Статьи
 

Литература ногаев

4.Литература советского периода

Октябрьская революция 1917 года и создание Советского Союза открыли новую веху в истории многовековой ногайской литературы. Возникновение ногайской советской литературы связано с просветительской деятельностью видного общественного деятеля Абдул-Хамида Шаршембий улы Джанибекова (1879-1955). А.-Х.Джанибеков стал одним из создателей ногайского литературного языка советской эпохи. С его деятельностью связано начало творчества Н.Ногайлы, М.Курманалиева, Б.Абдуллина, З.Кайбалиева, Ф.Абдулжалилова и других пи­сателей.

Уже в 1920-1930 годы в ногайской литературе стали известны имена таких поэтов и прозаиков, как Х.Булатуков, Б.Абдуллин, Ф.Абдулжали­лов. Первые советские поэмы на ногайском языке были написаны М.Курманалиевым ("Тучи рассеялись", 1935) и Ф.Абдулжалиловым ("Много видевшая Кубань", 1940). Перу Б.Абдуллина принад­лежат первые значительные ногайские пьесы "Враг побеждён" (1932), "Батрак" (1932), "Когда победил труд" (1934). Он же автор первых ногайских романов "Степные герои" (1932), "Активист" (1934), "Красные цветы" (1934). Выступал Б.Абдуллин и в жанре повести ("В опьянении богатством", 1934 г.).

В период после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ногайская литература характеризуется новыми идейными и художественными дости­жениями. Она вступает в пору своей зрелости. Поэты и прозаики стали глуб­же осмысливать жизнь народа и истори­ческие события, полнее раскрывать характеры своих героев, смелее и орга­ничнее использовать приёмы устного народного творчества и опыт передовой русской литературы.

Успехи ногайской литературы в середине ХХ в., прежде всего, связаны с про­зой. В её развитии и воспитании литературных кадров большую роль сыграл крупнейший ногайский писатель и поэт Фазиль Апас улы Абдулжалилов (1913-1974). У истоков своего творческого пути в 1931 году начав со стихов и рассказов, он уже до войны перешёл к крупным прозаи­ческим полотнам. Его пьеса "Побеждён­ные враги" (1936) и особенно повесть "Двое из многих" (1936) явились боль­шим вкладом в ногайскую советскую литературу довоенного периода.

Другой видный ногайский поэт и прозаик – Суюн Имамали улы Капаев (1927-2001). Особенно плодотворными оказались для него 1950-1960 годы. За это время из-под его пера вышли стихи, рассказы, повести, роман "Бекболат". Опираясь на традиции ногайского народного рассказа "айтув" и "хабар", творчески ис­пользуя опыт русских мастеров рассказа, прежде всего А.П.Чехова, С.Капаев возродил слабо развитый жанр рассказа в ногайской художественной литературе. Рассказы С.Капаева, вошедшие в ряд сборников, поднимают такие острые и актуальные проблемы современности, как воспитание детей ("Кто виноват"), взаимоотношения супругов ("Чужой дядя"), дружба советских народов ("Азиз", "Обида", "Верный друг"), призвание человека ("Переправа", "Де­вушка с сумкой") и т. д. Успехи С.Капаева в жанре рассказа были серьёзным шагом к новым жанрам – повести и роману.

Имя прозаика Исы Суюн улы Капаева – одно из ярких в ногайской литературе того периода. Его рассказы, повести, романы ("Есть такие парни", "Вокзал", "Гармонистка", "Сказание о Сынтаслы", "Книга отражений", "Уплывающие тени" и др.) обогатили ногай­скую литературу новыми творческими исканиями. Боль­ших успехов он добился в изображении внутреннего мира своих героев. Образность языка И.Капаева, в немалой степени заим­ствованная из эпической поэзии, использование фольклорных мотивов и приёмов в раскрытии характеров героев позволили автору создать колорит­ные образы, понравившиеся не только ногайскому читателю. И.Капаев получил широкое признание в стране, стал лауреатом Всесоюзного конкурса им. Н.Островского, лауреатом премии комсомола Ставропольского края.

 В 60-х годах получает развитие лирико-философское направление в поэзии. Эта тенденция связана с именем выдающегося ногайского поэта-лирика ХХ века Гамзата Юсуп улы Аджигельдиева (1939-­1966). Первый сборник его произведений "Сокпак" ("Тропа") вышел в 1962 году. В 1964 году вместе с Б.Аджигельдиевым он выступил составителем и издателем первого послевоенного сборника стихов поэтов Караногая "Карлыгаш" ("Ласточка"). Произведения автора отличаются глубиной содержания и новизной формы. Талантливый поэт стал популярен, прежде всего, благодаря своей любовной лирике.

В 60-е годы в ногайской поэзии дебютирует Кельдихан Исса кызы Кумратова (1944-2003), поэтесса ярко выраженного лирического дарования. Многие её стихи стали попу­лярными песнями, получившими широкое распространение, она одинаково известна любовной и гражданской лирикой.

Советскую поэзию Караногая достойно представляла молодая поэтесса Кадрия Оразбай кызы Темирбулатова (1948-1978). Недолгий период её творчества стал новым шагом в развитии национальной литературы ХХ столетия. Поэзии Кадрии при­сущи задор и молодой пытливый взгляд в окружающий мир, искрен­ность, обращение к художественному богатству родного языка и устного народного творчества.

Свежесть и неповторимая самобытность отличали литературное творчество выдающегося деятеля ногайской культуры, художника Сраждина Самедин улы Батырова (1951-1992). Поэзия стала одной из граней его многогранного и яркого таланта. В стихах С.Батырова отразились ностальгия по утраченному духовному единству ногаев, драма одиночества, философское осмысление прошлого и настоящего своего народа.

Назад  1    2    3    4    5  Вперед
6 апреля 2012      Автор: admin      Просмотров: 8009      

Другие статьи из этой рубрики

Традиционное хозяйство ногаев

Традиционным занятием ногаев издревле было кочевое скотоводство. Обширные степи Евразии, на территории которых проходил многовековой процесс этногенеза ногайского народа, обусловили его образ жизни и хозяйственно-экономический уклад.

Коневодство ногаев

Коневодство было одним из древнейших традиционных занятий ногаев. Путешественник Адам Олеарий писал, что ногайские лошади "сильны и очень выносливы".

Охота и рыболовство ногаев

Охота и рыболовство также было одним из древнейших занятий кочевников Великой Степи. Соколиная охота у них всегда была связана с военным делом. Согласно древней степной пословице, "соколиная охота – сестра войны". Грандиозные облавные охоты с ловчими птицами в эпоху Чингиз-хана и в последующих кочевых государствах подробно описаны в летописях Рашид-ад-Дина, Джувейни, сообщениях путешественника Марко Поло и в других средневековых источниках.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта