Статьи
 

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть I

7.Сведения тюркских источников

В памятниках древнетюркской письменности (VII – VIII вв.) часто встречаются упоминания земледельческих культур, продуктов земледелия и посуды для хранения зерновых [Батманов, 1962, c. 15 – 21].

В памятниках древнетюркской письменности Алтая бурая земля называется "священной" [Кызласов, 2003, с. 24]. Одно из главных мест в мифологии древних тюрков занимало богиня Умай, олицетворявшая женское, земное начало и плодородие [Мифы, т. 2, с. 547]. Древние тюрки поклонялись также божеству земли и воды Йер-су ("Земля-вода"), главному божеству среднего мира, покровительствовавшему тюркам. В мифологии древних тюрков Йер-су – совокупность высших духов, живших в горах и у истоков водных источников. Дважды в год весной и осенью люди собирались на берегу реки или на холме и приносили им жертвы [Мифы, т. 1, с. 599].

Улугбек, говоря о монголах, отметил, что в отличие от тюрков они не занимаются земледелием и питаются только мясом животных [Улугбек, с. 60].

Этнографические источники

На наличие земледелия у древних тюрков указывают и некоторые данных этнографических источников. Так, в народном эпосе "Алпомиш" упоминаются два персонажа Байсари и Эрсари, первый из которых олицетворяет скотоводов, а второй – земледельцев [Алпомиш, с. 26]. Такие же персонажи встречаются и в эпосе Гор Оглы. Главный герой поэмы "Фархад и Ширин" Алишера Навои, который был сыном "хакана Чина", осуществил большую ирригационную работу и провел воду из гор в засохшие земли [Навоий, т. 8. с. 222, 226,  230 – 232, 251 – 255].

Среди куманских загадок XIII в. есть такие, которые связаны с земледелием. Так, ответом загадки VIII является "пахота", а загадки XXI – "дыня" [Махмутов, 1987, p. 216, 218]. Махмуд Кашгари приводит множество пословиц, поговорок, афоризмов и стихов, в которых речь идет о земледелии, сельскохозяйственных орудиях, растениях и злаках, пище оседлого населения, буднях и тяжелом уделе земледельца. Так, народная мудрость устами земледельца (тарыгчи) гласит: "Трудность весной – радость зимой", "Приход осени явствует весной", "Сотрудничать при пахоте – не будет драки при жатве" [Кошгарий, т. 3, с. 174, 175, 423; Чороев, 1987, с. 18]. В начале ХХ в. в Средней Азии была широко распространена поговорка:

Sart (Özbek) pūl topsa, uj solar,
Qazaq pūl topsa, xatun olar,
Tağik pūl topsa, qimār öjnar.

Если деньги заводятся у сарта (узбека), он строит дом.
Если деньги заводятся у казаха, он берет жену,
Если деньги заводятся у у таджика, он играет в азартные игры.

Эта поговорка ясно показывает, что именно оседлые тюрки (сарты), составляющие основу современного узбекского народа были главными носителями земледельческой и городской культуры Средней Азии.

О древних корнях земледельческой культуры узбекского народа свидетельствуют и народные обычаи, традиции и праздники узбеков. Так, у узбеков сохранился древний обычай приготовления специального блюда сумалак из взращенных зерен пшеницы в связи с древним земледельческим праздником весеннего равноденствия науруз. Слово сумалак образовано от древнетюркского слова сума, что означает "размоченная пшеница для браги [Кошгарий, т. 3, с. 253]. Технология приготовления сумалака указывает на то, что это блюдо является одной из разновидностей хаомы – священного напитка зороастрийцев. У древних тюрков не только сумалак, но и огромные казаны считались священными, поскольку в них готовились кушанья, посвященные  верховному богу Тангри. Сумалак считался символом плодородия и его культ был связан с урожаем. Поэтому приготовление сумалака считается священным ритуалом, который совершают женщины. Человек, вкусивший сумалак в течение всего года будет пребывать в изобилии и здравии [Cаримсоков, 2007, с. 4]. Между тем, у таджиков в связи с праздником науруз принято готовить совсем другое блюдо халиса, приготовляемое из вареной баранины и взращенной пшеницы или ячменя.

У узбеков сохранилось также множество других древних народных праздников, традиций и обычаев, связанных с земледелием и садоводством. Так, с земледелием были связаны следующие сезонные церемонии и обычаи:

Весенние праздники:

Лой тутиш (Подача глины) – церемония, связанная с подготовкой к новому земледельческому сезону. В определенный день проводился всенародный хашар, посвященный очистке каналов и арыков с целью подготовки ирригационной системы для полевых работ.

Шохмойлар – церемония, связанная с началом пахоты.

Чой (Чол) момо – ритуал, связанный с вызовом ветра.

Суст Хотин или Чала Хотин – ритуал, связанный с вызовом дождя, который был особенно широко распространен в областях, где использовалось богарное земледелие.

Кош оши (Блюдо упряжки) или Ок ош (Белое блюдо) – ранней весной перед первым выходом в поле упряжки для пахания земли готовили специальное блюдо из  зерен пшеницы, ячменя или кукурузы. 

Экин сайли (Праздник сажания) или Чигит кадаш сайли (Церемония посадки хлопковых семян) – церемония, связанная с началом нового трудового сезона. В первый день посадочных работ право торжественной посадки первого семени предоставлялось бобо дехкону, т.е. самому пожилому крестьянину селения, после чего за работу принимались остальные.

Ток оши (Блюдо виноградника) – проводился в садах весной дважды: сначала, когда открывались стволы виноградника, зарытые осенью в землю, и затем, когда вскрывались его первые листья, из которых готовили специальное блюдо. 

Биринчи гул (Первое цветение) – во время первого цветения плодовых деревьев старики прикасались к ним  своими глазами в знак благодарности за то, что дожили до нового года и желали друг другу здоровья, чтобы дожить до следующего цветения.

Бехи гули сайли (Праздник цветения айвы) – проводился в садах во время цветения деревьев айвы.

Летние праздники:

Ёзги чилла (Летний пик) – период времени, продолжающий 40 дней в самые жаркие дни лета с 25 июня до 5 августа. Этот период характеризуется возрастанием потребности людей, животных и, особенно, растений в воде и влаге [Джаббаров, 2007, с. 196 – 204; Корабоев, 2002, с. 73 – 93]. 

Некоторые праздники узбеков связаны с водой и водными источниками. К таким относится  Сув сайли (Праздник воды) – праздник, связанный с данью уважения и поклонением водным источникам. Культ водных источников был широко распространен среди оседло-земледельческих народов Средней Азии. В древности это праздник проводился в день "летнего Науруза", 22 июня, т.е. время, когда фиксируется самый длинный день и самая короткая ночь. У узбеков сохранился праздник Суст хотин посвящен, который является реликтом традиции древних тюрков, вызывавших дождь при помощи камня. Сведения об этом древнем обычае тюрков имеются в трудах Махмуда Кашгари и Беруни  К праздникам, связанным с водой, относятся также жертвоприношения около водных источников и ритуальные купания в водных источниках [Корабоев, 2002, с. 53 – 58, 94 – 98]

Осенние праздники:

Ковун сайли (Праздник дыни) – проводился во время сезона поспевания дыни в полях и на базарах.

Во время сезона поспевания различных фруктов в садах и виноградниках проводились гулянья, когда все односельчане собирали плоды поспевших фруктов, угощались ими, готовили их к сушке, приготавливали из них различные варенья и сладости. Организовывалась также распродажа этих фруктов. Так, у узбеков было традиционным проведение таких сезонных праздников и гуляний как Тут сайли (Праздник тутовника), Гилос сайли (Праздник черешни), Урик сайли (Праздник абрикоса), Олма сайли (Праздник яблок), Анор сайли (Праздник граната), Анжир сайли (Праздник инжира), Узум сайли (Праздник винограда) и др..

Мехрджан – праздник, проводившийся в день осеннего равноденствия. Этот праздник, также как науруз, первоначально был одним из главных религиозных праздников зороастрийцев. Он проводился в 16-день месяца мехр, когда долгота ночи становилась равной долготе дня. У узбеков этот праздник сохранился в связи с земледелием.

Хосил байрами (Праздник урожая) – праздник, проводившийся два дня после сбора урожая с полей. У татаров этот праздник называется Сабан туй.

Бог сайли (Праздник сада) – проводился в последние дни осени во время выпадания листьев деревьев в знак прощания с сезоном этого года.

Зимние праздники:

Кишки чилла (Зимний пик) – период времени, продолжающий 40 дней в самые холодные дни зимы с 25 декабря до 5 февраля. В этот период люди отдыхали от всех земледельческих работ, ходили друг к другу в гости, занимались чтением книг и изучением различных искусств и ремесел.

Киш захрини хайдаш (Изгонение зимы) – проводился в конце зимы, чтобы скорее избавиться от зимних холодов. В этот день разжигали большой костер и устраивали вокруг него песни и пляски. Оставшуюся от костра золу выносили и рассыпали в поле [Джаббаров, 2007, с. 190 – 228; Корабоев, 2002, с. 98 – 112] 

Таким образом, большинство народных праздников узбеков связано с земледелием. Многие из этих праздников имеются также у татар и уйгуров. Что касается туркменов, казахов, киргизов и каракалпаков, то почти все их традиционные народные праздники связаны с животноводством. Все эти данные указывают на то, что именно узбеки (в Средней Азии), уйгуры (в Восточном Туркестане) и татары (в Урало-Волжском регионе) являются потомками древних оседлых тюрков и продолжателями их древнеземледельческих традиций.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12  Вперед
29 октября 2008      Автор: admin      Просмотров: 27170      

Другие статьи из этой рубрики

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть II

Кроме земледелия оседлые тюрки занимались также садоводством, и особенно виноградарством и виноделием. В VII в. в Китае виноград считался экзотическим растением и большими специалистами по выращиванию лозы и приготовлению вина считались римляне, арабы и тюрки-уйгуры [Шефер, 1981, с. 193]. В 647 г. тюркский йабгу преподнес в дар китайскому императору виноградную лозу по названию "сосок кобылицы" [Шефер, 1981, с. 579]. В китайском тексте VIII в. упоминается тюркский титул фу-ни жэ-хань, который носили те, кто следил за соблюдением законности и очередности при подношении вин. Транскрипция слова фу-ни, означающего "вино", восходит к древнетюркскому begni – хмельной напиток, изготовленный из проса или ячменя [Кошгарий, т. 1, с. 408; т. 3, с. 68]. Cчитается, что это слово относится к числу названий божественного происхождения [Henning, 1965, p. 245, 246]. Среди древнетюркских изваяний Монголии трижды встречаются изображения "виночерпиев" с сосудами [Войтов, 1996].

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть III

Один из самых ранних этапов истории тюрков VI в. был связан с горнорудным промыслом, когда они добывали в горах Алтая железную руду для жужаньских хаканов [Гумилев, 1967, c. 20]. Железо представляло собой стратегически важный сырьевой материал, особенно для кочевников, поскольку оно было необходимо для изготовления оружия. Поэтому, тюрки придавали железу особое значение и занимались разработкой его месторождений еще на заре свой истории. По данным Менандра, в 568 г., когда византиец Зимарх, посланный императором Юстином к тюркскому хакану Дизибулу (Истеми), прибыл в Среднюю Азию, тюрки предложили ему приобрести железо, которое они добывали в своих рудниках [Хенниг, 1961, т. 1, с. 83 – 84; Пигулевская, 1951, с. 205 – 206].

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть IV

Ахеменидам и Сасанидам приписывается основание многих городов в Средней Азии, но только под тюркским владычеством городская жизнь в Иране и Средней Азии приобрела тот облик, который она сохранила до сих пор [Бартольд, 1971, с. 363]. Сопоставление данных о городах ХI в. с известиями географов Х в. ясно показывает, что только в ХI в. окончательно установился в Персии и Средней Азии тот тип городов, который до сих пор не подвергался существенным изменениям [Бартольд, 1971, с. 372]. Это города с главными улицами от ворот к центру, базарными лавками вдоль этих улиц и центральным куполом рынка (чорсу) в месте их пересечения [Бартольд, 1963 (а), с. 130].

Б. X. Кармышева. Очерки этнической истории южных райнов Таджикистана и Узбекистана (по этнографическим данным)

Барласы были наиболее многочисленным и широко рас-селенным тюркским племенем. Их племенное название известно со времени Чингисхана: предводитель одной из 4 тысяч коренного монгольского войска, выделенного Чингисханом своему сыну Чагатаю, был из этого племени [289, 257]. А. Ю. Якубовский, как и В. В. Бартольд, не сомневался в том, что барласы (как и джалаиры, входившие в состав этих 4 тыс.) были монголами. Он писал, что "в 30-х и 40-х годах XIII в. это (барласы и джалаиры. — Б. К.) действительно были монголы, однако в 60—70-х годах XIV в. ни джалаиры, ни барласы таковыми уже не являлись. Даже наиболее привилегированные воины Тимура из чагатаев, носившие косы (что было не свойственно тюркскому населению), говорили уже только по-тюркски" [378, 10]. В предисловии к первому изданию "Истории народов Узбекистана", где А. Ю. Якубовский повторяет ту же мысль, в примечании редакции указывается, что вопрос о монгольском происхождении барласов и джалаиров является спорным и в науке еще не разрешен [341, 11]. Что послужило основанием для такого замечания, я не знаю, ибо до сих пор нет ни специальных исследований, ни более обоснованного высказывания, дающих основание оспаривать монгольское происхождение барласов. Л. Ю. Якубовский, вероятно, опирался прежде всего на Рашид-ад-дина, который неоднократно говорит о принадлежности последних к монголам [288, 78, 184; 289, 29, 269]. Джалаиры же, как теперь установлено исследованиями Ю. А. Зуева, действительно были не монголами, а тюрками [132, 178—185]. Говоря о барласах XV в., А. Ю. Якубовский вполне справедливо подчеркивает, что они были "потомками не только монголов, но и того тюркского населения, которое жило до прихода барласов в Кашкадарьинском районе" [378, 10].
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте