1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 

Какие изменения в устав www.documentoved.ru/ooo/ustav-izmenenie.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть I

5.Сведения арабских источников

В арабских и персидских источниках также имеется множество указаний о наличии земледелия у тюрков. Так, по данным Ибн ал-Факиха, тюрки были разными: некоторые из них были кочевниками, а другие имели дома и деревни [Ибн ал-Факих, 1993, с. 44]. По преданию, еще тюрки эпохи Александра Македонского делились на "степных" и "городских" [Кodama, p. 263]. Некоторые из тюрков жили в городах и селениях, а другие – в пустынях и степях [Marvazi, p. 17]. Тюрки племени базкиш, которые носили большие бороды. [Ибн ал-Факих, 1993, с. 44], были жителями городов и деревень [Йакут, т. 1, с. 839]. Тюргеши также имели дома и деревни [Ибн ал-Факих, 1993, с. 44]. Гузы были частью кочевыми, а частью оседлыми [Macoudi, vol. I, p. 212].

От Верхнего Нушаджана до столицы хакана, царя тугузгузов, было три месяца (по другим данным, 20 дней) пути через большие деревни, плодородные земли и рынки. Населяли эти земли полностью или большей частью тюрки, среди них были огнепоклонники, и зиндики, приверженцы учения Мани. Царь их находился в большом, богатом и многолюдном городе с многочисленными рынками и имеющем 12 железных ворот. Вокруг него были расположены бесконечным рядом деревни  [Ибн ал-Факих, 1993, с. 44 – 45, 47; Ибн Хордадбех, с. 65].
 
Согласно аз-Заййāту (конец Х в.), в стране хазаров  было много пашен, садов и фруктов. У них также очень много городов[al-Zayyāt, p. 281]. Царь тогузгузов имел 360 наложниц по количеству дней в году, и 1000 мужчин, которым он позволяет разделять с собой трапезу. Они пьют также сок винограда. Царь выходил к своим подданным один раз в год. Когда он выходит, улицы подметают и люди собираются у накрытых столов [al-Zayyāt, p. 295].

Ал-Идриси отмечает, что река Шаша достигает страны гуззов и орошает ее [аl-Idrisi, p. 482]. У тюрков было много обрабатываемых земель, посевов и урожая. Поэтому у них много семян (зерна) и растительного масла [аl-Idrisi, p.. 518]. В окрестностях города Астур, заселенного тюрками было много пашен, где сеяли рис и пшеницу [аl-Idrisi, p.. 719]. Все тюрки употребляли рис и растительные масла [аl-Idrisi, p. 721 – 722]. Среди товаров тюрков, которые они вывозили в Китай называется и растительное масло [аl-Idrisi, p.. 529].

В стране киргизов была быстроходная река, называемая Минхаз. На этой реке киргизы строили мельницы, при помощи которых они дробят рис, пшеницу и другие зерновые, измельчают их и пекут хлеб [аl-Idrisi, p.. 519]. В стране киргизов женщины выполняли всякого рода работу, а мужчины должны были заниматься только пахотой и жатвой [аl-Idrisi, p.. 530]. Между Барабом и Канджида есть пашни, здесь обитают тюрки-гуззы, которые давно уже приняли ислам [аl-Idrisi, p.. 705]. Страна халаджей широкая, плодородная и щедрая [аl-Idrisi, p. 718]. Вокруг города Бахван в стране токузогузов имеются поля и пастбища тюрков [аl-Idrisi, p.. 511] Среди кочевых тюрков есть обрабатываемые земли, посевы, урожаи. У них есть свои семена и масло [аl-Idrisi, p.. 518]. 

Около ставки кагана кимаков имелись селения и возделанные поля [Ибн ал-Факих, 1993, с. 48; Кумеков, 2004, с. 106], а в их владениях было много ячменных полей [аl-Idrisi, p.. 715]. От крепости Захлан до Банджара во владениях кимаков гора проходит по благоустроенным местам и ячменному полю [аl-Idrisi, p.. 715].

У киргизов был мужчина, которого они приглашают один раз в год в определенное время на пиршество. В самый разгар пиршества этот человек падает в обморок, а потом его спрашивают обо всем, что будет происходить в этом году. Он сообщает об урожае, засухе, дожде, голоде и других невзгодах [Marvazi, p. 19]. В Туркестане нет земледелия, кроме проса, которое называется джаварс [Jakubi, p. 295].

Основной рацион булгаров составляло просо, а также пшеница и ячмень, которых они имели в большом количестве. Согласно их законам, каждый, кто посеял что-либо, забирал все себе, и у царя не было никаких прав на эти посевы. Потому что, каждый дом ежегодно платил ему в качестве дани шкуру соболя [Путешествие, c. 72]. Они делали из ячменя мучной напиток и варят ячмень с мясом [Путешествие, c. 73]. Царь гуззов Йинал Младший сказал Ибн Фадлану и его спутникам, что если бы не то, что его дома отдалены от дороги, он доставил бы им овец и пшеницу [Путешествие Ибн Фадлана, c. 63].

По преданию, еще тюрки эпохи Александра Македонского делились на "степных" и "городских" [Кodama, p. 263]. Некоторые из тюрков жили в городах и селениях, а другие – в пустынях и степях [Marvazi, p. 17]. Тюрки племени базкиш были жителями городов и деревень [Йакут, т. 1, с. 839]. Гуззы были частью кочевыми, а частью оседлыми [Macoudi, vol. 1, p. 212].

"Тюрки бывают разные. Тюрки-карлуки обитают в окрестностях Самарканда, это древние тюрки. Базкиши носят большие бороды. Печенеги, шагары и тугузгузы – это  тюрки-кочевники. Тюргеши имеют дома и деревни [Ибн ал-Факих, 1993, с. 44].

Абу Дулаф и его спутники, проезжая по землям племени Харгах (Йарканд) в стране тюрков, в течение месяца питались пшеницей и ячменем. Затем они ехали по землям племени Тахтах (Хотан ?), питаясь ячменем, просом, мясом и степными овощами. Затем они прибыли к племени Баджа (Ячжа ?) и в течение месяца питались среди них просом, горохом и чечевицей. Затем они вышли к племени Баджнак (печенег), которые едят только просо. Затем они прибыли к племени Джикил (чигил), которые едят только ячмень и горох. Затем они ехали по землям племени Баградж, которые питались просом и мясом. Среди племени Туббат (тибет) они питались пшеницей, ячменем, бобами, мясом, рыбой, овощами и фруктами. Кимаки едят горох, бобы и мясо. Гуззы едят только пшеницу, а овощей у них нет. Хирхизы едят просо, рис и мясо. Харлухи едят горох и чечевицу, из проса изготовляют напиток. Племя Хутлух едят пшеницу и мясо. Племя Хитайан (кара-китаи ?) едят ячмень и горох, у них много овощей. В стране Бахи (город Бай между городами Аксу и Куча) изобилие овощей и винограда [Йакут, т. 3, с. 446 – 450].

В XII в. в области Балха упоминается подземный канал длиной более двух фарсахов [Ибн ал-Асир, т. 10, с. 145].

Во владениях Узбек-хана посевов мало, и меньше всего пшеницы и ячменя. Чаще всего встречаются у них посевы проса, которым они в основном и питаются. До покорения этой страны татарами она была всюду возделана, теперь же в ней только остатки этой возделанности. У них чрезвычайно много употребляется дыня, особенно ее сорт желтого цвета, который сохраняется в течение года. Она очень сладкая и приятная на вкус, и имеется у них в изобилии. Ее сок выжимают и варят из него халву. У них также выращивается много овощей: брюква, репа, капуста и др. [ал-Омари, с. 102, 104]. Продуктами питания их являются пшеница, ячмень, просо (дохн), которое у них называется эрзень, чечевица, джаварс (род проса), похожий на зерно трилистника. Зерна эти продаются у них не иначе, как по ритлям [ал-Омари , с. 109].

Кипчаки приготавливали еду из проса, которое они называли "дуки". Из зерен этого проса они делали напиток, который называли "буза", а это – водка просовая. Другое блюдо кипчаков называлось "бурхани". Это вареное тесто, разрезанное на мелкие кусочки с отверстием посередине. Еще одно их блюдо – ришта, нечто вроде вареной лапши [Ибн Батута, с. 128]. Тугузгузы приготавливали из каких-то известных им трав вино, один багдадский ратл которого вызывал полное опьянение [Ибн ал-Факих, 1993, с. 53 – 54]. 

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12  Вперед
29 октября 2008      Автор: admin      Просмотров: 47207      

Другие статьи из этой рубрики

Эльмира Гюль. Узбекский ковер: этническая специфика и вопросы символики декора

Ковровая карта позднесредневековых узбекских ханств была весьма разнообразна, при этом ковроткачество было распространено в ареалах обитания скотоводческого населения. Наряду с узбеками выделкой ковров занимались также местные туркмены, арабы, каракалпаки, киргизы, казахи, уйгуры, таджики. Общность этногенетических корней, совместное проживание способствовало закономерному культурному взаимообмену: распространению единых технических приемов, мотивов орнамента. В контактных районах подчас сложно выявить происхождение того или иного изделия. Вместе с тем, некоторые ковры несут в себе четкую идентификацию, что делает их сразу узнаваемыми. Что касается собственно узбекского населения, то ковроткачество развивалось у узбеков-туркман (Нурата) и этнических групп дашти-кипчакского племенного объединения, сохранивших скотоводческий тип хозяйствования, в первую очередь кунгратов, локаев, кипчаков, туяклы, минг, найман, а также других, менее крупных племен. Участие перечисленных племен в этногенезе не только узбеков, но и иных народов-соседей, обусловило общность традиций прикладного искусства, в том числе ковроделия.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть IV

Ахеменидам и Сасанидам приписывается основание многих городов в Средней Азии, но только под тюркским владычеством городская жизнь в Иране и Средней Азии приобрела тот облик, который она сохранила до сих пор [Бартольд, 1971, с. 363]. Сопоставление данных о городах ХI в. с известиями географов Х в. ясно показывает, что только в ХI в. окончательно установился в Персии и Средней Азии тот тип городов, который до сих пор не подвергался существенным изменениям [Бартольд, 1971, с. 372]. Это города с главными улицами от ворот к центру, базарными лавками вдоль этих улиц и центральным куполом рынка (чорсу) в месте их пересечения [Бартольд, 1963 (а), с. 130].

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть II

Кроме земледелия оседлые тюрки занимались также садоводством, и особенно виноградарством и виноделием. В VII в. в Китае виноград считался экзотическим растением и большими специалистами по выращиванию лозы и приготовлению вина считались римляне, арабы и тюрки-уйгуры [Шефер, 1981, с. 193]. В 647 г. тюркский йабгу преподнес в дар китайскому императору виноградную лозу по названию "сосок кобылицы" [Шефер, 1981, с. 579]. В китайском тексте VIII в. упоминается тюркский титул фу-ни жэ-хань, который носили те, кто следил за соблюдением законности и очередности при подношении вин. Транскрипция слова фу-ни, означающего "вино", восходит к древнетюркскому begni – хмельной напиток, изготовленный из проса или ячменя [Кошгарий, т. 1, с. 408; т. 3, с. 68]. Cчитается, что это слово относится к числу названий божественного происхождения [Henning, 1965, p. 245, 246]. Среди древнетюркских изваяний Монголии трижды встречаются изображения "виночерпиев" с сосудами [Войтов, 1996].

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть III

Один из самых ранних этапов истории тюрков VI в. был связан с горнорудным промыслом, когда они добывали в горах Алтая железную руду для жужаньских хаканов [Гумилев, 1967, c. 20]. Железо представляло собой стратегически важный сырьевой материал, особенно для кочевников, поскольку оно было необходимо для изготовления оружия. Поэтому, тюрки придавали железу особое значение и занимались разработкой его месторождений еще на заре свой истории. По данным Менандра, в 568 г., когда византиец Зимарх, посланный императором Юстином к тюркскому хакану Дизибулу (Истеми), прибыл в Среднюю Азию, тюрки предложили ему приобрести железо, которое они добывали в своих рудниках [Хенниг, 1961, т. 1, с. 83 – 84; Пигулевская, 1951, с. 205 – 206].
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов