Статьи
 

© Ш.С.Камолиддин

КУЛЬТУРА ОСЕДЛЫХ ТЮРКОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Вступление.  Часть 1. Земледелие у древних тюрков  

| Часть 2. Садоводство у древних тюрков

| Часть 3. Горнорудное дело и металлургия у древних тюрков

| Часть 4. Градостроительная культура тюрков

| Заключение. Литература

 

 

Вступление

В последние десятилетия среди исследователей древней и средневековой истории Средней и Центральной Азии все более актуальной становится тема взаимоотношений оседлых народов с кочевыми племенами *1. В частности, многими исследователями не раз ставился вопрос о существовании у древних и средневековых тюрков не только земледелия [Давыдова, Шилов, 1953, c. 193-201; Molnar,1982,, pp. 215 – 224; Tang, 1981, p. 110 – 120], но и своей градостроительной культуры [Толстов, 1947, c. 100; Майдар, Пюрвеев, 1980, c. 79 – 81; Jagchid, 1981, pp. 70 – 88; Esin, 1983, p. 168 – 208; Poppe, 1981, pp. 89 – 94; Плетнева, 1982, c. 78; Кычанов, 1997, c. 274; Кумеков, 2004, c. 102 – 107; Камолиддин, 2004, c. 354 – 373], о чем свидетельствуют многочисленные данные китайских *2, арабских [al-Istakhri,.p. 298 – 300; Беруни, 1973, c. 472 – 473; ал-Идриси, c. 220 – 222], персидских [Hudud al-‘Alam, рр. 94 – 101] и тюркских источников [Кошгарий, т. 3, с. 122], а также данные археологии *3, исторической топонимии *4 и памятников архитектуры [Пугаченкова, 1949, c. 57 – 77].

Однако, по мнению отдельных исследователей, сами тюрки не принимали участие в строительстве городов, а население принадлежащих им городов составляли представители других народов с оседлой культурой [Хазанов, 2004, c. 318 – 330; Haeshi, 2004, p. 117 – 134].

По мнению Т.Хайаши, земледелием вокруг города Талас и других городов Западного Тюркского каганата занимались взятые в плен китайцы, жившие в небольшом одиночном городе с населением в 300 дворов, и снабжали тюрков продуктами питания [Haeshi, 2004, р. 124 – 125, 129]. Согласно А.М. Хазанову, тюрки были плохо приспособлены к оседлой жизни и не желали порывать с кочевым образом жизни [Хазанов, 2004, c. 328]. Во-первых, если Сюань Цзан встретил в округе Таласа 300 дворов китайцев [МИКК, т. 2, с. 65], это еще не говорит о том, что они занимались там земледелием и снабжали тюрков продуктами питания.

Земледелием кочевых тюрков занимались, главным образом, оседлые тюрки – выходцы из оседлых стран, а также бедные неимущие слои тюркского общества. Во-вторых, тюрки использовали военнопленных и рабов не только в земледелии, но и на других работах, в.том числе на рудниках. Кроме того, персидское слово рустак, упомянутое арабским путешественником, означает не "торговый центр" [Haeshi, 2004, р. 128], а "земледельческий округ".

*1 Об актуальности этого вопроса свидетельствует проведение таких международных конференций "Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций" (Алма-Ата, 1989), "Цивилизации Центральной Азии: земледельцы и скотоводы. Традиции и современность" (Самарканд, 2002), Урбанизация и номадизм в Центральной Азии: история и проблемы (Алматы, 2003) и др.
*2 О городах тюрков сообщает китайский паломник Сюань Цзан, лично посетивший некоторые из них во время своего визита в Среднюю Азию около 630 г.
*3 Эпоха Тюркского каганата, вопреки мнению многих исследователей, была периодом, характеризующимся не общим упадком уровня культуры (Гоибов, 1989), а наоборот, бурным расцветом науки и культуры, и особенно градостроительной культуры. По археологическим данным, большая часть городов и населенных пунктов Средней Азии была основана или восстановлена именно в эпоху раннего средневековья, т.е. в V – VI вв. н.э. [Камалиддинов, 1996].
*4 Некоторые из городов тюрков имели названия согдийского происхождения, такие как, например, Чинанчкат, Джамликат, Суткат, Навикат, Узкат, Мулджакат, Кирминкат, Суйаб, Уркат, Дих-и Чуб и др., что свидетельствует о том, что они были основаны согдийскими переселенцами. Однако, подавляющее большинство городов тюрков имели чисто тюркские названия, такие как Кучкарбаши, Атбаши, Атлах, Биглилиг, Барсхан, Атлалиг, Тузун-Булаг, Орду-Балык, Биш-Балык, Кулан, Мирки, Хиракли, Ак-Ракир, Сикул, Каркархан, Йагсун-Йасу, Ардуканд, Йарканд, Намудлик, Арпалык, Ахма, и др., что свидетельствует о том, что они были основаны самими тюрками.

1.Часть первая

   1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12  Вперед
29 октября 2008      Автор: admin      Просмотров: 33083      

Другие статьи из этой рубрики

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть II

Кроме земледелия оседлые тюрки занимались также садоводством, и особенно виноградарством и виноделием. В VII в. в Китае виноград считался экзотическим растением и большими специалистами по выращиванию лозы и приготовлению вина считались римляне, арабы и тюрки-уйгуры [Шефер, 1981, с. 193]. В 647 г. тюркский йабгу преподнес в дар китайскому императору виноградную лозу по названию "сосок кобылицы" [Шефер, 1981, с. 579]. В китайском тексте VIII в. упоминается тюркский титул фу-ни жэ-хань, который носили те, кто следил за соблюдением законности и очередности при подношении вин. Транскрипция слова фу-ни, означающего "вино", восходит к древнетюркскому begni – хмельной напиток, изготовленный из проса или ячменя [Кошгарий, т. 1, с. 408; т. 3, с. 68]. Cчитается, что это слово относится к числу названий божественного происхождения [Henning, 1965, p. 245, 246]. Среди древнетюркских изваяний Монголии трижды встречаются изображения "виночерпиев" с сосудами [Войтов, 1996].

Эльмира Гюль. Узбекский безворсовый ковер: видовая специфика

Когда говорят о ковроделии Средней Азии, в первую очередь упоминают туркменский ковер, давно снискавший себе мировую славу. Между тем, не менее интересны традиции ковроделия и у других народов региона. В данной статье речь пойдет о коврах узбеков. На территории Узбекистана издавна преобладало производство безворсовых ковров и ковровых изделий, причем виды безворсового ткачества были весьма разнообразны. В этом виде домашнего рукоделия женщины достигли несомненного мастерства. Мы рассмотрим основные виды узбекских безворсовых изделий, которые можно разделить на гладкотканые и вышитые. Разным видам было присуще собственное техническое и художественное решение. Вместе с тем, их объединяет общность стиля и единая орнаментальная база.

Ш.С.Камолиддин. К вопросу об этногенезе узбекского народа

В некоторых публикациях последних лет, посвященных истории тюркских народов, наблюдается тенденция изобразить узбекский народ как конгломерат пришлых кочевых тюркских племен, пришедших на территорию Средней Азии в эпоху позднего средневековья.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть III

Один из самых ранних этапов истории тюрков VI в. был связан с горнорудным промыслом, когда они добывали в горах Алтая железную руду для жужаньских хаканов [Гумилев, 1967, c. 20]. Железо представляло собой стратегически важный сырьевой материал, особенно для кочевников, поскольку оно было необходимо для изготовления оружия. Поэтому, тюрки придавали железу особое значение и занимались разработкой его месторождений еще на заре свой истории. По данным Менандра, в 568 г., когда византиец Зимарх, посланный императором Юстином к тюркскому хакану Дизибулу (Истеми), прибыл в Среднюю Азию, тюрки предложили ему приобрести железо, которое они добывали в своих рудниках [Хенниг, 1961, т. 1, с. 83 – 84; Пигулевская, 1951, с. 205 – 206].
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте