1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



Леонид Бобров. Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья

8.Усилители панцирей, зерцала,  зерцальный доспех

Идея прикрыть грудь воина цельным железным листом, усилив основной панцирь, родилась в Передней Азии еще в эпоху Древнего мира. Самым популярным видом зерцал в эпоху развитого средневековья были зерцала дисковидной формы. Металлические диски, привязанные к нагрудникам, наспинникам и наплечникам монгольских воинов встречаются в иранской миниатюре XIII-XIV вв. [76]. Небольшие железные зерцала обнаружены в захоронениях монгольских воинов этого же периода. На Дальнем Востоке и в Центральной Азии помимо собственно защитных функций металлические диски вплоть до этнографического времени несли и сакральный смысл.

В Средней Азии XV-XVII вв. небольшие дисковидные зерцала были очень популярны. Они крепились спереди - на уровни груди и сзади - на лопатках (табл. 1: 2, 7, 9, табл. 3: 2, табл. 5: 4, 6). Судя по изображенным  на миниатюрах отверстиям в зерцалах (табл. 1: 7, табл. 5: 4) кожаные ремни пропускались сквозь них и привязывались к поверхности панциря, стягивая

Стр. 125
пластину и доспех. Дисковидные зерцала носились поверх всех типов доспехов: ламинарных панцирей (табл. 1: 2), куяков (табл. 1: 7, 9), бехтерцов (табл. 3: 2) и просто наддоспешных халатов (табл. 5: 4, 6). Иногда поверхность зерцал была гладкой, но чаще пластины имели выгравированные волнообразные окантовки (табл. 1: 2, 9), в кон. XVI - XVII вв. сами  края пластин могли делать волнистыми (табл. 5: 4). В XVI-XVII веках круглые зерцала широко употреблялись не только воинами тяжеловооруженной и средневооруженной конницы, но и легкоконными стрелками из лука. Представители знати носили нагрудные пластины, в комбинации с наплечниками нашитыми на мягкую основу панцирей из органических материалов (табл. 5: 6).

Наряду с дисковидными зерцалами, пришедшими в регион с Востока, в XVI в. в Среднюю Азию, вместе с рядом других новшеств с Запада, проникли прямоугольные зерцала, в XVII в. ставшие очень популярными, не только в Бухаре и Кашгарии, но и в Северной Индии. Впервые такие зерцала были зафиксированы в Иране XIV в. [77]. Обычно прямоугольные зерцала носились попарно: одно на груди, другое - на спине. Они соединялись на плечах с помощью кожаных ремней и фиксировались на поясе специальными лямками (табл. 10: 13, табл. 5: 3). Такие зерцала почти никогда не носились самостоятельно, а одевались поверх кольчатых, кольчато-пластинчатых или "мягких" панцирей. Интересно, что если  в начале XVII в. бухарские латники носили зерцала склепанные из отдельных полос (табл. 5: 1, 2), то уже к сороковым годам гомогенные зерцальные пластины, снабженные окантовкой, употребляются, среди аристократии, исключительно широко.
 
Представители высшей знати, начиная с 40-х гг. XVII в. вместо зерцал носили "зерцальные доспехи", которые были результатом развития прямоугольных зерцал. Доспех состоял из четырех прямоугольных пластин, две из которых прикрывали грудь и спину, две остальные - бока (табл. 10: 7, 12, табл. 5: 5, 7). Пластины-боковины, как видно из дошедших до нас реальных экземпляров доспехов, имели подмышечные вырезы. Между собой пластины соединялись шарнирами или кожаными шнурами [78]. Панцирь фиксировался на корпусе с помощью плечевых ремней, нашейной лямки и пояса. Кожаные ремни в области плеч были особенно уязвимы от секущих ударов клинковым оружием, поэтому в Бухаре их стали снабжать выпуклыми наплечниками полусферической формы (табл. 10: 7, 12, Табл. 5: 5, 7). 

В Северной Индии и, возможно, Кашгарии наплечные лямки покрывались с внешней стороны кольчужными накладками и имели специальные заклепки для крепления к наспинной части [79]. Зерцальный доспех всегда  носился поверх "мягких" панцирей и халатов, которые скрывали кольчатые и кольчато-пластинчатые панцири. Судя по дошедшим до нас экземплярам зерцальных панцирей и их изображениям на миниатюрах, поверхность пластин покрывалась гравировкой, золочением, а парадные экземпляры,

Стр. 126
один из которых хранится в фондах Оружейной Палаты Московского кремля, украшались даже драгоценными камнями.

Среди металлических усилителей панциря можно выделить наплечники, в XV в., как правило, подтреугольные, в XVI-XVII вв. - овальные, которые или пришивались к поверхности доспеха и вплетались в его основу или были съемными. В конце XV в. фиксируются  полусферические налокотники (табл. 10: 10), которые, впрочем, не получили широкого распространения в силу высоких защитных свойств створчатых наручей "голчак" надежно защищавших руку от кисти до предплечья. Приведенное на вышеуказанной миниатюре изображение налокотников, связано с тем, что воин изображен в уникальном длиннорукавном "мягком" панцире исключавшем возможность использовать железные наручи.

Из мелких панцирных усилителей использовались пластинки округлой, прямоугольной и сложной вырезной формы, нашивавшиеся поверх халатов и панцирей из "органических материалов" (табл. 2: 1). Наибольшее количество изображений таких усилителей приходится на кон. XV в. По мере усовершенствования форм покроя и качества доспехов число таких усилителей постепенно уменьшается и к XVII в. почти сходит на нет.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15  Вперед
1 сентября 2008      Автор: admin      Просмотров: 41242      

Другие статьи из этой рубрики

Александр Собянин. Библиография Euroasiatica Bulgarica

Данная библиография по булгарскому (казанскотатарскому) народу была подготовлена мною, в качестве библиографического приложения к нашей с У.Ф.Батыровым статье "Булгары: неизвестная история очень известного народа", для сайта журнала "Профи" на основе библиографии по булгарскому вопросу Р.Х. Бариева. Свою библиографию доктор философских наук, профессор, полковник в отставке Бариев Риза Халирахманович подготовил в ходе работы над своей книгой: Р.Х. Бариев. "Философские аспекты этногенеза волжских булгар". Санкт-Петербург, 1997. 418 с.

Д.М. Исхаков. термин "татаро-монголы/моноло-татары": понятие политическое или этническое? Опыт источникового и концептуального анализа

Несмотря на усиление в последние годы внимания исследователей к этническим аспектам процесса формирования на рубеже XII-XIII вв. Великиго Монгольского государства, одна из ключевых проблем этого периода, связанная с определением этнической принадлежности татарских и других, связанных с ними кланов, все еще остается дискуссионной. Настоящая статья посвящена анализу данной проблематики с целью выработки более однозначного понимания этнической ситуации в Центральной Азии периода становления там Еке Монгол Улуса. В итоге рассмотрения существующих в историографии подходов относительно этнической номенклатуры, применявшейся монгольскими и китайскими источниками по отношению к расселявшимся в этой зоне тюркским и монгольским группам, автор статьи склоняется к мнению о тюркской этнической принадлежности татар и некоторых других (найманы, меркиты), известных по источникам, кланов, с которыми в ходе формирования "народа монголов" столкнулся Чингиз-хан. При этом устанавливается историческая связь домонгольских татар с Кимакским и Уйгурским каганатами, в том числе выявляется их принадлежность к элитным - "царственным" слоям названных тюркских государств. А это, в свою очередь, позволяет выявить присутствие татарского со-ставного элемента у восточных кыпчаков-кимаков (йемеков), имевших тесные связи с последней династией хорезмшахов. Общий вывод, который следует из материала, подвергнутого детальному и комплексному изучению в поставленном ракурсе, сводится к тому, что необходимо новое понимание термина "монголо-татары", являющегося не навязанным китайскими чиновниками понятием, а содержательным поли- тонимом, маркирующим двусоставной - тюрко (татарско)-монгольский характер государствообразующего "народа" Великой Монгольской империи. В публикации также делается заявка на продолжение данной темы применительно к Улусу Джучи.

Ж. Сабитов Золотоордынский клан Бек-Суфи: история и вопросы генеалогии

История Золотоордынского клана Бек-суфи не являлась объектом пристального изучения: в основном дискутировалась генеалогия самого Бек-суфи. Первые статьи о Бек-Суфи появились в связи с обнаружением монет с его именем отчеканенных в Крыму в 822, 823,824 и 825 годах хиджры. Северова М.Б. в своей статье "Об имени золотоордынского хана на монетах Крыма 822 и 823 гг. хиджры (1419, 1420 гг. н.э.)" впервые отождествила монетного Бек-Суфи с Бек-суфи, сыном Бектута из Тука-Тимуридов. Северова подсчитала, что если считать, что Бек-Суфи сын Бектута сына Данишменда сына Баяна сына Тука-Тимура сына Джучи сына Чингисхана дожил до 823 года, то одно поколение в этом клане должно равняться 35 годам. Это предположение Северовой вызвало здоровую критику исследователей, которая все-таки не появилась в форме статьи.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов