Статьи
 

Тэсинская стела

Обнаружена С.Г.Кляшторным и сотрудниками Института истории АН МНР С.Харжаубаем и А.Очиром летом 11466 года в Северо-Западной Монголии, в долине реки Тэс.
Сама стела это камень - блок красноватого гранита, прямоугольный в сечении, с обломанным штырем на одном конце и со следами старого излома на другом, и с древнетюркской надписью по четырем сторонам. Ныне хранится в Улан-Баторе, в Институте истории АН МНР. Первая часть Тэсинской надписи содержит достаточно указаний на Основной сюжет памятника - воцарение в наследника уйгурского Элетмиш-Бильге-кагана, его второго сына Кутлуг Бильге-таркан-сенгуна, "поднятого на белом войлоке" в мае 759 года. Надпись переведена С.Г.Кляшторным.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Кутлуг-Бильге-таркан-сенгун, сын одного из основателей Второго Уйгурского каганата (периодизация А.Г. Малявкина - А.Р.) Элетмиш-Бильге-кагана, был посажен на престол в 759 году.
Право на престол перешло к нему после казни его старшего брата Кутлуг-Бильге-ябгу, обвиненного в мятеже после успешного похода в Китай для помощи императору в борьбе с восставшим Ань-Лушанем, представителем знатного тюрко-согдийского рода. Подробнее о восстании Ань-Лушаня у Л.Н.Гумилева.
Согласно танским династийным хроникам, по восшествии на престол принц получил имя Мэуюй-кэхань, то есть Бёгю-каган (bogu qagan - "мудрый каган"). Китайские источники содержат и другие варианты тронного имени: Тенгри-каган, Тенгри Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган и, самый полный вариант - Тенгриде Кутболмыш Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган.
В 762 году он лично участвует в походе в Китай против мятежников - последователей дела Ань-Лушаня. Его сопровождает старшая жена Бильге-катун, дочь виднейшего танского военачальника, героя войн с Ань-Лушанем, выходца из княжеского рода племени "Бугу", принадлежащего как и уйгуры к племенному союзу "Токуз-огузов", Хуай-эня. (В 768 году она умирает и каган женится на ее младшей сестре.
В 763 году Бёгю-каган объявляет официальной религией Уйгурского каганата манихейство. Один из древнеуйгурских манихейских текстов Турфана содержит его "религиозный" титул "Ulug Ilig Tengride Qut bolmysh Erdenin Il Tutmysh Alp Qutlug Kulug Bilge Ujgur Hagan Zahagi Mani". Последние два слова "потомок, или реинкарнация Мани".
В 779 году, в результате "антиманихейского" мятежа, во главе с самым влиятельным после кагана сановником, "главой внутренних буюруков" Ынанчу бага-тарханом (он же Тон бага-тархан) Бёгю-каган погибает. Вместе с ним мятежники казнят родичей и множество согдийских манихейских священников.

Западная сторона
(1)

(строка полностью разрушена)

(2)

... в год ...

(3)

... был поднят (на войлоке, то есть возведен на трон) ...

(4)

... был поднят (на войлоке). Когда мой уйгурский хан правил (элем) ... в год курицы...

(5)

... Мой Элетмиш-хан умер, (душа его) улетела. Его сын, мой ябгу, каганом стал.

(6)

... на царство сел. Сыновья его стали (один) - ябгу тардушей, а (другой) - шадом тёлисов. Мой хан элем правил (или: Мой хан Эльтутмыш).

Северная сторона
(7)

... Когда, в прежние времена, были сотворены (или: возникли) ... уйгурские каганы на царство сели, (они были) мудрые и великие каганы.

(8)

... они на царстве сидели. Триста лет множеством (букв.: тысячью) своих элей они правили. Потом их народ погиб.

(9)

... Став мятежным из-за (наущений) вождей бузуков (их народ?) погиб, из-за (подстрекательства) ничтожного Кюля и двух именитых (их народ?) погиб.

(10)

... Беди Берсил и Кадыр Касар тогда погибли. Тот мой народ затевал многие (междоусобные) распри и ссоры.

(11)

... В прежние времена восстав на табгачей, они были разбиты. Уйгурские каганы десять лет (тогда) царствовали. (Потом) еще прошло семьдесят лет.

Восточная сторона
(12)

... Неборожденный Элетмиш уйгурским каганом на царство сидел.

(13)

... был. Каган .. двое(?) были. После этого Оёд кенч каганом стал.

(14)

... из-за ... тридцать (лет) элем правил. Потом он умер.

(15)

... Мой неборожденный Элетмиш-каган на царстве сидел, элем правил.

(16)

... Ради (прославления) своего герба (знака) мой каган, на народы, что живут впереди, в стороне солнечного восхода, (пошел походом?).

(17)

... вознося хвалу его, его посадили главою (эля)...

Южная сторона
(18)

... Кюль-бег-бильге-каган...

(19)

... он поселился в Касар Коруге, поставил чыт, возвиг ставку. (Там) он провел лето.

(20)

... На востоке, в Эльсере (?) он поселился. Свои знаки и свои письмена так повелел выбить, так соорудить.

(21)

... девять буюруков... мои уйгуры, Тай...

(22)

(строка полностью разрушена)
Библиография
  • С.Г. Кляшторный. Тэсинская стела (предварительная публикация).//Советская тюркология. - Баку, 1983 - № 6 - С.76-91
  • 1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 2398      

    Другие статьи из этой рубрики

    В.В. Понарядов. Диалектная дифференциация в древнетюркском языке енисейских рунических надписей

    В тюркологии широко распространено представление, что язык орхоно-енисейских рунических надписей представляет собой не отражение живых древнетюркских племенных и территориальных диалектов, но единую унифицированную литературную форму, носящую наддиалектный характер и употребляющуюся в таком качестве самыми разными древнетюркскими этническими группами [Кормушин 1990; 1997а: 6, 13; 1997б: 90, 93; Poppe 1965: 60; Erdal 1998: 157; Gabain 2003: 2].

    К. Табалдиев, Р. Алимов. Новая руническая надпись из Таласа

    Таласская долина является одним из основных мест сосредоточения древнетюркских рунических памятников. Преобладающее большинство текстов найденных здесь надписей носит эпитафийный характер и представляет весьма ценное значение для истории письма среднеазиатских тюркских племен раннего средневековья. В 2002 году число данных памятников пополнилось еще одним камнем с рунической надписью. Двенадцатый по счету памятник древнетюркской письменности на валуне был случайно найден местными жителями.

    Рунические памятники из Тувы

    Опубликовано из книги: И.В. Кормушин. Тюркские енисейские эпитафии. Тексты и исследования. М., Наука, 1997. Приводятся расшифровки тюркских рун.

    Рунические надписи из Хакасии

    В бассейне Енисея, по среднему его течению, в пределах Минусинской котловины обнаружено значительное количество памятников тюркского рунического письма. Начало было положено знаменитой экспедицией Д.Г.Мессершмидта, снаряженной по указанию Петра I для всестороннего изучения Сибири.

    Таласские рунические надписи

    Первый таласский памятник, речной валун размером 135х90х45 см., найден 1896 году аулие-атинским уездным начальником В.А. Каллауром при содействии местного учителя Гастева в 8 верстах от нынешнего г. Талас на урочище Айыртам-Ой (Кырк-Казык). Камень - крупнозернистый серый гранит с красноватым оттенком твердой породы. Надпись на камне состоит из 4 строк. В настоящее время находится в Государственном Эрмитаже (Россия).
     
     
    "Евразийский исторический сервер"
    1999-2017 © Абдуманапов Рустам
    Вопросы копирования материалов
    письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
    главная | о проекте