Статьи
 

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть I

10.Заимствования  тюркской лексики в области земледелия

Еще одним источником для исследования истории земледелия у древних тюрков являются тюркские заимствования в других языках, связанные с земледелием. Тюрки пользовались у других народов очень высоким престижем, что являлось важным фактором межязыковых и межкультурных влияний. Заимствование терминологии является одним из показателей культурного, политического, социально-экономического и языкового влияния, которое оказывали тюрки на эти народы [Мусаев, 1984, с. 219].

В VII в. в танском Китае, где умели ценить прекрасное и любить далекое, возникла мода на все тюркское – одежду, блюда, домашний реквизит, и особенно музыку, поэзию и танцы [Исмаилова, 1984, c. 180]. Тюркские заимствования имеются в языках хинди (около 80 слов) и тамильском (40) [Мусаев, 1984, c. 149]. В гунно-аварский и печенего-куманский периоды (VIII – Х вв.) тюркский язык оказал сильное влияние на европейские языки. Среди тюркизмов в немецком языке преобладает общественно-политическая терминология и предметная номенклатура, которые вместе составляют свыше 60 %. Примерно такое же соотношение имеют тематические группы тюркских заимствований в английском языке [Мусаев, 1984, c. 128].

Тюрки оказали также сильное влияние на семитские и иранские народы, тюркизировав многие географические названия в Иране и Малой Азии [Schanzlin, 1936, р. 284, 286]. Большое количество тюркизмов зафиксировано в ягнобском языке, который считается потомком согдийского языка, причем большая часть этих заимствований относится к эпохе раннего средневековья [Krippes, 1991, p. 74 – 75], а также в осетинском [Абаев, 1985, с. 23 – 29], албанском [Гукасян, 1971, с. 238 – 250], татском [Ахмедов, 1971, с. 69 – 79], памирских [Стеблин-Каменский, 1982, с. 35, 36, 53, 64, 67 – 69, 74, 80], грузинском [Apkhazava, Cikia, 2006] и армянском языках. Влияние тюрков на армян было настолько велико, что часть их полностью перешла на тюркский язык [Документы; Chirli, 2005].

Среди многочисленных тюркских заимствований, сохранившихся в угорских языках, значительную часть составляют термины, касающиеся сельского хозяйства, в частности, земледелия, такие как buza – пшеница, arpa – ячмень, borso – горох, eke – соха, плуг, sarlo – серп, tarlo – жнивье, orol – молоть и др. [Хайду, 1985, с. 23, 140] В персидском языке имеются такие тюркские заимствования как азука и ашлыг –провизия, фураж, собираемые с населения для нужд войска; илик – ячмень, корм, предоставляемый населением для войска; сувчи – распределитель воды [Ахмедов, Мукминова, 1986, с. 13 – 15].

Наиболее многочисленными являются тюркские заимствования в русском языке, которые составляют четверть всего его словарного состава *27. Значительную часть этих тюркизмов составляют термины, связанные с земледелием. Заимствования из тюркского языка охватывают почти все стороны деятельности земледельцев *28.  Так, из тюркских языков в русский заимствовано названий зерновых культур – 10, культурных растений – 9, овощей – 5, бахчевых культур – 6, видов и состояний земли – 2, полей – 2, профессий связанных с земледелием – 3, работ, связанных с земледелием – 1, ирригационных сооружений и оросительных работ – 7, видов водных источников – 9, названий, связанных с рыболовством – 26, продуктов земледелия – 3, продуктов питания, связанных с земледелием – 35, орудий труда – 10, вредителей – 2, посуды и тары для хранения зерновых – 2, праздников, связанных с земледелием – 4.

*27 Словарь тюркизмов в русском языке по своему объему (444 с.) равняется одному тому 4-х томного толкового словаря русского языка Даля. См.: Шипова, 1976, а также Приложение 1: Тюркская терминология в области земледелия, заимствованная в русском языке.
*28 Некоторые из них составляют слова иранского и арабского происхождения, но они также причисляются к тюркизмам, так как были заимствованы  в русский язык через посредство тюркского языка. Список тюркских заимствований в русском языке, касающихся земледелия см. в Приложении 1 к настоящей работе.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12  Вперед
29 октября 2008      Автор: admin      Просмотров: 33156      

Другие статьи из этой рубрики

Ш.С.Камолиддин. К вопросу об этногенезе узбекского народа

В некоторых публикациях последних лет, посвященных истории тюркских народов, наблюдается тенденция изобразить узбекский народ как конгломерат пришлых кочевых тюркских племен, пришедших на территорию Средней Азии в эпоху позднего средневековья.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть II

Кроме земледелия оседлые тюрки занимались также садоводством, и особенно виноградарством и виноделием. В VII в. в Китае виноград считался экзотическим растением и большими специалистами по выращиванию лозы и приготовлению вина считались римляне, арабы и тюрки-уйгуры [Шефер, 1981, с. 193]. В 647 г. тюркский йабгу преподнес в дар китайскому императору виноградную лозу по названию "сосок кобылицы" [Шефер, 1981, с. 579]. В китайском тексте VIII в. упоминается тюркский титул фу-ни жэ-хань, который носили те, кто следил за соблюдением законности и очередности при подношении вин. Транскрипция слова фу-ни, означающего "вино", восходит к древнетюркскому begni – хмельной напиток, изготовленный из проса или ячменя [Кошгарий, т. 1, с. 408; т. 3, с. 68]. Cчитается, что это слово относится к числу названий божественного происхождения [Henning, 1965, p. 245, 246]. Среди древнетюркских изваяний Монголии трижды встречаются изображения "виночерпиев" с сосудами [Войтов, 1996].

Эльмира Гюль. Узбекский ковер: этническая специфика и вопросы символики декора

Ковровая карта позднесредневековых узбекских ханств была весьма разнообразна, при этом ковроткачество было распространено в ареалах обитания скотоводческого населения. Наряду с узбеками выделкой ковров занимались также местные туркмены, арабы, каракалпаки, киргизы, казахи, уйгуры, таджики. Общность этногенетических корней, совместное проживание способствовало закономерному культурному взаимообмену: распространению единых технических приемов, мотивов орнамента. В контактных районах подчас сложно выявить происхождение того или иного изделия. Вместе с тем, некоторые ковры несут в себе четкую идентификацию, что делает их сразу узнаваемыми. Что касается собственно узбекского населения, то ковроткачество развивалось у узбеков-туркман (Нурата) и этнических групп дашти-кипчакского племенного объединения, сохранивших скотоводческий тип хозяйствования, в первую очередь кунгратов, локаев, кипчаков, туяклы, минг, найман, а также других, менее крупных племен. Участие перечисленных племен в этногенезе не только узбеков, но и иных народов-соседей, обусловило общность традиций прикладного искусства, в том числе ковроделия.

Эльмира Гюль. Узбекский безворсовый ковер: видовая специфика

Когда говорят о ковроделии Средней Азии, в первую очередь упоминают туркменский ковер, давно снискавший себе мировую славу. Между тем, не менее интересны традиции ковроделия и у других народов региона. В данной статье речь пойдет о коврах узбеков. На территории Узбекистана издавна преобладало производство безворсовых ковров и ковровых изделий, причем виды безворсового ткачества были весьма разнообразны. В этом виде домашнего рукоделия женщины достигли несомненного мастерства. Мы рассмотрим основные виды узбекских безворсовых изделий, которые можно разделить на гладкотканые и вышитые. Разным видам было присуще собственное техническое и художественное решение. Вместе с тем, их объединяет общность стиля и единая орнаментальная база.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте