Статьи
 

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть I

6.Сведения персидских источников

В источниках отмечается, что часть тюрков были "жителями шатров", а другие жили в селениях [ал-Бакуви, с. 90 – 91], из чего следует, что только часть их вела кочевой образ жизни, тогда как другая более значительная их часть вела оседло-земледельческий образ жизни.

В бактрийских документах VII в. упoминается участок орошенной земли по имени Асп, или Башунан Парган, который принадлежал тюрку и обрабатывался как черно-иллюстрированная работа [Sims-Williams, 2000, c. 98]. 

Согласно "Худуд ал-‘алам", в степях Тохаристана жили тюрки-халлухи, которые производили лошадей, овц, много  зерна и различных фруктов [Hudud al-‘Alam, p.108]. В Кулане – небольшом округе в стране тюрков соседнем с мусульманским миром, отмечается наличие земледелия [Hudud al-‘Alam, p. 97], а Тузун-булаг называется селением с полями, проточной водой и множеством благ [Hudud al-‘Alam, p. 98]. Часть населения страны халлухов были охотниками, часть – земледельцами и часть – скотоводами [Hudud al-‘Alam, p. 97].

По данным Гардизи, хан Туркестана призвал к себе людей из племени ябагу и отвел им участки обработанной земли [Бартольд, 1973, c. 43]. Во владениях хазаров много пашен и садов [Бартольд, 1973, с. 57]. В Хотане выращивалось много пшеницы, ячменя, тыквы, проса, кунжута и других культур [Бартольд, 1973, c. 56]. У хāкāна тогуз-гузов 1000 прислужников и 400 прислужниц. Эти 1000 людей из года в год три раза в деь едят в присутствии хāкāна; Во время еды они, также три раза в день, пьют вино. Вино у них делвется из винограда [Бартольд, 1973, с. 52]. У кимаков отмечается наличие подземных водоемов, сделанных из дерева, из которых в зимнее время, когда выпадало много снега, пили воду их лошади [Бартольд, 1973, с. 44 – 45]. Следует полагать, что в случаях необходимости в летнее время кимаки использовали эти водоемы для орошения своих пашен.

Наршахи приводит предание, согласно которому, Бухарский в дреаности представлял собой болотистую местность. Потом здесь стали селиться люди, приезжавшие из Туркестана, которые сначала жили в кибитках и юртах. Со временем эти земли стали благоустроенными и люди начали строить себе здесь дома [Наршахий, с. 15 – 16]. В доисламское время тюркский правитель Бухары Шир-и Кишвар (Эль-Арслан) основал город Бухару, а также селения Мамастин, Сакматин, Самтин и Фараб, а его сын Пармуда основал селения Искиджкат, Шарг, Рамтин и Фарахша. Караханидский правитель Арсланхан Мухаммад (правил в 1102 – 1130 гг.) провел из реки Согда к Байканду большой канал, а также восстановил большой мост через реку между селениями Шарг и Искиджкат [Наршахий, с. 17, 22, 25].

Средневековый Кашгар называется городом плодородия и благоденствия, местом произрастания виноградных лоз, обильных плодами. Его долины полноводны и посевы не нуждаются в дождях. Жители не используют для пахоты быков и коров, землю обрабатывают мотыгами и кирками. Основу их питания составляют зерно и фрукты [ал-Карши, с. 140]. В городе Хутан земля плодородная, в нем много садов и пахотных земель, но землю было тяжело вспахивать. Зерна вдавливали пальцем в землю, а колосья рождаются с небольшим количеством зерна. В одном колосе бывает 100 зерен, и самое маленькое из них имеет лучшие свойства, а его кожица – приятное и вкусное кушанье [ал-Карши, с. 146]. В городе Алмалиг почва превосходит по благоуханию пахучий мускус, сады цветут и ветви плодоносят, его пастбища богаты растительностью, а пруды – полноводны [ал-Карши, с. 131]. Барчканд называется страной пахарей и туркмен [ал-Карши, с. 155].

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12  Вперед
29 октября 2008      Автор: admin      Просмотров: 25903      

Другие статьи из этой рубрики

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть II

Кроме земледелия оседлые тюрки занимались также садоводством, и особенно виноградарством и виноделием. В VII в. в Китае виноград считался экзотическим растением и большими специалистами по выращиванию лозы и приготовлению вина считались римляне, арабы и тюрки-уйгуры [Шефер, 1981, с. 193]. В 647 г. тюркский йабгу преподнес в дар китайскому императору виноградную лозу по названию "сосок кобылицы" [Шефер, 1981, с. 579]. В китайском тексте VIII в. упоминается тюркский титул фу-ни жэ-хань, который носили те, кто следил за соблюдением законности и очередности при подношении вин. Транскрипция слова фу-ни, означающего "вино", восходит к древнетюркскому begni – хмельной напиток, изготовленный из проса или ячменя [Кошгарий, т. 1, с. 408; т. 3, с. 68]. Cчитается, что это слово относится к числу названий божественного происхождения [Henning, 1965, p. 245, 246]. Среди древнетюркских изваяний Монголии трижды встречаются изображения "виночерпиев" с сосудами [Войтов, 1996].

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть III

Один из самых ранних этапов истории тюрков VI в. был связан с горнорудным промыслом, когда они добывали в горах Алтая железную руду для жужаньских хаканов [Гумилев, 1967, c. 20]. Железо представляло собой стратегически важный сырьевой материал, особенно для кочевников, поскольку оно было необходимо для изготовления оружия. Поэтому, тюрки придавали железу особое значение и занимались разработкой его месторождений еще на заре свой истории. По данным Менандра, в 568 г., когда византиец Зимарх, посланный императором Юстином к тюркскому хакану Дизибулу (Истеми), прибыл в Среднюю Азию, тюрки предложили ему приобрести железо, которое они добывали в своих рудниках [Хенниг, 1961, т. 1, с. 83 – 84; Пигулевская, 1951, с. 205 – 206].

Б. X. Кармышева. Очерки этнической истории южных райнов Таджикистана и Узбекистана (по этнографическим данным)

Барласы были наиболее многочисленным и широко рас-селенным тюркским племенем. Их племенное название известно со времени Чингисхана: предводитель одной из 4 тысяч коренного монгольского войска, выделенного Чингисханом своему сыну Чагатаю, был из этого племени [289, 257]. А. Ю. Якубовский, как и В. В. Бартольд, не сомневался в том, что барласы (как и джалаиры, входившие в состав этих 4 тыс.) были монголами. Он писал, что "в 30-х и 40-х годах XIII в. это (барласы и джалаиры. — Б. К.) действительно были монголы, однако в 60—70-х годах XIV в. ни джалаиры, ни барласы таковыми уже не являлись. Даже наиболее привилегированные воины Тимура из чагатаев, носившие косы (что было не свойственно тюркскому населению), говорили уже только по-тюркски" [378, 10]. В предисловии к первому изданию "Истории народов Узбекистана", где А. Ю. Якубовский повторяет ту же мысль, в примечании редакции указывается, что вопрос о монгольском происхождении барласов и джалаиров является спорным и в науке еще не разрешен [341, 11]. Что послужило основанием для такого замечания, я не знаю, ибо до сих пор нет ни специальных исследований, ни более обоснованного высказывания, дающих основание оспаривать монгольское происхождение барласов. Л. Ю. Якубовский, вероятно, опирался прежде всего на Рашид-ад-дина, который неоднократно говорит о принадлежности последних к монголам [288, 78, 184; 289, 29, 269]. Джалаиры же, как теперь установлено исследованиями Ю. А. Зуева, действительно были не монголами, а тюрками [132, 178—185]. Говоря о барласах XV в., А. Ю. Якубовский вполне справедливо подчеркивает, что они были "потомками не только монголов, но и того тюркского населения, которое жило до прихода барласов в Кашкадарьинском районе" [378, 10].

Эльмира Гюль. Узбекский ковер: этническая специфика и вопросы символики декора

Ковровая карта позднесредневековых узбекских ханств была весьма разнообразна, при этом ковроткачество было распространено в ареалах обитания скотоводческого населения. Наряду с узбеками выделкой ковров занимались также местные туркмены, арабы, каракалпаки, киргизы, казахи, уйгуры, таджики. Общность этногенетических корней, совместное проживание способствовало закономерному культурному взаимообмену: распространению единых технических приемов, мотивов орнамента. В контактных районах подчас сложно выявить происхождение того или иного изделия. Вместе с тем, некоторые ковры несут в себе четкую идентификацию, что делает их сразу узнаваемыми. Что касается собственно узбекского населения, то ковроткачество развивалось у узбеков-туркман (Нурата) и этнических групп дашти-кипчакского племенного объединения, сохранивших скотоводческий тип хозяйствования, в первую очередь кунгратов, локаев, кипчаков, туяклы, минг, найман, а также других, менее крупных племен. Участие перечисленных племен в этногенезе не только узбеков, но и иных народов-соседей, обусловило общность традиций прикладного искусства, в том числе ковроделия.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта