1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 

Бетон воронеж купить бетон beton-gbi-voronezh.ru/articles/kupit-beton.

Леонид Бобров. Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья

15.Примечания

[1] Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. II. Душанбе. 1989. С. 261–276, 308–316; История Кыргызстана с древнейших времен до конца XIX в. Бишкек, 1995. С. 199–211; История Киргизской ССР. Фрунзе, 1984.  Т. I. С. 393–407, 442–462; История Узбекистана в источниках, известиях путешественников, географов и ученых XVI – первой половины XIX вв. Ташкент, 1988.
[2] Висковатов А. Вооружение россиян во время и после татарского владычества до 1700 г. // Историческое описание одежды и вооружен Российских воск с 862 по 1700 г. СПб., 1899. Т. I. С. 29.
[3] Худяков Ю. С. Лук и стрелы сибирских татар // Восток-Запад: диалог культур Евразии. Проблемы истории и археологии. Казань, 2001. Вып. 2. С. 262.
[4] Худяков Ю. С. Защитное вооружение кыргызского воина в позднем средневековье // Проблемы средневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1991. С. 94–95; Бобров Л. А. Вооружение и тактика монгольских кочевников эпохи позднего средневековья // Военное дело на Дальнем Востоке. Специальный выпуск журнала Para-Bellum. СПб., 2001. № 13 С. 96–98.
[5] Robinson H. R. Oriental Armour. New York, 1967. P. 19, 57–59, 98–99, 114–115.
[6] Худяков Ю. С. Предметы маньчжурского вооружения в музеях Ганьсу и Синьцзяна // Традиционная культура Востока Азии: Археология и культурная антропология. Благовещенск. 1995. С. 39–40.
[7] Худяков Ю. С., Табалдиев К. Ш., Солтобаев О. А. Шлемы, найденные на территории Кыргызстана // Археология, этнография и антропология Евразии. 2001 №1 С. 104–106.
[8] Исмагилов Р. Б., Худяков Ю. С. Панцирь из городища Бузук-Тобе // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока.  Новосибирск. 1993. С. 211.
[9] Худяков Ю. С. Обзор археологических коллекций музеев Средней Азии (по материалам экспедиции ЮНЕСКО "Степной путь" в 1991 г.) // Проблемы археологии, этнографии, истории и краеведения Приенисейского края. Красноярск, 1992. Т. II. С. 25–27.
[10] Иванин М. И. О военном искусстве  завоеваниях монголо-татар и средне-азиатских народов при Чингс-хане и Тамерлане. СПб., 175. С. 147, 174, 203; Хара-Даван Э. Чигис-хан как полководец и его наследие. Элиста, 1991. С. 146–148.
[11] Валиханов Ч. Ч. Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи // Собр. Соч. Алма-Ата, 1961. Т. 1. С. 463–468; Худяков Ю. С. Чокан Валиханов о военном искусстве средневековых кочевников Азии // Чокан Валиханов и современность. Алма-Ата, 1988. С. 186; Курылев В. П. Оружие казахов // Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1978. Т. 34. С. 4–22; Алланиязов Т. К. Военное дело кочевников Казахстана. Алматы, 1998. С. 72–97; Гумдогдыев О. А. Военная история туркмен (на основе героических эпосов) // Военная археология. Оружие и военное дело в исторической и социальной перспективе. СПб., 1998. С. 270.
[12] Горелик М. В. Среднеазиатский мужской костюм XV–XIX вв. // Костюм народов Средней Азии. М., 1979. С. 49.
[13] Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение второй половины XIV – начала XV в. // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983. С. 245–250, 258–266; Он же. Ранний монгольский доспех (IX – первая половина XV в.) // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск, 1987. С. 172–198.
[14] Горелик М. В. Среднеазиатский мужской костюм… С. 68.
[15] Там же. С. 49; Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла в Самарканде и Бухаре XVI в. Ташкент, 1976. C. 70
[16] Долинина В. Г. Миниатюры рукописи "Тарих-и Абулхаир-хани" из собрания Института востоковедения АН Уз. ССР // Известия отделения общественных наук. Сталинабад, 1958. № 2(17). С. 56.
[17] Бехайм В. Энциклопедия оружия. СПб., 1995; Винклер П. Оружие. М., 1992; Robinson H. R. Oriental Armour. P. 26, 27.
[18] Долинина В. Г. Миниатюры рукописи… С. 56; Полякова Е. А., Рахимова З. И. Миниатюры и литература Востока. Ташкент, 1987; Пугач Г. А. К истории костюма Средней Азии и Ирана XV–XVI вв. по данным миниатюр // Труды Среднеазиатского государственного университета. Ташкент, 1956. Вып. 81. Кн. 12; Пугаченкова Г., Галеркина О. Миниатюры Средней Азии. М., 1979.
[19] Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение… С. 245–250, 258–266; Он же. Ранний монгольский доспех. С. 172–198; Gorelik M. Oriental armour of the Near and Middle East from the eighth to the feefteehth centuries as show in works of art // Islamic Arms and Armour.  London, 1979
[20] Иванин М. И. О военном искусстве  завоеваниях монголо-татар и средне-азиатских народов… С. 147, 174, 203; Хара-Даван Э. Чигис-хан как полководец и его наследие. С. 146–149.
[21] Пугаченкова Г. А. К истории костюма… С. 105.
[22] Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение… С. 255.
[23] Горелик М. В. Ранний монгольский доспех. С. 175.
[24] Там же.  С. 185; Рис. 9–3.
[25] Gorelik M. Oriental armour of the Near and Middle East. Р. 60; Fig. 177, 188, 189, 191, 19, 94, 196.
[26] Горелик М. В. Ранний монгольский доспех. С. 189.
[27] Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение… С. 247.
[28] До сих пор достаточно сложно определить, кого изображали художники Тебриза на миниатюрах из "Шах-наме" в 20-х гг. XVI в. С одной стороны, Тебриз, к этому времени уже давно входил в состав Сефевидского государства, но одежда, головные уборы (знаменитые "тельпек" и разрезные узбекские колпаки с козырьками), подчеркнуто монголоидный разрез глаз латников, указывают на их восточное происхождение.
[29] В терминах иногда наблюдается некоторая путаница. Так в записках Бурнашева и Поспелова, путешествовавших по Средней Азии в кон. XVIII в. нукеры именуются "караказанами". Хотя по тексту ясно, что речь идет именно о дружинниках: "…они сверх услуги своим ходжам…, как скоро потребуется всегда должны быть готовы к походу. Сам владелец и дети его могущие управлять войском имеют свои знамена и следовательно своих караказанов. Число же всех не простирается более 6-ти тысяч" ("История Узбекистана в источниках…", 1988, с. 152). Помимо нукеров (по тексту "караказанов") имелось и собственно ополчение, противопоставляемое дружине: "…ежели по обстоятельствам нужно будет, то число войска умножается собранием с каждого дому по одному или по два человека. В противном случае и все годные к войне люди употребляются" (там же).
[30] Джикиев А. Из истории военно-нокерской службы у туркмен // Военная археология. Оружие и военное дело в исторической и социальной перспективе. СПб., 1998. С. 270.
[31] Чимитдожиев Ш. Б. Взаимоотношения Монголии и Средней Азии в XVII–XVIII вв. М., 1979. С. 9, 25, 74.
[32] Чимитдожиев Ш. Б. Взаимоотношения Монголии и Средней Азии. С. 74.
[33] В конце XVI в. наблюдается известная деградация нукерской службы. В Хиве нукеры получают наделы земли и фактически превращаются в "поселенное войско", в то время, как в Бухарии нукеры все чаще начинают привлекаться к исполнению не воинских обязанностей ("услуг"): работе по дому, функций надсмоторщиков, управленцев и т. д. В результате появление "сарбазов" (регулярной армии) в Средней Азии  воспринимается большей частью исследователей, как исключительное нововведение не имеющее исторических корней.
[34] Так, например, Бабур описывал тактику узбеков, как типичную тактику степной легковооруженной конницы: "... когда идут на неприятеля, (то) тогда спереди и сзади бек и его нукеры все бросают стрелы и сдерживают лошадей, а когда возвращаются назад, скачут бросивши поводья (Ахметов, "Государство кочевых узбеков", М. 1965 г., с. 107– 108).
[35] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла в Самарканде и Бухаре XVI в. Ташкент, 1976. С. 125.
[36] Там же. С. 117.
[37] Вероятно,  степняки производили часть оружия самостоятельно (Ахмедова, 1965, с. 81), но у них отсутствовала мощная производственная база, которая находилась в руках тимуридов.
[38] История Самарканда с древнейших времен до 1917 г. Ташкент, 1969. Ч. 1. С. 270.
[39] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла. С. 118.
[40] История Узбекистана в источниках, известиях путешественников, географов и ученых XVI – первой половины XIX вв. Ташкент, 1988. С. 152.
[41] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла. С. 117.
[42] История Самарканда. С. 270.
[43] Бабур-намэ. Ташкент, 1958. С. 131; вероятно, на Бабуре была не кольчуга, а пластинчатый панцирь-куяк.
[44] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла. С. 117, 124–125.
[45] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла. С. 117–118.
[46] Фехнер М. В. Торговля русского государства со странами Востока в XVI в. // Труды Государственного исторического музея.  М., 1956. Вып. 21. С. 53–54.
[47] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла. С. 116.
[48] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла. С. 123–124.
[49] Фехнер М. В. Торговля русского государства. С. 96.
[50] Шах Махмуд ибн мирза Фазил Чурас. Хроника. М.. 1976. С. 232.
[51] Матералы по истории Средней Азии в X–XIX вв. Ташкент, 1988. С. 232.
[52] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла. С. 119.
[53] Манас. Киргизский героический эпос. М., 1995. Кн. 4. С. 385, 386, 419, 600, 692, 694, 695.
[54] Там же. С. 600.
[55] История Узбекистана. С. 152.
[56] Там же. С. 214.
[57] Пугаченкова Г. А. К истории костюма. С. 130.
[58] Манас. С. 384.
[59] Пугаченкова Г. А. К истории костюма. С. 110.
[60] Исмагилов Р. Б., Худяков Ю. С. Панцирь из городища Бузук-Тобе. С. 211.
[61] Исмагилов Р. Б., Худяков Ю. С. Панцирь из городища Бузук-Тобе. С. 210; рис. 7.
[62] Там же. С. 210–212.
[63] Кренке Н. А. Коллекция В. В. Радлова из раскопок курганов XVII в. в Сибири // Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск, 1984. С. 141.
[64] Герасимов Ю. В. Погребения с вооружением в позднесредневековом комплексе могильника Окунево-VII на Татарском увале // Наследе древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. Материалы 40-й Региональной археолого-этнографической студенческой конференции. Новосибирск, 2000. Т. 2. С. 17.
[65] Висковатов А. Вооружение россиян. С. 30–31.
[66] Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение… С. 246–247.
[67] Гордеев Н. В. Русский оборонительный доспех // Государственная Оружейная палата Кремля. М., 1954. С. 102.
[68] Шлякина Н. С., Панова Т. Д., Авдусина Т. Д. Предметы воинского снаряжения и оружие из раскопок в Московском Кремле // Советская Археология. 1979 №2 С. 224–225.
[69] Гордеев Н. В. Русский оборонительный доспех. С. 94.
[70] Чжун Го гу дай бин ци ту цзи (древнекитайское оружие – коллекция рисунков) Пекин, 1990. С. 25.
[71] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла. С. 117.
[72] Денисова М. М., Портнов М. Э., Денисов Е. Н. Русское оружие XI–XIX вв. М., 1953. С. 144.
[73] Худяков Ю. С. Защитное вооружение кыргызского воина в позднем средневековье // Проблемы средневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1991. С. 94.
[74] Чжун Го гу дай бин ци ту цзи. С. 255.
[75] Манас. С. 419.
[76] Горелик М. В. Ранний монгольский доспех. С. 176; рис. 5, 7, 8.
[77] Горелик М. В. Ранний монгольский доспех. С. 185; рис. 9, 1.
[78] Денисова М. М., Портнов М. Э., Денисов Е. Н. Русское оружие. Табл. XIII, 100; Бехайм В. Энциклопедия оружия. С. 129–130; рис. 169, 170.
[79] Байм М. Оружие.  София, 1994. С. 33.
[80] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла. С. 119.
[81] Там же. С. 181.
[82] Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение… С. 250.
[83] Равдоникас Т. Д. Одна из функций стеганой одежды // Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Сборник Музея Антропологии и этнографии. Л., 1978. Вып. 34. С. 177.
[84] Равдоникас Т. Д. Одна из функций… С. 177; Абрамзон С. М. Черты военной организации и техники у киргизов. Фрунзе, 1945. С. 174.
[85] Банзаров Д. О воинских названиях некоторых старинных русских вооружений // Собрание сочинений. М., 1955. С. 162–163.
[86] Там же. С. 304.
[87] Абрамзон С. М. Черты военной организации. С. 175.
[88] Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984 С. 67.
[89] Худяков Ю. С., Табалдиев Т. Ш., Солтобаев О. А. Шлемы, найденные на территории Кыргызстана // Археология, этнография и антропология Евразии. 2001 №4 С. 104–105.
[90] Горелик М. В. Ранний монгольский доспех. С. 191, 192; рис. 11, 10, 11, 12.
[91] Пятышева Н. В. Восточные шлемы с масками в Оружейной палате Московского кремля // Советская Археология. 1968 № 3 С. 231.
[92] Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение…  С. 265.
[93] Бабур-намэ. С. 126.
[94] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла. С. 117.
[95] Винклер П. Оружие. С. 279.
[96] Денисова М. М., Портнов М. Э., Денисов Е. Н. Русское оружие. Табл. XIII, 97.
[97] Gorelik M. Oriental armour of the Near and Middle East. Р. 56; Fig. 105, 115–117.
[98] Денисова М. М., Портнов М. Э., Денисов Е. Н. Русское оружие. Табл. XIII, 96. Кольчато-пластинчатый набедренник опубликован в перевернутом виде.
[99] Висковатов А. Вооружение россиян. С. 34.
[100] Горелик М. В. Ранний монгольский доспех. С. 196–197.
[101] Мукминова Р. Г. Очерки по истории ремесла. С. 116.
[102] Денисова М. М., Портнов М. Э., Денисов Е. Н. Русское оружие. Табл. XIII, 251.
[103] Горелик М. В. Ранний монгольский доспех. С. 198, 200.
[104] Там же. С. 119; рис. 13, 2, 5, 8.
[105] Там же. Рис. 13, 2, 3, 4, 5, 67.
[106] Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение… С. 267.
[107] Бабур-намэ. С. 105, 106.
[108] Один из авторов настоящей статьи имел возможность ознакомиться с данными материалами в оде работы экспедиции ЮНЕСКО "Степной путь" в 1991 г. см.: Худяков ЮС. Обзор археологических коллекций музеев Средней Азии (по материалам экспедиции ЮНЕСКО "Степной путь" в 1991 г. // Проблемы археологии, этнографии, истории и краеведения Приенисейского края.  Красноярск. 1992. Т. 1. С. 24–27.
[109] Robinson H. R. Oriental Armour. Pl. III, C; V, B; XVII, A, B, C, D.
[110] Ibid. Pl. IV, A, B; XIV, A, B, C, D; XVI, A, B.
[111] Ibid. Pl. II, A, B, C, D; XVI, A, B.
[112] Ibid. Pl. IV, A; VII, B; XI, A, B.
[113] Ibid. Fig. 43.
[114] Ibid. Pl. III, B; Fig. 19, D; 20, A, D.
[115] Ibid. Pl. IV, A, B; Fig. 52, C, D.
[116] Ibid. Pl. IV, A; X, C.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15   
1 сентября 2008      Автор: admin      Просмотров: 40537      

Другие статьи из этой рубрики

Иштван Вашари. Многоязычие и культурные взаимодействия в Золотой Орде

Следствием монгольских завоеваний было образование к середине XIII века крупнейшей из известных в истории евразийских империй. После избрания Чингиза ханом всего монгольского мира и объединения в 1206 году монгольских племен, с территории Монголии выступила армия, состоявшая из воинов-кочевников и представлявшая собой невиданную по мощи боевую машину, которая всего за два поколения (то есть к 60-м годам XIII столетия) создала огромную империю, простиравшуюся по всему евразийскому континенту от Китая до Карпат. В течение долгого времени исторические исследования со-средотачивались, в основном, на военных событиях монгольских завоеваний, и в большинстве работ акцент делался на катастрофические разрушения, причиненные нашествием монголов практически во всех странах и обществах Евразии.

Александр Юрченко. Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию

Ритуал клятвы относится к культурным универсалиям. Видов клятв и вариантов их реализации ограниченное число. Клятва на золоте, как и большинство сюжетов, связанных с реалиями повседневной жизни в Монгольской империи, редко привлекает внимание исследователей. Остается неизвестным, каким образом монгольские ханы предоставляли гарантии безопасности иноземным правителям, требуя их прибытия на курултаи. Как создавалась атмосфера доверия, предшествовавшая непосредственной встрече высоких сторон? Широкие контакты, которые Монгольская империя навязывала сопредельным и зависимым от нее странам, как правило, имели целью создание военных союзов. То же самое относится к взаимоотношениям различных кланов Чингизидов. Во всех этих случаях использовалась клятва на золоте. В персидских источниках монгольского времени ритуал фигурирует под образным выражением "съесть золото" и, видимо, в силу известности содержание ритуала не раскрывается. Наша задача — раскрыть суть этого инструментария. История клятвы такова.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов