло массовое перемещение кыргызов с севера непосредственно в долину. Большая часть из них достаточно быстро возвратилась на север в связи с победой над ойратами. Тем не менее этого недолгого пребывания хватило для их тотальной исламизации под влиянием ферганского духовенства.

По мере укрепления Кокандского бекства, а затем ханства, к середине XIX столетия его военная и политическая власть распространилась на большую часть территории, занимаемой кыргызами.

Ферганские кыргызы подразделялись на подданных Коканда и на признающих его власть. Первые - адигине, ичкилик и найман, кочевавшие летом на Алае, а зимой в долине. Они пользовались одинаковыми правами с кочевыми узбеками, служили в войске и занимали в ханстве военные и гражданские должности. Ко вторым относились все остальные, обязанные платить зякат и выставлять вспомогательное войско в случае необходимости. К их числу относились болорские кыргызы, имевшие над собой наместника в чине додхо, сидевшего в Ташкургане. Интересно, что хан Ширали, правивший Кокандом с 1842 по 1845, по матери происходил из кыргызского рода сару, бием которого был его дед Аджибай (по другим данным, последнего относят также к роду кошчу). В середине прошлого столетия расселение собственно ферганских кыргызов выглядело примерно следующим образом:

ПОКОЛЕНИЕ ОТДЕЛА СОЛ МЕСТНОСТЬ ФЕРГАНЫ
боре Ош
мундуз Азрет-Аюб
кесек Аушират, Маргилан
бору (бёрю) Наукат, Учкурт
кыдырчи к северу от Учкурта
теит к северу от Учкурта
туяляс Шахрихан
бостон Шахрихан
ардай Лёхшат, между Андижаном и Ошем
муняк Таш-Ата
багыш на реке Булакбаши
чонбагыш на реке Ханарык
канглы Ассаке
тарычи Сузак
буйдайчи Сузак

Упомянутые поколения кыргызов жили в постоянном общении с оседлым населением и, не оставляя своих обычных занятий, одновременно занимались земледелием. Современники отмечали, что нравы и язык этих кыргызов имели немало общего с чагатайскими тюрками.

Они были также непременными участниками кровавых междоусобиц, сотрясавших Фергану после смерти Омар-хана, вплоть до присоединения к России.

Стремясь сохранить свое влияние среди кыргызской знати, кокандские ханы щедро раздавали ее представителям почетные звания и титулы, окружая их соответствующими знаками уважения. Это касалось не только ферганских кыргызов, но в первую очередь сарыбагышей, бугу, солто и саяков, на которых Коканд рассчитывал в борьбе с русскими. Внешнее почтение кокандцев к биям, произведенным в ранг "парвоначи илиатийя", т.е. кочевых губернаторов, психологически импонировало кыргызам. Русские же казаки даже самого низкого ранга позволяли себе крайне фамильярное и покровительственное обращение с кыргызскими феодалами, что оскорбляло последних и серьёзно замедлило переход кыргызов в русское подданство.

Особую роль в Фергане играло воинственное племя кыпчаков, представители которого занимали высшие военные посты, а иногда и правили государством (в частности, минбаши Мусульманкул в 1845-52 гг.).

Следует отметить, что Мусульманкул был кипчаком узбекского происхождения, поэтому мы не будем останавливаться на его правлении.

Напротив, Алимкул (известный как Амиркул амир-и-ляшкар), реально правивший Кокандом в 1863-65 гг., являет собой яркий пример роли кыргызов в истории Кокандского государства. Его деятельность представляет большой интерес для любителей ферганской истории.

Алимкул был сыном кыргыз-кыпчака Хасан-бия из Бучун-биткана близ Коканда. Поучившись в медресе Коканда и Андижана, он стал бием в Курган-тепа, но авскоре вошел в свиту Малла-хана, брата Худояр-хана. После бунта, устроенного Малла-ханом против брата, карьера Алимкула быстро идёт в гору - он получает придворное звание ишик-агаси (привратника) и чин мир-пансада (пятисотника), получает в управление Чимион, а затем Маргилан. После гибели Малла-хана в 1862 году Алимкул изгоняет из Ферганы Худояр-хана и бухарского эмира Музаффара и возводит на престол малолетнего сына Малла-хана Султан Сейида и становится при нём фактическим правителем.

Несмотря на явный военный талант, проявленный в войнах с бухарцами, Алимкулу с его плохо вооружённой армией не удалось остановить начавшееся продвижение русских войск на юг. Кокандцы потеряли Сузак, Туркестан, Аулие-Ату и Чимкент. При обороне Ташкента в 1865 году Алимкул был смертельно ранен.

Это лишь некоторые штрихи истории кыргызов в Фергане, но и они ясно указывают на давнюю общность исторических судеб узбекского и кыргызского народов.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 4795      

Другие статьи из этой рубрики

Александр Ярков. Очерк истории религий в Кыргызстане

Ситуация в Кыргызстане отличается большим многообразием: мусульмане по происхождению и убеждениям составляют более 80% населения; около 17% относится к православным. Кроме того, здесь живут представители новых, часто называемых нетрадиционными, религий (для сравнения в России 5 млн. чел. относят себя к нетрадиционным религиозным культам). При этом ни одна из общин, за исключением иудейской и старообрядческих, не является моноэтничной.

Атыгаев Н.А., Джандосова З.А. Сведения «Алам-ара-йи Шах Исма'ил» о кыргызах XVI века

История тянь-шанских кыргызов и их государственности в период позднего средневековья несмотря на значительную историографическую традицию все еще слабо изучена. Это, прежде всего, связана с недостаточностью сведений о кыргызах в исторических источниках, т.е. слабостью источниковой базы. Более или менее содержательные сведения о кыргызах XVI века содержатся в Та’рūх-и Рашūдū Мирзы Мухаммад Хайдара и Бабур-нāме Захир ад-Дина Бабура, некоторые материалы по данному периоду истории имеются в источниках более позднего времени – Бахр ал-āсрāр Махмуда ибн Вали, Тa’рūх Шах Махмуда Чураса, в некоторых сочинениях агиографического характера. Вместе с тем, нужно отметить, что в Та’рūх-и Рашūдū и Бабур-нāме имеются лакуны в описании исторических событий этого периода.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте