Статьи
 

Т.Т. МАШРАПОВ
"БАХР АЛ-АСРАР ФИ МАНАКИБ АЛ-АХЙАР" (ГЕОГРАФИЯ) МАХМУДА ИБН ВАЛИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА XVI - XVII ВВ.

Публикуется с сайта "Источники и исследования по истории и культуре Центральной Азии" по изданию: Вопросы востоковедения и востоковедного образования. - Бишкек: БГУ, 2002. - Вып.1. - C.27-37.

С развитием исторической науки растет настоятельная необходимость привлечения более широкого круга источников, в том числе и географического характера, для дальнейшего углубленного изучения средневековой истории Киргизстана. Это особенно ощутимо по позднему средневековью, которое весьма слабо обеспечено географическими сведениями по сравнению с предыдущими периодами. 

В этой связи издание фрагментов в переводе на русский язык из географической части семитомного энциклопедического труда среднеазиатского ученого XVII века Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар" ("Море тайн относительно доблестей благородных") [1] является значительным вкладом в пополнение источниковедческой базы вышеуказанного периода истории Киргизстана и сопредельных с ним областей Средней Азии, Казахстана и зарубежных стран Востока.

Биография Махмуда ибн Вали, его сочинение "Бахр ал-асрар",  а также история изучения этого источника широко исследованы в работах В.В. Бартольда и Б.А. Ахмедова [2]. Мы лишь отметим, что Махмуд ибн Вали родился в Балхе в семье влиятельного сановника приблизительно в 1004/1595-1596 г., был мюридом крупного шейха-богослова, затем путешествовал, с 1041/1631 г. до конца жизни работал в дворцовой библиотеке балхского хана Аштарханида Надр Мухаммада (1015/1606-1051/1642; вторично - 1055/1645-1061/1651).

Труд "Бахр ал-асрар" написан между 1634-1641 гг. по поручению Надр Мухаммад-хана. Географическая его часть составляет треть первого тома "Бахр ал-асрар". В ней содержатся важные географические, историко-этнографические и экономические сведения о Средней Азии  и сопредельных с нею странах. Несмотря на то, что  в "Море тайн" много заимствованного материала, тем не менее он представляет определенную научную ценность как "наиболее полный, критически оцененный  и обогащенный новыми, современными автору сведениями гео-космографический свод [3]".

В сочинении содержится значительное количество фактов о хозяйственном развитии, быте и религиозных верованиях киргизов. Подробно описаны области, города, реки и горы, расположенные на территории расселения киргизов и сопредельных с нею землях. Приведены и важные сведения о взаимоотношениях киргизов с соседними кочевыми и оседлыми народами.

Географические сведения Махмуда ибн Вали о кыргызах фрагментарны, кратки и изложены в отрыве от конкретных исторических событий, но, они большей частью оригинальны и важны. В исторических сочинениях, как правило, не содержатся материалы такого характера.

Автор, как правоверный мусульманин, по своему политическому мировоззрению был сторонником централизованной власти и оседлого образа жизни. Поэтому понятно, почему он столь пренебрежительно, местами даже презрительно, относился к кочевым народам, в том числе и к киргизам, характеризуя их как "неверных" "дьяволов" и "волков" [4].

Нами предпринята попытка проанализировать и оценить всю совокупность географических сведений Махмуда ибн Вали о Киргизстане. Данные этого сочинения сопоставлены с показаниями других источников. На основе всего этого проведен ряд наблюдений по исторической географии Киргизстана в XVI-XVII вв. Рассмотрим сведения, содержащиеся в "Море тайн" о хозяйстве, быте и занятиях киргизов. "Повседневным средством их (киргизов и калмаков) существования  как в еде, так и в одежде, являются лошади, овцы, особенно конина и конское  молоко, называемое "кумыс", /также/ шерсть и кожа этих животных..." [5]. Согласно приведенным сообщениям Махмуда ибн Вали, в рассматриваемый период, основным занятием киргизов и калмаков оставалось традиционное для этих кочевых народов занятие - скотоводство. При этом большое место в их хозяйстве занимало коневодство. Источники свидетельствуют, что киргизские лошади пользовались определенным спросом не только на рынках Средней Азии, но и Восточного Туркестана [6]. В связи с этим автор "Море тайн…" сообщал: "Они (кашгарцы) периодически воюют с калмаками, киргизами и прочими дьяволами того предела. Товар Кашгара - камень каю, яшма, брусчатый камень, мускус, золото, шитая золотом одежда, як, китайские изделия, рабы калмаки, киргизские лошади и другие".

Основная часть первого тома "Бахр ал-асрар" посвящена описанию "унсур-и хак" (элемента земли): городов и областей, гор и животных, а также растений обитаемой части света. Здесь приведены подробные сведения о таких городах, как Аксу, Андижан, Баласагун, Ош, Талас, Алмалык, и о таких областях, как Туркестан, Кашгар, Селенга. Следует отметить, что в "Море тайн" о киргизах упоминается лишь в связи с общностью их территорий расселения с описываемыми географическими пунктами, либо в связи с набегами, предпринятыми киргизами на земли упомянутых городов и областей. Несмотря на то, что эти сведения фрагментарны, они в некоторой степени позволяют проследить территорию расселения киргизов и их взаимоотношения с соседними народами в позднем средневековье.

Город Андижан описывается как город процветавший до завоевания его Шейбани-ханом (905/1500 - 916/1510) и пришедший в упадок после этого. К тому же, по мнению Махмуда ибн Вали, одна из причин упадка города заключалась в том, что участилось прохождение через эту область киргизских племен [7]. Такого же характера сообщения в "Море тайн" и о городе Ош. Захир ад-Дин Бабур (888/1483 - 937/1530) об этом городе сообщал следующее: "Еще один город - Ош. Он стоит к юго-востоку /более к востоку/ от Андижана, в четырех йигачах пути; воздух там прекрасный, проточной воды много; очень хороша бывает весна. О достоинствах Оша дошло много преданий. К юго-востоку от крепости стоит красивая гора, называемая Бора-кух. На вершине этой горы Султан Махмуд-хан построил худжру. Ниже ее, на выступе горы, я также построил в девятьсот втором (1496-1497) году худжру с айваном" [8]. Для нас представляет интерес следующее сообщение Махмуда ибн Вали: "В настоящее время /Ош/ далек от благоденствия и благоустройства. Временами в его окрестности переселяются киргизские племена и мятежные казаки блуждают там подобно волку  и грабят мусульман" [9]. Таким образом, предгорные районы Ферганской долины были населены киргизскими племенами, которые часто совершали набеги на оседло-земледельческие районы Ферганы.

Заслуживают внимания сведения Махмуда ибн Вали о территории расселения киргизов, сообщаемой им, при описании Балха и его областей.  "Хутталан,  который ныне известен как Кулаб, считается четвертой частью /области Балх/. Ягсу, Чахарсу, Кангург, Даштак,Вашджерд, Дашт-и Кулак, Кала-и Земм и Ясси, почти до Дашт-и Алан являются жилищами и обиталищами киргизских племен; их причисляли к совокупности /округов/ Мавераннахра" [10]. Из этого сообщения явствует, что какая-то часть киргизов, в описываемое Махмудом ибн Вали время, была расселена в южных районах Средней Азии. Это мнение также подтверждается следующими данными автора: "... как недавно, при определении границ Балха, было установлено: крупнейшими селениями его являются Ягсу, Чахарсу, Кангурт и Даштак. Восточная граница Хутталана прилегает к землям киргизов..." [11]. Известно, что "размежевание границ Балха было проведено при Надр Мухаммад-хане; тогда восточную часть Балхского ханства составляли области Тахористан, Бадахшан, Хутталан" [12].

По данным источников, границы территории расселения киргизов были неустойчивыми и часто изменялись. Одной из причин этого является то, что некоторые группы киргизов передвигались с одного района в другой. Об одном из таких передвижений киргизских племен подробно рассказывается в четвертой части шестого тома "Бахр ал-асрар": "Эти кыргызы, численностью 12000 семейств, в раждабе 1045 (11.XII.1635 -  9.I.1636 г.) прибыли через Каратегин в Хисар; во главе их было 12 предводителей (очевидно по одному на 1000 семейств), которые в следующем месяце  шабане /c 10.1 по 7.11/ были приняты узбекским ханом в Балхе" [13].

На основе приведенного сообщения Махмуда ибн Вали в исторической литературе утвердилось мнение, согласно которому время и обстоятельства появления киргизов на Памире и Каратегине связывается с агрессией калмаков на Тянь-Шань [14]. Например, авторы "Истории Киргизии" считают, что в первой половине XVII в. значительная часть южных киргизов, спасаясь от нашествия калмаков, отступила в Каратегин, Куляб, Дарваз и Гиссарскую долину [15]. Это мнение не выдерживает критики, так как не учитывает сообщения источников, написанных до " Бахр ал-асрар". Одно из самых ранних упоминаний о продвижении киргизов на Каратегин содержиться в агиографическом сочинении " Тазкира-йи ходжа Мухаммад Шариф" ("Жизнеописание ходжа Мухаммад Шарифа"), написанном во второй половине XVI в. При повествовании о походе Абд-ал Латиф султана, сына Абд-ар-Рашид-хана (940/1533-867/1560) против киргизов, который состоялся приблизительно между 959/1551-1552 - 963/1555-1556 гг. [16], сообщается: "В то время в Кашгаре правителем (тюра) был Абд ар-Рашид-хан. Киргизы тогда были в Каратегине. Они даже издали не видели город. Казии взимали с киргизов зекат силой меча. У киргизов не доставало сил, чтобы оказывать сопротивление" [17].

Интересные сведения, связывающие киргизов с Каратегином, встречаются в "Абдаллах-наме" (иначе "Шараф-наме-йи шахи") Хафиз-и Таныша Бухари, согласно которому "...в 983 г. (около 1575 г.) киргизские войска, имеющие привычку грабить и проливать кровь, узнав, что войска августейшего /Абдаллах-хана/ находятся далеко, сочли это обстоятельство  весьма удобным для нападения на подвластные ему области. Двинувшись со стороны Каратегина, они вторглись в Гиссар и /дошли/ до Дех-и нау (Денау)... Они вернулись к себе той же дорогой, по которой пришли" [18].

А в "Рафик ат-талибин" (уйгурский перевод "Анис ат-талибин" Шах Махмуд Чураса) содержатся заслужавающие внимание сведения о киргизах Алая, упомянутые в связи с деятельностью ходжа Исхака (умер в 1595 г.), сына Махдум-и Азама Касани по распространению ислама среди киргизов: "Рассказывают, что его высокостепенство благочестивый /Ходжа Исхак/ из этой страны вернулся в Маверанахр. В странах Сары-Йазы и Алай он жил не более трех лет. Некоторые киргизские эмиры стали искренними друзьями, приверженцами /ходжи Исхака/, собрались большой толпой. Один из киргизских эмиров и военачальников не признавал его высокостепенства" [19].

Анализ рассмотренных фактов свидетельствует о том, что во второй половине XVI в. значительная часть киргизских племен прочно утвердилась в районе Алая и Каратегина и постепенно стала продвигаться дальше на запад, в направлении Гиссара и Куляба.

Представляют интерес и сведения автора "Моря тайн" о городе Таласе, приведенные в двух местах сочинения, причем под разными названиями: "Талас - автор "Гараиб" говорит: он один из городов Туркестана. В прежние времена был его столицей, а в  настоящее время /Талас/ - это река на той стороне /город/ Ясси. Расстояние между ними более месяца пути. Народ той области называет ее Талашом… Было услышано, что около нее находится развалины какого-то города, /раскинутые/ на расстоянии около пяти фарсангов и, по-видимому, это и есть город /Талас/. В настоящее время в той области живут казахские племена" [20].
Во второй раз он приводится под названием Тараз: "Тараз - город на границе области Фергана и смежен с Кашгаром... Сто шестьдесят лет назад был весьма богатым и благоустроенным /городом/. В настоящее время, по причине частых прохождений через него казахских и киргизских войск, область эта пришла в расстройство, вернее, стала похожа на мираж" [21].

Из приведенных сообщений не трудно понять, что, во-первых, в обоих случаях речь идет о городе, который уже превратился в руины, во-вторых, оба города расположены на берегу реки Талас, в-третьих, после их разрушения вокруг него стали жить казахские и киргизские племена. Характерно, что при описании Тараза, наряду с казахскими племенами, указаны и киргизы. По нашему мнению, описание города Таласа в двух местах под различными названиями и связано с тем, что Махмуд ибн Вали, следуя за своими источниками принял Талас и Тараз за различные города. Здесь же упоминается, что северо-западные границы территории расселения киргизов простирались до Таласа. Эти сведения Махмуда ибн Вали согласуются и подтверждаются данными "Тарих-и Рашиди" Мирза Мухаммада Хайдара [22] и "Хроники" Шах-Махмуда Чураса [23]. Автор добавлял: "В прошлом товар его (Тараза) составляли золото, серебро, рабы, невольницы-турчанки, холст и лошади" [24]. По одностороннему утверждению автора, казахи и киргизы были главными виновниками упадка этого города. Ценны также сообщения Махмуда ибн Вали о городе Аксу: "Из-за постоянного прохождения /через него/ киргизов, калмаков, казахов и прочих грабителей Моголистана, благосостоянию той области причинен большой ущерб [25]. Далее: "Также ввиду систематического прихода /туда/ и ухода различных султанов и правителей, можно сказать, что нет /даже/ недели, когда бы не провозглашали хутбу на имя какого-либо падишаха и нет /и/ дня, когда не было услышано о прибытии какого-либо /нового/ правителя" [26]. Отметим, что такое положение в Аксу сложилось с конца 20-х годов XVII в., в связи с усилением давления киргизов на Могольское государство и затем с возрастающим вмешательством калмаков во внутренние дела этого государства [28]. Следовательно, выше приведены сведения Махмуда ибн Вали относятся к 20-40-м годам XVII в., что подтверждаются данными "Хроники" Шах-Махмуда Чураса. К тому же периоду можно отнести сообщения Махмуда ибн Вали о населении города Кашгара: "Они /кашгарцы/ периодически воюют с калмаками, киргизами и прочими дьяволами того предела" [29].

Махмуд ибн Вали, описывая страну Туркестан и его границы, писал следующее : "Согласно автору "Гараиб", он в длину простирается от берега реки Сейхун до берегов реки Карамуран. И эту землю в настоящее время называют Моголистаном" [30]. В какой-то степени включение Туркестана в состав Моголистана неверно [31]. Из контекста этого пассажа видно, что, хотя автор употребляет историко-географическое название Туркестан, которое имеет более широкое значение чем Моголистан, сведения, сообщаемые Махмудом ибн Вали  в основном относятся к территории, расположенной на северо-востоке верхнего течения Сырдарьи. Он сообщает, что: "Климат этой страны  прохладный. В настоящее время возделанных и пригодных земель, городов и крепостей в ней мало. В эти дни большая часть этой страны является местом обитания калмаков и киргизов [32]. Это мнение подкрепляется и сообщениями автора о товарах Туркестана:  "...белый тополь, соболий мех, меха серой белки, горностая, черной лисицы, рабы и рабыни, овцы, кошма, белые сокола, ястреба, тогрела, кречет и камень йада" [33]. Присущие западной части  Туркестана "товары" не упомянуты. Указанные же предметы торговли, в основном характерны для северо-восточной части Средней Азии. Известно, что XVII в. некоторые части этого региона были заняты киргизами, кочевья которых растянулись на севере до Таласа.

Таким образом, согласно этим сообщениям "Моря тайн", киргизы занимали территорию северо-восточной части Средней Азии, расположенной между Таласом и Восточным Туркестаном с севера на юг. Восточная часть их территории простиралась до окрестностей города Алмалыка [34], расположенного в Илийской долине [35], а западная часть соприкасалась с земледельческими районами Мавераннахра. Представляет определенный интерес и следующее сообщение нашего источника, правда, заимствованное из недошедшего до нас сочинения, относящегося, по-видимому, к значительно более раннему времени: "как написано в "Китаб ахбар-и киргиз ва Селенга" страна киргизов смежна с нею (Селенгою - Т.М.). Центр этой области Каракорум…" [36]. Этот факт, в какой-то степени перекликается с сообщением из исторической части этого сочинения, где повествуется о прибытии 12000 семей киргизов через Каратегин в Хисар, что эти племена до прихода в Хисар обитали в области Каракорум и Керулен и проводили жизнь в неверии [37]. Но из-за скудности сообщений данного и других источников об этом последнем факте пока трудно сказать что-то определенное.

В "Море тайн" содержатся отдельные сведения о верованиях киргизов и о степени их приверженности к догмам ислама: "Словом, хирхиз это область, народ которой поклоняется /различным/ идолам. Они не истинные мусульмане. Во время моления лицом обращены, бывают на юг, а вместо /стихов/ Корана употребляют благозвучные слова" [38]. В другом месте о степени распространения ислама среди киргизов говорится: "У них признаки верования мусульманства проявляются редко" [39]. Правда, приведенные сообщения нашего источника носят слишком общий характер. Тем не менее они созвучны сведениям агиографических сочинений: "Зийа ал-кулуб", "Джалис-и муштакин", "Рафик ат талибин", "Тазкийра-ий ходжаган" и др., непосредственно отражающих домусульманские верования киргизов, и свидетельствующими об их религиозных обрядах, а также о деятельности среднеазиатских суфийских шейхов из религиозно-дервишского ордена накшбендийа по распространению ислама среди киргизов и других кочевых народов [40].

Вопрос о значении этнонима "киргиз" в научной литературе еще не выяснен; о нем имеются десятки гипотез и предложений. Не выдаваясь в их подробности, отметим, что в среденевековых арабских и персидских источниках данный этноним зафиксирован в двух близких между собой формах: "киргиз" и "хыргыз". Сообщение нашего автора относительно этого вопроса интересно тем, что в нем впервые отмечается изменение этнонима  "киргиз". При этом подчеркивается, что название этого этнонима исходит из названия области, в которой жили киргизы. "Хиргиз" из областей тюрков и проживает там племя, которое называет себя хиргиз. По-видимому, хиргиз от частого употребления стал киргизом" [41]. Из этого сообщения явствует, что при исследовании этнонима "киргиз", необходимо учитывать не только изменение значения термина "кыргыз", но и процесс эволюции самого этномима, и обращать особое внимание на этимологию этнонима "хиргиз".

В "Море тайн" описываются горы под назвуанием Кух-и Чин [42]. По словам автоора источника, эти  горы тянутся с востока  на запад, доходят до Ферганы, Самарканда и Кеша, затем - до середины Хуталана и Бадахшана [43]. Далее Махмуд ибн Вали подчеркивал, что эти горы в каждой местности называются по-иному [44]. Действительно, в нарративных источниках XV-XVI вв. встречаются упоминания, согласно которым, часть моголистанских гор называлась Ала-таг или Ала-тау [45]. Ала-таг или Ала-тау есть один из отрогов Тангри-таг. Таким образом, горы, расположенные на территории Киргизстана, назывались Ала-таг, что соответствует киргизскому Ала-Тоо (Снежные, Пестрые горы).

М.Б. Джамгерчинов на основании изучения русских архивных источников пришел к аналогичному выводу. Он пишет: "В XVII-XVIII вв. русские власти, послы, ученые, верно, употребляли историческое название гор Киргизстана – Ала-Тоо... и лишь со 2-й половины XIX в. стало применяться данное европейскими географами неверное название "Тянь-Шань", никогда не употреблявшееся у народов Средней Азии и прежде  совершенно им неизвестное” [46].

Махмуд ибн Вали сообщал также о полезных ископаемых этих гор: "В Ферганском Узгенде, на той горе, был рудник нашатыря, но в настоящее время наличие и применение его не известны" [47]. По мнению автора, "из-за постоянных междоусобий, /он/ не разрабатывается" [48].

Махмуд ибн Вали писал и о большой реке под названием реки Киргиз, протекающей по Моголистану. "Река Киргиз находится на территории Моголистана, вблизи жилищ племени (киргиз)..." [49]. Возможно, автор имеет в виду реку Нарын - верхнего притока Сырдарьи, но из-за скудности сведений, трудно ее точно отождествлять.

Любопытно сообщение автора "Моря тайн" об одном из своих источников, который назывался "Китаб акбар-и Киргиз ва Селенга" [50]. Судя по названию, это сочинение носило локальный характер и, возможно, содержало важную информацию о киргизах. Но, к сожалению, до нас оно не дошло [51].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что "Море тайн" (География) Махмуда ибн Вали является важным и оригинальным историко-географическим источником, содержащим ценный фактический материал по истории Киргизстана XVI-XVII вв., и существенно дополняющим и уточняющим сведения других источников о киргизах.

Немногочисленные экономического характера сведения этого источника проливают свет на изучение некоторых вопросов хозяйственного развития областей, городов и сел северно-восточной части Средней Азии. Помимо сведений о хозяйстве киргизов в "Море тайн", имеется подробная информация о месте расселения некоторых киргизских племен. Согласно этим данным, в конце XVI - первой половине XVII в. киргизские племена  были повсеместно расселены в северо-восточных районах Средней Азии, в основном соответствующих территории современного Киргизстана, и постепенно начали проникать на земли Восточного Туркестана, Хисара и Кулаба. В это же время обострилось их отношение с жителями оседлых районов Средней и Центральной Азии. Наконец, сообщения "Моря тайн" важны и для уточнения некоторых географических и топографических названий, как-то: Ала-Тоо, Туркестан, город Талас и др. 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Махмуд ибн Вали. Море тайн относительно доблестей благородных. (География) / Введение, перевод, примечания Б.А.Ахмедова. - Ташкент, 1977.
[2] Бартольд В.В. Отчет о командировке в Туркестан // Сочинения: В 9 т. –  Т.VIII. – М., 1973. – С.170-196; Он же. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII в. // Сочинения: В 9 т. – Т.II, Ч.2. – М., 1964. – С. 388-399; Ахмедов Б.А. Махмуд ибн Вали и его энциклопедический труд // Общественные науки в Узбекистане, 1969, № 11. – С. 62-65; Он же. Историко-географическая литература Средней Азии XVI - XVIII вв.: (Письменные памятники). – Ташкент, 1985. С. 65-72, 145-146; Махмуд ибн Вали. Море тайн... С.  3-8.
[3] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С. 33.
[4] Махмуд ибн Вали. Море тайн...  С. 19, 33, 41, 71.
[5] Там же. С.  33.
[6] Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди, рук. ИВ АН Узбекистана, инв. №1430, л. 304а; Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар фи манакип ал-ахияр, рук. ИВ АН Узбекистана, инв. № 1385, л. 75б; Тадж ад-Дин Мухаммад Талиб Сиддики. "Матлаб ат-талибин", рук. ИВ АН Узбекистана, инв. № 80, л. 133а. Более подробные сведения, относящиеся к XVIII-XIX вв., содержатся и в китайских источниках (Сушанло М.Я., Супруненко Г.П. Сведения китайских источников о хозяйственной жизни киргизов в XVIII в. - С. 91-94; Кузнецов В.С. Цинская империя на рубежах Центральной Азии: (вторая пол. XVIII - пер. пол. XIX в.). – Новосибирск, 1983. – С.50-51.)
[7] Махмуд ибн Вали. Море тайн...  С. 17.
[8] Захир ад-Дин Мухаммад Бабур. Бабур-наме / Пер. М.Салье. – Ташкент, 1958. – С. 12.
[9] Махмуд ибн Вали. Море тайн...  С. 19.
[10] Махмуд ибн Вали. Море тайн...  С. 28.
[11] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С. 38-39; Ахмедов Б.А. История Балха (XVI - пер.пол. XVIII). –  Ташкент, 1982. – С. 73.
[12] Махмуд ибн Вали. Море тайн...  С. 125, прим. 274.
[13] Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар, микрофильм рукописи библиотети "Индия оффис", № 575, л. 277а; Бартольд В.В. Киргизы: Исторический очерк // Сочинения: В 9 т. – Т.II, Ч.1  – М., 1963, – С. 517-518.
[14] Бартольд В.В. Киргизы... – С. 518; Кисляков Н.А. Очерки по истории Каратегина: К истории Туркестана. – Сталинабад, 1954. – С. 36.
[15] История Киргизии: В 2 т. – Фрунзе, 1968. – С. 298.
[16] Акимушкин О.Ф. К вопросу о внешнеполитических связях Моголского государства с узбеками и казахами в 30-х гг. XVI - 60-х гг. XVII вв. // Палестинский сборник, Т.XXI (84). – 1970. – С. 240.
[17] Материалы по истории казахских ханств XV - XVIII вв. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). – Алма-Ата, 1969. – С. 235. (Далее сокр.- МИКХ).
[18] Салахетдинова М.А. Сведения о киргизах в "Абдуллах-наме" Хафиз-и Таныша // Изв. АН КиргССР. Сер. общ. наук.  Т.2. – 1960, Вып.3 (История). –  С. 181.
[19] МИКК. – С. 194
[20] Махмуд ибн Вали. Море тайн... – С. 35.
[21] Тараз /Талас/ средневековый город, расположенный на берегу реки Талас около нынешнего Тараза Республики Казахстан. В послемонгольский период стал именоваться Янги (Бартольд В.В. Тараз // Сочинения: В 9 т. – Т.III. – М., 1965. – С. 495-496.)
[22] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С. 59.
[22] МИКХ. - С. 216, 219-220.
[23] Шах-Махмуд ибн мирза Фазил Чурас. Хроника / Крит. текст, перевод, коммент, исслед. и указатели О.Ф. Акимушкина. – М., 1976.
[24] Шах-Махмуд ибн мирза Фазил Чурас. Хроника / Крит. текст, перевод, коммент, исслед. и указатели О.Ф. Акимушкина. – М., 1976. –  С. 169.
[25] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С. 59.
[26] Там же. С. 16.
[27] Там же.
[28] Акимушкин О.Ф. Исследование... С. 129-133, 136.
[29] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С. 72.
[30] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С. 113. прим. 111.
[31] Там же. - С. 33.
[32] Там же.
[33] Там же.
[34] Там же. С. 17.
[35] Бартольд В.В. Кульджа // Сочинения. – М., 1965. Т.III. – С.  470-471.
[36] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С. 52-53.
[37] Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар, Т.VI., Ч.4., Л. 277а.
[38] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С. 41.
[39] Там же. С. 33.
[40] См.: МИКК. – С. 177-199; Салахетдинова М.А. Сочинение Мухамед-Садыка Кашгари "Тазкира-и ходжаган" как источник по истории киргизов // Изв. АН КиргССР, 1959. Т.1. Вып. I. – С. 94-96.
[41] Об этом подробно см.: История Киргизской ССР. Т.1. – Фрунзе, 1968.  – С. 143-160, 203-218, 229-234; МИКК. – С. 205, прим. 22; Бартольд В.В. Киргизы... С. 475 (прим. 1), 504 (прим. 10).
[42] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С. 41.
[43] Имеется в виду горные системы Тангри-таг (Тянь-Шань) и Алай.
[44] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С.90.
[45] МИКХ. – С.51, 260, 359, 539, прим. 64.
[46] Джамгерчинов М.Б. Киргизстан в XVI-XVIII вв. // Киргизская ССР: Энциклопедия. – Фрунзе, 1982. – С. 117.
[47] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С. 90.
[48] Там же. С. 65.  
[49] Там же. С. 97.
[50] Махмуд ибн Вали. Море тайн... С. 52-53.
[51] Там же. - С. 123, прим. 234.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 2428      

Другие статьи из этой рубрики

Б.К. Абытов. Малоизвестные факты из жизнедеятельности Курманжан-датки

Несомненно, Курманжан-датка относится к тем историческим личностям кыргызов, чья жизне­дея­тель­ность наиболее полно и всесторонне изучена. Нам остается только констати­ро­вать тот факт, что место и роль "алайской царицы" в истории кыргызов и Кыргызстана огромны, и, к великой радости, она одна из первых по достоин­ству оценена современными учеными, политиками и общественностью.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте