1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
28 января
 



1273: Ильхан Абага захватывает Бухару

В этот день армия монголов из улуса ильханида Абаги в Персии во главе с Никпей-бахадуром захватывают Бухару.

Город подвергается разграблению в течение семи дней. Практически весь город разрушается и уничтожается огнем и мечом; три года спустя чагатайские царевичи Чуба и Каян вновь захватывают город и вырезают практически все население.

Согласно Вассафу, в течение последующих семи лет Бухару покинули все жители.


1509: Поход Шейбани-хана против узбек-казахов

Портрет Шейбани-хана из частного собрания

В этот день, 5 шевваля 914 года хиджры по мусульманскому летоисчислению, в степи против своих бывших соплеменников узбеков-казахов, выступает походом войско Шейбани-хана.

Еще в конце 1508 года, взволнованный нападением узбеков-казахов на приграничные районы его нового государства с уводом в плен и обращением в рабов массы людей, Шейбани-хан устраивает по этому поводу в Бухаре совещание (по-узбекски — чанги) со знатными принцами из потомства Абулхайр-хана и на нем решает вопрос об объявлении казахам священной войны. Он поручает учёным теологам Мавераннахра и Хорасана составить фетву о газавате против казахов, как неверного народа, допускающего продажу мусульман в рабство, и приказывает внести в фетву добавление, что казахи — язычники, поклоняются идолам. Фетва была написана, и в Бухаре была объявлена священная война против казахов.

Сопровождавший Шейбани-хана в этом походе перс Рузбехан Исфаханский в своих мемуарах оставил нам любопытнейшие подробности этого чрезвычайно тяжёлого похода узбеков против своих соплеменников. В невероятный холод с жестоким морозом, по глубоким снегам, по покрытым льдом, с полыньями посередине, озерам двигалось узбекское войско, предводимое ханом. Верблюды и лошади останавливались из-за невозможности двигаться дальше, тогда солдаты прокладывали им дорогу. Несмотря на невыносимый холод, пургу и снежные метели, узбеки двигались все дальше в необозримую Дешт-и Кипчакскую степь, причем ехавший на коне Шейбани все время разговаривал с учёным персом и другими образованными лицами из своего окружения на самые разнообразные темы из области, главным образом, схоластического богословия (калам) и значения тех или иных хадисов, а на стоянках, когда его солдатам с невероятными усилиями удавалось поставить кибитки и добыть огонь, в кибитке хана сейчас же устраивались излюбленные им ученые диспуты и обсуждения.

Разгромив в этом походе казахов, Шейбани-хан забрал у них многочисленные стада скота, массу пленных обоего пола и прочую несметную добычу, в числе которой было больше 10 тыс. одних только казахских домов-повозок или, вернее, поместительных юрт на колёсах, и свез всё это в г. Еси (близ современного Туркестана).

 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов