Статьи
 

© Сабитов Ж.М.

Золотоордынский клан Бек-Суфи: история и вопросы генеалогии

Оригинальная версия: // Золотоордынское наследие. Казань. 2009. С.180-183

История Золотоордынского клана Бек-суфи не являлась объектом пристального изучения: в основном дискутировалась генеалогия самого Бек-суфи. Первые статьи о Бек-Суфи появились в связи с обнаружением монет с его именем отчеканенных в Крыму в 822, 823,824 и 825 годах хиджры. Северова М.Б. в своей статье "Об имени золотоордынского хана на монетах Крыма 822 и 823 гг. хиджры (1419, 1420 гг. н.э.)" впервые отождествила монетного Бек-Суфи с Бек-суфи, сыном Бектута из Тука-Тимуридов. Северова подсчитала, что если считать, что Бек-Суфи сын Бектута сына Данишменда сына Баяна сына Тука-Тимура сына Джучи сына Чингисхана дожил до 823 года, то одно поколение в этом клане должно равняться 35 годам[1]. Это предположение Северовой вызвало здоровую критику исследователей, которая все-таки не появилась в форме статьи. Критика в основном сводилась к двум пунктам:

1. Возражение методологического характера:

35 лет на поколение – это натяжка. Нужно использовать бритву Оккама и считать не с самого начала, а с последнего известного места, которое наиболее близко к концу генеалогической цепочки.

Надо считать не с Чингиз-хана, а с Тука-Тимура, сына Джучи. Если считать что Джучи умер в начале 1227 года, то Тука-Тимур родился до его смерти или в течении 1227 года. Таким образом, если принять за дату рождения 1227 год, то на 5 поколений придется около 195 лет или 39 лет на поколение. Если же предположить, что Тука-тимур родился раньше, что вполне вероятно, то количество лет на поколение только увеличиться.

2. Возражение генеалогического характера:

35 лет на поколение означает, что Бек Суфи и все его предки были младшими, причём, очень поздними детьми. Это довольно маловероятно, если учесть, что, согласно Рашид ад дину,  Баян был вторым сыном Тука-Тимура.

Бек-Суфи в Муиззе и Нусрат-наме был потомком Джучи в пятом колене, хотя нумизматический Бек-Суфи правил в 1419-22 годах. Если сравнить с другими джучидами:

Бердибек, потомок Джучи в седьмом колене.

Кара-Ногай и Хызыр, потомки Джучи в пятом колене, правили в начале 1360-х.

Каганбек и Арабшах, потомки Джучи в шестом колене, правили в 1370-х.

Урус и Тохтамыш, потомки Джучи в седьмом колене, правили в 1369-77 и в 1379-1395 годах соответственно. Правление Бек-Суфи, сына Бектута очень сильно выбивается из этой линии, так как все его генеалогические сверстники погибли уже в 1360-х годах, в то время как нумизматический Бек-Суфи правил в 1419-1422 годах.

Также Гаев А.Г. отождествлял хана смутного времени Орда-Мелика и Орда-Мелика, племянника Бектута (кузен Бек-Суфи), ориентируясь на время жизни генеалогических современников[2].

Перечислив минусы и плюсы позиции Северовой, мы хотели бы развить ее мысль и доказать тождество Бек-Cуфи из источников и нумизматического Бек-Суфи.

Сами мы придерживаемся версии Северовой. Для начала мы хотели бы написать, что 40 лет на поколение хоть и является экзотикой для западно-мыслящего человека, но в восточной практике очень часто мы можем встретить исключения: Например:

Казахский хан Шигай, родился около 1501 года, умер в 1582 году, У него был сын Ишим-хан (Есим-хан), который правил в 1598-1628(умер где-то семидесятилетним). Он был младшим сыном, у Ишима был сын Джангир-хан, который правил в 1630-х-1653 годах, позже сын Джангира Тауке-хан вступил на трон около 1680 года и правил до 1715 года. Таким образом, можно посчитать, что на эти 4 поколения приходиться 215 лет, т.е. по 53 года на поколение. Конечно, нужно учесть, что Тауке-хан был глубоким стариком, когда умирал, но и Бек-Суфи мог быть таким же стариком в 1419-22 годах. Также несоответствие времени жизни генеалогическим сверстникам можно отнести на счет полигамии. Нередко разница между детьми одного отца в полигамных семьях достигала 40-50 лет. А при нескольких поколениях перекос в возрасте мог увеличиться, запутывая исследователей генеалогии.

Генеалогия клана Бек-Суфи описана в трех источниках: Рашид ад дин, Муизз ал Ансаб и Нусрат-наме. Причем в двух последних  генеалогии клана идентичны.

Генеалогия клана из Рашид ад дина свидетельствует в пользу отождествления двух Бек-Суфи:

Рашид ад дин в своем труде указывает только 2 сыновей Баяна: Казан и Данишменд и дальше написано у них нет детей, что может означать, что к началу 14 века не было ни Алгуя (брата Данишменда, третьего сына Баяна) ни 4-х детей у Данишменда, ни детей Казана. Это является косвенным свидетельством того, что Данишменд и Казан в начале 14 века были детьми.

Согласно нашей точке зрения клан Бек-Суфи начал подъем к вершинам власти при хане Тохтамыше. Известно, что тестем Тохтамыша был Хаджи-бек. Его дочь Тагай-бике[3], вышедшая замуж за Тохтамыша, стала матерью шестерых детей (три дочери: Малика, Джаника, Саид-бика и три сына: Джелал ад дин, Сеид-Ахмед и еще один)[4].

Мы отождествляем Хаджи-бека, тестя Тохтамыша и Хаджи-бека кузена Бек-Суфи (его генеалогия: сын Ипака, сына Дашменда, сына Баяна, сына Тука-Тимура). Именно этот брак позволил родственникам Хаджи-бека стать приближенными Тохтамыша:

1. Бектут, отец Бек-Суфи и дядя Хаджи-бека, был одним из полководцев Тохтамыша[5]. В 1391 году Вятка испытала нашествие татар под командованием ​золото-ордынского царевича Бектута. Мы отождествляем его с отцом Бек-Суфи.

2. Бек Ярык, сын Бураджара, сына Алгуя, сына Баяна, сына Тука-Тимура, являлся троюродным братом Бек-Суфи и Хаджи-бека, также он был одним из полководцев Тохтамыша во время войн с Тимуром[6]

Исследователи Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. предположили, что этот Хаджи-бек был тем Бек-хаджи, владетелем Кыркера и главой племени Суткуль[7], которому Тохтамыш выдал тарханную грамоту, и который участвовал в битве при Синих водах[8]. В качестве одного из доказательств приводиться тот факт, что Джаника именно в улусе деда по материнской линии доживала свои дни и была похоронена[9].

Отождествление Орда-Мелика, сына Эль-Тутара (кузен Бек-Суфи) с одноименным ханом смутного времени, скорее всего, кроме одинаковых имен не имеет больше никаких аргументов. Мы считаем, что клан Бек-Суфи не имел ресурсов для борьбы за власть во время смутного времени, также вряд ли Орда-Мелик, сын Эль-Тутара мог стать ханом в обход старшего дяди Бектута и старших кузенов Хаджи-бека и Бек-Суфи. Скорее всего, в период смуты этот Орда-Мелик либо был ребенком, либо подростком.

Как известно ханом Бек-Суфи стал в 1419 году после смерти Дервиш-хана в Крыму:

Имеются около 200 монет с именем хана Бек-Суфи, отчеканенных на монетном дворе Крым в 822, 823,824 и 825 годах хиджры и без указания даты. Часть монет 822 и 823 годов хиджры также имеют имя Едигея на обратной стороне монет; А также около 20 монет с именем хана Бек-Суфи, отчеканеных на монетном дворе Каффы с латинской легендой (первые двухязычные татаро-генуэзские монеты)[10].

То есть можно предположить, что Бек-Суфи стал новым марионеточным ханом Едигея и был им до смерти последнего, а позже в 1421-1422 годах он уступил Крым Девлет-берди. Погиб ли он в этой борьбе не известно: мы склоняемся к тому, что он погиб в борьбе против Девлет-берди.

И тут мы подходим к вопросу о причинах появления генеалогических записей этого клана в Нусрат-наме и Муизз ал Ансаб. Рашид аддин довел записи этого клана до двух детей Баяна (Казан и Данишменд), в Муиззе и Нусрат-наме родословные этих двух кланов абсолютно идентичны и  гораздо шире родословной этого клана у Рашид ад дина.

Заимствовал ли автор Нусрат-наме что-нибудь из Муизза, нам не известно, но как бы там ни было, источник появления родословной этого клана был один – это сами представители этого клана. Если учесть, что родословные Чингизидов были записаны в Муиззе в 1427 году при Шахрухе[11]. Надо думать, тут нашли свое отражение контакты тимуридов с Бараком, которые привели к тому, что тимуридским историкам стали доступны генеалогии многих джучидов. Можно предположить, что большинство генеалогий записанных автором Муизза, относятся к джучидам, проживающим на Востоке улуса Джучи. Мы можем предположить, что после смерти Бек-Суфи его родственники и дети бежали из Крыма от Девлет-берди к его противнику Бараку (или сначала к Мансуру и Хаджи-Мухаммеду, а потом оказались у Барака). Этим можно объяснить, почему клан из Крыма смог попасть на страницы Тимуридских историков. Косвенным подтверждением этому является информация из Нусрат-наме: о куйуне Беккут (скорее всего, имели ввиду Бектут). Глава этого куйуна Мурут-Суфи отождествляется нами с Барат-Суфи, сыном Бек-Суфи[12]. Он являлся на начальном этапе правления Абулхаир-хана, одним из его сподвижников. В последующем следы этого клана теряются.

Подводя итоги статьи, хотелось бы дать краткое резюме о жизнедеятельности представителей золотоордынского клана Бек-Суфи:

Баян был вторым сыном Тука-Тимура, тринадцатого сына Джучи. Видимо он очень поздно завел детей, ведь в начале 13 века известны только два сына из трех. В эпоху смутного времени Хаджи-бек, сын Ипака, сына Данишменда, сына Баяна, владел Кыркером и участвовал в битве с литовцами при Синих водах в 1363 году[13]. Скорее всего, в середине 1370-х годов, еще до бегства Тохтамыша от Урус-хана, Хаджи-бек выдал свою дочь Тагай-бике за Тохтамыша. После прихода к власти Тохтамыша клан Бек-Суфи вошел в политическую элиту Золотой Орды. Отец Бек-Суфи Бектут стал полководцем Тохтамыша. Хаджи-бек сохранил свой улус, а Бек-Ярык, троюродный брат Бек-Суфи, получил свой улус на Дону. В войне против Тимура Бек-Ярык воевал за Тохтамыша. Бектут, скорее всего, умер вскоре после своего набега на Вятку в 1391 году, так как больше он не известен по письменным источникам. Во времена борьбы за власть в Золотой Орде, клан Бек-Суфи не проявлял себя. В 1419 году Едиге и Дервиш-хан оказались в Крыму, где Дервиш-хан умер, на его место Едиге возвел Бек-Суфи, двоюродного деда жены Джаники. После смерти Едиге, старый Бек-Суфи не смог победить Девлет-берди и его родственники вместе с кланом родственников Дервиш-хана вынуждены были покинуть Крым. Барат-Суфи, сын Бек-суфи, вместе с родственниками мигрировал в Восточный Дешти Кипчак из Крыма, где они и клан Дервиш-хана (который мигрировал с ними, глава клана Шайх-Суфи-оглан) потеряли власть, таким образом, их клан попал в поле зрения авторов Муизз ал Ансаб и Нусрат-наме.

Литература:

Гаев А.Г. "Генеалогия и Хронология Джучидов"//Древности Поволжья и других регионов. Выпуск 4. том.3. Нижний Новгород. 2002.

Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей. Кырк-ор, Чуфут-кале. - Симферополь, 1993.

Горский А.А. "Москва и Орда". Москва. 2006.

История Казахстана в персидских источниках. Том 3. (Муизз ал Ансаб) Алматы. 2006.

История Казахстана в персидских источниках. Том 4. (СМИЗО т.2) Алматы. 2006.

Сабитов Ж.М. "Генеалогии Торе" Алматы-Астана. 2008.

Северова М.Б. "Об имени золотоордынского хана на монетах Крыма 822 и 823 гг. хиджры (1419, 1420 гг. н.э.)".// 2-я Всероссийская нумизматическая конференция, тезисы докладов, СПб., 1994 г.

Смирнов В.Д. "Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты". В 2-х томах. М. 2005. т.1. стр. 138,152

Хромов К.К. О правлении ханов в Крыму в 1419-1422 годах по нумизматическим данным. Доклад на X Всероссийской нумизматической конференции в Пскове в апреле 2002 года. http://www.hordecoins.folgat.net/Rpubl_Xconf.htm


[1] Северова М.Б. "Об имени золотоордынского хана на монетах Крыма 822 и 823 гг. хиджры (1419, 1420 гг. н.э.)". 2-я Всероссийская нумизматическая конференция, тезисы докладов, СПб., 1994 г. Стр. 99.

[2] Гаев А.Г. "Генеалогия и Хронология Джучидов"//Древности Поволжья и других регионов. Выпуск 4. том.3. Нижний Новгород. 2002. стр. 22-24

[3] Насчет убийства Тагай-бике Тохтамышем, мы склонны не доверять этому сообщению, ведь сын от Тагай-бике Сеид-Ахмед был одним из самых младших сыновей Тохтамыша, что исключает убийство Тагай-бике до начала 15 века.

[4] История Казахстана в персидских источниках. Том 3. Алматы. 2006. стр. 45-46.

[5] Горский А.А. "Москва и Орда". М. 2006. стр. 122

[6] История Казахстана в персидских источниках. Том 4. Алматы. 2006. стр. 234, 237, 300.

[7] Смирнов В.Д. "Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты". В 2-х томах. М. 2005. т.1. стр. 138,152

[8] Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей. Кырк-ор, Чуфут-кале. - Симферополь, 1993. - стр. 65.

[9] Согласно предположению Арсюхина Е. Джаника родилась в 1376-77 году (778 по хиджре). Дата смерти – 1437 год. Ей был воздвигнут мавзолей в Кыркере. Как известно Джаника была женой Едигея и родила ему сына Нураддина, Согласно другим источникам Джаника, сестра (?) Тохтамыша вышла замуж за Руктемира Ширина и родила ему Тегина Ширина. Являются ли они двумя разными женщинами или же это одна и та же персона не совсем ясно.

[10] Хромов К.К. О правлении ханов в Крыму в 1419-1422 годах по нумизматическим данным. Доклад на X Всероссийской нумизматическрй конференции в Пскове в апреле 2002 года. http://www.hordecoins.folgat.net/Rpubl_Xconf.htm

[11] История Казахстана в персидских источниках. Том 3. Алматы. 2006. стр. 6.

[12] Сабитов Ж.М. "Генеалогии Торе" Алматы. 2008. стр. 72

[13] Также мы не исключаем другую датировку, относящуюся ко времени Витовта.

16 ноября 2009      Опубликовал: admin      Просмотров: 2815      

Другие статьи из этой рубрики

А.К. Бисенбаев. Мифы древних тюрков

История народа начинается с легенды. В глубокой древности все кочующие племена, натягивающие лук и живущие за войлочными стенами, составляли одну семью – семью тюркских народов. Современные тюрки – казахи, узбеки, татары, турки, якуты, кыргызы и многие другие, ныне живут в Азии и Европе. История тюрков похожа на реку, которая рождается из маленького ручья, становится стремительной и полноводной, а в иных местах вновь сужается и даже исчезает в песках, чтобы вновь выйти на простор и разлиться по широкой степи.

Агаджанов С.Г. К этнической истории огузов Средней Азии и Казахстана.

Огузские племена, наряду с другими кочевниками Евразии, сыграли значительную роль в сердневековой истории Западной Азии и Восточной Европы. Вступление огузов на арену мировой истории произошло в эпоху насыщенную стремительными и бурными событиями. Это была пора гибели Саманидского и Буидского государств, распада Газневидской державы и заката Византийской империи. Значительным событием данной эпохи явилось образование империи Сельджукидов и начало крестовых походов, поэтому исторические судьбы огузов тесно переплетены со многими регионами Ближнего и Среднего Востока, Передней и Малой Азии. Заметный след огузские племена оставили и в истории Причерноморья, Южной Руси и Балканского полуострова.

Жаксылык Сабитов. Чекре-хан и «Мухаммед-хан»

Проблема ханствования Чекре-хана никогда не становилась объектом отдельной статьи. Большинство историков не особо обращали внимание на данного хана, в следствии его статуса (он считался одним из марионеточных ханов Едиге) и краткого срока правления. Можно вполне согласиться с данными тезисами, но это не должно являться причиной того, что фигура данного хана останется в забвении даже среди профессиональных историков. К проблеме же того, кто был противником Чекре-хана было уделено достаточно внимания и этот вопрос рискует быть слишком запутан интерпретациями современных исследователей.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта