1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



Леонид Бобров. Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья

7.Кольчужный доспех ("савут")

Судя по сообщениям письменных источников и данным иконографии основным типом доспеха, прикрывавшим корпус воина XVI-XVII вв. была кольчуга, "савут". Кольчужные панцири были широко распространены в Средней Азии еще в период раннего средневековья.  Обычно оруживеды выделяют различные виды кольчатых панцирей: кольчуги, "пансыри", байданы, а иногда и подвиды: "пансыри в узел", "пансыри вострогвоздь", "коробчатые пансыри", "черкесские пансыри" и т. д. Основное различие заключается в способах крепления колец между собой, а так же в форме самих колец. При этом форма покроя для всех видов кольчатых панцирей примерно едина [69]. Не смотря на то, что в среднеазиатском и казахском эпосе встречаются  разнообразные типы кольчатых панцирей: "ак сауыт" - "белая серебреная кольчуга", "бадана" или "байдана" - кольчуга из крупных плоских колец, "жаланкат" - кольчуга, одеваемая под пластинчатый панцирь и т. д. среди дошедших до нас кольчатых панцирей встречаются только кольчуги, а на миниатюрах, как уже было сказано выше, единство

Табл. 123
покроя не позволяет выделить дополнительные варианты этого типа защитного вооружения. Поэтому в данной статье мы будем считать кольчужные панцири синонимом кольчатого доспеха вообще.
 
Гератские миниатюры кон. XV в. дают нам образцы достаточно совершенного кольчужного доспеха, состоящего из кольчужной рубашки с рукавами до середины предплечья, коротким подолом и кольчужными набедренниками дополненными железными наколенниками (табл. 4: 2, 3). Очень похожие панцири изображены и в среднеазиатской миниатюре XVI-XVII вв (табл. 4: 6-8, 11). Изменения коснулись лишь защиты бедра и голени, которая стала кольчато-пластинчатой, а у средневооруженных воинов исчезла совсем. Характерные для XIV-XV вв. кольчуги со сплошным осевым разрезом с начала XVI в. изредка встречаются на миниатюрах Южного Ирана (табл. 4: 1, 4, 5), а со второго десятилетия того же века исчезают совсем. Вместе с ними уходит в прошлое и традиция оформления кольчужных разрезов тканевыми полосами, а сплошной осевой разрез стягиваемый пуговицами в кон. XVI-XVII веках встречается только в Кашгарии и Китае [70]. От тимуридских образцов узбекские кольчуги XVI в. заимствуют рукава до середины предплечья и подтреугольные, арочные, вырезы на подоле, облегчающие посадку на коня (табл. 4, 4).

Дошедшие до наших дней кольчуги XVI-XVIII вв. хранятся в фондах Музея истории народов Узбекистана им. Айбека (табл. 9: 1). Это все те же "рубахи" с короткими рукавами и подолом. Единственное отличие от гератских образцов кон. XV в. заключается в невысоких кольчужных воротниках, в которые продеты полоски из кожи, прочной ткани или бархата "обеспечивающие вертикальное положение воротникам" [71]. Киргизские и осмотренные авторами туркменские кольчуги практически не отличаются от своих "бухарских" аналогов, ни по покрою, ни по весу.

Как и кольчуги других регионов среднеазиатские "савут" крепятся на "гвоздь" - кольца кольчуги клепаны заклепкой-гвоздем, выходящим на обе стороны кольца. Исследователи считают, что среднеазиатские кольчуги были тяжелее своих западных аналогов [72]. Возможно, утяжеление панциря было результатом так называемого "двойного плетения", когда в одно кольцо вставлялось не 4, а 6 соседних колец.

Интересно, что покрой кольчатых панцирей восточных соседей Бухары почти в точности повторял покрой среднеазиатских кольчуг. Так хранящаяся в Минусинском краеведческом музее им. Мартьянова, так называемая "татарская", вероятно, кыргызская, кольчуга в точности повторяет изображения "савут" на бухарских миниатюрах XVII в. Кольчужная рубашка длиной 72 см имеет разрезной ворот с глубоким "подполком" застегивающимся налево и короткий подол с разрезом для удобства при верховой езде (табл. 9: 3).

Параметры другой кыргызской кольчуги хранившейся в семействе Д. К. Доможакова так же соответствует основным типологическим

Стр. 124
особенностям среднеазиатских и русских кольчатых панцирей. Она имеет рукава до середины предплечья, короткий подол и характерный разрез на вороте и груди. Общая длина этого кольчатого панциря - 79 см [73]. Хранящиеся в  музее провинции Ганьсу в городе Ляньчжоу и музее Большого буддийского монастыря в городе Чжанье джунгарские кольчуги так же выкроены в рамках среднеазиатских традиций. В первую очередь это относится к кольчуге из Ляньчжоу с разрезом на правой стороне груди и на подоле, с рукавами до середины предплечья (табл. 9: 4). Единственное отличие кольчуги из Ляньчжоу от кольчуги из Минусинского музея заключается в том, что ворот застегивается направо, а не налево. Вторая кольчуга  не имеет таких ярко выраженных среднеазиатских черт (табл. 9:  2), но и она не походит на дальневосточные аналоги со сплошным осевым разрезом (табл. 9: 5) [74].

В XVII в. делаются попытки усовершенствовать кольчужную "рубашку", например с помощью длинных кольчатых рукавов (табл. 4: 9, 10). Однако численно преобладают привычные варианты прошлых лет.

Судя по письменным источникам, кольчуга плотно облегала тело воина [75]. Это подтверждается данными иконографии. Под кольчугу обычно надевали толстый халат или кожаную рубаху, рукава которой выглядывали из-под кольчужной брони (табл. 4: 6-8).

Сравнивая среднеазиатский кольчатый доспех с османскими, русскими и иранскими аналогами нельзя не заметить сходства  в вариантах покроя и технологии изготовления панцирей этих регионов. Причем в данном случае речь идет не столько о прямом заимствовании, сколько о некой универсальности развития "восточного комплекса вооружения", как такового.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15  Вперед
1 сентября 2008      Автор: admin      Просмотров: 32529      

Другие статьи из этой рубрики

"Жизнеописание Цзинь Миди". Отрывок из сочинения "Ханьшу". Цзюань 68. Авторский перевод Игоря Сабирова.

Цзинь Миди, дворцовое имя которого было Вэншу, сначала был наследником сюннуского правителя Сюту. Во время годов под девизом правления Юаньшоу (122-118) командующий легкой кавалерией Хо Цюйбин атаковал территорию правого крыла сюнну, отрубив множество голов хусцев и захватив статую золотого человека, посвященного Небу, который почитался правителем Сюту. В это лето (121) командующий легкой кавалерией еще раз выступил от Цзюйяня и напал на район гор Цилянь, захватив и убив множество врагов.

Заур Гасанов. От шаманистической мифологии до тюркского эпоса Кёроглы (и мифа о происхождении скифов от Геракла)

При исследовании различных версий эпоса "Кёроглы" нам удалось обнаружить параллели между сюжетом эпоса и мифом о "происхождении скифов от Геракла". Хотелось бы отметить, что мы не привлекали к исследованию образа скифского Геракла греческие мифы о Геракле. Хотя миф о происхождении скифов от Геракла был рассказан Геродоту эллинами, проживающими в Северном Причерноморье у нас есть все основания полагать что данный миф относится к киммерийско-скифской мифологии, поскольку, во первых данный миф прослеживается в греческих источниках лишь в связи с упоминаниями о скифах. Во вторых, сюжет о поясе Геракла с висящей на застежке золотой чаше находит свое археологическое подтверждение в скифском кургане Аржан 2.[
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов