1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



Маджму ат-Таварих

Сочинение "Маджму ат-Таварих" ("Собрание историй") написано на таджикском языке в XVI веке в области Ферганы муллой Сайф ад-Дином Ахсикенди. Пока известны два списка этого сочинения, которые по почерку и внешним признакам датируются концом XVIII - первой половиной XIX в. - В 667 (ЛО ИВАН) и № 693 (хранится в ЛГУ).
Сочинение Маджму ат-Таварих по списку ЛО ИВАН В 667, присланному В.В.Бартольду от В.А.Каллаура, было кратко охарактеризовано В.В.Бартольдом на заседании Восточного отделения Русского архелогического общества 11 марта (по старому стилю) 1899 года. В.В.Бартольд отметил, что рукопись принадлежала Джагды-ходже, жителю селения Ширкент Наманганского уезда. Автором сочинения был мулла Сайф ад-Дин Ахсикенди, сын дамуллы Шах Аббаса. Автор умер, не окончив книги, и ее написание было завершено его сыном Нур-Мухаммадом, или Ноуруз-Мухаммадом, в X в.х. (1494/1495 - 1591/1592)
Маджму ат-Таварих - сочинение полуисторическое-полулегендарное, в котором исторические факты и даты переплетены с легендами и вымыслом. Но именно в связи с подобным характером этого сочинения в нем наряду с различными кипчакскими и киргизскими преданиями Ферганы и Тянь-Шаня зафиксировано несколько эпизодов киргизского эпоса Манас, дающих в руки исследователей весьма ценный материал для изучения истории этого эпоса.
Использование содержащихся в Маджму ат-Таварих историко-этнографических сведений и преданий, интересных для истории эпоса "Манас", началось в 1959-1960 гг. в связи с описанием А.Т. Тагиржановым университетского списка этого сочинения.
В тексте используется оригинальная нумерация ссылок, приведенная в статье:
Маджму ат-Таварих.//МИКК - М: Наука, 1973 - вып. I - С.200-216.

Этот раздел о приходе Гурхана Хитая и взятии Касана

Гурхан Кара-хитай, выступив из Мачина, прибыл к Артышу [10], с калмаком [11] на Иссык-Куль послал человека, другого (посланца) отправил в Камул. Из Камула пришел Чинга Хитай с 200-тысячным войском, от Озера [12] - Ильман Калмак с 40 тысячами калмаков. У Гурхана набралось 400 тысяч войска.

Выступив из Артыша, (Гурхан) направился на Узгенд. Через сколько-то дней (он) достиг Узгенда. Камар-бек, который был в Узгенде правителем [13], вышел, построил боевые ряды и вступил в битву. (Но) сил не хватило; ушел Камар-бек в Минг-Джубу. Гурхан, учинив в Узгенде поголовное избиение и разрушив (его), двинулся на Минг-Джубу и захватил ее, оттуда пошел на Андуган, овладев им, направился на Касан. В Касане правителем был Дува-хан из чагатайских ханов [14]. Гурхан достиг Касана; Дува-хан один день сражался, (больше) не хватило сил, бежал в Ташкент. Гурхан вступил в Касан и овладел им.

Дува-хан прибыл в Ташкент. Правителем в Ташкенте был Бартанхан по прозванию Тули-хан. Предстал Дува-хан перед Тули-ханом и рассказал о происшедших событиях. Услышав об этих событиях, Тули-хан послал человека в Ходженд, где правителем был Бахарам Джалаир, который собрал свое войско, (а) в Йасы послал человека, чтобы тот привел Ноуруз-тюрю.

Гурхан, выступив из Касана, двинулся в Джидгиль [15]. Правителем Джидгиля был Алвас-хан, (происходивший) из чагатайских ханов. В Джидгиле было три больших города: Мургаб, Фургаб и Дангал.

Гурхан захватил Мургаб, Фургаб и Дунгал. Послом в Ташкент Гурхан назначил [16] Асбус Калмака. Достигнув Ташкента, Асбус Калмак отдал (Тули-хану) письмо Гурхана. Тули-хан призвал Ноуруз-тюрю и Бахрам Джалаира и, устроив совещание, отправил к Гурхану посольство, запросив перемирия на четыре года. Выступившие из Ташкента послы прибыли к Гурхану и изложили условия Тули-хана. Приехав в Касан, Гурхан дал Тули-хану перемирие на четыре года, (после чего) послы Тули-хана отправились в обратный путь.

Гурхан направил в Минг-Джубу Чинга Хитая со 100 тысячами хитаев, Мургаб отдал Ильман Калмаку. Касан уже до того хитаи брали шесть раз, теперь взял (его) в седьмой раз.

Этот раздел о снаряжении Тули-ханом посольства Дува-хана к султану Мухаммаду [17] хорезмшаху

Тули-хан, собрав всех (своих приближенных), устроил совещание, назначил Дува-хана послом к султану Мухаммаду хорезмшаху, написал грамоту и отправил (посольство) в путь. Содержание ее было таково: "Мы все к Вам обращаемся с предложением. Если Вы одобрительно к нему отнесетесь, отравьте человека к багдадскому халифу, попросите (для нас имама) из потомства пророка - посланника божьего. Если он [18] не поспособствует, помощь к нам не придет, (тогда, поскольку) все люди страны стали беспокоиться только о себе, священной войны не хотят, пропадет религия! Пусть же султан Мухаммад хорезмшах прикажет (своему) человеку поехать с Дува-ханом в Багдад.

Дува-хан с 50 людьми поехал в Багдад. Быстрыми переходами достиг Хорезма, предстал перед султаном Мухаммадом, отдал подарки и послание Тули-хана. Султан Мухаммад хорезмшах прочитал грамоту и, уразумев, что дело, оказывается, гибнет, закручинился.

Отправил султан Мухаммад хорезмшах человека вместе с Дува-ханом в Багдад. Пустился Дува-хан (с послацем хорезмшаха) в путь на Багдад; быстрыми переходами достигли (они) Багдада, повидали халифа, отдали письмо султана Мухаммада хорезмшаха.

Прочтя письмо, послал халиф человека к имаму Наки, которого привели. Имам Наки был зятем халифа. Имам Мухаммад Наки прочитал письмо султана Мухаммада хорезмшаха и приказал (позвать) имама Ибрахима Малик Заранджиша, письмо написал и печать приложил. Затем халиф приложил печать, (назначил) тысячу человек сопровождения и дал разрешение на отъезд. Святой имам Мухаммад Наки был десятым имамом.

Имам Ибрахим, уповая на бога и славословя его, выступил из Багдада и пустился в путь. (Двигаясь) быстрыми переходами и сворачивая стоянки, имам Ибрахим (и его спутники) добрались до Хорезма. Выехав для встречи, султан Мухаммад хорезмшах повидался с имамом Ибрахимом и совершил ему поклонение; вступили они в Хорезм. Усадив затем имама Ибрахима на трон и выдав за него свою дочь, (хорезмшах) в течение года радел о нем. У имама Ибрахима появился сын, имя ему дали - имам Али.

Затем имам (Ибрахим) стал подготавливаться к поездке в Касан Султан Мухаммад хорезмшах приказал (отправиться) вместе с ним 3 тысячам воинов, дал разрешение на отъезд. Выступив из Хорезма, имам Ибрахим поехал в Касан.

Сардаром войска имама был Туркан-хан Атабек Караджа, сын Салгура, сына Фа Сельджука, сына Атабека Нуштегина [19]. (Он) был из предков (племени) юз. Все юзы произошли от Атабека Караджа.

Имам Ибрахим быстрыми переходами подошел к Самарканду. Правитель Самарканда выступил для встречи и оказал гостеприимство, а затем дал 10 тысяч человек. Имам Ибрахим, выехав из Самарканда, пустился в путь и быстрыми переходами достиг Ташкента.Тули-хан и Аргун-хан вышли для встречи, вместе въехали они в Ташкент.

Из Шахрукии [20] прибыл михтар Караман. Тули-хан отправил человека к 10 тысячам Йасы [21]; прибыл 10-тысячный кошун Йасы. Во всем мусульманском войске стало 100 тысяч. Выступив из Ташкента, оно направилось на Ходженд и подошло к Ходженду.

Бахрам Джалаир выступил (из Ходженда), пригласил (имама). Имам вошел (в город). Потомки 40 гызов из Ходжендских гор [22] повидались с имамом. Лур-хан и Лур-бузург, (которые) были сыновьями Ана-л-хакка [23], выказав благоговение перед имамом, показали печать с датами (жизни) имама Джа`фар Садика [24]. Имам Ибрахим, благоговейно почтив [25] печать имама, сделал Лур-хана сардаром правого крыла [26], а Лур-бузурга - сардаром левого крыла.

Тули-хан, Ноуруз-тюря, Бахрам Джалаир - все единодушно с имамом Ибрахимом, выказав благоговение, отправились в Сохт. Правителем Сохта был Илйас Кисек. Выйдя с тысячей человек для встречи, (он) выразил преданность.

После этого (воины мусульман) двинулись на Ахси, пришли в Ахси и овладели им. Выйдя оттуда, отправились в Касан, правителем которого был Гурхан, имевший золотого идола в 50 тысячей мискалей; когда Ибрахим достиг Касана Гурхан вышел с войском и изготовился к бою. Имам расположил боевые ряды: на правом крыле поставили Лур-хана, а на левом крыле - Лур-бузурга.

Воины вступили в бой; сражались в течение суток, ожесточенной стала битва, окружили Гурхана. Калмаки, подхватив Гурхана, обратились в бегство.

Имам взял Касан и сделал (его) городом ислама. После этого послал человека (с войском) в Джидгиль: захватили Мургаб, Фургаб и Дунгал. Гурхан, уйдя в Минг-Джубу, присоеденился к Чинга (Хитаю), взял войско хитаев и отправился в Хитай.

Имам пошел и овладел Минг-Джубой, сделал (эту область) мусульманской, отдал Минг-Джубу Лур-хану, а Андуган - Лурбузургу; правому крылу дал название онг, левому - сол. Создание у кыркгызов правого (и) левого крыла [27] было делом имама Ибрахима Султан Заранджиша. (Это) было в 521 (1127) г., когда имам Ибрахим Султан Малик Заранджиш завевал Касан. Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума.[28]

Ахмад-беку Моголу у бунчука приказали быть, дочь Ноуруз-тюри выдали за Ахмад-бека, дочь Дува-хана выдали за Лур-бузурга, дочь Бахрам Джалаира - за Лур-хана. После этого всех молодцев отпустили, (только) 12 тысяч (войско) оставили.

В то время в Касане было 8 тысяч домов, тесно в Касане стало. Разослал имам людей в окрестные стороны: готовились (новый) город сделать, все места осматривали. Прибыли люди имама в местность Ширкент и увидели: место хорошее, родников много, один поток большой, вода белая. Пришли и рассказали (об этом) имаму. Подойдя (туда), увидел Ибрахим - место, оказывается, хорошее. Один день поохотился - воздух, оказывается, очень приятный.

После этого стали готовить город, из всех мест людей привели - из Мургаба, из Минг-Джубы, из Илатан-Уйгур, из Чагатаи - в каждом махалла 500 человек поселили, 14 махалла сделали: Мургаб, Кишлак-Абад, Гузан [29], Чар-Так, Пашмин, Йамчи, Уйгур-Куль, Букагыр (?) [30], Бал, Лаб, Чартур-Куль [31], Джубан (?) [32], Татар, Гузинан (?) [33].

Имя (городу) положили - Ширкент, Мургаб сделали базаром. В Ширкенте оставили имама Али, сам имам (Ибрахим), продолжая проживать в Касане, склонял народ на путь ишкийа [34] и еще девять лет, творя благочестивые дела, восседал на молитвенном коврике.

А когда минуло 96 лет его благословенного земного бытия, он сказал: "Поезжайте, приведите имама Али из Ширкента!" Привели (его, а также) сыновей Ана-л-хакка - Лур-хана (и) Лур-бузурга, привели Могола Ахмад-бека. Привели сына Тули-хана - Сугай-хана (по прозвищу Тугдар-хан), сына Бахрама Джалаира - Султан-бека, сына Атабека - Кули-бека, сына Каркар(а) - бека - Тюря-бека, сына Туркан-бека - Алибека, всех сардаров привели. Имаму Али (все) изъявили покорность, все сардары сделались его последователями.

(У имама Ибрахима) был один бунчук из белого рога. Повязав (его) белым знаменем [35], отдал (он его) Ахмад-беку Моголу. Имама Али назначил на свое место [36]. От имама Муса Ризы осталась чалма, (имам Ибрахим) возложил (ее) на голову имама Али.

Прочтя молитву о мюридах и преданных слугах, (имам Ибрахим) умер ночью 27-го (числа) месяца рамазана 530 (29 июня 1136) г. х. Похоронили его в Касане.

(Перечисление лиц, принявших духовное покровительство сейида Мир Джалила)[37]

Сперва из Кулана прибыл в семью с сыновьями Ак-Тимур Кипчак и вступил на путь духовного совершенствования. Имена сыновей (его): Даулати-Йар, Худа-Йар, Берды, Али-Йар, Муса-Йар, Иса-Йар, Туле-Йар. Признали (они) Маулану) Азама своим наставником. Семь братьев выезжали на семи серых лошадях с белыми пятнами на лбу [38]. В сражениях семь братьев выступали вместе. По этой причине (их) назвали "Йети кашка" [39]. Йети кашка и Кар(а)кара были одного и того же происхождения.

После этого прибыл Ак Огул с двумя сыновьями - Отуз Огулом (и) Салус-беком Бул(а)гачи, вступил на путь духовного совершенствования, проявил преданность. Затем приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Бул(а)гачи: Бостон, Теит, Джоо Кисек, Доолос, Хыдыр-шах [40], Кангды. Потом приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула: Адине [41], Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай. Прибыл и стал приверженцем Ку Огул, с ним шесть сыновей: Басыз, Лалым Кушчи, Ай-Баш Мундуз, Чонг Багыш, Сару(у), Сунджек Хытай.

Этот раздел о происхождении [42] Ак Огула и Ку Огула

Ак Огул ибн Боз-оглан ибн Долон ибн Дамбур [43] ибн Гази-бий ибн Сара-бий ибн Сангин-бий ибн Кафланг-бий ибн Шукур-бий ибн Шахфур-бий ибн Кули-бий ибн Арсланг-бий ибн Гуз-хан ибн Лур-хан ибн Ана-л-хакк.

Происхождение Ку Огула Сол [44]: Ку Огул ибн Сар(ы) Буга-бий ибн Лаклак-бий ибн Атан-бий ибн Абу-бий ибн Кувай-бий ибн Кункайды-бий ибн Нааш(?) ибн Кендже Мурад ибн Бай-Мухаммад ибн Сары-Мухаммад ибн Суйундук-бий Назар-бий Джарам-бий ибн Михран ибн Нури ибн Кемин-бий ибн Дарвиш-бий ибн Мунин-бий ибн - бий [45] ибн Доуле-бий ибн Гузз ад-Дин Клыч ибн Лур-бузург ибн Ана-л-хакк.

После этого Кутлуг-бузург прибыл, (на путь духовного совершенствования) вступил. Прошло затем некоторое время, и эмир Дивана, захватив муллу Садата и выступив из Узгенда, отправился в Ширкент.

(Рассказ о поездке Мир Джалила в гости к киргизским родоначальникам)[46]

Сейид (Мир Джалил) приехал в Ширкент, пришел в ханаку своего великого отца - сейида Джалал ад-Дина. В ханаке сейида Джалал ад-Дина угощение устроил, весь Коран прочитал, духу отца сделал подношение.

Через несколько дней из Кок-Кия приехал Тагай, пригласил (Мир Джалила) в гости, сильно упрашивал и умолял. (Получив согласие), выступил с (с ним) из Ширкента, и отправились они в путь.

Когда достигли местности Йети-Кашка, Ак-Тимур-бахадур (и) Даулати-Йар выехали для встречи, до конца дня такой прием гостю оказывали, что все, что только надобно было, предоставлялось в (его) распоряжение.

После этого, сев на коней, в путь отправились, прибыли в местность Салус-бека Бул(а)гачи. Прислуживая с шестью сыновьями гостю, Бул(а)гачи попросили помолиться. Святой Мир Джалил Маулана Азам. Милостиво взирая на сыновей Бул(а)гачи, помолился: шесть племен стало - бостон, теит, джоо кисек, доолос, хыдыршах, кангды.

Выступив затем из дома Бул(а)гачи, прибыли в местность Отуз Огуда, остановились в доме Тагай-бахадура. Сыновья Отуз Огула - Адине, Мунгкуш, Кара Батыш (и) Тагай-бахадур несметные явства выставили [47].

У Тагай-бахадура было шесть сыновей, приведя их к стопам святого Мир Джалила Мауланы Азама, попросил (его) помолиться. Сейид оказал им милость - помолился; за сыновей Тагай-бахадура - Кулана [48], Гылджыра, Богостона, Кара Чоро, Саяка (и) Доолоса - помолился - шесть племен стало: от Кулана (племя) йадгар [49] произошло, от Гылджыра (племя) буги [50] произошло, от Богорстона (племя) солто [51] произошло, от Кара Чоро [52] саяк произошло.

Выступив из жилища Тагая, достигли местности Ку Огула и вступили в (в нее). Ку Огул с шестью сыновьями прибыл, испросил у него молитву. Сыновья Ку Огула - Басыз, Кушчи, Мундуз, Чонг Багыш, Сару(у) (и) Сунджек Хытай-бахадур - остановились в жилище Лалым Кушчи. Все (они) вышли для встречи, (затем с гостем) вошли в жилище Лалым Кушчи. Буркутчи, Кепекчи (и) Кушчи - все прислуживали. Помолился (Мир Джалил) за шестерых сыновей Ку Огула - стало шесть племен.

Выступив из жилища Лалым Кушчи, (Мир Джалил) отправился в Узгенд. В Узгенде прожил десять дней, через десять дней выехал, направился в Андуган, по приезде в Андуган остановился в доме Бура-хана. В Андугане пребывал один месяц; со всех сторон пришло множество людей.

(Перечисление имен родоначальников, приехавших к Мир Джалилу) [53]

Приехали сыновья Тагай-бахадура: Койлон [54], Гылджыр, Богостон, Доолос, Кара Чоро. Приехали Йети Кашка, Даулати-Йар, Салус-бек Бул(а)гачи, Ку Огул с сыновьями, Сунджек Хытай-бахадур. Из Кочкора прибыл Шир-Бахрам Чагатаи (сын Бахрама Тигзана), из Кариза прибыли: Марал-бахадур, Дане-бахадур, Шумур-бий, Кара пахлаван. После них из Пянджа приехал Кули Сурам, из Чунсиза (?) [55] Алаб-бахадур приехал, из Ахсикета шахзаде Ша(х)руха поривезли.

(Генеалогия "моголов" - предков Ахмада Могола) [56]

Предки моголов: от Ана-л-хакка Лур-хан произошел, от него (Лур-хана) Гуз-хан произошел, от него (Гуз-хана) - Арсланг-бий, от него - Ахмад-бек, от него - Кули-бий, от него - Турды-бий, от него Ак-Туг (по прозванию Онг-хан), от него Доуле-бий, от него - Атан-бий, от него - Кул-Джугач-тюря произошел, от него - Инга-тюря Бай-Мурад Черик произошел.

У Инга-тюри были (два сына): Ахмад-бек и Мухаммад-бек (по прозванию Кок-Буга), от него (Ахмад-бека) Лаклак-бий произошел, от Кок Буги Мирак произошел, от него (Мирака) - Ходжа Мурад-Ата, от него - Атам-Тай, от него - Кувай, от него - Кункаш, от него Накаш (?), от него - Тува-бий, от него - Коп-Суйак (?), от него (Коп- Суйака) Сейид Гази произошел.

У него (Сейида Гази) был один сын Кувай Буваке Дават-бай. Предки Бай Могола произошли от одного сына Атан-бия - (от) Чолак Тукиме (?) Кире.

От одного сына Атан-бия (произошел) Сокы. От Лакалак-бия произошел Абаджат. От Буга-бия - Кельгей Суйри Баш. От одного сына Буга-бия произошел Ульджа Кабу-Джан (?).

Все моголы преклонили свои головы к стопам эмира Хасана; весьма ему услуживая, устроили проводы. Святой эмир Хасан, сын эмира Сейида Мухаммада Маулана Кази, выйдя из Могольских гор, отправился в Касан.

Список литературы:

[10] Артыш - река и местность в Восточном Туркестане.
[11] Здесь и далее в Маджму ат-таварих название "калмак" применяется, возможно, как анахранизм к различным враждебным немусульманским племенам и народностям (в данном разделе калмаки часто называются воины Гурхана и его полководцев).В связи с этим оставляем термин "калмак", не заменяя его русской формой "калмык", имеющей вполне определенное этническое значение.
[12] Под "Озером", по-видимому, имеется в виду Иссык-Куль.
[13] В тексте: хаким.
[14] Один из многих в источнике анахронизмов: завоевания кара-китаев происходили в XII в., а чагатаиды появились после монгольского нашествия XIII в.
[15] В тексте: Дж.дг.л.
[16] Букв.: "сделал послом".
[17] В изд. Тагиржанова: Махмуду. Далее в этом разделе в изд. Т. повсюду: султан Махмуд хорезмшах, а в списке ЛО ИВАН: султан Мухаммад хорезмшах (как принято в русском переводе).
[18] Т.е. багдадский халиф.
[19] В изд. Т.: сына Атабека, сына Нуштегина.
[20] Шахрухийна - так был назван восстановленный при Тимуре город, находившийся на месте Бенакета, разрушенного во время монгольского завоевания (см.: В.В.Бартольд, Туркестан., стр. 226).
[21] Вероятно, имеется в виду местность в районе перевала Йасы, через который пролегал путь из Узгенда в Атбаши (см.: В.В.Бартольд, Туркестан, стр. 213).
[22] Имеется в виду приведенная в Маджму ат-таварих (стр. 34-36 по изд. Т.) легенда о происхождении киргизов от 40 гузов (гиз), оставшихся в живых при истреблении султаном Санджаром, правителем Узгенда, обитавших в узгендских горах гузов. Эти 40 гузов бежали в Ходжендские горы и там обоснавались. От них будто бы и произошли кыркгыз - киргизы. В Узгендские горы гузы пришли, согласно сказаниям. Изложенным до этого в Маджму ат-таварих, из Восточного Туркестана, где вели войны под предводительством имама Джафар Садика против кафиров, а в Восточный Туркестан пришли через Кашмир с запада - из Аравии и Рума. Легенды эти вкратце пересказаны во Введении к опубликованному А.Т.Тагирджановым изданию фрагментов из Маджму ат-таварих (стр. 37).
[23] Ана-л-хакк - имя или прозвище легендарного прародителя киргизов (см. ниже, стр. 207-208; ср. стр. 209), известное по бытующим до последнего времени устным народным преданиям. Это имя происходит от распространенного суфийского выражения ана-л-хакк, связанного с ла-Халладжем (858-922), казненным в Багдаде.
[24] В тексте: мухр-и таварих-и имам Джафар Садик.
[25] В тексте: таваф карда.
[26] В тексте: тараф, букв.: "сторона", в данном случае - "крыло".
[27] Слов "киркгизра унк сул карданд" - нет в изд. Т.
[28] Согласно преданию, предки этих кыргызов были кочевниками, обитавшими некогда в Руме.
[29] В тексте: Г.зан - Гузан, Гызан или Газан (?)
[30] В изд.Т.: Б.каг.р, чтение неясно.
[31] В тексте: Дж.р.тур кул, ср. название озера Чатыр-Куль в Киргизии.
[32] В тексте: Хубан, в изд. Т.: Джубан, возможное чтение Джуйан.
[33] В тексте: К.з.нан.
[34] Ишкийа - одно из ответвлений ордена накшбандийа ходжаган.
[35] В тексте: "йалив", тюркское слово со значениями "боевой флаг", "значок" (вошло в таджикские говоры).
[36] Здесь прерывается (с л. 32а до л. 29б) воспроизведение текста списка ЛГУ в изд. Тагирджанова.
[37] Перечисление лиц, прибывших к сейиду Мир Джалилу из разных мест и принявших его духовное покровительство, следует после многословного восхваления и прославления этого сейида и рассказов о нем и о других религиозных деятелях. Сейид Мир Джалил, один из ширкентских шейхов, потомков Имама Ибрахима, был сыном Джалал ад-Дина и после смерти своего отца возглавил орден ишкийа.
[38] В тексте: асп-и кабуд кашка.
[39] Йети кашка - "семь предводителей", или "семь военачальников", "семь главарей", "семь глав племен", "семь родоначальников" и т. п. Термин кашка, видимо, тюркского происхождения, был распространен у киргизов Тянь-Шаня, у которых в XVI в. этим словом называли местных беков (см.: В.В.Бартольд, Киргизы, стр. 517), встречается в эпосе Манас, употреблялся у джунгар (калмыков), у енисейских киргизов в XVII в. термином кашка именовались вожди, упоминавшиеся в русских источниках как "князья" (см.: Н.Н.Козьмин, Хакасы, стр. 39).
[40] Хыдыр-шах - родоначальник киргизского племени кыдырша.
[41] Адине - родоначальник киргизского племени адигине.
[43] Так по списку В 667; в изд. Т.: Дамбул-бий.
[44] Т.е. Ку Огула левого (крыла)
[45] Имя написано неясно в обоих списках.
[46] Этот легендарный рассказ, отражающий, однако, одну из версий о происхождении киргизских племен и ветвей киргизского народа и представления о близости отдельных племен друг к другу и о родо-племенной структуре киргизов,приводится в Маджму ат-таварих при изложении событий, связанных с сейидом Мир Джалилом.
[47] В тексте: зийафат бишумар кард.
[48] В тексте: Кулан. У киргизов в преданиях, зафиксированных в позднейшее время этнографами, - Койлон.
[49] В тексте: йадгар, т.е. киргизское племя джедигер.
[50] В тексте: буги, т.е. киргизское племя бугу.
[51] В тексте: султа, т.е. киргизское племя солто.
[52] После имени Кара Чоро несколько слов в тексте не поддаются чтению.
[53] Перед этим сообщается, что сейид Мир Джалил отправил гонцов ко всем своим мюридам и по его приглашению к нему съехались лица, перечисление которых и приводится здесь. Оно начинается именами неоднократно упоминавшихся выше киргизских родоначальников и заканчивается именем царевича Шахруха.
[54] Куйлун, т.е. Койлон киргизских генеалогических преданий. Ср. наст. изд., прим. 39, где это же имя передано как Кулан - одинаково с известным топонимом Кулан.
[55] В тексте: (слово в арабской графике - А.Р.), чтение неясно.
[56] Генеалогические предания предания о моголах приводятся в Маджму ат-таварих в связи с рассказом о том, как Ахмад Могол разграбил Касан и увел многих жителей этого города в плен, но потом освободил их по увещаниям эмира Хасана (сына сейида Мухаммада Маулана Кази), отправившегося к Ахмаду Моголу в Ходжендские горы. Ахмад Могол раскаялся, признал вместе с другими моголами своим духовным наставником эмира Хасана и дал разъяснение "по историческим книгам" о своих предках, служивших касанским сейидам, и о предках моголов. Эту генеалогию, во многом сходную с генеалогий Ак Огула, т.е. правого крыла киргизов, мы и приводим здесь.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 2376      

Другие статьи из этой рубрики

Анварбек Мокеев. К вопросу о происхождении и значения политической титулатуры енисейских и алтайских кыргызов "ажо" и "иди"

После обретения Кыргызстаном государственной независимости в научных и общественно-политических кругах, среди граждан республики значительно повысился интерес к отечественной истории, славному прошлому кыргызского народа. Этот интерес, главным образом, сфокусирован на истории этногенеза кыргызского народа, зарождения и развития кыргызской государственности, которая в конце XX века получила свое дальнейшее развитие в результате создания независимой Кыргызской Республики, ставшей полноправным членом мирового сообщества наций. Увлечение кыргызской интеллигенции историей древнекыргызской государственности настолько велико, что уже в первые годы независимости в процессе поиска этнической и культурной идентификации, благодаря усилиям журналистов и писателей, президента нашей республики стали называть термином ажо, что в древне-кыргызском языке означает "господин и владыка". В настоящее время, в связи с объявлением в нашей республике 2014 года указом президента А.Ш.Атамбаева Годом укрепления государственности, значительно возрастает актуальность всестороннего изучения истоков традиции государственности кыргызского народа в древности и средневековье.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов