Статьи
 

Фу Маоцзи

О Лобноре и лобнорцах [1]

© Перевод с китайского Мади Тюлемисов

1. Район озера Лобнор

В Баянгол-Монгольском автономном округе, что находится в восточной части СУАР, есть место, сочетающее в себе бескрайность просторов и завораживающий, ни на что не похожий пейзаж. Китайские и зарубежные ученые называют эту местность "районом озера Лобнор", она известна также как "глубокий тыл Азии". Район Лобнора включает в себя два уезда – Чиглык (Юйли) и Чарклык (Жоцян), а также волость Чжанху уезда Луньтай и волость Пухуэй города Корла. На востоке граничит с провинциями Ганьсу и Цинхай (Кукунор), на западе соприкасается с уездами Шахъяр и Куча, на юге доходит до уезда Черчен и тибетского Кукушили, а на севере прилегает к уезду Луньтай и городам Корла, Турфан, Кумул.

Пески необъятной пустыни Гоби, где находятся ярданги причудливой формы и таинственная Лобнорская низина, с давних пор посещались учеными и путешественниками-землепроходцами. В исследовательских целях район Лобнора во время правления цинского императора Гуансюя посетил китайский ученый Хэ Хуаньсян, в 1876 году – Пржевальский из России, в 1900 – швед Свен Андерс Гедин, а в 1914 – русский ученый С. Е. Малов. После образования КНР правительство нового Китая несколько раз отправляло в этот район научно-исследовательские экспедиции.

В описаниях некоторых путешественников и исследователей Лобнор выглядит как жаркое, засушливое и безлюдное "море смерти", где постоянно идут песчаные бури. На самом деле, здесь на каждом шагу встречаются разнообразные экзотические степные растения, лесные "зеленые коридоры", заповедник Алтынтаг с его уникальными красотами и чистой озерной водой. Кроме того, район Лобнора является настоящим раем для множества видов редких животных и птиц – дикий верблюд, снежный барс, антилопы, сурок, улар, бурый медведь, марал, кулан. Уместно вспомнить и о том, что хранящий тысячелетнее безмолвие древний город Лоулань находится в западной части района Лобнора.

"Лоулань" – это упрощенное чтение названия древней столицы Лоуланьского государства на кхарошти "Krorαin". Во времена когда еще не были налажены перевозки грузов морем, именно здесь проходил связывающий древний Чанъань с далекой Римской Империей "Великий шелковый путь", так сильно повлиявший на общечеловеческую цивилизацию. Впоследствии, где-то с середины IV века нашей эры, караванный путь постепенно пришел в упадок и вновь был занесен песками.

Озеро Лобнор раньше было самым большим озером в Синьцзяне. Еще в 1959 году проводившие исследования на северном берегу китайские научные работники застали местность как с картинки – прибрежные леса с богатой растительностью, стаи птиц и обилие рыб. Участники экспедиции прогуливались по озеру на надувной лодке и даже ловили рыб длиной в человеческий рост! Но на сегодняшний день озеро Лобнор уже полностью пересохло. Причиной этого является не климатические изменения, а результат перераспределения и многослойного заноса источников воды вследствие хозяйственной деятельности человека.

Во втором томе книги "Комментарии к списку водных потоков", со ссылкой на "Путешествие на запад будды Шакьямуни", Лобнор называется "морем Лаолань". Это "море Лаолань" имеет прямое отношение к историческому государству Лоулань. Господин Фэн Чэнцзюнь считает что "Лаолань" и "Лоулань" являются разными переводами одного и того же гидронима, по которому было названо государство, а не наоборот.

Лоулань был одним из 36 государств Западного края, основанным в 138 г. до н.э. На востоке граничило с Янгуанской заставой, на юге соседствовало с Жоцяном (современный Чарклык), на западе доходило до ущелья Ваш, а на севере заселение неосвоенных мест доходило до Кумула и Пичина. В 77 г до н. э. название государства было изменено с Лоулань на Шаньшань. Столицей государства Лоулань был Юни, находящийся в пределах современного уезда Чарклык, а столицей Шаньшаня был город Миран. Можно предположить что Юни и современный Юйли (уезд Лобнор), также как и древний и нынешний Миран (уезд Чиглык), – суть разные варианты одних и тех же топонимов. На основании вышеприведенных фактов можно предположить что современные лобнорцы являются потомками народа древней страны Лоулань (позже – Шаньшан).

2. Лобнорцы

В начале ХХ века китайские и зарубежные ученые назвали "лобнорцами" издавна проживающее в окрестностях Лобнора население. Было выдвинуто две отличающиеся друг от друга версии об их этническом происхождении.

Некоторые считают что лобнорцы – это потомки монголов, по второй версии они – потомки кыргызов. Несмотря на то что обе версии имеют определенное обоснование, однако не могут полностью объяснить всю сущность проблемы.

Лобнорцы делятся на несколько разных племен, и их генезис имеет тесную связь с происхождением каждого племени. И хотя мы не имеем в этой области никаких письменных исторических документов, которые можно исследовать, но есть немало легенд и народных песен, могущих послужить как доказательства, объясняющие некоторые вопросы, например:

1.    Калмак (Qalmaqtar [2] ).

По их собственному утверждению, их предком был Чулумкул (Chylymqulu), сын кульджинского Туглук Томурхана (Tughluq Tvmyrxan). О Чулумкуле бытует следующее предание: два монгола с ребенком бежали из Кульджи в Лобнор. Жизнь вынудила их обменять мальчика на рыбацкую сеть чтобы спастись рыболовством. Этим ребенком и был Чулумкул. Он вырос в Лобноре, женился и родил собственных детей. Сыну своему он дал имя Аликул (Eliqulu), и род Калмак – его потомки. О них до сих пор передается такая народная песня:

Mancargha satiwalghan

Qalmaqqi atasini

Emdi pul tutuwudu

Bu qalmaqqi katasini

Перевод:

Предок калмаков

Был продан за сеть.

А теперь калмаки возгордились

От того что деньги завелись.

2. Жудак (Cudaqtar)

По преданию, монгольская девушка Халут (Xalut) на своем пути в Тибет была похищена людьми из Абдана (побережье озера Лобнор). Ее спутники повернули назад в монгольское поселение о сообщили о случившемся в дороге. После этого монголы пять раз сражались с абданцами, но так и не одержали победы. Обе стороны прекратили воевать и заключили мир только после того как абданский принц взял Халут в жены и она родила ему двух сыновей.

После смерти Халут, ее потомки переселились в долину реки Кончедарья. Они были названы "жудак", что можно перевести как "переселенцы на юг", и это название связано с путешествием Халут в Тибет.

3. Халуч (Qaluchilar)

У Халут было несколько старших братьев. После того как их дети узнали что потомство Халут поселилось по течению Кончедарьи, они начали навещать двоюродных родственников. Часть приезжих не захотела возвращаться так как решила что в местах проживания родни условия жизни лучше чем на родине. Они получили прозвище "халут", то есть "оставшиеся".

Общее число людей этих трех племен составляет 500 человек, и все они знают о своем монгольском происхождении.

4. Кыргыз (Qirghizzar)

В деревнях Донкотан уезда Чиглык и Соху уезда Бугур есть люди, ведущих свой род от кыргызов. Одна их часть называет себя потомками Насырбая (Nasirwaj) и Бова Хаджи (Bowa Haci), а другая именует своих предков Сапаршаном (Sepershang je) и Аблабек Хаджи (Ablabeg Haci). По преданию, имя первого прибывшего в Лобнор кыргыза было Дурулге (Dyrylge), он приехал их Кашгара. По состянию на 1982 год, в районе Лобнора проживало около 250 человек, считающихся потомством кыргызов, и Дурулге – их общий предок.

5. Янилар (Jallar)

Общее название прибывших в Лобнор из Кашгара, Аксу, Турфана, Кумула миссионеров и торговцев. Представителей этого племени больше чем людей четырех вышеупомянутых, но меньше числа каракошунлуков.

6. Каракошунлук (Qaraqoshulluqtar)

Название людей, переселившихся из Каракорчина (юго-восток района Лобнора). Это племя отличается широким ареалом расселения, многочисленностью и давней историей. Говоря "лобнорцы" мы подразумеваем в первую очередь этих людей.

У китайского профессора Хуан Вэньбиня было следующее предположение о происхождении лобнорцев: "насельники Лобнора во времена до династии Хань очень тесно связаны с народом Хунну. В китайских исторических хрониках нет упоминания о том что в районе Лобнора были тюрки. Возможно что переселение хуннов на запад привело древних кыргызов (гяньгунь) в Лобнор".

Не могут не возникнуть вопросы – жили ли люди в районе Лобнора до переселения хуннов на запад или нет? Если в ту эпоху там уже были аборигены, то что это за люди? Это они повлияли на гяньгуней или гяньгуни – на них? Возможно ли утверждать о том что именно эти аборигены инкорпорировали приведенных хуннами гяньгунов, а также последующих калмаков, жудаков, халучей, кыргызов, чтобы затем влиться в уйгурскую нацию?

По результатам всекитайской переписи населения 1982 года, в районе Лобнора проживает более 30 000 уйгуров. В их числе лишь чуть больше 5 000 человек – переселенцы из других мест. Число упомянутых потомков монголов и кыргызов вместе не превышает 800 человек. Оставшиеся 24 700 человек не приехали откуда-то, и тем более не ассимилированные потомки других народов. Они как раз и есть лобнорцы – коренные жители района Лобнора. Мы можем сделать следующее предположение об их происхождении:

Вполне вероятно они были тюрками до распада тюркской общности. После распада же их можно причислить к уйгурам.

После гибели государства Шаньшань, очень много его жителей переселилось в другие места. В 442 г. н. э. правитель Билун повел за собой на запад в Цемо (Черчен) 4 000 семейств, еще одна группа людей направилась на север в Иу и Пичин. В пределах страны оставалось еще более 4 000 семейств. Вследствие падения государства и разразившегося водного кризиса умерло немало людей, а оставшиеся почти не поддерживали связей с окружающим миром. Так прошло несколько столетий изолированной жизни, в течение которых люди жили в тростниковых хижинах, питались мясом и яйцами диких уток, а также рагозом, корневищами тростника и еще неизвестно какими растениями. Такую ситуацию вполне можно назвать большим регрессом в их истории.

История принятия лобнорцами ислама совсем не велика. По словам легенды, несколько веков назад из Бухары приехал проповедник по имени Жалалиддин (Calalidin). Он прибыл к правителю страны Шерикатак (Sheriketek), что находилась в пустыне на юг от Донкотана, Заюр-шаху (Zajur Sha) с призывами принять ислам. Заюр-шах так ответил Жалалиддину: "если твой Бог всемогущ, то пусть он обратит в золото все вещи в моем доме". Жалалиддин обратился к Богу с молитвой и тот сделал все как просил Заюр-шах, но тот не удовлетворился полученным и потребовал обратить в золото мост. После молитвы Жалалиддина вторая просьба Заюр-шаха тоже была исполнена. Но правитель расхохотался: "все вещи в моем доме стали золотыми, даже мост превратился в золото. Мне хватит и этого, теперь мне твой Бог совсем не нужен". Услышав эти слова Жалалиддин с горечью обратился к Богу, на что тот ответил: "Попробуй уговорить этих людей еще раз. Послушавшие тебя пусть покинут это место, а не внявших тебе я накажу". Вскоре после этого небо потемнело и с него посыпался песок. Послушавшие проповедника 18 семейств покинули свое селение и установили в пустыне высокий шест, к верхушке которого привязали длинными веревками весь свой скот. Люди со скотом несколько суток беспрестанно кружили вокруг шеста, время от времени вытаскивая его из постоянно повышающегося уровня песка. В конце концов, выжили только они. Потомки этих людей и есть современные лобнорцы.

Примечания:

[1] Данный материал является частью вступительной статьи в книге Фу Маоцзи "Исследования лобнорского диалекта уйгурского языка", выпущеннойиздательством Центрального Национального Университета, Пекин, 2000

[2] Здесь и далее транслитерация латиницей приводится как в оригинальном тексте.

29 октября 2009      Опубликовал: admin      Просмотров: 3469      

Другие статьи из этой рубрики

Ж. Сабитов. Тайбугиды в ханстве Абулхаир-хана.

Проблема происхождения Тайбуги и Тайбугидов волновало многих исследователей. Имя Тайбуги тесно связано с историей Сибири. В двух из трех рассказов о древней истории Сибири имя Тайбуга было связано с Сибирью и с именем Чингиз-хана. В этих рассказах Тайбуга предстает как автохтонный и легитимный владелец определенных территорий.

Киселева М.В. Элита печенегов на международной арене (военная, дипломатическая функции)

Описание ключевых для печенегов структур власти приводилось в привычных каждому средневековому автору понятиях: "князь" (рус. летописи), "старейшина" (архиепископ Бруно), "архонт", "начальник" (византийские хроники). Очевидно, что все эти определения носили общий характер и были применимы к любому представителю печенежской знати. Имелись ли на самом деле функциональные различия между входившими в состав данной кочевой элиты социальными группами, и какие изменения она претерпела за период своего пребывания в Северном Причерноморье и будет целью нашего исследования.

Агаджанов С.Г. К этнической истории огузов Средней Азии и Казахстана.

Огузские племена, наряду с другими кочевниками Евразии, сыграли значительную роль в сердневековой истории Западной Азии и Восточной Европы. Вступление огузов на арену мировой истории произошло в эпоху насыщенную стремительными и бурными событиями. Это была пора гибели Саманидского и Буидского государств, распада Газневидской державы и заката Византийской империи. Значительным событием данной эпохи явилось образование империи Сельджукидов и начало крестовых походов, поэтому исторические судьбы огузов тесно переплетены со многими регионами Ближнего и Среднего Востока, Передней и Малой Азии. Заметный след огузские племена оставили и в истории Причерноморья, Южной Руси и Балканского полуострова.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте