1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 

Кровать с матрасом купить мягкую интерьерную кровать.

Леонид Бобров. Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья

9.Доспех из органических материалов ("мягкий доспех")

Несмотря на то, что оружейники Самарканда и Бухары производили сотни полных комплектов доспехов, большая часть воинов узбекских правителей (часть нукеров и подавляющее количество ополченцев) не имели возможности приобрести металлические панцири, и вынуждены были довольствоваться доспехами из органических материалов: кожи, войлока, ваты. Так по свидетельству Мухаммеда Салиха узбекские воины, не имевшие металлического панциря "обматывали тело войлоком" [80].

В XIII-XIV веках в Передней Азии фиксируется покрой "мягких" панцирей в виде "халата" с оплечьями "листовидной" формы и с осевым разрезом, реже  с короткими полами, иногда с длинными рукавами и косым запахом. Верхний слой "мягких" панцирей XIV в. делали из однотонного белого войлока, кожи, ткани (одноцветной или с рисунком), иногда из "шкуры мехом наружу" [81]. Позднее, в XIV - перв. пол XV в. преобладал красный цвет [82].

Судя по данным письменных источников, в Средней Азии и Кашгарии в эпоху Позднего средневековья существовало несколько видов "мягкого" доспеха имевшие разные названия:
1. "Кюбе" - покрой в виде халата, иногда усиленный обрывками кольчуги и "непроницаемый для стрел". Различали по цвету верхнего тканевого покрытия: "ак-кюбе" - "белый кюбе" и "кек"-кюбе - "синий кюбе".

Стр. 127
2. "Чопкут"- кроился в виде распашного кафтана и подбивался толстым слоем шерсти, ваты. Как правило "чопкут" заменял панцирь, но иногда мог поддеваться под него.

3. "Купу" - стеганные на вате, шерсти, панцири синего или белого цвета [83]. Покрой не ясен.

4. "Олпок" (аналог монг. "олбок"). Его "не может пробить пуля", т.к. их одевают один на другой, причем верхний  панцирь часто "рвется стрелами и пиками" [84]. По мнению Д. Банзарова  монгольский "олбок" был "толсто подбит хлопчатою бумагой или пенькою" и напоминал русский тягиляй, а его поздние образцы (XIX в.) имели короткие рукава и подол [85]. В современном монгольском языке "олбок" употребляется в значении "тюфяк", "матрац" и т.д. [86].
 
Тянь-шаньские киргизы использовали панцири из кожи "шарпылдак" [87]. К сожалению, их покрой не известен.

На бухарских миниатюрах XVII в. "мягкие" доспехи скроены виде распашных кафтанов с осевым разрезом, короткими рукавами и подолом до середины бедра, или до колен (табл. 10: 9, 11, 13). Длинные стеганые рукава, усиленные железными наплечниками и налокотниками еще встречающиеся на миниатюрах кон. XV в (табл. 10, 10), в XVI в. исчезают. Поверхность стеганых панцирей XVI-XVII в.  покрывалась цветной тканью, как правила красного, оранжевого, или белого цвета.

Известные еще с XV в. толстые стеганные ватные воротники со второй четверти XVII века встречаются на миниатюрах все чаще. Как правило, такие воротники можно видеть на воинах одетых в металлические доспехи (табл. 4, рис. 11). Возможно,  воротники пришивались к более тонкой поддоспешной одежде или вообще одевались отдельно. Только в некоторых случаях можно предположить, что под доспех одет целый "тягеляй" и стеганый воротник является его частью (табл. 10: 11, 13).

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15  Вперед
1 сентября 2008      Автор: admin      Просмотров: 40536      

Другие статьи из этой рубрики

А.В. Соломин. Происхождение тунгусского князя Гантимура по данным ономастики.

Одним из основных вопросов этнической истории Восточного Забайкалья и истории русско-китайских отношений остаётся вопрос происхождения князя Гантимура – ключевой фигуры в региональных событиях XVII века. Во всех российских официальных документах вплоть до советского времени князь и его потомки именуются конными тунгусами, т.е. эвенками. Более того, тунгусами было названо всё подвластное Гантимуру население: эвенкийское племя нелюдов и многочисленные роды пашенных дауров Верхнего Амура

В.Я. Бутанаев. Кыргызское государство (VI в. н.э. – 1207 г.н.э.)

Выборочные разделы II главы новой, еще не опубликованной книги хакасского историка Виктора Яковлевича Бутанаева "Очерки историия Хакасии" (С древнейших времен до современности"). Книга будет издана в этом году в Абакане и вскоре должна появится в продаже.

Ж. Сабитов Золотоордынский клан Бек-Суфи: история и вопросы генеалогии

История Золотоордынского клана Бек-суфи не являлась объектом пристального изучения: в основном дискутировалась генеалогия самого Бек-суфи. Первые статьи о Бек-Суфи появились в связи с обнаружением монет с его именем отчеканенных в Крыму в 822, 823,824 и 825 годах хиджры. Северова М.Б. в своей статье "Об имени золотоордынского хана на монетах Крыма 822 и 823 гг. хиджры (1419, 1420 гг. н.э.)" впервые отождествила монетного Бек-Суфи с Бек-суфи, сыном Бектута из Тука-Тимуридов. Северова подсчитала, что если считать, что Бек-Суфи сын Бектута сына Данишменда сына Баяна сына Тука-Тимура сына Джучи сына Чингисхана дожил до 823 года, то одно поколение в этом клане должно равняться 35 годам. Это предположение Северовой вызвало здоровую критику исследователей, которая все-таки не появилась в форме статьи.

Г.Г. Пиков. О «кочевой цивилизации» и «кочевой империи». Статья первая: «Кочевая цивилизация»

В кочевниковедении наработан столь огромный материал в виде фактов и идей и отмечено столь значительное количество особенностей развития кочевого сообщества, не характерных как для земледельческих областей, так и для районов с присваивающей экономикой, что не видеть или игнорировать специфику развития и устройства обществ евразийского степного коридора уже невозможно. В историографии однако, как справедливо отметил пионер идеи кочевой цивилизации в нашей стране А. И. Мартынов [Мартынов. Степи Евразии; он же. О степной; Он же. Первичные цивилизации; Он же. Два этапа; Он же. Модель; Совещание], взаимоотношения обществ оседлых цивилизаций и степной Евразии все еще не рассматривались как система отношений двух параллельно развивающихся миров и это связано с тем, что оседлые общества - явление историческое, а степная Евразия, прежде всего, археологическое, добавим, и филологическое, т. е. описываемое все еще достаточно тенденциозно, в значительной степени на основе тех оценок, которые давали современники кочевой цивилизации.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов