1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



© Сабитов Жаксылык

Чекре-хан и "Мухаммед-хан"

Оригинальная версия: Зертеуші. 2011. № 3-4. С. 98-103.

Проблема ханствования Чекре-хана никогда не становилась объектом отдельной статьи. Большинство историков не особо обращали внимание на данного хана, в следствии его статуса (он считался одним из марионеточных ханов Едиге) и краткого срока правления. Можно вполне согласиться с данными тезисами, но это не должно являться причиной того, что фигура данного хана останется в забвении даже среди профессиональных историков. К проблеме же того, кто был противником Чекре-хана было уделено достаточно внимания и этот вопрос рискует быть слишком запутан интерпретациями современных исследователей.

Для того чтобы разобраться в вопросах правления Чекре-хана стоит каждый источник, который упоминает его, проанализировать на степень достоверности, также стоит четко отделить исторические факты и их интерпретации.

Для начала стоит перечислить все письменные первоисточники, где упомянут Чекре-хан.

1. Аноним Искандера: В это время сыновья Токтамыша Джалал ад-дин, Султан-Хусейн и Мухаммед неожиданно бросились в тот улус…. Правление Джалал ад-Дина, сына Токтамыша… Так как в его (Джалал ад-Дина) заседаниях у таджиков была полная власть, монгольские эмиры оказались стеснены и соблазняли его брата Султан-Мухаммеда до тех пор, пока в фантазии его не возникла мысль о царстве. Подстрекаемый эмирами он высунул голову из воротника смуты. После того как брат его правил один год, он вполночь неожиданно захватил его на троне и безжалостно убил. После этого Чакире-оглан, который долгое время проводил жизнь в Орде Тимура, а после смерти его величества некоторое время находился при Худайдаде, сыне Хусейна и еще некоторое время под покровительством Шайх Нураддина, сына Сары-Буки, стал устраивать большие смуты и в последний раз бросился в Хорезм. После убиения Джалал ад-Дина ему в голову запало стремление и жажда узбекского улуса и не обращая внимания… (по видимому здесь пропуск в летописи) До его прибытия Султан-Мухаммед стал самостоятельным (государем), выступил против него и в первой же стычке обратил его со всеми его последователями и окружающими в пух и прах. Теперь его широкое и пространное государство находиться в его (Султан-Мухаммеда) владении, а Чакире-оглан по прежнему проводит жизнь в тех краях в бедствии, без дома и крова. [1]

Согласно нашей трактовке Султан-Хусейн являлся не сыном Токтамыша, а его родственником (троюродный брат) Хасаном, сыном Джине, сына Тулек-Тимура, сына Кончака.

2. Йазди перечисляет ханов улуса Джучи среди которых есть: 27. Джалал ад-Дин. 28. Кепек. 29. Каримберди. 30. Чекре. 31. Дарвиш. 32. Мухаммед. В примечаниях к Йазди дано известие из Бахр ал Асрар: Чекре хан опасаясь Токтамыша ушел к эмиру Тимуру. После смерти Кебека, сына Токтамыша был избран ханом [2] Также Чекре у Йазди назван вместе с Баш-Тимуром (видимо это отец Даулетберди и дед Хаджи-Гирея, брат Хасана) среди огланов из рода Джучи-хана, который были у эмира Тимура во время прихода к тому Кара-ходжи, эмира Токтамыша [3].

3. Родословие тюрков: в списке ханов отмечен Чекре: 28. Джалал ад-Дин. 29. Каримберди. 30.Гуйук (Кийик) (возможно Кебек). 31.  Чакар, сын Токтамыш-хана. 32. Джаббар-берди. 33. Саид Ахмад-хан. 34. Дервиш, сын Шахи-оглана (Илахи-оглана). 35. Мухаммед. 36. Даулет-берди, сын Таш-Тимура. 37. Барак. 38. Гияс ад-Дин, сын Шадибек-хана. 39. Мухаммед-хан, сын Тимур-хана. [4].

4. Гаффари называет Чекре как Чаку, сын Дервиша-оглана [5]. Видимо здесь есть ошибка, так как Чекре по другим генеалогиям был двоюродным дядей Дервиша.

5. Согласно Таварихи гузидайи Нусрат-наме Чекре-хан имел следующую генеалогию: Джегре (Чекре), сын Акмыла, сына Менгасира, сына Абая, сына Уз-Тимура, сына Тука-Тимура [6]. Уз-Тимур здесь согласно нашей трактовке это Кай-Тимур или Кин-Тимур из Рашид ад-Дина и Муизз ал Ансаб и не тождественен Уран-Тимуру, сыну Тука-Тимура [7]

6. Самарканди: Чингиз-оглан упоминается вместе с Едиге в период до начала 816 года хиджры (03.04.1413-22.03.1414). Позже 17 марта 1416 года Улугбеку было сообщено из Хорезма, что Джаббарберди обратил в бегство Чингиз-оглана и овладел улусом Узбекским [8]. Сафаргалиев М.Г. отождествляет Чекре и Чингиз-оглана [9], с чем в принципе согласны многие исследователи этого периода.

7. Иоганн Шильтбергер: О королевском сыне. При Абу-Бакре находился королевский сын из Великой Татарии. Этому принцу было предложено возвратиться на родину, чтобы занять там престол. С согласия Абу-Бакра он отправился туда в сопровождении 600 всадников, в числе которых находился и я с четырьмя товарищами. Все это я видел своими глазами, когда находился при упомянутом выше королевском сыне Чакре. Каким образом сменялись владетели. После покорения Сибири Едигей и Чакра вступили в Булгарию, которая ими также была завоевана После этого возвратились восвояси.

Примерно в это же время в Татарии королем был некто по имени Шадибек-хан (слово "хан" по-татарски означает "король"). Когда он узнал, что приближается Едигей, он обратился в бегство и погиб в стычке с людьми, посланными за ним в погоню Едигеем. Едигей затем возвел на престол короля по имени Пулад, который царствовал полтора года и был изгнан другим [претендентом] по имени Джалал ад-Дин, который был низвергнут братом Пулада Тимуром. Последний, однако, царствовал не более 14 месяцев и погиб в борьбе с возвратившимся Джалал ад-Дином. Этот последний, царствовавший 14 месяцев, был убит в войне с родным братом Кепеком, который, однако, должен был уступить престол другому брату Керим-Берди. Последний после 5-месячного царствования должен был уступить место брату Джабару. Этот же был изгнан Едигеем и моим господином Чакрой, который был возведен на престол согласно обещанию Едигея.

Однако уже через девять месяцев им пришлось бороться с новым претендентом на престол по имени Мухаммед. Чакра был вынужден бежать в страну, называемую Дешти-Кыпчак, и Мухаммед воссел на престол. Свергнутый Бараком Мухаммед, собравшись с силами в свою очередь изгнал его, однако затем сам был изгнан Девлет-Берди, который после трехдневного царствования, был вынужден уступить престол Бараку. Последний затем погиб в борьбе с моим господином Мухаммедом, снова овладевшим престолом. Мой господин Чакра, который хотел низвергнуть Мухаммеда, сам погиб в борьбе с ним. [10].

Обычно историки не обращают внимание на данный отрывок из того же сочинения: Земли, через которые я возвратился. После упомянутого мною выше поражения Чакры, я попал к господину по имени Маншук, который был советником Чакры. Изгнанный, он пробрался в город Каффу, населенный христианами. Это — весьма многолюдный город, в котором обитают последователи шести различных вероисповеданий. После пятимесячного пребывания в этом городе Маншук переправился через рукав Черного моря и прибыл в землю Черкесов. Он оставался там только шесть месяцев, потому что татарский король, узнав о его пребывании там, велел объявить тамошнему владетелю, что он-де был бы весьма доволен, если бы владетель не позволял Маншуку оставаться в своей земле. Тогда Маншук перебрался в Мингрелию вместе с нами и там пятеро из нас, христиан, сговорились, чтобы каждый из нас во что бы то ни стало возвратился на свою родину. [11].

Именно этот отрывок позволяет провести источниковедческий анализ сообщений Шильтбергера и выявить, что большинство его сообщений про Чекре в принципе имеют огромную достоверность, но ниже следующую фразу стоит воспринимать по другому. "Свергнутый Бараком Мухаммед, собравшись с силами в свою очередь изгнал его, однако затем сам был изгнан Девлет-Берди, который после трехдневного царствования, был вынужден уступить престол Бараку. Последний затем погиб в борьбе с моим господином Мухаммедом, снова овладевшим престолом. Мой господин Чакра, который хотел низвергнуть Мухаммада, сам погиб в борьбе с ним".

Если в сообщениях о Чекре Иоганн Шильтбергер сам непосредственно принимал участие, то уже после этого он находился далеко от арены борьбы (Крым, Черкессия, Мингрелия) и его сообщения стоит воспринимать через данную призму. Если воспринимать данное сообщение как истину, то получиться что Мухаммед, боровшийся с Чекре в 1415-16 годах, позже боролся с Бараком в 1420-х годах. На данную роль не подходит не Хаджи-Мухаммед, который стал ханом после смерти Едиге, ни Улуг-Мухаммед, чей отец был одним из участников убийства Едиге и сторонником Кадырберди в его битве с Едиге. Раньше мы считали, что данный отрывок из Иоганна Шильбергера (вместе с косвенной трактовкой того что Берке-хан у Эль Айни являлся Чекре-ханом) относится к 1420-ому году, "после смерти Едиге Чекре стал бороться за ханский престол, погибнув от руки Хаджи-Мухаммеда" [12]. Маслюженко Д.Н. подверг данный тезис справедливой критике [13], с которой можно согласиться в силу источниковедческой критики известий Иоганна Шильтбергера. Поэтому ниже мы остановимся на анализе сообщения Шильтбергера: 

Сейчас мы считаем, что Иоганн Шильбергер после изгнания Чекре попал в плен к Мухаммеду, которого он называл моим господином. Мухаммед мог в действительности быть одним из сыновей Токтамыша (мусульманское имя одно из его сыновей, у которых были в основном тюркские имена). Так как сообщение Шильтбергера (в котором генеалогия Мухаммеда не указана) подтверждается данными Натанзи, в котором Мухаммед назван сыном Токтамыша. Иоганн Шильтбергер провел на службе Мухаммеда совсем короткое время, бежав от него к Маншуку, и уже потом (в Каффе, у черкесов или в Мингрелии) через большое количество лет, услышав сведения о том, что хан Мухаммед боролся с Бараком, отождествил его с тем ханом Мухаммедом, к которому он попал в плен, так как имена ханов совпадали. Также скептически стоит относится к известию о том, что Барак был убит Мухаммедом, господином Иоганна Шильтбергера. Мухаммед, который боролся с Бараком, это два хана: первый Хаджи-Мухаммед, который был убит Бараком (возможно в 1423 году, когда Барак захватил "орду Мухаммед-хана" [14]) и второй Улуг-Мухаммед, который изгнал Барака и Мансура около 1426 года с Поволжья и был автором письма турецкому султану Мураду II [15].

Кроме того мы здесь хотели указать также на изменение своей точки зрения по вопросу противника Барака в битве с Гази и Наурузом. Ускенбай К.З. считает, что сообщение у Самарканди о том, что Султан-Махмуд, победил Барака, было всего лишь дезинформацией, либо самого Султан-Махмуда, либо Улугбека [16]. Мы не согласны с данной точкой зрения, так как никаких причин для дезинформации не было. Такая дезинформация не несла никаких политических дивидендов. Здесь стоит отметить, что Султан-Махмуд у Самарканди упоминается выше как сын Едиге от сестры Джалал ад-Дина [17], мы вполне можем предположить, что Султан-Махмуд, боровшийся с Бараком был сыном Едиге и вместе с братьями Кази и Наурузом боролся против убийцы брата. Также можно отчасти согласиться с тезисом Ускенбая К.З. что данные Абдал Гаффара Кирими вполне достойны доверия как источник [18], но в то же время мы не согласны, с тезисом Ускенбая К.З., что ханом у Кази и Науруза был Улуг-Мухаммед. Мы считаем, что против Барака братья Кази, Науруз и Султан-Махмуд выдвинули Кичи Мухаммеда (согласно Абдал Гаффару Кирими), который к тому времени еще не достиг совершеннолетия и был удобным ханом для братьев и вполне мог быть сыном Тимур-хана, от дочери Едиге [19]. То есть вполне возможно Кази, Науруз и Султан-Махмуд были братьями матери Кичи Мухаммеда.

Подводя итоги статьи, мы можем смело утверждать, что Чекре был назначен ханом с помощью Едиге и был изгнан Мухаммедом, который предположительно являлся сыном Токтамыша (мусульманское имя одного из его сыновей). Данный Мухаммед правил не долго и его не стоит отождествлять с Хаджи-Мухаммедом, в чем мы солидарны с Ускенбаем К.З. [20] и Маслюженко Д.Н. [21]. Сам Чекре после поражения скитался и, скорее всего, был убит или умер сам. Едиге на его место назначил Дервиш-хана, двоюродного племянник Чекре, чья дочь еще во времена пребывания Чекре и его родственников (куда входил и Дервиш) у Тимуридов, вышла замуж за Улугбека.

В конце статьи хотелось бы выдвинуть версию о том, кем был Мухаммед, сын Токтамыша, то есть с кем его можно отождествить из списка сыновей Токтамыша, который мы имеем в Нусрат-наме и Муизз ал Ансаб. Для этого стоит упомянуть сведения ал-Джаннаби: (данная часть ему сообщена Мухаммедом ат-Ташкенди) после смерти Кадырберди сановники государства поставили (возвели на престол) одного из сыновей Токтамышхана по имени Кучук-Мухаммед, бывшего тогда еще отроком, чтобы не прервать связи порядка (престолонаследия) их, сразились с Идику, одержали над ним победу и умертвили его (как известно Едиге погибв битве с Кадырберди). Этот Кучук Мухаммед был отец хаканов Крымской земли. Но жители Дешта (другие информаторы) не согласны с этим, а говорят, что после Токтамыша Великого был Токтамыш Малый, что потом правил Улу-Мухаммед, а за ним Кучук Мухаммед [22]. По нашему мнению тут говориться об одном и том же сыне Тохтамыша, а именно о Кучике (Кучук) [23], чье имя можно перевести как малый, младший. По нашему мнению его мусульманским именем было Мухаммед и когда ат-Ташкенди пишет о Кучук-Мухаммеде, он пишет о Кучуке, которого звали также Мухаммед, а жители Дешта когда говорят о Кучук-Мухаммеде, подразумевали младшего (или маленького) Мухаммеда, который царствовал за Улуг-Мухаммедом (старшим или большим Мухаммедом), в то же время у них Кучук известен как Токтамыш Малый (возможно Кучук Токтамыш), сын Токтамыша Великого.

Литература:

1. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 264-265.

2. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 289.

3. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 350.

4. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 399-400.

5. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 405.

6. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 437.

7. Сабитов Ж.М. Таварихи Гузидайи Нусрат-нама как источник по генеалогии джучидов//Золотоордынская Цивилизация. Выпуск 2. Казань. 2009. С. 109.

8. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 371-372.

9. Сафаргалиев М.Г. "Распад Золотой Орды". Саранск. Мордовское книжное издательство. 1960. C. 192

10. Иоганн Шильтбергер. Путешествие по Европе, Азии и Африке. Баку. ЭЛМ. 1984. C. 33-36.

11. Иоганн Шильтбергер. Путешествие по Европе, Азии и Африке. Баку. ЭЛМ. 1984. C. 67.

12. Сабитов Ж.М. Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана// Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2009. №2. С.168.

13. Маслюженко Д.Н. "Ханы Махмуд-ходжа и Хаджи-Мухаммад или улус Шибана в первой четверти 15 века"//Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство: Астраханский университет  2011. С. 96-97.

14. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 374.

15. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. "Казахстан: летопись трех тысячелетий". Алматы. 1992. С. 207.

16. Ускенбай К.З. Арало-Каспий в первой трети 15 века: упадок Ак-Орды и начало возвышения мангытов// Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии. Часть II. Актобе, 2006. С. 25.

17. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 368-369.

18. Ускенбай К.З. Арало-Каспий в первой трети 15 века: упадок Ак-Орды и начало возвышения мангытов// Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии. Часть II. Актобе, 2006. С. 25.

19. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 263.

20. Ускенбай К.З. Арало-Каспий в первой трети 15 века: упадок Ак-Орды и начало возвышения мангытов// Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии. Часть II. Актобе, 2006. С. 24.

21. Маслюженко Д.Н. "Ханы Махмуд-ходжа и Хаджи-Мухаммад или улус Шибана в первой четверти 15 века"//Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство: Астраханский университет  2011. С. 96-97.

22. История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 384.

23. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 435.

23 мая 2011      Опубликовал: admin      Просмотров: 2950      

Другие статьи из этой рубрики

Хаджи-Мурат Илиуф. Этимологическое исследование слов-интернационализмов тюркского происхождения

Взаимное общение представителей разных этносов, знакомство с новыми реалиями неизбежно приводят к обогащению лексического фонда их языков через заимствование новых слов. Некоторые предметы или понятия оказываются столь значительными, популярными либо становятся знакомыми по той или иной причине, что обозначающие их слова приобретают экспансивный характер. Они делаются широко распространенными за первоначальные пределы, т.е. известными у народов, территориально удаленных как друг от друга, так и от места обитания людей, в среде которых возникли такие лексемы. Подобные номинативные единицы языка в лингвистике принято называть словами-интернационализмами. В этом лексико-семантическом разряде определенное место занимают слова тюркского происхождения. К ним можно отнести географические названия (топонимы) и термины, историзмы, этнонимы, этнографизмы, экзотизмы, а также лексемы, давно усвоенные разными языками и утратившие свою "иностранность". Иными словами, последний класс заимствованных слов в сознании носителей того или иного языка, как правило, не имеет коннотацию, отображающую их иноязычное происхождение. Этимологические исследования единиц этой лексической группы позволяют в диахроническом аспекте осветить линии непосредственного и опосредствованного этнокультурного взаимовлияния. Критерием отбора предполагаемых тюркизмов, этимологический анализ которых осуществляется в данной статье, является их наличие в лексике отдельных народов Азии и Европы.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов