Статьи
 

© Ж.М. Сабитов

Хызр-хан: хронология правления

Оригинальная версия // Научный Вестник Столицы. №4-6. 2011. С. 109-112.)

Проблема ханствования и жизни Хызр-хана никогда не рассматривалась в научной печати отдельно. Если кто и упоминал этого хана, то только вскользь, не акцентируя на нем внимания и не посвящая ему даже абзаца. Этому есть простые объяснения: информация по данному хану очень скудна и обрывочна.

Можно выделить около 5 независимых упоминаний о Хызр-хане из различных источников:

1. Самарканди:

В 813 году хиджры Тимур-хан, сын Тимур-Кутлука свергает Едиге и тот бежит в Хорезм. Тимур посылает в Хорезм войско размером в 10 тысяч, которое осаждало Едиге 7 месяцев, но потом из-за смены хана, заключило мирное соглашение с 3-4-тысячным войском Едиге. Судя по письму Джелал ад-Дина, во главе войска был Хызр-оглан из рода Чингиз-хана (Баджихати уруг) и эмиры Декне и Газан. В результате убийства Тимур-хана во главе войска стал Газан, женатый на сестре Джалал ад-Дина [1].

Мы склонны к тому, чтобы отождествить данного Хызр-оглана с Хызр-огланом, дядей Абулхаир-хана. Таким образом, можно сказать, что во времена Тимур-хана Хызр-оглан еще не был ханом и был простым полководцем.

2. Муизз ал Ансаб

В генеалогиях Хызр назван как Хидр-оглан. Немногим выше говориться о том, что Джумадук в 829 году хиджры (1425-26) возводится ханом при живом отце [2]. Видимо источник генеалогий Джумадука и Хызра сообщил о генеалогиях в том году. Если следовать этому предположению то можно предположить, что и 829 году хиджры Хызр не являлся ханом. Таким образом, для его правления подходит промежуток между 829 г.х. (упоминание в Муиззе) и 833 годом хиджры (год восшествия Абулхаир-хана на престол)

3. Таварихи гузидайи Нусрат-наме

В данном источнике Хызр называется ханом [3], то есть согласно мнению Мухаммеда Шейбани Хызр был ханом, хотя время и место правления не указаны.

4. Ибн Рузбихан:

Согласно Ибн Рузбихану: В данном источнике Хызр называется ханом [4].  "В минувшие времена большая часть значительных ханов бывала из рода Шибана, и в недавние времена наиболее значительным из ханов обоих улусов был Хизр-хан, дед Хамзы-султана и брат Шайх Даулат-султана, который является отцом благочестивого, покойного великого хана Абу-л-Хайр-хана. Далее. Власть его величества, покойного Абу-л-Хайр-хана была признана всеми, и никто из ханов [своим] могуществом и высокой степенью не достигал его могущества" [5]. Здесь прямо указывается, что Хызр был ханом до Абулхаира.

5. Извлечения из турецкой летописи, содержащей историю крымских ханов.

Данный источник сообщает, что "в Дешти же и Булгаре остались властвовать, из рода Шейбанова, ханы: Махмуд-ходжа, Хызр, Абулхаир, Шейх-Хайдар, Баян-ходжа, Ядигер, Эминек"

Эти данные фактически подтверждают данные шибанидских источников о правлении Хызра [6].

Правил он, скорее всего в улусе Шибанидов между Йумадуком и Абулхаиром и во времена противоборства Барак-хана с Кази и Наурузом, сыновьями Едиги, на стороне которых возможно выступал Махмуд-ходжа-хан.

В одной из своих предыдущих статей автор предлагал свою реконструкцию данного периода:

Согласно Тарихи Абулхаир-хани:

"Абулхаир-хан родился в 1413-14 году. Около 1429 года, когда Абулхаиру было 16 лет, некие заговорщики убили Кази сына Едиге и бежали к Джумадука, надеясь на благосклонность Джумадука. Но тот не проявил никакой благосклонности. Заговорщики бежали тогда от Джумадука в местность Джайтар-Джалкин, где соединились с эмирами Кепек-ходжой мангытом, Умар-бием буркутом, Мута-ходжой, Турди-ходжой мангутом, Джатан-Мадром нукусом, Бай-ходжой бахадуром, Сарыг-Шиман мангытом. Джумадук выступил против них, во главе левого крыла был Абулхаир, во главе правого крыла был Ходжа-оглан (Саат-ходжа-оглан), в битве был убит Джумадук и как минимум 12 огланов во главе с Саат-ходжой-огланом. 16-летний Абулхаир был захвачен в плен Сарыг-Шиман мангытом, который позже его отпустил на свободу. В возрасте 17лет в 833 году хиджры он был возведен на ханский трон… Странным является то, что в рядах противника Джумадука не назван чингизид-хан, соперник Джумадука. Безусловно, он должен был быть в наличии, хотя бы "по имени", что легитимизировало бы фронду восставших эмиров. Возможно, это войско возглавлял Махмуд-ходжа" [7].

На данный момент мы считаем, что вряд ли Махмуд-ходжа мог возглавлять войско с эмирами, убившими Кази, сына Едиге. Скорее всего, после убийства Кази, эти эмиры бежали из владений Махмуд-ходжи, который был ханом, а Кази был беклярбеком при нем. Бежали они к Джумадуку, но после того как тот принял их прохладно, эмиры ушли от него. Вряд ли они могли вернуться к Махмуд-ходже, поэтому для легитимизации своего положения им стоило избрать хана. Таким ханом вполне мог быть Хызр-хан. Здесь стоит отметить одно противоречие, если следовать тексту Масуда Кухистани, то получиться, что Абулхаир в той битве воевал против своего дяди, но тут можно упомянуть другой источник: Тарихи Кипчаки:

"Абу-л-Хайр-хан в детском возрасте находился по причине [родственной] близости при Джумадук-хане, который был одним из знаменитых ханов-шайбанидов. Он воспитал [Абу-л-Хайр-хана] и лучшим образом удовлетворил потребности войска и страны. В те дни предводителем народа и племени стал Гази, сын Идику-бий мангыта. [Он] удлинил руку притеснения. Эмиры и непокорные по причине его смуты пришли из Дашта, чтобы [лишить его] жизни. В союзе с Абу-л-Хайр-ханом [они] тайно убили его. Джумадук-хан узнал о том обстоятельстве. В мыслях [он] решил [наказать] Абу-л-Хайр-хана за измену. Упомянутый хан, проведав о той тайне, отделился с частью войска хана и бежал в Джитар, который был местом его рождения. Джумадук-хан с семьюдесятью тысячами человек пошел на него, а Абу-л-Хайр-хан вышел навстречу с тысячью 9 всадников. Бахадуры обоих потоков войск обратили лицо отваги в сторону поля битвы. Наконец Хан-и Бузург и другие витязи отпустили поводья коней [и] обратили противника в бегство. Джумадук-хан был убит. Хан-победитель прибыл в основной юрт. В году восемьсот тридцать третьем в возрасте шестнадцати лет он утвердился в четырех сторонах государства страны севера" [8].

То есть можно предположить, что Масуд Кухистани перед которым стояла задача представить Абулхаир-хана в хорошем свете изменил повествование, в котором вероломный Абулхаир-хан, убил Кази мангыта, у автора же Тарихи Кипчаки такой цели не было в силу хронологической отдаленности от цензуры, которая могла заблокировать данное сообщение. В той битве, скорее всего, кроме Джумадука погиб и Хызр-хан, на место которого был избран Абулхаир-хан.

Так образом наша гипотеза состоит в том, что Хызр-хан был объявлен ханом эмирами, убившими Кази, сына Едиге. Первоначально эти эмиры бежали от Махмуд-ходжи-хана к Джумадуку, рассчитывая на определенную милость Джумадука к врагам его врага, но встретив холодный прием, данные эмиры ушли от Джумадука и объявили Хызра ханом. Против них вышел Джумадук. В битве юный Абулхаир был на стороне дяди Хызра, в той битве погибли и Джумадук и Хызр-хан, после битвы многие эмиры возвели на место Хызра его племянника Абулхаир-хана.

Литература:

1. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 368-369.

2. История Казахстана в персидских источниках. Том 3 (Муизз ал Ансаб). Алматы. 2006. С. 42.

3. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 428.

4. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. "Михман-наме-йи Бухара" (Записки бухарского гостя). М. Восточная литература. 1976. С. 61.

5. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. "Михман-наме-йи Бухара" (Записки бухарского гостя). М. Восточная литература. 1976. С. 95.

6. История Золотой Орды: Сборник материалов. Санкт-Петербург. 2003. С. 178.

7. Сабитов Ж.М. "Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана"//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск. 2009. №2. С.170.

8. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. С. 390.

27 мая 2011      Опубликовал: admin      Просмотров: 2394      

Другие статьи из этой рубрики

Г.Г. Пиков. Памяти хана Кучлука (из истории становления Монгольской империи)

Одним из этих персонажей стал хан Кучлук, с именем которого до сих пор употребляются такие эпитеты, как "бездарный", "злокозненный", "злодей", "авантюрист", "узурпатор", "враг Ислама" и т. п. Считается до сих пор, что "этот дикий потомок алтайских кочевников не обладал ни единым качеством, сколь-либо полезным для управления тюрками, в значительной мере уже оседлыми". Если учесть, что самому Кучлуку так и не было дано ни единой возможности высказаться в свою защиту (нет ни одного сочинения, где бы он рассматривался как фигура положительная), то все обвинения в его адрес можно рассматривать как результат очень мощной пропагандистской кампании, проведенной против него фактически объединенными силами монгольских и мусульманских историков XIII в. и доверия к этим оценкам, существовавшего на протяжении последующих столетий как в Азии, так и в Европе. В данной статье и делается попытка рассмотреть место мятежного хана в сложнейшей истории становления мощной монгольской империи, не уходя в другую крайность – идеализацию личности Кучлука.

Б.Д. Цыбенов. Даурские роды в XVII в.

В начале XVII в. дауры населяли обширную территорию от Еравнинских озер и верховьев Витима на западе до притока Амура в среднем течении – р. Буреи на востоке (ныне Бурейский район Амурской области); на севере доходили до устья притока Алдана – р. Амга (совр. Республика Саха-Якутия), на юге граница проходила по правому берегу Амура, в районе притоков – Кун и Букур (северная часть провинции Хэйлунцзян КНР). В Восточном Забайкалье, помимо эвенкийского окружения, с юго-запада, с даурами, возможно, поддерживали связи племена и объединения монгольского происхождения (табангуты, хори). Амур в верхнем течении на всем протяжении (около 900 км.) был естественной границей между даурами и этнотерриториальным объединением монголов – хорчинов, в состав которых входили кереиты, солонгуты и ряд других монгольских племен [21, c. 23]. Отдельные группы дауров, проживавшие на правом берегу Амура, находились с ними в непосредственных контактах. На юге и востоке даурские земли соприкасались с территорией маньчжурских племен, а северными соседями были эвенки-орочоны. Отметим, что дауры различали эвенков по хозяйственно-культурному типу: хонкор (онкор) – скотоводы и земледельцы и орчен – оленеводы. Первые проживали в соседстве с даурами, в некоторых местах наблюдается чересполосное расселение. В целом, тунгусо-маньчжурские элементы приняли немалое участие в формировании даурской народности. Об этом свидетельствуют данные материальной и духовной культуры, заимствования в языке. К тотемным культам, по всей вероятности, тунгусо-маньчжурских народов, относится почитание даурами медведя, как первопредка [пма, инф. И Сун]. Имеются сведения об эвенкийских родах, связанных с даурами кровными узами. Их называют "таараалеэ", производное от корня "таар", имеющего следующие значения: 1) "дети братьев матери"; 2) "дети сестер отца" [пма, инф. Э Жуйфу].

Агаджанов С.Г. К этнической истории огузов Средней Азии и Казахстана.

Огузские племена, наряду с другими кочевниками Евразии, сыграли значительную роль в сердневековой истории Западной Азии и Восточной Европы. Вступление огузов на арену мировой истории произошло в эпоху насыщенную стремительными и бурными событиями. Это была пора гибели Саманидского и Буидского государств, распада Газневидской державы и заката Византийской империи. Значительным событием данной эпохи явилось образование империи Сельджукидов и начало крестовых походов, поэтому исторические судьбы огузов тесно переплетены со многими регионами Ближнего и Среднего Востока, Передней и Малой Азии. Заметный след огузские племена оставили и в истории Причерноморья, Южной Руси и Балканского полуострова.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте