Статьи
 

Кыргызские комплексы - области распространения отдельных элементов материальной культуры

Махова Е.И. Материальная культура киргизов как источник изучения их этногенеза.//Труды КАЭЭ - Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР, 1959 - Т.3 - С.46

По отдельным элементам

Области распространения отдельных элементов материальной культуры и ее комплексов, связанные с определенной территорией и населяющей этнографической группой.

1. "Северный комплекс": схож с культурой казахов, охватывает территорию Иссык-куля и других территорий племен крыла "Он" (Правое крыло) - Бугу, Сарыбагыш, Саяк, Черик, Монолдор, Солто и также племен, географически живущих на юге - Адигине, Саяк.

2. "Северно-западный комплекс": Талас, Чаткал и северные районы Джалал-Абадской области. В основном крыло "Сол" (Левое крыло) - племена Саруу, Багыш, Кытай, Кутчу, Монолдор.

3. "Смешанный" комплекс. Много черт "северного комплекса" при доминировании элементов "южного комплекса".

4. "Южный" комплекс. В основе крыло "Ичкилик" (Внутренние).

По типам юрт

"M" - тип юрты "М": купол высокий с резким изгибом в нижней части жердей - так называемый "монгольский" тип.

"T" - тип юрты "Т": низкий полусферический - тип характерный для тюрков - "тюркский тип".

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 3038      

Другие статьи из этой рубрики

Б.К. Абытов. Малоизвестные факты из жизнедеятельности Курманжан-датки

Несомненно, Курманжан-датка относится к тем историческим личностям кыргызов, чья жизне­дея­тель­ность наиболее полно и всесторонне изучена. Нам остается только констати­ро­вать тот факт, что место и роль "алайской царицы" в истории кыргызов и Кыргызстана огромны, и, к великой радости, она одна из первых по достоин­ству оценена современными учеными, политиками и общественностью.

Атыгаев Н.А., Джандосова З.А. Сведения «Алам-ара-йи Шах Исма'ил» о кыргызах XVI века

История тянь-шанских кыргызов и их государственности в период позднего средневековья несмотря на значительную историографическую традицию все еще слабо изучена. Это, прежде всего, связана с недостаточностью сведений о кыргызах в исторических источниках, т.е. слабостью источниковой базы. Более или менее содержательные сведения о кыргызах XVI века содержатся в Та’рūх-и Рашūдū Мирзы Мухаммад Хайдара и Бабур-нāме Захир ад-Дина Бабура, некоторые материалы по данному периоду истории имеются в источниках более позднего времени – Бахр ал-āсрāр Махмуда ибн Вали, Тa’рūх Шах Махмуда Чураса, в некоторых сочинениях агиографического характера. Вместе с тем, нужно отметить, что в Та’рūх-и Рашūдū и Бабур-нāме имеются лакуны в описании исторических событий этого периода.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте