1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



Леонид Бобров. Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья

12.Щиты ("калкан")

Основные формы щитов, преобладавшие в Средней Азии в XVI-XVII веках, были занесены в регион монголами Чингиз-хана, другие - появились в тимуридскую эпоху. В XVI - перв. пол. XVII веков преобладали круглые и плоские, обтянутые кожей деревянные щиты диаметром до 70 см, круглые выпуклые плетеные из лозы диаметром 50-70 см и щиты из твердой кожи диаметром 40 - 70 см.

Прутяные щиты были привнесены в регион монголами и очень быстро завоевали популярность у воинов от Малой Азии и Восточной Европы до Кореи и Китая. Прутья сплетались в концентрические круги вокруг специального каркаса и оплетались нитями, образующими цветной, как правило, геометрический узор. Прутяные щиты были очень упруги, легки и надежны [100]. Форма прутяных щитов на протяжении XVI-XVII вв. почти не менялась (табл. 1: 7, табл. 4: 3, 10, табл. 10: 5, 10). Прутяные щиты всегда имели железный умбон размещающийся на острие конуса, в центре щита, а иногда и более мелкие умбончики (резные накладки) по всей его поверхности.

Небольшие щиты из толстой кожи были так же очень популярны у среднеазиатских воинов. Как и прутяные "калкан", кожаные щиты сходились на конус, венчавшийся выпуклым умбоном (табл. 10: 6, табл. 13: 9, 10) и усиливались дополнительными металлическими накладками.

Большие обтянутые кожей деревянные щиты использовались конными латниками. В отличие от прутяных и кожаных аналогов (которые свободно удерживали ладонью за лямку без дополнительной фиксации и прижимания к корпусу, что облегчало фехтование ими в ходе рукопашной схватки), деревянные щиты часто имели двойные петли для кисти и для предплечья,

Табл. 136
для удержания щита в ходе конной сшибки на копьях (табл. 13: 3, 4). Деревянные щиты так же усиливались умбонами и резными железными накладками. В не боевом положении щиты забрасывались за спину (табл. 3: 5) и удерживались на корпусе с помощью специального ремня.

Кожаные и деревянные щиты  покрывались красной, "рубиновой" и черной краской [101], поверх которой наносились изображения виноградных и цветочных лоз (табл. 13: 6, 10, 12), небесных светил, кабалистических символов (табл. 13: 3), геометрических фигур. Как правила, черная поверхность покрывалась желтыми и белыми узорами, красная, соответственно - черными. Иногда по краям щит  имел декоративные украшения в виде крашенного конского волоса, цветных лент и т.д.
 
В Средней Азии щиты употреблялись исключительно широко. Причем, судя по миниатюрам, в первую очередь латниками и телохранителями знатных вельмож. Если в Европе и в России развитие огнестрельного оружия привело к достаточно быстрому исчезновению щитов, то в Средней Азии, оружейники попытались пойти по другому пути. Вероятно в кон. XVII - нач. XVIII вв. в Средней Азии появляются щиты, целиком покрытые железными листами и даже цельнокованые щиты.

Последние просуществовали вплоть до втор. пол. XIX в. Интересно, что на этих щитах сохранились элементы характерные для щитов из органических материалов ("накладки", "умбоны", "заклепки") с соответствующими украшениями, при этом они были лишенные прикладной функции и отвечали лишь эстетическим вкусам их владельцев, стремящихся соблюсти "исторические параллели" [102].

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15  Вперед
1 сентября 2008      Автор: admin      Просмотров: 38712      

Другие статьи из этой рубрики

Александр Юрченко. Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию

Ритуал клятвы относится к культурным универсалиям. Видов клятв и вариантов их реализации ограниченное число. Клятва на золоте, как и большинство сюжетов, связанных с реалиями повседневной жизни в Монгольской империи, редко привлекает внимание исследователей. Остается неизвестным, каким образом монгольские ханы предоставляли гарантии безопасности иноземным правителям, требуя их прибытия на курултаи. Как создавалась атмосфера доверия, предшествовавшая непосредственной встрече высоких сторон? Широкие контакты, которые Монгольская империя навязывала сопредельным и зависимым от нее странам, как правило, имели целью создание военных союзов. То же самое относится к взаимоотношениям различных кланов Чингизидов. Во всех этих случаях использовалась клятва на золоте. В персидских источниках монгольского времени ритуал фигурирует под образным выражением "съесть золото" и, видимо, в силу известности содержание ритуала не раскрывается. Наша задача — раскрыть суть этого инструментария. История клятвы такова.

Сабитов Ж.М. Хызр-хан: хронология правления

Проблема ханствования и жизни Хызр-хана никогда не рассматривалась в научной печати отдельно. Если кто и упоминал этого хана, то только вскользь, не акцентируя на нем внимания и не посвящая ему даже абзаца. Этому есть простые объяснения: информация по данному хану очень скудна и обрывочна.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов