Статьи
 

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть I

12.Древнеиранская терминология в области земледелия

В современной исторической науке принято считать, что все достигнутые достижения в развитии культуры земледелия в Средней Азии принадлежат иранским народам. Однако, исследование терминологии индо-европейских языков в области земледелия сравнительно с древнетюркской терминологией показывает совсем иную картину. Тюркская терминология в области ирригации и земледелия значительно богаче, чем согдийская и пахлевийская *39, что свидетельствует о том, что древние тюрки имели не менее, если не более богатые традиции земледелия, чем иранские народы.

*39    См.: Приложение 1: Согдийская и пехлевийская терминология в области земледелия.

Сравнительная таблица древнетюркской (ДТС), согдийской (SD) и среднеперсидской (ПС) терминологии в области земледелия

Вид и категория термина

Тюркский

Согдийский

Пехлевийский

Зерновые культуры  

Культурные растения 

Овощи

Бахчевые культуры 

Земля

Поле

Урожай

Профессии связанные с земледелием

Земледельческие работы 

Оросительные работы

Ирригационные сооружения

Водные источники

Речные судна

Рыболовство

Продукты земледелия

Продукты питания

Орудия труда 

Вредители

Меры длины и веса

Посуда и тара для храненияния зерновых

44

25

45

12

27

25

7

10

72

17

28

51

-

-

10

106

47

7

16

14

17

3

6

-

8

9

4

3

16

-

12

13

-

-

1

6

15

3

1

2

15

5

9

4

6

4

1

5

14

-

8

22

-

-

4

12

7

1

1

-

Таким образом,  исследование средневековых источников и древнетюркской лексики показывает, что у древних тюрков было свое земледелие, обеспечивавшее их продуктами питания. Часть древних тюрков вела оседлый образ жизни, занимаясь земледелием в качестве основного вида своей деятельности и производила продукты земледелия для продажи. Полукочевые племена также в ограниченных масштабах занимались земледелием только для своих нужд.

Наличие у древних и средневековых тюрков своей богатой терминологии в этой области, в свою очередь, свидетельствует о том, что они изначально сами занимались этим видом деятельности, не заимствовали терминологию в этой области из других языков, а формировали ее исходя из словарного запаса своих тюркских языков. В древнетюркских языках зафиксированы тюркские названия таких южных культур, как čigit – хлопковое семя, juŋ – хлопок, kebaz, kepaz – хлопок, хлопчатник, pamuq, mamuq – хлопок, вата, panbūqliq – хлопчатник, qozaq – картофель египетский. Наличие в составе современного узбекского языка исконно тюркской терминологии в области выращивания такой южной культуры как хлопок (juŋ, kebaz, kepaz, pamuq  – хлопок, хлопчатник; čigit – хлопковое семя, čanāq – хлопковая коробочка) *40, свидетельствует о том, что создававшие ее в далеком прошлом тюрко-язычные предки узбекского народа *41  проживали именно на территории Средней Азии *42.

* 40 См. прил. 1.
* 41 Под  "узбеками" здесь и далее мы подразумеваем в первую очередь местное тюркское оседло-земледельческое и городское население Средней Азии и примкнувших к их древней культуре кочевых узбеков Дашт-и Кипчака, которым начиная с ХVI в. вплоть до завоевания царской Россией принадлежала политическая власть в регионе.
* 42 Эта и некоторые другие культуры могли произрастать только в Средней Азии или более южных районах,  климатические условия которых благоприятствовали их разведению. В более северных районах, тем более в горном Алтае, откуда, якобы, спустились древние тюрки,  эти культуры расти никак не могли. 

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что глубоко ошибочными и необоснованными являются утверждения о том, что древние тюрки занимались только скотоводством и получали продукты земледелия у китайцев, согдийцев и других соседних народов. Сведения письменных источников в совокупности с данными исторической топонимии и терминологии  свидетельствуют о том, что древние тюрки имели свои богатые традиции в области земледелия и ирригации, ничем не уступавшие культурам других оседлых народов.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12   
29 октября 2008      Автор: admin      Просмотров: 27173      

Другие статьи из этой рубрики

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть IV

Ахеменидам и Сасанидам приписывается основание многих городов в Средней Азии, но только под тюркским владычеством городская жизнь в Иране и Средней Азии приобрела тот облик, который она сохранила до сих пор [Бартольд, 1971, с. 363]. Сопоставление данных о городах ХI в. с известиями географов Х в. ясно показывает, что только в ХI в. окончательно установился в Персии и Средней Азии тот тип городов, который до сих пор не подвергался существенным изменениям [Бартольд, 1971, с. 372]. Это города с главными улицами от ворот к центру, базарными лавками вдоль этих улиц и центральным куполом рынка (чорсу) в месте их пересечения [Бартольд, 1963 (а), с. 130].

Ш.С.Камолиддин. К вопросу об этногенезе узбекского народа

В некоторых публикациях последних лет, посвященных истории тюркских народов, наблюдается тенденция изобразить узбекский народ как конгломерат пришлых кочевых тюркских племен, пришедших на территорию Средней Азии в эпоху позднего средневековья.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть II

Кроме земледелия оседлые тюрки занимались также садоводством, и особенно виноградарством и виноделием. В VII в. в Китае виноград считался экзотическим растением и большими специалистами по выращиванию лозы и приготовлению вина считались римляне, арабы и тюрки-уйгуры [Шефер, 1981, с. 193]. В 647 г. тюркский йабгу преподнес в дар китайскому императору виноградную лозу по названию "сосок кобылицы" [Шефер, 1981, с. 579]. В китайском тексте VIII в. упоминается тюркский титул фу-ни жэ-хань, который носили те, кто следил за соблюдением законности и очередности при подношении вин. Транскрипция слова фу-ни, означающего "вино", восходит к древнетюркскому begni – хмельной напиток, изготовленный из проса или ячменя [Кошгарий, т. 1, с. 408; т. 3, с. 68]. Cчитается, что это слово относится к числу названий божественного происхождения [Henning, 1965, p. 245, 246]. Среди древнетюркских изваяний Монголии трижды встречаются изображения "виночерпиев" с сосудами [Войтов, 1996].

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть III

Один из самых ранних этапов истории тюрков VI в. был связан с горнорудным промыслом, когда они добывали в горах Алтая железную руду для жужаньских хаканов [Гумилев, 1967, c. 20]. Железо представляло собой стратегически важный сырьевой материал, особенно для кочевников, поскольку оно было необходимо для изготовления оружия. Поэтому, тюрки придавали железу особое значение и занимались разработкой его месторождений еще на заре свой истории. По данным Менандра, в 568 г., когда византиец Зимарх, посланный императором Юстином к тюркскому хакану Дизибулу (Истеми), прибыл в Среднюю Азию, тюрки предложили ему приобрести железо, которое они добывали в своих рудниках [Хенниг, 1961, т. 1, с. 83 – 84; Пигулевская, 1951, с. 205 – 206].
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте