1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 

Организуем прямые перевозки из Испании автотранспортом.

© Кененсариев Ташманбет

Алымкул Лашкер баши...

Об авторе: Кененсариев Ташманбет. Заслуженный работник образования КР, доктор исторических наук, профессор.

Исторической личности - Алымкулу Лашкер баши, в советский период, хотя и незначительно, но все же уделяли внимание. О нем писали узбекские историки: Р.Н.Набиев [1] , Х.Н.Бобобеков[2] , кыргызские ученые К.Усенбаев[3] , В.Плоских[4] . Также о нем упоминали российские историки Н.А.Халфин[5]  и П.П.Иванов[6] . Некоторые сведения об Алымкуле можно взять из разных исследований колониального периода России: В.Наливкина[7] , А.Куна[8] , Н.Веселовского[9] , Н.Петровского[10] , М.А.Терентьева[11] , А.П.Хорошкина[12] , а также казахского ученого Ч.Ч.Валиханова[13]  и других.

В период независимости постсоветских республик Средней Азии, в силу развития персонификационной историографии как в Кыргызстане, так и в Узбекистане, личности и деяниям Алымкула Лашкер баши стали уделять больше внимания. Стоит отметить, что исследованию жизни и деятельности выдающегося государственного деятеля и полководца Алымкула Асан уулу, посвящено множество работ кыргызских исследователей. Еще в 60-е годы в историческом романе известного кыргызского писателя Т. Касымбекова "Сынган кылыч" ("Сломанный меч") Алымкул Асан бий уулу под именем "Алымкула Аталыка" был представлен в качестве одного из главных персонажей Кокандского ханства. Спорадические сведения советского периода об этой личности отражались во многих статьях кыргызских исследователей, в том числе и в монографиях, указанных выше. С получением независимости одним из первых историков, уделившем внимание личности Алымкула был Т. Кененсариев (1990 г.)[14] . В 1994 году вышла весьма информативная статья известного ныне историка и писателя, сотрудника Кыргызской службы БиБиСи в Лондоне, А. Койчуева[15] . В последующие годы на личность Алымкула обращали внимание многие кыргызские исследователи, такие как К. Молдокасымов, написавший несколько содержательных научных статей[16] , Ж. Алымбаев[17] и др.

 Т. Кененсариев неоднократно писал о жизни и деятельности Алымкула в своих монографиях и статьях[18] . Благодаря помощи известного узбекского ученого Р. Шамсутдинова, ознакомился с книгой под названием "Амир лашкар Алимкул тарихи" (1997), которая была подготовлена на основе рукописи Муллы Юнусжана мунши[19] . Позднее Т. Кенесариевым был опубликован перевод этой книги с комментариями "Алымкул Аталык. Тарыхый-булакнаамалык бейне"[20] , который значительно продвинул персонификационную историографию Кыргызстана.

Профессор КНУ им. Ж.Баласагына Т. Омурбеков написал об исторических личностях Кыргызстана XIX в.[21] , где отдельной главой освещены деяния Алымкула Асан бий уулу. В 2004 г. он защитил на эту же тему докторскую диссертацию. В последние годы в исследовании включились и потомки Алымкула Лашкер башы, которые проживают как в Кыргызстане, так и в Узбекистане. Среди них выделяются М. Акматов, ныне работающий заместителем губернатора Жалал-Абадской области[22] , С. Буркашев[23] , К. Орозбаев[24] , М. Таиров и О. Мусаев[25] .

Кыргызские историки широко применяют в своих исследованиях санат-диггарасты об Алымкуле Лашкер баши акына-письменника XIX Молдо Нияза из Кадамжая[26] , а также сказание андижанского кыргыза, близкого друга и родственника Алымкула Лашкер баши - Муса Калбек уулу[27] , о котором упоминает и профессор Р.Шамсутдинов[28] . Муса Калбек уулу был участником восстания кыргызов во главе Мамыром Мерген уулу против политики Кудаяр хана в 1873-74 гг., а также движения Джетимханов в 1878 г., после чего был отправлен в Сибирскую каторгу на 10 лет. 

Из узбекских историков, которые в годы независимости обращали внимание к личности Алымкула Лашкер башы, можно отметить Х. Зиёева[29] , Ш. Каримова, Р. Шамсутдинова[30]  и других. Особо следует отметить здесь книгу Р. Шамсутдинова и П. Равшанова "Амир лашкар Алимкул тарихи"[31] , основанную на материалах рукописи Муллы Юнусжан мунши. Х. Турсунматов и Р. Шамсутдинов написали исторический роман "Елкин" и издали в 2001 году в Ташкенте[32] . Усилиями профессора АнГУ Р. Шамсутдинова сведения об Алымкула лашкер баши были помещены в учебниках[33] , различных сборниках и энциклопедиях. В Узбекистане молодым ученым З. Ильхамов в 2004 г. в Ташкенте была успешно защищена кандидатская диссертация на тему: "Аликули Амирлашкар ва унинг Кукон ханлиги сиясий хаётида тутган урни"[34] . Упоминается Алымкул и в монографии Исакжона Жунайдуллы Ибрата по истории Ферганы на узбекском языке[35] .

В качестве историографических и источниковедческих материалов по истории Кокандского ханства большое значение имеют труды казахского историка Т. Бейсембиева[36] . В этих работах по Алымкулу опубликованы сведения местных нарративных источников, стоит отметить также последнюю его биографическую работу по Алымкулу Лашкер баши, изданную в Лондоне на английском языке[37] .

Обращаясь к работам казахстанских ученых, следует особо остановиться на книге кандидата исторических наук Абубекира Сагынгалы, который также исследовал жизнь и деятельность Алымкула Асан бий уулу. Речь идет о книге "Коканнын сонгы ханы кыпшак Алимкул Хасанби (Амирлашкер)" изданный в Бишкеке в 2016 году[38].  Эта довольно объемная монография, скорее похожа на сборник материалов, нежели на научный труд. Автор допускает ряд грубых ошибок. Во-первых, видно, что он не знаком с архивными, нарративными источниками, генеалогическими летописями, даже научными исследованиями, затрагивающими личность Алымкула Лашкер баши. В труде отсутствуют обязательные для историка ссылки на источники, обнаруживаются многочисленные огрехи по части исторической логики. Во-вторых, ошибочным его мнением является предположение о том, что Алымкул был казахом, ведь давно известно его кыргызское происхождение (кыпчакское племя ичкиликской группы кыргызов). В-третьих, ошибочным является его мнение о том, что де "узбекские ученые не обращали должного внимания Алымкулу, считав его казахом", ведь ни один из узбекских исследователей не писал об этом. В-четвертых, Алымкула Лашкер баши он называет "последним Кокандским ханом (1863-65)", при то, что он никогда официально не избирался ханом Кокандского государства и считал себя только "лашкер баши" или "амирул умаро (эмиром эмиров)". Более того, после 1865 года официальными ханами Коканда были Кудаяр хан (1865-75), Насирдин хан (1875, ноябрь – 1876, февраль), параллельно – народный хан - Искак Асан уулу Полот хан (1873, июль – 1876, февраль). В-пятых, он демонстративно возвышает кипчаков (по его мнению все кипчаки являются казахами) как народ "образец могущественной орды, перевернувшей всю Азию", закрепляя мысль следующими словами: "Кипчаки принадлежат к самому древнему и первоначальному тюрскому племени" (с.195). Это высказывание не является историчным. не говоря уже о том, что идет их противопоставление к другим тюркским народам, проживающим в Центральной Азии.

Надо сказать, что за последние годы, в историографии Кыргызстана, как и в соседних республиках, наблюдается определенный крен в сторону "фольк-хистори". Идет своеобразное "присвоение" тех или иных личностей, часто просто замалчивается их этническая принадлежность. Примерами этому может послужить диссертация узбекского историка З. Ильхома, который в историческом исследовании об Алымкуле заведомо не пишет (или не знает) его кыргызском происхождении. Справедливости ради, сточит сказать, что большинство узбекских историков, таких как Р. Шамсутдинов, П. Равшанов и другие, признают то, что он является выходцем из племени кыпчак кыргызского объединения ичкилик.

Далее хотелось бы дать краткие данные о жизни и деятельности Алымкула Асан бий уулу (1832-1865).

Алымкул родился в 1831 или 1832 году в селе Таштак нынешнего Курган-Тюбинского района Андижанской области Республики Узбекистан. По настоящее время малая родина Алымкула в народе называется как "Алымкулдун таштагы" (официально с. Н. Исанова). Его отец Асан был бием племени кыпчак ичкиликской группы кыргызов Курган-Тюбе. Асан происходил из рода "таз" племени кипчак. Род "таз" делился на три подрода: "карынчы таз", "какшык таз" и "шилекей таз". Асан бий принадлежал последнему подроду[39] . Отец Алымкула Асан бий был сыном Эркула, а его отец – сыном Жамгырчы. Жамгырчы приходился сыном Калыгулу, внуком Эркесары, правнуком Кенесары, который был сыном известного героя эпоса Шырдакбека[40] .

Стоит отметить, что во многих исследованиях, ученые путают ферганских кыпчаков с кыргыз-кыпчаками. Подлинные ферганские кыпчаки имели следующие роды: тогуз уруу, жети-уруу, парча-кыпчак, тору айгыр, кара-кыпчак, ак кыпчак, сары кыпчак, кыпчак сарай, сегиз урук, кулан, узун и др. Известный кокандский мингбашы Мусулманкул происходил из рода "кулан" кыпчаков.

А кыргыз-кыпчаки имели следующие роды: жаманак, омонок, таз, шардэн, кармыш, тору айгыр, ахтачы, кожом-шукур, жарты баш, сакоо-кыпчак, алтыке, кызыл аяк, кыдырша, кытай-кыпчак, сарт-кыпчак и др. Из рода "таз" происходил Алымкул Асан бий уулу. Подавляюшее большинство манасоведов богатыря Манаса выводят из племени "кыпчак". К примеру, так утверждает исследователь кыргызской истории из г. Томска, автор "Центральноазиатского исторического сервера" Р. Абдуманапов[41] .

Вернемся к Алымкулу. Жена Асан бия Шаарбанбубу родила сначала дочь Бурабию, затем сына Алымкула. (Шаарбанбубу принадлежала к ичкиликскому племени нойгут. Известная кыргызская воительница XVII в. Жаныл-Мырза была также из племени нойгут). В два года Алымкул остается сиротой. Поэтому его мать Шаарбанбубу переезжает к родственникам, живущим в то время в селе Бужум современного Баткенского района Кыргызстана. Она отдает его на воспитание своему брату Молло Досу. Таким образом, до шести лет Алымкул жил у родственников матери (тага журт). В 1837 году семья Алымкула вернулась в Курган-Тюбе и юноша Алымкул начал учится в Андижанском медресе. Затем он продолжал учебу у известного тогда в Кокандском ханстве Аяза Максым уулу Мактым ажы.

С 14 лет Алымкул уже показывает себя как силача-жигита, он участвует в состязаниях улак-тартыш (козлодрание) и национальномй борьбе куреш. В юношеские годы муж сестры Тагайкул (жезде) обучал Алымкула военному делу, народной дипломатии, нравам и обычаям населения Кокандского ханства. В известной рукописи Мухаммада Юнус бин Мухаммад Амина, которая находится в институте Востоковедения Академии наук Узбекистана упоминается, что однажды хаким Андижана Сопу бек устраивал большой той, где молодой Алымкул своей отвагой, и мастерством езды на скакуне понравился будущему Кокандскому хану Малабеку, старшему брату Кудаяр хана. Это было примерно в 1847-48 годы. Малабек позвал его на службу и с тех пор Алымкул стал одним из верных его джигитов[42] . Таким образом, в 16 лет Алымкул окончательно встал на путь военной службы в Кокандском ханстве, в качестве кавалериста – сарбаза. В 18 лет уже он становится сотником в войске Малабека. Природный ум, способности Алымкула сделали его известным, он признается кипчаками Курган-Тюбе "своим молодым бием"[43] .

Алымкул Лашкер башы занимал государственные должности Кокандского ханства около семи лет, точнее с 1858 - до года его смерти в 1865 году. Сначала он состоял в партии Малабек хана (1858-62). Во время смуты 1862-63 годов он смог проявить себя умным правителем и успешним военноначальником, именно благодаря его способностям Кокандское ханство сохранило независимость от бухарского эмира Музаффара.

После изгнания войск бухарского эмира из пределов Ферганы, 9 июля 1863 года в Жармазаре, в окрестностях Маргелана, Алымкулом был проведен судьбоносный курултай, который вернул Кокандское ханство в норму существующей традиции и тем самым была сохранена былая государственность народов Ферганской долины, Ташкентского оазиса, Южного Казахстана и Кыргызстана. На курултае собралось порядка 5-10 тысяч человек, в том числе известные государственные мужья и родоправители Маргелана, Андижана, Оша, Коканда, Нахрихана, Намангана, Чуста и других земель.

По данным "Тарих-и Фаргона" Исхаккана Жунайдулла Ходжа оглы (Ибрата) и других источников, Алымкул лашкер башы проявил поистине щедрое госприимство. Участникам курултая было подарено множество халатов и других подарков. Показательно, что на курултае Алымкул обратился присутствующим и напомнил им, что "все беспорядки в ханстве происходили из-за того, что население государства не признавало единого государя – хана. Поэтому мы должны признать одного избранного человека в качестве законного государя". Тогда один из известных уламов из Коканда Зиявуддин Магзум[44]  предложил стать ханом самому Алымкулу лашкер башы. Но Алымкул уважительно отклонил это предложение, уточнив, что по традиции ханом должен быть избран представитель ханского рода. В итоге, после долгого обсуждения, ханом был избран и по традиции полднят на белой кошме сын Малабека, царевич Султан-Сейит[45] . По итогам курултая был также составлено специальное соглашение, под которым подписались все известные улемы, зыялы и иные должностные лица ханства. На курултае Алымкул был удостоен звания "амир ул умаро" ("эмира эмиров") или просто Лашкер башы.

Новому хану было тогда около 9-11 лет. 32-х летний Алымкул лашкер башы становится регентом малолетнего хана и берет бразды власти ханства в свои руки – он определяет как внутреннюю, так и внешнюю политику ханства, занимается финансами и назначения, определяет главнокомандущего. Стоит отметить, что нет данных о том, что он был официально провозглашен "аталыком", ведь во многих художественных произведениях Алымкул именуется "аталыком".

Алымкулу лашкер башы во главе ханства пришлось вести борьбу против экспансии Российской империи в Среднюю Азию. Алымкул умело управлял ханством, укреплял обороноспособность государства, значительно улучшил состояние вооруженных сил, вел интенсивную дипломатическую деятельность, как с соседями, так и с Кашгаром и Россией. Именно по решению Алымкула был отправлен в Кашгар Якуббек, который позже основал Восточно-туркестанское государство "Жетишаар".

Алымкул лашкер башы был одним из редких военначальников Кокандского войска, который нанес первое поражение войскам Российской империи во  время  её  среднеазиатской  кампании[46] . 1 октября  1864 г. в  ходе  битвы  за  Ташкент  войскам  М. Черняева  пришлось  отступить  при 16  убитых  и  62 раненых.  В  числе  этих  78  человек были  4  офицера, погиб также полковник Обухов. После этого Алымкул отправился  к городу Туркестан, для нападения на его казачий гарнизон. В местности Икан  состоялось сражение, по итогам которого казаки были вынужены отступить  к Чимкенту, безвозратно потеряв 60 человек, не считая пленных. Взятым в плен Алымкул  предложил  принять ислам,  а  после их  отказа велел казнить. В конце декабря 1864 г.  через купца Мухамада Сайида Черняеву было отправлено предложение мирного договора, однако российский генерал отверг его.

Алымкул лашкер башы погиб в неравном бою против армии генерала М. Черняева под Ташкентом 9 мая 1865 г. Имя Алымкула Асан уулу осталось в памяти ферганцев как крупного государственного деятеля, талантливого полководца, патриота и защитника независимости кыргызского, узбекского и других народов в борьбе против колониального захвата со стороны царской России, пытавшегося до последних дней своей жизни сохранить совместную государственность народов Ферганской долины.

У Алымкула лашкер башы остались три сыновья. Старшим был Ташмухаммад (Ташмат) мырза, который в колониальный период неоднократно избиралсы волостным управителем в Курган-Тюбе, в Кугарте Сузакской долины. Второй сын Шермухаммат (Шермат мырза) проживал постоянно в городе Андижан и занимал одну из должностей местного городского царского самоуправления. Третий сын Рустамбек, по некоторым сведениям, до или после Октябрской революции 1917 г. перебрался в США и жил в эмиграции.
В государственном архиве Республики Узбекистан часто встречаются документы, связанные с Шер-Мухаммедом (Шермат) – вторым сыном Алымкула Лашкер башы. В одном из документов написано что Мырза Алымкулов – выходец из Курган-Тюбе, происходит из кыргыз-кыпчаков и приходится сыном Алымкула амирлашкара[47] . Известно, что в колониальный период он работал волостным управителем в городе Андижане. В конце 90-х годов XIX века Шермат мырза, будучи волостным управителем (в источниках именуется он как "минбашы") многократно просил тогда уже изрядно состарившего Мулло Юнусжана Мунши написать про отца книгу. Известно, что Мухаммад Юнус бин Мухаммад Амин или Мулло Юнусжан Мунши с 1850-х годов по 1865 год постоянно находился возле Алымкула лашкер баши в качестве секретаря и друга. После смерти Алымкула он обосновался в Андижане, при этом он всегда был в курсе жизни семьи своего друга Алымкула лашкер баши. В итоге рукопись Юнусжана "Тарихи Алымкул Амир лашкар" была закончена в 1320 году хиджры, то есть 1902 году.

 Во время восстания 1916 года, Шер-Мухаммед был снят с должности волостного управляющего в связи с бунтом горожан против царского Указа от 25 июня 1916 г., и отправлен на тыловые работы. Последующая его судьба неизвестна. Один из сыновей Шер-Мухаммеда Азизбек в 1941 году ушел добровольцем на фронт и не вернулся[48] . Впоследствии потомки Шер-Мухаммеда проживали в Баткене, в Андижанской области[49] . Поскольку село Таштак ближе к селению Жийде Сузакского района Кыргызстана, многие потомки Алымкула позже обосновались в селах Жийде, Барпы, городах Ош и Карасуу, также в Ноокатском и Араванском районах.

Потомки Алымкула ныне проживают и в Ташкенте. В советский период некоторые из них занимали ответственных должности. Например, правнук Алымкула Кайтпас Карабеков (он был сыном внука Алымкула лашкер башы Карабека, рожденного от его старшего сына Ташмата мырза), ныне работает заместителем Председателя Верховного суда Узбекистана. Его сын Ташматов Азиз Кайтпасович является председателем Ташкентской городской Счетной палаты.

Один из потомков Алымкула, ныне проживающий в Курган-Тюбинском районе, Гуламиддин Абдрахманов писал, что Молло Дос имел сына Атам бия, от него Субанкул, от него Кайым, от него Абдрахман, отец Гуламиддина. Другой потомок С. Буркашев на заре независимости Узбекистана (август 1991) написал открытое письмо, обращенное к Президенту Исламу Каримову с просьбой обратить внимание общественности на жизнь и деятельность Алымкула Асан уулу как героя, боровшегося против колониальной экспансии. Письмо было опубликовано на страницах парламентской газеты "Халк сузи", после чего он получил специальный ответ из аппарата Президента Узбекистана о том, что "письмо-обращение было отправлено в институт исследования истории АН Узбекистана"[50] .

Историческая личность Алымкула лашкер башы Асан бий уулу (1831-1865), в силу своей значимости, все больше и больше вызывает исследовательский интерес представителей исторической науки. Мы надеемся, что в будущем историки по достоинству оценят личность Алымкула лашкер башы, что будут опубликованы новые исследования по его жизни.

Примечания
  [1] Набиев Р.Н. Из истории Кокандского ханства. Правление Султана Саида (1280/1863-1282/1865).-Т.,1973, с.67-69.
  [2] Бабабеков Х.Н. Народные движения в Кокандском ханстве и их социально-экономические предпосылки.-Т., 1990.
  [3] Усенбаев К. Общественно-экономические отношения киргизов в период господства Кокандского ханства.—Фрунзе: Изд.АН Кирг. ССР, 1961.—165 с.
  [4] Плоских В.М. Киргизы и Кокандское ханство.-Фрунзе:Илим,1977.-368 с
  [5] Халфин Н. А. Политика России в Средней Азии (1857–1868). М., 1960, 272 с.; он же. Присоединение Средней Азии к России. М., 1965,467 с.
  [6] Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (ХVI—сер.ХIХ в.).—М.: Изд-во Вост. лит-ры,1958.-247 с.
  [7] Наливкин В. Краткая история Кокандского ханства.-Казань,1886.-215 с.
  [8] Кун А. Некоторые сведения о Ферганской долине // Военный сборник,1876 .–.№4, -421-422, 441-бб.; он же: Очерки Кокандского ханства // Известия РГО.– СПБ., 1876. –Т.12.
  [9] Веселовский Н. Бадаулет Якуб-Бек. Аталык Кашкарский.—СПб.,1898.—с.90; он же. Веселовский Н. Киргизский рассказ о русских завоеваниях в Туркестанском крае. (на казакском языке) Текст перевода и приложения.—СПб., 1894
  [10] Петровский Н. Очерки Кокандского ханства.//ТС—Т.76.
  [11] Терентьев М.А. Россия и Англия в Средней Азии. – СПб., 1875; он же. История завоевания Средней Азии. – Т. 1-3. – СПб., 1906.
  [12] Хорошхин А. П. Заметки о Коканде // ТВ. −Т.23; он же. Очерки о Коканде // Сборник статьей, касающихся до Туркестанского края .− СПб., 1876.
  [13] Валиханов Ч.Ч.Записка о Кокандском ханстве.// Собрание сочинений в 5-ти т.—Алма-Ата, 1985. Т.3.
  [14] Кененсариев Т. Корень народа в его истории.//СТ. —1990.— №  12.—С.71—78.
  [15] Койчиев А.К. Алымкул — аталык.//газета Кут Билим.—1994.— 16-июнь
  [16] Молдокасымов К. Алымкул Аталык.// Кыргыз Туусу гезити, 2009-ж. 25.09.2009; 02.10.2009; 06.10.2009; 09.10.2009; он же. Алымкул Аталыктын теги жана өспүрүм кези.//
http://www.azattyk.org/a/1219017.html. январь 23, 2004; он же. Молдо Калбек Муса уулу. Анжыяндык.//http://www.azattyk.org/a/1203679.html. январь 02, 2003.
  [17] Алымбаев Ж. Алымкул Аталык.//Ош шамы, 1997, 12 ноября.
  [18] Кененсариев Т. Кыргыздар жана Кокон хандыгы. Ош: ОшМУ, 1997.— 64 с.; он же. Кыргызстандын Орусияга каратылышы.-Бишкек: Кыргызстан, 1997. 360 с.; он же. Кыргызстандын ХIХ кылымдын 50-70-жылдарындагы саясый  өнүгүүсү. -Бишкек, 2009, 380 с. 156-б.; он же. The Kyrgyz and Kokand Khanate. Translated by: Alireza Khodagholipour, на фарси на основе арабского шрифта. — Tehran,2002/— 73 p.; он же. The Kyrgyz and Kokand Khanate (на английском языке).—Osh, 2000, 63 p.
  [19] Мухаммад Юнус бин Мухаммад Амин, Tarixi Aliquli (Alimquli) amirlashkar, "Sharq yulduzi", 1996, № 1-2. (узбек.)
  [20] Алымкул Аталык: Тарыхый-булакнаамалык бейне /Түзгөн жана комментариялаган Т.Кененсариев, өзбек тилинен которгон А.Топчуев. —Бишкек -Ош: 1999.— 80 б.
  [21] Өмүрбеков Т.Н. Улуу инсандардын Кыргызстандын тарыхындагы ролу жана орду: (19-к. ортосу – 20-к. башы). – Бишкек: Бийиктик, 2003. – 288 бет.
  [22] Акматов М. Алымкул Аталык.//http://aimak.kg/taryhyi_okuyalar/1770-alymkul-atalyk.html. 27 - август 2014 12:26.; он же.
  [23] Буркашев С. Алымкул аталык боюнча саамалык//Кыргыз Туусу 23.10.09.
  [24] Орозбаев К.Т. Кокон хандыгы жана ичкилик кыргыздары.// Искак Асан уулу Полот хан. Азаттык жана мамлекеттуулук. Материалы конференции. Б., 2015,  с. 214-223.
  [25] Таиров М.М., Мусаев О. Кокон хандыгындагы Алымкул аталык менен Ташбек датканын ээлеген орду.//Искак Асан уулу Полот хан. Азаттык жана мамлекеттъълък. Материалы конференции. Б., 2015,  с. 172-178.
  [26] Молдо Нияз. Санат дигарастар.-Б.,1993
  [27] Молдокасымов К. Молдо Калбек Муса уулу. Анжыяндык.//http://www.azattyk.org/a/1203679.html. январь 02, 2003.
  [28] Шамсутдинов Р.,  Равшанов П. Амир лашкар Алимкул тарихи, Алимкул жангномаси.-Т., 1997.
  [29] Зиёев X. Туркистонда Россия тажовузи ва хукмронлигига карши кураш (XVIII XX аср бошлари). - Тошкент: Шарк, 1998.
  [30] Каримов Ш., Шамсутдинов Р. Туркистон Русиң боскини даврида. —Андижан: Мэрос, 1995.—161 с.; они же. Ватан тарихи. –Ташкент: "Укитувчи", 1997.
  [31] Шамсутдинов Р.,  Равшанов П. Амир лашкар Алимкул тарихи, Алимкул жангномаси.-Т., 1997.
  [32] Турсунматов Х., Шамсутдинов Р. Елкин.-Ташкент, Шарк, 2001.
  [33] Каримов Ш., Шамсутдинов Р. Туркистон Русиң боскини даврида. —Андижан: Мэрос, 1995, - с.62-92.
  [34] Абдуллаев М., Хошимов С. Алимкули хакидаги янги китоб тугрисида мулохазалар.//Жур. Водийнома, № 1.-Андижон, 2016.- с. 108.
  [35] Ибрат. Фаргона тарихи. // Мерос.Тарихий эссе.— Ташкент: Камолак, 1991.-с. 266—327.
  [36] Бейсембиев Т.К. Кокандская историография. Исследование по источниковедению Средней Азии XVIII –XIX веков.–Алматы, – 2009.
  [37] Beisembiev Timur . "The Life of Alimqul: A Native Chronicle of Nineteenth  Century Central Asia". Published 2003,Routledge (UK). 280 pages. (англ.)
  [38] Абубекир С. Коканнын сонгы ханы кыпшак Алимкул Хасанби (Амирлашкер).-Б., 2016, с 288.
  [38] Буркашев С. Алымкул аталык боюнча саамалык//Кыргыз Туусу 23.10.09.
  [40] Молдокасымов К. Алымкул Аталыктын теги жана өспүрүм кези.//
http://www.azattyk.org/a/1219017.html
январь 23, 2004
  [41] Абдуманапов Р.А. О кыпчакских корнях кыргызского эпоса "Манас" // Четвертые Востоковедческие чтения памяти С.Г. Лившица: Материалы IV региональной научно-практической конференции. Барнаул. 26 апреля 2002 г. Барнаул, 2002. С. 211-217.
  [42] Молдокасымов К. Алымкул Аталыктын теги жана өспүрүм кези.//
http://www.azattyk.org/a/1219017.html
январь 23, 2004
  [43] Буркашев С. Алымкул аталык боюнча саамалык//Кыргыз Туусу 23.10.09.
  [44] Зиявуддин Магзуми – Зияддин Максым был известный писарь Кокандской урды в период Малабека, Султан Сейита, Алымкула лашкер башы и ханствования Кудаяр хана до 1875 г. Зиябидин Максым Мамашарип уулу происходил из племени доолос ичкиликского колена кыргызов, проживающих в Ноокатском районе. Он стал впоследствии крупным ученым и муллой. В течении почти 22 лет (1865-1887) по велению Кудаяр хана он трудился над рукописи "Фаргона ханларынын тарихы" . В конце написал сочинение на староузбекском языке в объеме 1000 листов арабским шрифтом. После завоевания ханства Россией в 1876 г. он продолжал жить в Коканде, Асаке, позже вместе с известным Дукчи Эшеном в Минг-Тепе. В 1888 г. он дал рукопись турецкому общественному деятелю Абдурахим эфенди, который приезжал в Фергану по просьбе бывшего Кокандского хана Кудаяра, который еще в 1883 г. просил навестит сыновей, проживающих в Коканде и оказать им помочь. Таким образом рукопись лежал более века в Стамбулской библиотеке и только 1994 году был обнаружен кыргызским историком Анварбеком Мокеевым (A.Mokeev. Hokand hanligl tarihine ait yeni bilgiler. Istambul.//Bir, № 1., 1994, стр.107-113.) А в 2007 году рукопись Магзуни издан в Бишкеке на кыргызском языке (Магзуни. Фаргана хандарынын тарыхы. –Б., 2007.-275 с.)
  [45] Ибрат Фаргона тарихи.//Мерос.-Ташкент,1991, с.305-306; Кененсариев Т. Алымкул аталык.., с.41.
  [46] Алимкул это:  Что такое Алимкул? // dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/277884. 10/2/16.
  [47] Молдокасымов К. Алымкул Аталыктын теги жана өспүрүм кези.//
http://www.azattyk.org/a/1219017.html
январь 23, 2004
  [48] Акматов М. Алымкул Аталык.//http://aimak.kg/taryhyi_okuyalar/1770-alymkul-atalyk.html. 27 - август 2014 12:26
  [49] Британияда Алымкул - аталык тууралуу кол жазма жарык көрдү//http://www.bbc.com/kyrgyz/news/story/2007/06/printable/070622_kyrgyzfriday. 22 Июнь, 2007
  [50] Буркашев С. Алымкул аталык боюнча саамалык//Кыргыз Туусу 23.10.09.

28 марта 2018      Опубликовал: admin      Просмотров: 3437      

Другие статьи из этой рубрики

Д.Б. Сапаралиев. О государственном устройстве кыргызов со второй половины XVIII века до середины XIX века

В политической истории кыргызского народа период со второй половины XVIII в. до середины XIX в. является тяжёлым временем преодоления внутренней родоплеменной раздробленности с целью создания единого централизованного государства, которая на стадии его завершения и дальнейшего развития была поглощена Российской империей. Восемнадцатый век, по определению известного русского востоковеда Василия Бартольда, "был критическим для всего мусульманского мира", и в особенности для народов Туркестана, где бок о бок проживали близкородственные тюркоязычные народы такие как кыргызы, казахи, каракалпаки, узбеки, уйгуры, туркмены и др. Поскольку их территории тогда и позднее до середины XIX в. часто становились объектом агрессии иноземных войск, сначала государства западных монголов - Джунгарского ханства, а затем Цинской и Российской империй. Наряду с меркантильными интересами иноземных завоевателей в значительной степени этому способствовала и наблюдавшаяся политическая раздробленность Туркестанского региона.

Александр Ярков. Очерк истории религий в Кыргызстане

Ситуация в Кыргызстане отличается большим многообразием: мусульмане по происхождению и убеждениям составляют более 80% населения; около 17% относится к православным. Кроме того, здесь живут представители новых, часто называемых нетрадиционными, религий (для сравнения в России 5 млн. чел. относят себя к нетрадиционным религиозным культам). При этом ни одна из общин, за исключением иудейской и старообрядческих, не является моноэтничной.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов