Статьи
 

Ж.М. Сабитов

ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМА КАК ИСТОЧНИК ПО ГЕНЕАЛОГИИ ДЖУЧИДОВ

Оригинальная версия: Золотоордынская Цивилизация. Выпуск 2. Казань 2009. С.108-116.

Сочинение Таварих-и гузида-йи нусрат-наме было начато в ноябре 1502 года и закончено между 1504-1510 годами. Большинство ученных, таких как Семенов А.А., Мукминова Р.Г., Юдин В.П. считали, что оно написано самим Мухаммедом Шейбани или при активном его участии. Существует еще несколько точек зрений на авторство данного произведения[1]. В дальнейшем, мы будем называть источник как Нусрат-наме.

Нусрат-наме является одним из важнейших источников по генеалогии джучидов 13-15 веков. Нусрат-наме вместе с Рашид аддином и Муизз ал Ансабом образуют три кита, на которых стоят все источники по генеалогии джучидов в 13-15 веках.

В основном в статье мы затронем генеалогии джучидов, данные в этом источнике. Эта часть из Нусрат-наме, является очень важной, так как многие генеалогии, встречаются только в этом источнике.

Структурно эти генеалогии можно разделить на две части.

Сам автор писал о своих источниках: "Это то, что было известно из хроник, а также то, что было услышано и узнано".

Огромное количество данных по разным ветвям джучидов в Нусрат-наме связано с тем, что автором или консультантом автора были Мухаммед Шейбани, а также его родственники, которые неплохо помнили генеалогии соратников Абулхаира, а также других семей джучидов.

Надо думать, что Нусрат-наме черпал сведения из двух источников: Рашид аддин или близкий ему источник (он положил скелет всех генеалогий) и сведения добытые путем устного опроса и сбора шежере.

В статье мы постараемся рассмотреть три момента:

1. В первую очередь в этой статье мы проведем сравнительный анализ всех несоответствий в генеалогиях джучидов из Нусрат-наме и Муиз ал Ансаб.

2. Во вторую очередь мы непосредственно приступим к разбору спорных моментов в Нусрат-наме и приведем свои интерпретации некоторых моментов, попутно мы рассмотрим гипотезы некоторых ученных о генеалогиях некоторых джучидов. Также мы произведем ревизию некоторых устоявшихся интерпретаций.

3. Мы постараемся выявить структуру произведения. Что являлось источниками информации для автора Нусрат-наме.

Для того чтобы начать рассмотрение Нусрат-наме как источника по генеалогии, мы должны рассмотреть один вопрос, а именно не соответствие в Нусрат-наме и Муиз ал Ансаб данных о генеалогии некоторых джучидов:

1. Дети Джучи. У Джучи было очень много детей, в разных источниках называется разное количество детей. Мы путем сравнительного анализа различных источников (Рашид аддина, Муизза и Нусрат-наме) попытаемся определить количество детей Джучи:

Ращид аддин называет имена 13 сыновей Джучи: Орда, Бату, Берке, Беркечар, Шибан, Тангут, Бувал, Чилаукун, Шингкур, Чимпай, Мухаммед (он же Буре), Удур, Тука-Тимур[2].

В Нусрат-наме есть свой список: Бату, Берке, Беркечар, Шибан, Тангут, Дукаджи, Исан (единоутробный брат Ду), Буру (Единоутробный брат Ту Джимтая), Буал, Сунгкур, Джимпай, Мухаммед (единоутробный брат Бату), Удур, Тука-Тимур[3].

Муизз называет большое количество детей Джучи: Орда и Исан (мать Саркаду-хатун из племени кунграт), Берке, Беркечар, Буда (мать Султан-хатун из племени иман), Чимбай (мать – Кутлук-хатун из племени баргунут), Тангут (мать – Тубитай-хатун из племени кераит), Шибан и Джилавун (мать - Канбар), Бату (мать – Уки-фуджин из племени кунграт), Шингум, Шингкур (мать Кадиш), Бугал (Карачин-хатун), Тука-Тимур (мать Кагри-хатун из племени меркит), Хукаджи, Мухаммед, Бура, Баракджар, Удур, Кудавур (матери не известны)[4].

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: Ду из Нусрат-наме являлся Орда-эдженом. Дукаджи из Нусрат-наме и Хукаджи Муизза – один и тот же человек.

Таким образом, мы можем перечислись детей Джучи: Орда и Исан (Саркаду-хатун из племени кунграт), Берке, Беркечар, Буда (Султан-хатун из племени иман), Чимбай, Буру (Кутлук-хатун из племени баргунут), Тангут (Тубитай-хатун из племени кераит), Шибан, Чилавун (Канбар), Бату, Мухаммед (Уки-фуджин из племени кунграт), Шингум, Шингкур (Кадиш), Бувал (Карачин-хатун), Тука-Тимур (мать Кагри-хатун из млемени меркит), Хукаджи, Баракджар[5], Удур, Кудавур (матери не известны).

2. Сыновья и внуки Тука-Тимура. Мы приведем таблицу, где будет ясна проблема, о которой я веду речь. В первой колонке будут дети Тука-Тимура, во второй-четвертой колонке будут внуки Тука-Тимура согласно разным источникам.

Сын Тука-Тимура

Муизз ал-Ансаб

Рашид аддин

Нусрат-наме

Бай-Тимур[6]

Кукаджу

Кукачу

Кекеджу

Билкычи

Йилкычи

Балыкчи

Туканчар

Токанчар

Тугджаз

Баян

Казан

Казан

Казан

Данишманд

Данишменд

Данишманд

Алгуй

Отсутствует

Алгуй

Уран-Тимур[7]

Ачик (предок Урус-хана)

Ачик

Отсутствует. Согласно Нусрат-наме Уран-Тимур умер бездетным

Аби

Ариклы

Отсутствует

Кара-кыз

Каракыр

Отсутствует

Сарича (предок Тохтамыша и крымских ханов)

Сарича

Отсутствует

Кай-Тимур[8]

Кара-ходжа

Кара-ходжа

Ходжа (предок Урус-хана)

Абай (предок Нумкана)

Абай

Абай (предок Нумкана)

Отсутствует

Отсутствует

Каракыр

Отсутствует

Отсутствует

Сарича (предок Тохтамыша и крымских ханов)

Здесь мы видим, что автор Нусрат-наме, скорее всего, допустил ошибку, приписав двух детей Уран-тимура Уз-Тимуру (который должен был носить имя Кин-Тимур или Кай-Тимур). Скорее всего, в этом вопросе прав Муизз и Рашидаддин, так как их источники были раньше написаны, чем Нусрат-наме.

3. Генеалогия Урус-хана:

Согласно Муиззу генеалогия Урус-хана выглядит так: Урус, сын Бадыка, сына Тимур-ходжи, сына Бакубуки, сына Ачика, сына Уран-Тимура, сына Тука-тимура, сына Джучи.

Согласно Нусрат-наме генеалогия Урус-хана выглядит так: Урус-хан, сын Бадыка, сына Ходжи, сына Уз-Тимура, сына Тука-Тимура, сына Джучи.

Исходя из вышеуказанной таблицы, мы считаем, что Нусрат-наме был не прав в определении генеалогии Урус-хана, перепутав Кара-ходжу, сына Кай-Тимура и Тимур-ходжу, потомка Ачика.

4. Следующим несоответствием является отсутствие имени Менгу-Тимур среди шибанидов в Муизз ал Ансаб. В Нусрат-наме он присутствует, тем более он там назван ханом и согласно этой генеалогии, он является предком для сибирских, хорезмских и бухарских шибанидов.

В Муиззе имя Менгу-Тимура пропущено и некоторые его дети записаны как дети Бадакула (отец Менгу-Тимура по Нусрат-наме). Здесь, по всей видимости, допущена ошибка. В других источниках шибанидских авторов Менгу-Тимур присутствует. (Нусрат-наме, Абулгази)

5. Следующим противоречием для нас является отцовство Саид-Ахмад-хана.

Согласно Нусрат-наме у Тохтамыша были следующие дети:

У Токтамыш-хана было восемь сыновей. Их имена — Джалал ад-Дин, Джаббар-Берди, Кепек, Карим-Берди, Искандар, Бу-Са'ид, Кучик, Кадир-Берди. Сын Джалал ад-Дина — Бу-Са'ид. Сын Кепека — Чагатай-султан, [а] дочь — Ширин-бек. Сын Карим-Берди — Саййид-Ахмад. Имена дочерей Токтамыш-хана — Малика, Ханинка, Джанинка, Са'адат-бек, Кадиджа[9].

Согласно Муиззу у Тохтамыша было такое потомство:

Его дочери - Малика-ханча, Джаника-ханча, Саид-бика-ханча (они и трое братьев родились от одной матери по имени Тагай-бика), Бахти-бика-ханча (ее мать Шукр-бика-ага, дочь Амира Арсака), Майрам-бика-ханча (ее мать Урун-бика). Сын Тухтамиша - Кадир-бирди-хан (его мать - наложница из племени черкас). Другие сыновья Тухтамиша - Искандар, Кучук (их матерью была Урун-бика), Абу Саид, Джаббар-бирди, Саид Ахмад-хан (его мать-Тагай-бика).

Описание Кебек-хана, сына Тухтамиша (правил после Карим-бирди около года): его сын - Чагатай-Султан, дочери - Сарай-Мулк, Ширин-бика.

Описание Карим-бирди, сына Тухтамиша. Карим-бирди правил после Джалал ад-дина около года.

Описание Султана Джалал ад-дина, сына Тухтамиша. Его сыно­вья - Абу Саид, Аман-бик. После Кебек-хана Султан Джалал ад-дин стал правителем[10].

Различия заключаются в количестве детей. По Муиззу у Тохтамыша было 9 сыновей, по Нусрат-наме 8 сыновей. Лишним в Нусрат-наме назван Саид-Ахмад-хан. По Нусрат-наме он сын Каримберды. Известно, что он был последний хан из потомков Тохтамыша, и, скорее всего, был младше всех. В этом случае возможен т.н. "феномен двойного отцовства", когда Саид-Ахмад был сыном жены Тохтамыша, но когда Тохтамыш умер, его сын Каримберды взял в жены мать Саид-Ахмада, спустя некоторое время у ней родился сын, и поэтому непонятно чей он был Тохтамыша или Каримберды[11]

6. Генеалогия Дервиш-хана.

Согласно Муиззу он сын Тукрака, сына Алты-Куртуки, сына Туктая, сына Тимур-ходжи, сына Тактака, сына Ачика, сына Урагнбаша, сына Тука-Тимура[12].

Согласно Нусрат-наме он сын Алты-Куртуки, сына Мамки, сына Менгасира, сына Абая, сына Уз-Тимура (Согласно нашей трактовки Кин-Тимура)[13].

Согласно истории четырех улусов Улугбека он сын Илахи-оглана[14]. Илахи больше похоже на Алты-Куртуку, чем Тукрак.

Кроме того, в Нусрат-наме, генеалогии родственников Дервиш-хана более полные. Так же не исключен вариант "двойного отцовства".

7. Генеалогия Джумадука.

Джумадук-хан, сын Суфи, сына Бабы, сына Суйунч-бая, сына Савинч-Тимура, сына Минг-Тимура[15]

Согласно Муиззу Джумадук, сын Суфи, сына Суйунчука, сына Тунки, сына Бадакула[16] Согласно Муиззу, Баба не дед, а дядя Джумадука, брат Суйунчука.

Мы здесь следуем за Нусрат-наме, так как автор произведения лучше разбирался в генеалогиях потомков Шибана.

Сравнив Нусрат-наме и Муизз ал Ансаб по некоторым спорным вопросам, мы приступаем к критическому анализу Нусрат-наме.

Прежде всего, мы хотели бы выделить в отдельные кланы, родственных друг другу джучидов.

Для того, чтобы было более понятна наша классификация мы процитируем следующий очень важный отрывок из Нусрат-наме:

Еще из куйунов из беккут — Мурут-Суфи-оглан, из этого эля — Шайх-Суфи-оглан, из чимбай — Хусайн-бек-оглан, из шункар ...л-о[гла]н[17], и из шахбахтлык — Балх-оглан, иджанлик Бишкандаоглан, его младший брат Хизр-Шайх-оглан[18]. Этот отрывок для нас очень важен, так что читателю нужно запомнить его, мы часто будем отсылать его к нему.

Эти люди из различных куйунов были подданными Абулхаир-хана.

Что такое куйун[19] мы не знаем: в примечаниях в МИКХ сказано, что Куйун — племя, позднее входило в состав каракалпаков. Но хотели бы предположить, куйун – это не название каракалпакского племени, а название статуса знатной семьи (определенный клан чингизидов), которая принадлежит к роду Чингиз-хана, так как все вышеперечисленные представители куйунов носят титул оглан, который свидетельствует об их принадлежности к чингизидам.

Мы предполагаем, что названия куйунов происходит от имен или прозвищ предков тих джучидов. Например, куйун Беккут мы расшифровываем как клан Бектута (подробности см. ниже), куйун Чимбай – это потомки Чимпая, сына Джучи, куйун Шункар – это потомки Сункура, сына Джучи, куйун иджанлик мы отождествляем с кланом потомков Орда-эджена (генеалогия которых не представлена в Нусрат-наме). Куйун Шахтбахтлык относиться к одной ветви потомков Шибана (См. ниже).

Эти представители различных куйунов были соратниками и подданными Абулхаира в начале его политической карьеры.

В 1446 году вместе с Абулхаиром против калмыков воевали уже немного другие чингизиды: Хасан-оглан чимбай[20], Бишкада-оглан иджан, Мустафа-оглан маджар, Тимур-оглан[21].

Предложив свою гипотезу о куйунах как кланах чингизидов, мы приводим свою классификацию джучидов из Нусрат-наме. В каждом клане мы упомянем всех представителей, носивших титул хан в Нусрат-наме, а также других известных представителей клана. Кланы мы будем упоминать по мере их расположения в Нусрат-наме[22].

1. Клан потомков Менгу-Тимура (шибанид): потомки Каганбека, Абулхаира, Арабшаха, Хызыр-хана (родной дядя Абулхаира), Хаджи-Мухаммеда. Один из самых больших кланов, по идее его можно разделить на еще более мелкие кланы, но мы не будем делать этого, ограничившись коротким описанием представителей этого клана:

1.1. Махмуд-ходжа-хан, сын Каганбека, сына Эльбека, сына Менгу-Тимура[23]. Правил в 1428-1430.

Сафаргалиев путает его с Хаджи-Мухаммедом[24]. На самом деле они были троюродными братьями.

Все дело в том, что когда писалась книга "Распад Золотой Орды" в 1960 году, Нусрат-наме еще не был введен в оборот историков, занимавшихся Золотоордынской тематикой, таким образом, Сафаргалиев отождествил Махмуд-ходжу-хана, не имевшего в других источниках указанной генеалогии с Хаджи-Мухаммедом, чья генеалогия была вполне известна.

Махмуд-ходжа-хан воцарился после смерти Барака, которого он разбил.

В 1430 году был разбит Абулхаиром, схвачен и казнен.

1.2. Хызр-хан, сын Ибрагима, сына Пулада, сына Менгу-Тимура. Скорее всего, это он был Хызыр-огланом, военачальником Тимур-хана и осаждал Едыге в Хорезме. Как и при каких обстоятельствах, он приобрел титул хан, нам не известно, но, скорее всего, он стал ханом между 1412 (когда он был еще огланом) и 1428 годами (когда ханом стал Абулхаир-хан, а Хызыра уже не было в живых).

Сын Хызыра Бахтияр был соратником Абулхаир-хана и погиб в 1446 году в бою против калмыков[25].

Сыновья Бахтияра: Хамза, Алике, Махди были соратниками Мухаммеда Шейбани и участвовали в его походах.

1.3 Абулхаир, сын Даулет-Шейха, сына Ибрагима, сына Пулада, сына Менгу-Тимура.

Абулхаир-хан, его внуки и дети: Кроме Абулхаира с эпитетом хан упомянуты его сыновья Шайх-Хайдар-хан и Саид-Баба-хан, а также сын Шайх-Хайдар-хана Хуш-Хайдар-хан.

Мы знаем, что после смерти Абулхаира, ему наследовал Шах-Хайдар-хан, который был вскоре лишен власти и убит коалицией казахских ханов, сибирского хана Ибака, большеордынского Ахмад-хана и ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи плюс Буреке-султан, сын Ядигер-хана. Как мы знаем из рассказов о Мухаммеде Шейбани, он вместе с братом Махмудом, дядей Суйунч-ходжой и сыновьями Бахтияра скитались по степи, спасаясь от многочисленных врагов. Где были в это время другие потомки Абулхаира (Саид-Баба-хан и Хуш-Хайдар-хан) мы не знаем, вполне возможно они после смерти Шайх-Хайдара возглавили борьбу против своих врагов, и поэтому они обозначены с эпитетом хан. Так как Хуш-Хайдар-хан не оставил потомства, а Саид-Баба-хан оставил только одного сына, мы можем предполагать, что они погибли в неравной борьбе против многочисленных врагов вскоре после Шайх-Хайдара.

1.4. Йадгар-хан, сын Тимур-шейха, сына Туглу-хаджи, сына Арабшаха, сына Пулада, сына Менгу-Тимура.

Как мы знаем из Фирдаус ал Икбал, он стал ханом вскоре после смерти Абулхаир-хана при поддержке Мусы-мирзы мангыта. Его дети упомянуты по именам, внуки не упомянуты. Надо думать, что данные по этой ветке Мухаммед Шейбани почерпнул, во время своей службы Йадгар-хану[26].

1.5. Хаджи-Мухаммед-хан, сын Али, сына Бек-ханди, сына Менгу-Тимура.

Хаджи-Мухаммед-хан и его дети Махмудек-хан и Сайдек-хан, а также сын Махмудек-хана – Ибак-хан (в Нусрат-наме указан как Абак-хан)[27].

Во время войны Кадырберды и Едыге Хаджи-Мухаммед имел тайные переговоры с Едыге, о том, что Едыге провозгласит его ханом. Войска Хаджи-Мухаммеда приняли участие в войне на стороне Едыге. После смерти Кадырберды и Едыге Мансур-бек, сын Едыге, провозгласил ханом Хаджи-Мухаммеда, а сам сделался беком[28].

Тут мы, говоря о Хаджи-Мухаммеде, должны указать на ошибку, сделанную Сафаргалиевым:

В 824 (6. I.1421—25.XII.1421) году при дворе египетских султанов и при дворе Шахруха в Герате были получены известия о воца­рении Улук-Мухаммеда в Дешт-и-Кипчаке.

Аргументация его была такова (в кавычках фразы из первоисточников, без кавычек интерпретации Сафаргалиева):

"В 824 (1421) году государем земель Дештских был Мухаммед-хан, но между ним и Баракханом и Беркеханом (Чекре-ханом?) происходили смуты и войны, и дела не улаживались", — писал Эль-Айни в своей хронике. То, что Улук-Мухаммед сделался "государем земель Дештских" в 1421 году, вернее в конце этого года, это — бесспорно. Посол Шахруха Султан-Кушчи, отправленный ко двору Улук-Мухаммеда в Дешт-и-Кипчак, "которому Мухаммед-хан выказывал внимание и изъявил свое доброжелательство", вернулся обратно "в месяце зул-кигда" (28. X—26. XI) 1421 г[29].

Из этого всего видно, что Сафаргалиев произвольно назвал хана Мухаммеда, воцарившегося в 1421 году, Улуг-Мухаммедом, а самого хана Хаджи-Мухаммеда, который на самом деле воцарился в 1421 году, он отождествлял с Махмуд-Ходжой (он приписывал ему правление исключительно Сибирью с 1421-1423 и с 1428 по 1430 года, тем самым, сливая воедино сведения о двух разных ханах). Но как мы видим из Нусрат-наме, Хаджи-Мухаммед-хан и Махмуд-ходжа-хан это разные ханы, которые являются друг другу троюродными братьями.

Известно, что в 1421-1423 годах в части Золотой Орды правил Хаджи-Мухаммед, который, согласно Кадырали Жалаири, был убит Барак-ханом, внуком Урус-хана.

Также в пользу ревизии версии Сафаргалиева, говорят те факты, что все посольства Улугбека говорили о противнике Барака Мухаммед-хане (а не об Улуг-Мухаммеде), а Кадырали Жалаири говорит о том же, упоминая вместо просто Мухаммеда имя Хадж-Мухаммед[30].

Когда правил Махмудек-хан мы не знаем точно, но можем предложить, что он правил во времена Абулхаира: как известно после смерти Абулхаира его брат Сайдек-хан и сын Ибак-хан воевали против наследников Абулхаир-хана, значит Махмудек к тому времени тоже был мертв.

Сайдек-хан не известен нам во времена Абулхаир-хана, это, скорее всего, связано с одним фактом:

В 1465 году некий Саид-Йеке-султан был отпущен из Тимуридского плена обратно в узбекский улус[31]. Мы вправе отождествить его с Сайдеком, который вскоре после возвращения в свой улус (или после смерти Абулхаир-хана) мог принять титул хана.

2. Потомки Ак-Берды, правнука Джучи-Буки-шибанида. Назовем это клан как куйун маджар. Мы отождествляем упомянутого выше Мустафу оглана маджара, принимавшего участие в бою против калмыков в 1446 году, с Мустафой-огланом, потомком этой боковой ветви Шибанидов[32]. Эта ветвь происходит от Бахадура, сына Шибана и является родственной клану потомков Менгу-Тимура. Скорее всего, этот Мустафа и был источником по генеалогии своей семьи.

3. Клан Рустама, сына или потомка Мангутая, отца Хызыр-хана, свергшего Базарчи. Сведения о потомках этой боковой линии Шибанидов уникальны и упоминаются только в Нусрат-наме. Эта ветвь происходит от Кадака, сына Шибана. Кто был источником данных об этой семьи не ясно.

4. Клан Балх-оглана. Мы отождествляем Балх-оглана из куйуна Шахбахтлык (См. вышеуказанный отрывок) с Балх-огланом, упомянутым ниже в Нусрат-наме. Эта ветвь происходит от Сайлкана, сына Шибана.

В этом клане нам важны два человека: Балх-оглан, который был соратником Абулхаир-хана и, скорее всего, являлся источником о генеалогии своих родственников и его четырехюродный брат Азиз-Баба. Гаев А.Г.  отождествляет этого Азиз-Бабу с Азиз-шейхом, правителем смутного времени 60-70-х годов 14 века. Мы же сомневаемся в таком отождествлении, так как кроме созвучия имен тут нет больше никаких аргументов. Также Балх-оглан был современником Абулхаира, а тот Азиз-Баба был из того же поколения, что и Балх-оглан. Следовательно, он должен был проживать в тех же временных отрезках, что и Балх-оглан и Абулхаир-хан.

5. Клан Базарчи-хана. Нусрат-наме является единственным источником, где указана генеалогия Базарчи-хана. Согласно Нусрат-наме, Базарчи потомок Тангута, сына Джучи. Кто был источником о генеалогии этой семьи не совсем понятно.

6. Клан Шункара, сына Джучи. Безымянный представитель клана (в Нусрат наме записан как ...л-о[гла]н, у Бинаи записан как Иди-суфи-оглан) также был сподвижником Абулхаира. (См. вышеуказанный отрывок) По всей видимости, этот Иди-суфи-оглан и был источником своего шежере. Скорее всего, Иди-суфи-оглан у Бинаи и есть Хайан-суфи-оглан из Нусрат-наме, соратник Абулхаир-хана.

7. Клан Чимпая, сына Джучи. Мы отождествляем Хусейна, сына Ак-кочкара, потомка Чимпая и Хусейна из куйуна Чимбай (сподвижника Абулхаира).

8. Клан потомков Нумкана. Очень подробно записан и расписан. Надо думать, что Мухаммед Шейбани еще со времен своего пребывания в Астрахани заложил основы дружбы между двумя домами. (отголоском этой дружбы было гостеприимство Шибанидов беглецам Аштарханидам после падения Астрахани).

Так как данные по генеалогии этого клана уникальны, мы подробнее остановимся на этом отрывке

Приступим к рассмотрению отрывка о генеалогиях потомков Тимур-Кутлуга:

Согласно Нусрат-наме:

У Кичи Мухаммеда было 4 сына: Их имена — Касим-хан, Боз-Торгай, Абд ал-Карим, Кельди-бек (возможно имелось ввиду Джанибек)[33]. Тут, несомненно, закралась ошибка. У Кичи Мухаммеда, согласно Кадырали Джалаири, было 4 сына: Махмуд, Ахмет, Якуб, Батыр (Бахтияр)[34], а имена вышеперечисленных относятся к сыновьям Махмуда, среди которых известен Касим, основатель Астраханского ханства, а также Абд ал керим, астраханский хан.

Дальше в Нусрат-наме идет перечисление:

Его сыновья — Ак-Бобай, Меде-Мамадж, Ак-Будал, Музаффар. Его сын — Джанибек-хан[35].

Скорее всего, это относиться к детям Батыра[36]. Таким образом, Музаффар, чье происхождение было загадкой[37], получил свое место в генеалогическом дереве; Ак-Бобай таким образом идентифицируется нами с Бебей-солтаном[38]

Дальше в Нусрат-наме идет такой отрывок:

У Джуак-султана было три сына. Их имена — эти: Йа'куб, Бахшаиш, Мангышлав[39]. Тут еще больше путаницы: скорее всего, тут перепутаны местами Джуак и Якуб. Известно, что Джуак и его брат Башиак (Бахшаиш) участвовали в войнах Ахмада и Махмуда против Абулхаира[40], также Мангышлав был сыном Джуака[41].

9. Клан Уруса. Клан казахских ханов противников Мухаммеда Шейбани. Родословная клана хорошо расписана.

10. Клан Чекре-хана и Дервиш-хана (потомки Менгасира, сына Абая, сына Уз-Тимура).

Нусрат-наме является единственным источником, упоминающим генеалогию Чекре-хана. Он там назван как Джигре-хан. Его генеалогия такова:

Он сын Акмыла, сына Менгасира, сына Абая, сына Уз-Тимура (Согласно нашей трактовки Кин-Тимура)[42].

Генеалогию Дервиша мы рассматривали выше.

Многочисленные родственники этих ханов тоже были записаны автором Нусрат-наме. Гаев А.Г. предположил, что Абдулла, дядя Чекре и Мухаммед, сын Абдуллы (кузен Чекре) были ханами Мамаевской Орды[43], но надо думать, что Гаев А.Г. тут ошибается:

а. В Нусрат-наме  не указано, что этот Абдулла и Мухаммад были ханами, в отличие от их родственников Дервиш-хана и Чекре-хана (Джигре).

б. Также есть указание, что мамаевский Абдулла-хан был из отроков Узбек-хана

в. Родным племянником этого Абдуллы был Чекре, если бы этот Абдулла был мамаевским Абдуллой, то сей факт бы не пропустили бы историки, писавшие о Чекре.

г. Кроме совпадения имен версия Гаева не имеет никаких доказательств о тождестве этих ханов с этими Тука-тимуридами..

Кто мог быть источником о генеалогии данной ветви джучидов. Мы предполагаем, что им был один из сподвижников Абулхаир-хана, Шайх-Суфи. Мы отождествляем его с Шайх-суфи из генеалогий Нусрат-наме. Он был троюродным братом Дервиш-хана и двоюродным племянником Чекре. Отсюда, наверное, и пошло знание генеалогий Чекре, Дервиша и их многочисленных родственников.

11. Куйун Беккут (Бектут). Мурут-Суфи-оглан из куйуна Беккут (Бектут) отождествляется нами с Барат-Суфи, сыном Бек-Суфи и внуком Бектута.

Бектут был полководцем Тохтамыша, а сын Бектута Бек-Суфи позже стал ханом Крыма[44].

Версия Гаева А.Г. о тождестве хана Орда-Мелика и Орда-Мелика, племянника Бектута, не имеет под собой основания, так как не совпадают годы жизни (хан Орда-Мелик жил на 30-40 лет раньше этого Орда-Мелика)[45]. Здесь мы придерживаемся гипотезы Григорьева о тождестве хана Орда-Мелика и Базарчи[46].

Сам Барат-Суфи (Мурут-Суфи), скорее всего, был источником о генеалогии их семьи.

Также нам интересна эта фраза: "Еще из куйунов из беккут — Мурут-Суфи-оглан, из этого эля — Шайх-Суфи-оглан".

Это значит, что Шайх-Суфи и Мурут-Суфи (Барат-Суфи, внук Бектута) были родом из одного места.

Как нам известно, Бек-Суфи, отец Барат-Суфи, был ханом в Крыму, где чеканилась его монета. А Дервиш-хан, троюродный брат Шайх-суфи правил последние годы жизни тоже в Крыму.

Появление Барат-Суфи и Шайх-Суфи среди соратников Абулхаира надо рассматривать как результат борьбы за власть в Крыму. Барат-Суфи и Шайх-Суфи пришлось эмигрировать из Крыма, где власть захватывают сначала Сеид-Ахмед, затем потомки Тулек-Тимура: таким образом, Барат-Суфи и Шайх-Суфи появились в Восточном Дешти-кипчаке.

12. Клан Тохтамыша. Мы рассмотрели его выше. Думается, что сведения о потомках Тохтамыша были собраны еще при Абулхаире и позже включены в Нусрат-наме.

13. Клан Тулек-тимура (Крымские и казанские чингизиды). Эти данные примечательны тем, что в генеалогиях казанских ханов есть уникальное упоминание о семи сыновьях и трех дочерях Улуг-Мухаммеда.

Скорее всего, источником по генеалогии Улуг-Мухаммеда и его родственников для Мухаммеда Шейбани тут послужил сам казанский хан Мухаммед-Эмин.

Известно, что "Мухаммед Шейбани был тесно связан с волжскими джучидами. Так, например, он прислал казанскому хану Мухаммед-Эмину двух музыкантов: бывшего придворного Хусейна Байкары Гулями Шади, сына декламатора Шади и Бульбуля. Ханы как будто были даже друзьями[47]. Скорее всего Мухаммед Эмин и был тем источником, который сообщил Мухаммеду Шейбани генеалогические данные своей ветви джучидов.

Отвечая на поставленные в начале статьи вопросы, мы хотим резюмировать:

1. При сравнительном анализе несоответствий в генеалогиях джучидов из Нусрат-наме и Муиз ал Ансаб, мы должны учитывать то, что в генеалогиях раннего периода Муизз ал Ансаб и Рашид аддин являются более точными. В то же время Нусрат-наме превосходит их в точности в генеалогиях более позднего периода.

2. Версия Сафаргалиева о тождестве Хаджи-Мухаммеда и Махмуд-ходжи не подтверждается, Датировку начала правления Улуг-Мухаммеда следует перенести на более поздний срок. Версия Гаева А.Г. о правлении Абдуллы и Мухаммеда, дяди и кузена Чекре-хана, а также версии о тождестве Орда-Мелик-хана и Орда-Мелика (племянник Бектута) и Азиз-шейха и Азиз-Бабы (шибанид), не достаточно аргументирована, и не учитывают годы жизни, когда жили носители этих имен, а также источник появления этих генеалогий в Нусрат-наме.

3. Структурно генеалогии Нусрат-наме состоят из трех компонентов.

А. В корень всех генеалогий был положен Рашид аддин.

Отличие Нусрат-наме во 2-3 поколениях от Рашид аддина минимальны. Если же учесть, что фраза о Бачмане, скорее нужно понимать, как Бачман, потомок Чимпая (не сын), то совпадения будут почти что 100%[48].

Б. Вторым источником для Нусрат-наме стали данные, собранные во времена правления Абулхаира. Таким образом, были записаны генеалогии: кланов Балх-оглана, Мустафы маджара, Барат-Суфи беккута, Рустама, Хусейна Чимбая, Хайан-Суфи (?) Шункура, генеалогии ханов Чекре, Дервиша, Тохтамыша, Базарчи.

В. Третьим источником для Нусрат-наме служили данные, собранные Мухаммедом Шейбани. Таким образом, были записаны генеалогии потомков Кичи Мухаммеда, Хаджи-Мухаммеда, Урус-хана, Улуг-Мухаммеда и Хаджи-Гирея.

Нусрат-наме является одним из важнейших источников по генеалогии джучидов 13-15 веков. И если в генеалогиях раннего периода в Нусрат-наме встречаются некоторые ошибки, выявляемые путем сравнительного анализа Нусрат-наме с Муизз ал Ансаб и Рашид аддином, то в генеалогиях позднего периода (Генеалогии джучидов, проживавших во второй половине 15 века) Нусрат-наме является единственным источником, который столь полно описывает генеалогии джучидов.

Литература:

1. Абусеитова М.Х. Баранова Ю.Г. "Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии в 13-18 веках". А. 2001.

2. Гаев А.Г. "Генеалогия и Хронология Джучидов"//Древности Поволжья и других регионов. Выпуск 4. том.3. Нижний Новгород. 2002.

3. Григорьев А. П. Золотоордынские ханы 60-70-х годов XIV в.: Хронология правления // Историография и источниковеде­ние истории стран Азии и Африки. Л., 1983. Вып. 7.

4. Зайцев И.В. "Астраханское ханство". М. 2006.

5. История Казахстана в персидских источниках. Тома 3-5. Алматы. 2006-2007

6. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969.

7. Прошлое Казахстана в письменных источниках. 5 в. до н.э. – 15 в. н.э. (Извлечения из источников)./ Составитель Б.Б.Ирмуханов. Алматы. 1998.

8. Сабитов Ж.М. "Генеалогии Джучидов 13-18 века" Алматы. 2008.

9. Сагдеева Р.З. "Серебренные монеты ханов Золотой Орды" Москва. 2005.

10. Сафаргалиев М.Г. "Распад Золотой Орды". Саранск. 1960.

Сноски:

[1] История Казахстана в персидских источниках. Алматы. Том 4. Алматы. 2006. стр. 424

[2] История Казахстана в персидских источниках. Том 4. Алматы. 2006. стр. 94-114.

[3] Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. стр.33-43.

[4] История Казахстана в персидских источниках. Том 3. Алматы. 2006. стр. 38-46.

[5] Не путать с Беркечаром.

[6] Бай-Тимур в Нусрат наме фигурирует как Пайму

[7] В Муиззе Урангбаш, У Рашид аддина и в Нусрат-наме Урунг-Тимур

[8] В Муиззе назван Кай-Тимуром, у Рашидаддина Кин-Тимуром, а в Нусрат-наме Уз-Тимуром

[9] Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. стр.39.

[10] История Казахстана в персидских источниках. Том 3. Алматы. 2006. стр. 45-46.

[11] Этот феномен был очень распространен среди кочевников, См. статья "феномен двойного отцовства" См. Сабитов Ж.М. "Генеалогии Джучидов 13-18 века" Алматы. 2008.

[12] История Казахстана в персидских источниках. Том 3. Алматы. 2006. стр. 44-45.

[13] Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. стр.41.

[14] История Казахстана в персидских источниках. Алматы. Том 5. Алматы. 2007. стр. 110

[15] Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. стр.36.

[16] Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. стр.42.

[17] У Бинаи, который пользовался Нусрат-наме как первоисточником, этот безымянный назван как Иди-Суфи-оглан.

[18] Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. стр.17.

[19] В армянских источниках кууном называли некоторых чингизидов, например Нога-куун – известный темник Ногай

[20] Скорее всего, он тот же Хусейн из куйуна Чимбай.

[21] История Казахстана в персидских источниках. Алматы. Том 5. Алматы. 2007. стр. 238

[22] Потомков Бату и Беркечара а также некоторых других джучидов, мы не рассматриваем, так как сведения о них не являются оригинальными в Нусрат-наме.

[23] Абусеитова М.Х. Баранова Ю.Г. "Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии в 13-18 веках". А. 2001. стр. 381. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. стр. 35.

[24] Сафаргалиев М.Г. "Распад Золотой Орды". Саранск. 1960. стр. 202.

[25] История Казахстана в персидских источниках. Алматы. Том 5. Алматы. 2007. стр. 374-375

[26] Абусеитова М.Х. Баранова Ю.Г. "Письменные источники по истории культуры Казахстанаи Центральной Азии в 13-18 веках".  Алматы. 2001. Стр. 46.

[27] Некоторые историки часто объединяют двух ханов Сайдека и Ибака  под именем Сеид-Ибрагима и из-за этого происходит путаница насчет генеалогии Ибак-хана. Часть его считают сыном Хаджи-Мухаммеда, часть сыном Махмудека. На деле же в источниках шейбанидского круга произошла ошибка, совместившая два имени в одно и из-за этого произошла эта ошибка.

[28] Сафаргалиев М.Г. "Распад Золотой Орды". Саранск. 1960. стр. 202.

[29] Сафаргалиев М.Г. "Распад Золотой Орды". Саранск. 1960. стр. 197.

[30] Прошлое Казахстана в письменных источниках. 5 в. до н.э. – 15 в. н.э. (Извлечения из источников)./ Составитель Б.Б.Ирмуханов. Алматы. 1998. стр.363.

[31] История Казахстана в персидских источниках. Алматы. Том 4. Алматы. 2006. стр. 383.

[32] Возможно также отождествление Мустафа-оглана с Мустафой-ханом, противником Абулхаира, который бежал от него в Хорезм и правил там до 60-х годов 15 века. Но мы придерживаемся вышеуказанной точки зрения.

[33] Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. стр. 40.

[34] Прошлое Казахстана в письменных источниках. 5 в. до н.э. – 15 в. н.э. (Извлечения из источников)./ Составитель Б.Б.Ирмуханов. Алматы. 1998. стр.364.

[35] Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. стр. 40.

[36] Одни авторы называют его как Багатыря (Батыра), другие называют его Бахтияр.

[37] Зайцев И.В. "Астраханское ханство". М. 2006. стр. 74.

[38] Зайцев И.В. "Астраханское ханство". М. 2006. стр. 82

[39] Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. стр. 40.

[40] Зайцев И.В. "Астраханское ханство". М. 2006. стр. 36

[41] Зайцев И.В. "Астраханское ханство". М. 2006. стр. 50.

[42] Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. стр. 41.

[43] Гаев А.Г. "Генеалогия и Хронология Джучидов"//Древности Поволжья и других регионов. Выпуск 4. том.3. Нижний Новгород. 2002. стр. 23-24

[44] Согласно Арсюхину Е. (статья "Комплекс монет из старого Крыма") в Крыму чеканились монеты Бек-суфи в 822-823 годах Хиджры.

[45] См. Таблицу Гаева А.Г. после статьи "Генеалогия и Хронология Джучидов"//Древности Поволжья и других регионов. Выпуск 4. том.3. Нижний Новгород. 2002.

[46] См. Григорьев А. П. Золотоордынские ханы 60-70-х годов XIV в.: Хронология правления // Историография и источниковеде­ние истории стран Азии и Африки. Л., 1983. Вып. 7.

[47] Зайцев И.В. "Астраханское ханство". М. 2006. стр. 66.

[48] Если не считать ошибки во внуках Тука-Тимура.

9 ноября 2009      Опубликовал: admin      Просмотров: 2964      

Другие статьи из этой рубрики

Золотая Орда как предтеча Российской Империи

Истоки феномена российской имперской государственности, наглядным олицетворением которой была Российская империя, имеют в своей основе симбиоз трех компонентов: древнерусской государственности Киевской Руси, импульсом в создании которой стал приход варягов или норманнов-выходцев из германских племен Скандинавии на Русь; идеологической и культурной традиции Византийской империи через посредство православного христианства, и имперского наследия Золотой Орды, о котором и пойдет речь в данной статье.

Д. П. Никольский. О чукчах Колымского округа

Сибирь, можно сказать, область инородческая; здесь целый конгломерат различных инородческих групп, рассеянных на громадном пространстве. Некоторые из этих народностей постепенно уже сходят со сцены, т. е. вымирают под влиянием неблагоприятных для них условий; иные, сливаясь с другими народностями, мало-помалу утрачивают свои национальные черты и физические свойства и в конце концов также теряются в массе. Среди всех этих народностей видное место, по занимаемому пространству, а также и сохранившимся некоторым национальным чертам, принадлежит чукчам, подробным исследованием которых в Якутской обл. занимались некоторые из членов особой экспедиции, снаряженной на средства И. М. Сибирякова. Таким исследователем был В. Г. Богораз. представивший интересный отчет о чукчах Колымского округа. Хотя лнтература об этом народе довольно обширна, но тем не менее исследование автора дают много нового и поучительного, затронувшего такие стороны чукчей, которые не были еще исследованы.

Б. Нацагдорж. Mongq'ol-un niq'uc'a tobc'iyan как источник по истории протомонголов

В тринадцатом веке после образования Йэкэ Монгол улуса, новому государству потребовалось своя официальная историография и опираясь на вековые традиции историографии монголоязычных народов, было создано в 1240 г. Mongγol-un niγuča tobčiyan – Сокровенное сказание монголов, уникальный источник истории и литературы средневековых монголов. Любой монголовед считает своим долгом познакомиться с этим памятником в первую очередь. Многие исследователи из разных стран анализировали этот источник с разных сторон, и пришли к одному общему заключению, что ССМ есть уникальный памятник не только монгольской словесности, но и памятник истории и этногенеза средневековых монголов, созданный самими монголами и пропагандирующий идею единого монгольского государства.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте