Статьи
 

© Ш.С.Камолиддин

КУЛЬТУРА ОСЕДЛЫХ ТЮРКОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Вступление.  Часть 1. Земледелие у древних тюрков  

| Часть 2. Садоводство у древних тюрков

| Часть 3. Горнорудное дело и металлургия у древних тюрков

| Часть 4. Градостроительная культура тюрков

| Заключение. Литература

 

 

Вступление

В последние десятилетия среди исследователей древней и средневековой истории Средней и Центральной Азии все более актуальной становится тема взаимоотношений оседлых народов с кочевыми племенами *1. В частности, многими исследователями не раз ставился вопрос о существовании у древних и средневековых тюрков не только земледелия [Давыдова, Шилов, 1953, c. 193-201; Molnar,1982,, pp. 215 – 224; Tang, 1981, p. 110 – 120], но и своей градостроительной культуры [Толстов, 1947, c. 100; Майдар, Пюрвеев, 1980, c. 79 – 81; Jagchid, 1981, pp. 70 – 88; Esin, 1983, p. 168 – 208; Poppe, 1981, pp. 89 – 94; Плетнева, 1982, c. 78; Кычанов, 1997, c. 274; Кумеков, 2004, c. 102 – 107; Камолиддин, 2004, c. 354 – 373], о чем свидетельствуют многочисленные данные китайских *2, арабских [al-Istakhri,.p. 298 – 300; Беруни, 1973, c. 472 – 473; ал-Идриси, c. 220 – 222], персидских [Hudud al-‘Alam, рр. 94 – 101] и тюркских источников [Кошгарий, т. 3, с. 122], а также данные археологии *3, исторической топонимии *4 и памятников архитектуры [Пугаченкова, 1949, c. 57 – 77].

Однако, по мнению отдельных исследователей, сами тюрки не принимали участие в строительстве городов, а население принадлежащих им городов составляли представители других народов с оседлой культурой [Хазанов, 2004, c. 318 – 330; Haeshi, 2004, p. 117 – 134].

По мнению Т.Хайаши, земледелием вокруг города Талас и других городов Западного Тюркского каганата занимались взятые в плен китайцы, жившие в небольшом одиночном городе с населением в 300 дворов, и снабжали тюрков продуктами питания [Haeshi, 2004, р. 124 – 125, 129]. Согласно А.М. Хазанову, тюрки были плохо приспособлены к оседлой жизни и не желали порывать с кочевым образом жизни [Хазанов, 2004, c. 328]. Во-первых, если Сюань Цзан встретил в округе Таласа 300 дворов китайцев [МИКК, т. 2, с. 65], это еще не говорит о том, что они занимались там земледелием и снабжали тюрков продуктами питания.

Земледелием кочевых тюрков занимались, главным образом, оседлые тюрки – выходцы из оседлых стран, а также бедные неимущие слои тюркского общества. Во-вторых, тюрки использовали военнопленных и рабов не только в земледелии, но и на других работах, в.том числе на рудниках. Кроме того, персидское слово рустак, упомянутое арабским путешественником, означает не "торговый центр" [Haeshi, 2004, р. 128], а "земледельческий округ".

*1 Об актуальности этого вопроса свидетельствует проведение таких международных конференций "Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций" (Алма-Ата, 1989), "Цивилизации Центральной Азии: земледельцы и скотоводы. Традиции и современность" (Самарканд, 2002), Урбанизация и номадизм в Центральной Азии: история и проблемы (Алматы, 2003) и др.
*2 О городах тюрков сообщает китайский паломник Сюань Цзан, лично посетивший некоторые из них во время своего визита в Среднюю Азию около 630 г.
*3 Эпоха Тюркского каганата, вопреки мнению многих исследователей, была периодом, характеризующимся не общим упадком уровня культуры (Гоибов, 1989), а наоборот, бурным расцветом науки и культуры, и особенно градостроительной культуры. По археологическим данным, большая часть городов и населенных пунктов Средней Азии была основана или восстановлена именно в эпоху раннего средневековья, т.е. в V – VI вв. н.э. [Камалиддинов, 1996].
*4 Некоторые из городов тюрков имели названия согдийского происхождения, такие как, например, Чинанчкат, Джамликат, Суткат, Навикат, Узкат, Мулджакат, Кирминкат, Суйаб, Уркат, Дих-и Чуб и др., что свидетельствует о том, что они были основаны согдийскими переселенцами. Однако, подавляющее большинство городов тюрков имели чисто тюркские названия, такие как Кучкарбаши, Атбаши, Атлах, Биглилиг, Барсхан, Атлалиг, Тузун-Булаг, Орду-Балык, Биш-Балык, Кулан, Мирки, Хиракли, Ак-Ракир, Сикул, Каркархан, Йагсун-Йасу, Ардуканд, Йарканд, Намудлик, Арпалык, Ахма, и др., что свидетельствует о том, что они были основаны самими тюрками.

1.Часть первая

   1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12  Вперед
29 октября 2008      Автор: admin      Просмотров: 24951      

Другие статьи из этой рубрики

Эльмира Гюль. Узбекский безворсовый ковер: видовая специфика

Когда говорят о ковроделии Средней Азии, в первую очередь упоминают туркменский ковер, давно снискавший себе мировую славу. Между тем, не менее интересны традиции ковроделия и у других народов региона. В данной статье речь пойдет о коврах узбеков. На территории Узбекистана издавна преобладало производство безворсовых ковров и ковровых изделий, причем виды безворсового ткачества были весьма разнообразны. В этом виде домашнего рукоделия женщины достигли несомненного мастерства. Мы рассмотрим основные виды узбекских безворсовых изделий, которые можно разделить на гладкотканые и вышитые. Разным видам было присуще собственное техническое и художественное решение. Вместе с тем, их объединяет общность стиля и единая орнаментальная база.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть II

Кроме земледелия оседлые тюрки занимались также садоводством, и особенно виноградарством и виноделием. В VII в. в Китае виноград считался экзотическим растением и большими специалистами по выращиванию лозы и приготовлению вина считались римляне, арабы и тюрки-уйгуры [Шефер, 1981, с. 193]. В 647 г. тюркский йабгу преподнес в дар китайскому императору виноградную лозу по названию "сосок кобылицы" [Шефер, 1981, с. 579]. В китайском тексте VIII в. упоминается тюркский титул фу-ни жэ-хань, который носили те, кто следил за соблюдением законности и очередности при подношении вин. Транскрипция слова фу-ни, означающего "вино", восходит к древнетюркскому begni – хмельной напиток, изготовленный из проса или ячменя [Кошгарий, т. 1, с. 408; т. 3, с. 68]. Cчитается, что это слово относится к числу названий божественного происхождения [Henning, 1965, p. 245, 246]. Среди древнетюркских изваяний Монголии трижды встречаются изображения "виночерпиев" с сосудами [Войтов, 1996].

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть III

Один из самых ранних этапов истории тюрков VI в. был связан с горнорудным промыслом, когда они добывали в горах Алтая железную руду для жужаньских хаканов [Гумилев, 1967, c. 20]. Железо представляло собой стратегически важный сырьевой материал, особенно для кочевников, поскольку оно было необходимо для изготовления оружия. Поэтому, тюрки придавали железу особое значение и занимались разработкой его месторождений еще на заре свой истории. По данным Менандра, в 568 г., когда византиец Зимарх, посланный императором Юстином к тюркскому хакану Дизибулу (Истеми), прибыл в Среднюю Азию, тюрки предложили ему приобрести железо, которое они добывали в своих рудниках [Хенниг, 1961, т. 1, с. 83 – 84; Пигулевская, 1951, с. 205 – 206].

Эльмира Гюль. Узбекский ковер: этническая специфика и вопросы символики декора

Ковровая карта позднесредневековых узбекских ханств была весьма разнообразна, при этом ковроткачество было распространено в ареалах обитания скотоводческого населения. Наряду с узбеками выделкой ковров занимались также местные туркмены, арабы, каракалпаки, киргизы, казахи, уйгуры, таджики. Общность этногенетических корней, совместное проживание способствовало закономерному культурному взаимообмену: распространению единых технических приемов, мотивов орнамента. В контактных районах подчас сложно выявить происхождение того или иного изделия. Вместе с тем, некоторые ковры несут в себе четкую идентификацию, что делает их сразу узнаваемыми. Что касается собственно узбекского населения, то ковроткачество развивалось у узбеков-туркман (Нурата) и этнических групп дашти-кипчакского племенного объединения, сохранивших скотоводческий тип хозяйствования, в первую очередь кунгратов, локаев, кипчаков, туяклы, минг, найман, а также других, менее крупных племен. Участие перечисленных племен в этногенезе не только узбеков, но и иных народов-соседей, обусловило общность традиций прикладного искусства, в том числе ковроделия.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта