1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



© Хабиб Абдуллаев

К ВОПРОСУ О КЫРГЫЗАХ И ФЕРГАНЕ

(Статья любезно предоставлена автором)

Общеизвестно, что кыргызские племена издревле жили в горных районах, непосредственно прилегающих к Ферганской долине.

В этой связи любопытно вспомнить одно из преданий (возможно, не самое достоверное, но достаточно старинное) о происхождении кыргызов. В нем, в частности, рассказывается о святом путнике Мансуре, убитом жителями Андижана. В соответствии с его последней волей тело было сожжено, а пепел брошен в близлежащее озеро. Озеро вспенилось, а гулявшая на берегу принцесса и ее 40 фрейлин попробовали эту пену, после чего забеременели. Сын ханской дочери от пены, названный в честь девиц Кыргызом, стал прародителем кыргызских племен. Впоследствии Кыргызбай после ссоры с братьями поселился в том же Андижане.

Согласно тому же преданию, потомство остальных 40 девиц получило название отуз-уул ичклик.

В своих записках султан Бабур упоминает крупное - в 5-6 тысяч семейств - кочевое племя Чограк, обитавшее к востоку от Андижана между Ферганской долиной и Кашгаром. Чограки занимались разведением коней, овец и кутасов - яков (последних в Средней Азии исторически разводили только кыргызы). В 1495 году Бабур экспроприировал у них 20000 овец и около 1500 коней для своих военных нужд. Любопытно, что племени чограк у кыргызов нет, однако в середине XX века среди кыргызов тейин, нойгут и бостон были отмечены небольшие группы населения, относящие себя к подразделению чогорок.

В XVI веке в результате ойратской агрессии произошло массовое перемещение кыргызов с севера непосредственно в долину. Большая часть из них достаточно быстро возвратилась на север в связи с победой над ойратами. Тем не менее этого недолгого пребывания хватило для их тотальной исламизации под влиянием ферганского духовенства.

По мере укрепления Кокандского бекства, а затем ханства, к середине XIX столетия его военная и политическая власть распространилась на большую часть территории, занимаемой кыргызами.

Ферганские кыргызы подразделялись на подданных Коканда и на признающих его власть. Первые - адигине, ичкилик и найман, кочевавшие летом на Алае, а зимой в долине. Они пользовались одинаковыми правами с кочевыми узбеками, служили в войске и занимали в ханстве военные и гражданские должности. Ко вторым относились все остальные, обязанные платить зякат и выставлять вспомогательное войско в случае необходимости. К их числу относились болорские кыргызы, имевшие над собой наместника в чине додхо, сидевшего в Ташкургане. Интересно, что хан Ширали, правивший Кокандом с 1842 по 1845, по матери происходил из кыргызского рода сару, бием которого был его дед Аджибай (по другим данным, последнего относят также к роду кошчу). В середине прошлого столетия расселение собственно ферганских кыргызов выглядело примерно следующим образом:

ПОКОЛЕНИЕ ОТДЕЛА СОЛ МЕСТНОСТЬ ФЕРГАНЫ
боре Ош
мундуз Азрет-Аюб
кесек Аушират, Маргилан
бору (бёрю) Наукат, Учкурт
кыдырчи к северу от Учкурта
теит к северу от Учкурта
туяляс Шахрихан
бостон Шахрихан
ардай Лёхшат, между Андижаном и Ошем
муняк Таш-Ата
багыш на реке Булакбаши
чонбагыш на реке Ханарык
канглы Ассаке
тарычи Сузак
буйдайчи Сузак

Упомянутые поколения кыргызов жили в постоянном общении с оседлым населением и, не оставляя своих обычных занятий, одновременно занимались земледелием. Современники отмечали, что нравы и язык этих кыргызов имели немало общего с чагатайскими тюрками.

Они были также непременными участниками кровавых междоусобиц, сотрясавших Фергану после смерти Омар-хана, вплоть до присоединения к России.

Стремясь сохранить свое влияние среди кыргызской знати, кокандские ханы щедро раздавали ее представителям почетные звания и титулы, окружая их соответствующими знаками уважения. Это касалось не только ферганских кыргызов, но в первую очередь сарыбагышей, бугу, солто и саяков, на которых Коканд рассчитывал в борьбе с русскими. Внешнее почтение кокандцев к биям, произведенным в ранг "парвоначи илиатийя", т.е. кочевых губернаторов, психологически импонировало кыргызам. Русские же казаки даже самого низкого ранга позволяли себе крайне фамильярное и покровительственное обращение с кыргызскими феодалами, что оскорбляло последних и серьёзно замедлило переход кыргызов в русское подданство.

Особую роль в Фергане играло воинственное племя кыпчаков, представители которого занимали высшие военные посты, а иногда и правили государством (в частности, минбаши Мусульманкул в 1845-52 гг.).

Следует отметить, что Мусульманкул был кипчаком узбекского происхождения, поэтому мы не будем останавливаться на его правлении.

Напротив, Алимкул (известный как Амиркул амир-и-ляшкар), реально правивший Кокандом в 1863-65 гг., являет собой яркий пример роли кыргызов в истории Кокандского государства. Его деятельность представляет большой интерес для любителей ферганской истории.

Алимкул был сыном кыргыз-кыпчака Хасан-бия из Бучун-биткана близ Коканда. Поучившись в медресе Коканда и Андижана, он стал бием в Курган-тепа, но авскоре вошел в свиту Малла-хана, брата Худояр-хана. После бунта, устроенного Малла-ханом против брата, карьера Алимкула быстро идёт в гору - он получает придворное звание ишик-агаси (привратника) и чин мир-пансада (пятисотника), получает в управление Чимион, а затем Маргилан. После гибели Малла-хана в 1862 году Алимкул изгоняет из Ферганы Худояр-хана и бухарского эмира Музаффара и возводит на престол малолетнего сына Малла-хана Султан Сейида и становится при нём фактическим правителем.

Несмотря на явный военный талант, проявленный в войнах с бухарцами, Алимкулу с его плохо вооружённой армией не удалось остановить начавшееся продвижение русских войск на юг. Кокандцы потеряли Сузак, Туркестан, Аулие-Ату и Чимкент. При обороне Ташкента в 1865 году Алимкул был смертельно ранен.

Это лишь некоторые штрихи истории кыргызов в Фергане, но и они ясно указывают на давнюю общность исторических судеб узбекского и кыргызского народов.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 6894      

Другие статьи из этой рубрики

Т.И.Асанов. Перспективы изучения проблем вертикального кочевания племен и народов Тянь-Шаня и Памиро-Алайской горных систем

Тянь-Шань и Памиро-Алай являются одними из величайших горных систем земного шара. С древнейших времен эти горные системы стали местом обитания разных племен и народностей. О самых древних обитателях Тянь-Шаня и Памиро-Алая упоминается в древнеперсидских клинописных текстах VI в. до н.э. и в трудах античных историков.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов