1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



Леонид Бобров. Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья

4.Доспехи с ламинарной и ламеллярной системой бронирования

Как уже отмечалось выше изображений ламеллярных и ламинарных панцирей на миниатюрах кон. XV-XVII вв. не много. Гератская миниатюра кон. XV в. дает нам образцы ламинарных доспехов этого периода. Бросаются в глаза разительные перемены, произошедшие по сравнению с предыдущим периодом.

Панцирь лишился наплечников, набедренников, накрестников и передников. По сути, из всего комплекса нетронутой осталась только кираса с разрезом на боку или по оси и "ребрами жесткости" (табл. 2: 1-3). Наплечные ремни не изображены. Однако, маловероятно, что их вообще не было, и кираса держалась на корпусе за счет зауженной талии. Судя по желтому и желто-коричневому цвету панцирей материалом для их изготовления было железо или кожа. Полосы кирасы покрыты орнаментом (табл. 2: 1, 2). На миниатюрах, панцири одеты поверх халатов усиленных наплечниками и металлическими бляхами (табл. 2: 1, 3).
 
В XVI в. изображения ламинарных и комбинированных ламинарно-ламеллярных панцирей очень редки. Самые ранние изображения среднеазиатских ламинарных панцирей в "Фатх-намэ" 1502-1507 годов) [59] в точности повторяют  гератские ламинарные доспехи кон. XV в. Наиболее популярным видом покроя продолжают оставаться кирасы, с боковыми, изредка осевыми, разрезами и осевыми ребрами жесткости на груди и спине. В середине XVI в. встречаются изображения комбинированных ламинарно-ламеллярных
 
Стр.118
кирас с заостренным верхним краем нагрудника (табл. 2: 4). На бухарской миниатюре 1598 г. ламинарные кирасы дополнены небольшими ламеллярными и ламинарными сегментами: нагрудниками и наспинниками (табл. 2: 6, 7). Наплечники были не особенно популярны и ламинарные кирасу, как правило, одевались на стеганные ватные панцири или халаты усиленные изнутри железными пластинами.

Нельзя исключать возможность существования, помимо кирасообразного покроя, покрой в виде ламинарного или комбинированного "халата" с короткими рукавами и длинными набедренниками, панцирным подолом. В туркменском эпосе сохранился термин, который может быть отнесен к описываемому типу доспеха - "демир-дон" - "железный халат". На самаркандской миниатюре 40-х годов XVI в. вероятно в такой "халат" одет всадник изображенный во главе отряда "врагов" - степняков выступающих против главного героя миниатюры (табл. 2: 5). К сожалению, миниатюра достаточно схематична и плохо сохранилась и не совсем понятно действительно ли, перед нами "халат" или просто дополненная наплечниками и набедренниками кираса. Характерно, что этот панцирь носит не воин из окружения "Махмуда Газневи" (он и его воины одеты в классические бухарские доспехи), а "северный варвар" (по мысли автора миниатюры "сельджук"), выступающий под трехрогим бунчуком номадов.
 
Число изображений воинов в ламеллярных и ламинарных панцирях на протяжении XVI в. постоянно уменьшается, а в XVII  такие изображения почти совсем исчезают.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15  Вперед
1 сентября 2008      Автор: admin      Просмотров: 29466      

Другие статьи из этой рубрики

Г.Г. Пиков. О «кочевой цивилизации» и «кочевой империи». Статья вторая: «Кочевая империя»

В статье представлен анализ понятия "кочевая империя" и ряда ее признаков. Кроме того, автор делает попытку определить ее место не только в этнополитической, но и культурной истории Евразии. Кочевые империи рассматриваются как восточноазиатский феномен и признак наивысшего этапа развития кочевой цивилизации.

Г.Г. Пиков. Памяти хана Кучлука (из истории становления Монгольской империи)

Одним из этих персонажей стал хан Кучлук, с именем которого до сих пор употребляются такие эпитеты, как "бездарный", "злокозненный", "злодей", "авантюрист", "узурпатор", "враг Ислама" и т. п. Считается до сих пор, что "этот дикий потомок алтайских кочевников не обладал ни единым качеством, сколь-либо полезным для управления тюрками, в значительной мере уже оседлыми". Если учесть, что самому Кучлуку так и не было дано ни единой возможности высказаться в свою защиту (нет ни одного сочинения, где бы он рассматривался как фигура положительная), то все обвинения в его адрес можно рассматривать как результат очень мощной пропагандистской кампании, проведенной против него фактически объединенными силами монгольских и мусульманских историков XIII в. и доверия к этим оценкам, существовавшего на протяжении последующих столетий как в Азии, так и в Европе. В данной статье и делается попытка рассмотреть место мятежного хана в сложнейшей истории становления мощной монгольской империи, не уходя в другую крайность – идеализацию личности Кучлука.

Александр Юрченко. Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию

Ритуал клятвы относится к культурным универсалиям. Видов клятв и вариантов их реализации ограниченное число. Клятва на золоте, как и большинство сюжетов, связанных с реалиями повседневной жизни в Монгольской империи, редко привлекает внимание исследователей. Остается неизвестным, каким образом монгольские ханы предоставляли гарантии безопасности иноземным правителям, требуя их прибытия на курултаи. Как создавалась атмосфера доверия, предшествовавшая непосредственной встрече высоких сторон? Широкие контакты, которые Монгольская империя навязывала сопредельным и зависимым от нее странам, как правило, имели целью создание военных союзов. То же самое относится к взаимоотношениям различных кланов Чингизидов. Во всех этих случаях использовалась клятва на золоте. В персидских источниках монгольского времени ритуал фигурирует под образным выражением "съесть золото" и, видимо, в силу известности содержание ритуала не раскрывается. Наша задача — раскрыть суть этого инструментария. История клятвы такова.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов