Статьи
 

© Ш.С.Камолиддин

КУЛЬТУРА ОСЕДЛЫХ ТЮРКОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Вступление.  Часть 1. Земледелие у древних тюрков  

| Часть 2. Садоводство у древних тюрков

| Часть 3. Горнорудное дело и металлургия у древних тюрков

| Часть 4. Градостроительная культура тюрков

| Заключение. Литература

 

 

Вступление

В последние десятилетия среди исследователей древней и средневековой истории Средней и Центральной Азии все более актуальной становится тема взаимоотношений оседлых народов с кочевыми племенами *1. В частности, многими исследователями не раз ставился вопрос о существовании у древних и средневековых тюрков не только земледелия [Давыдова, Шилов, 1953, c. 193-201; Molnar,1982,, pp. 215 – 224; Tang, 1981, p. 110 – 120], но и своей градостроительной культуры [Толстов, 1947, c. 100; Майдар, Пюрвеев, 1980, c. 79 – 81; Jagchid, 1981, pp. 70 – 88; Esin, 1983, p. 168 – 208; Poppe, 1981, pp. 89 – 94; Плетнева, 1982, c. 78; Кычанов, 1997, c. 274; Кумеков, 2004, c. 102 – 107; Камолиддин, 2004, c. 354 – 373], о чем свидетельствуют многочисленные данные китайских *2, арабских [al-Istakhri,.p. 298 – 300; Беруни, 1973, c. 472 – 473; ал-Идриси, c. 220 – 222], персидских [Hudud al-‘Alam, рр. 94 – 101] и тюркских источников [Кошгарий, т. 3, с. 122], а также данные археологии *3, исторической топонимии *4 и памятников архитектуры [Пугаченкова, 1949, c. 57 – 77].

Однако, по мнению отдельных исследователей, сами тюрки не принимали участие в строительстве городов, а население принадлежащих им городов составляли представители других народов с оседлой культурой [Хазанов, 2004, c. 318 – 330; Haeshi, 2004, p. 117 – 134].

По мнению Т.Хайаши, земледелием вокруг города Талас и других городов Западного Тюркского каганата занимались взятые в плен китайцы, жившие в небольшом одиночном городе с населением в 300 дворов, и снабжали тюрков продуктами питания [Haeshi, 2004, р. 124 – 125, 129]. Согласно А.М. Хазанову, тюрки были плохо приспособлены к оседлой жизни и не желали порывать с кочевым образом жизни [Хазанов, 2004, c. 328]. Во-первых, если Сюань Цзан встретил в округе Таласа 300 дворов китайцев [МИКК, т. 2, с. 65], это еще не говорит о том, что они занимались там земледелием и снабжали тюрков продуктами питания.

Земледелием кочевых тюрков занимались, главным образом, оседлые тюрки – выходцы из оседлых стран, а также бедные неимущие слои тюркского общества. Во-вторых, тюрки использовали военнопленных и рабов не только в земледелии, но и на других работах, в.том числе на рудниках. Кроме того, персидское слово рустак, упомянутое арабским путешественником, означает не "торговый центр" [Haeshi, 2004, р. 128], а "земледельческий округ".

*1 Об актуальности этого вопроса свидетельствует проведение таких международных конференций "Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций" (Алма-Ата, 1989), "Цивилизации Центральной Азии: земледельцы и скотоводы. Традиции и современность" (Самарканд, 2002), Урбанизация и номадизм в Центральной Азии: история и проблемы (Алматы, 2003) и др.
*2 О городах тюрков сообщает китайский паломник Сюань Цзан, лично посетивший некоторые из них во время своего визита в Среднюю Азию около 630 г.
*3 Эпоха Тюркского каганата, вопреки мнению многих исследователей, была периодом, характеризующимся не общим упадком уровня культуры (Гоибов, 1989), а наоборот, бурным расцветом науки и культуры, и особенно градостроительной культуры. По археологическим данным, большая часть городов и населенных пунктов Средней Азии была основана или восстановлена именно в эпоху раннего средневековья, т.е. в V – VI вв. н.э. [Камалиддинов, 1996].
*4 Некоторые из городов тюрков имели названия согдийского происхождения, такие как, например, Чинанчкат, Джамликат, Суткат, Навикат, Узкат, Мулджакат, Кирминкат, Суйаб, Уркат, Дих-и Чуб и др., что свидетельствует о том, что они были основаны согдийскими переселенцами. Однако, подавляющее большинство городов тюрков имели чисто тюркские названия, такие как Кучкарбаши, Атбаши, Атлах, Биглилиг, Барсхан, Атлалиг, Тузун-Булаг, Орду-Балык, Биш-Балык, Кулан, Мирки, Хиракли, Ак-Ракир, Сикул, Каркархан, Йагсун-Йасу, Ардуканд, Йарканд, Намудлик, Арпалык, Ахма, и др., что свидетельствует о том, что они были основаны самими тюрками.

1.Часть первая

   1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12  Вперед
29 октября 2008      Автор: admin      Просмотров: 27212      

Другие статьи из этой рубрики

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть IV

Ахеменидам и Сасанидам приписывается основание многих городов в Средней Азии, но только под тюркским владычеством городская жизнь в Иране и Средней Азии приобрела тот облик, который она сохранила до сих пор [Бартольд, 1971, с. 363]. Сопоставление данных о городах ХI в. с известиями географов Х в. ясно показывает, что только в ХI в. окончательно установился в Персии и Средней Азии тот тип городов, который до сих пор не подвергался существенным изменениям [Бартольд, 1971, с. 372]. Это города с главными улицами от ворот к центру, базарными лавками вдоль этих улиц и центральным куполом рынка (чорсу) в месте их пересечения [Бартольд, 1963 (а), с. 130].

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть III

Один из самых ранних этапов истории тюрков VI в. был связан с горнорудным промыслом, когда они добывали в горах Алтая железную руду для жужаньских хаканов [Гумилев, 1967, c. 20]. Железо представляло собой стратегически важный сырьевой материал, особенно для кочевников, поскольку оно было необходимо для изготовления оружия. Поэтому, тюрки придавали железу особое значение и занимались разработкой его месторождений еще на заре свой истории. По данным Менандра, в 568 г., когда византиец Зимарх, посланный императором Юстином к тюркскому хакану Дизибулу (Истеми), прибыл в Среднюю Азию, тюрки предложили ему приобрести железо, которое они добывали в своих рудниках [Хенниг, 1961, т. 1, с. 83 – 84; Пигулевская, 1951, с. 205 – 206].

Эльмира Гюль. Узбекский ковер: этническая специфика и вопросы символики декора

Ковровая карта позднесредневековых узбекских ханств была весьма разнообразна, при этом ковроткачество было распространено в ареалах обитания скотоводческого населения. Наряду с узбеками выделкой ковров занимались также местные туркмены, арабы, каракалпаки, киргизы, казахи, уйгуры, таджики. Общность этногенетических корней, совместное проживание способствовало закономерному культурному взаимообмену: распространению единых технических приемов, мотивов орнамента. В контактных районах подчас сложно выявить происхождение того или иного изделия. Вместе с тем, некоторые ковры несут в себе четкую идентификацию, что делает их сразу узнаваемыми. Что касается собственно узбекского населения, то ковроткачество развивалось у узбеков-туркман (Нурата) и этнических групп дашти-кипчакского племенного объединения, сохранивших скотоводческий тип хозяйствования, в первую очередь кунгратов, локаев, кипчаков, туяклы, минг, найман, а также других, менее крупных племен. Участие перечисленных племен в этногенезе не только узбеков, но и иных народов-соседей, обусловило общность традиций прикладного искусства, в том числе ковроделия.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть II

Кроме земледелия оседлые тюрки занимались также садоводством, и особенно виноградарством и виноделием. В VII в. в Китае виноград считался экзотическим растением и большими специалистами по выращиванию лозы и приготовлению вина считались римляне, арабы и тюрки-уйгуры [Шефер, 1981, с. 193]. В 647 г. тюркский йабгу преподнес в дар китайскому императору виноградную лозу по названию "сосок кобылицы" [Шефер, 1981, с. 579]. В китайском тексте VIII в. упоминается тюркский титул фу-ни жэ-хань, который носили те, кто следил за соблюдением законности и очередности при подношении вин. Транскрипция слова фу-ни, означающего "вино", восходит к древнетюркскому begni – хмельной напиток, изготовленный из проса или ячменя [Кошгарий, т. 1, с. 408; т. 3, с. 68]. Cчитается, что это слово относится к числу названий божественного происхождения [Henning, 1965, p. 245, 246]. Среди древнетюркских изваяний Монголии трижды встречаются изображения "виночерпиев" с сосудами [Войтов, 1996].
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте