1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Новости истории, археологии и этнографии
 
9 сентября 2010

В Самарканде снесли и заново отстроили мемориальный комплекс Мирзо Улугбека

Оригинал здания, на который ориентировались современные самаркандские мастера, был значительно выше построенной уменьшенной копии. Знаменитая самаркандская обсерватория представляла собой 30-метровое цилиндрическое здание, к несчастью, повторившее печальную судьбу своего создателя: до наших дней дошла лишь подземная часть гигантской угломерной дуги, проходившей через всю постройку.

Вновь открытый музей вместил в себя экспозицию, посвященную истории уникальной астрономической школы Улугбека, которая подарила миру точнейшие координаты 1018 звезд, проходящих по самаркандскому небосклону. Звездный каталог Улугбека стал не только результатом первых масштабных визуально-аналитических расчетов, произведенных спустя 17 веков после предшественника Улугбека - греческого астронома Гиппарха (190-120 гг. до н.э.), но и был научно восстребован вплоть до XX века.

Новое здание стало заменой старого мемориального комплекса, выстроенного в 1970 г. по проекту советских архитекторов Георгия Годлина и Филиппа Грищенко в виде традиционного восточного восьмиугольника, символизирующего былую обсерваторию. Узбекские власти снесли его в марте этого года, посчитав, что оно не реконструирует историческую действительность.

Вместе со старым музеем был снесен и памятник самому Улугбеку - последний памятник советской эпохи в Самарканде. Шестиметровая гранитная статуя, выполненная в 1970 году скульптором Мухтаром Мусабаевым, представляла собой стоящего в задумчивости ученого, который с высоты своего научного гения взирал сверху вниз на орбиты планет, подчиняющиеся строгим законам высшей математики.

Одновременно с этими, неожиданными даже для самаркандцев новшествами, была благоустроена и территория вокруг исторического холма и на его площадке. Окончание реставрационных работ и открытие нового музея, наконец, открыло доступ к Обсерватории многочисленным туристам, которые не могли посетить этот уникальный объект на протяжении большей части туристического сезона 2010 года.

Напомним, что впервые за последние 40 лет, Самарканд претерпевает глобальную реконструкцию, генеральный план которой, как утверждает узбекское правительство, расписан на ближайшие 15 лет.

Наряду с капитальной перестройкой главных улиц Самарканда, переделке подвергся и комплекс вокруг остатков обсерватории Улугбека, обнаруженных русским археологом Вяткиным в 1908 г. Общий вид комплекса вполне вписывается в новый стиль города, прозванный в народе "евроремонтом" и характеризующийся безвкусным смешением всех возможных стилей, наспех зачищенными поверхностями и обязательными фонариками, фонтанчиками и металлическими перилами.

В ходе реставрации менее всего пострадала сама обсерватория, от которой осталась лишь часть квадранта. Ее еще в начале XX в. перекрыли для защиты от осадков. Перекрытие было снабжено новой медной крышей и фасадом, стилизованным почему-то под тимуридский, что придает всему зданию достаточно странный вид.

В том же стиле построен и новый музей Улугбека, представляющий собой совершенно нетипичное для среднеазиатской архитектуры сочетание полукруглого здания и традиционного, облицованного глазурованными кирпичами, фасада.

Что подверглось самой значительной трансформации, так это экспозиция музея. Половину экспозиции занимают стенды и макеты, посвященные Тимуру (Тамерлану) и его деятельности. Большинство оригинальных экспонатов, представленных в музее до реставрации, исчезло. Все надписи на стендах сделаны на узбекском и ломаном английском. Ошибки, сделанные в английском тексте, носят порой достаточно курьезный характер. Так, в одном тексте утверждается, что ‘Times of the great Amir Temur and Temurids are clear pages of history of Central Asia, history of world civilization that are inscribed with golden letters’, что приблизительно можно перевести так: "Времена великого Амира Темура и Тимуридов – это пустые страницы истории Средней Азии, истории мировой цивилизации, которые покрыты золотыми буквами".

В другом месте утверждается, что в обсерватории Улугбека использовались различные инструменты для наблюдения, за исключением квадранта (должно быть наоборот – включая квадрант). Далее выражается сожаление, что "этих инструментов уже больше нет с нами"…

Помимо макетов величественных зданий эпохи Тимуридов, в экспозиции присутствуют отчетливые указания на то, что дело Улугбека в Узбекистане не умерло, и подтверждением этому служат фотографии обсерватории Майданака, завершающие экспозицию.

Сразу бросается в глаза отсутствие в экспозиции двух крупных разделов. Первый был связан с открытием обсерватории Вяткиным и с раскопками русских, а впоследствии и советских археологов на территории древнего Самарканда. Имя Вяткина вообще не упоминается в экспозиции, хотя его могила, передвинутая, правда, к периферии комплекса, получает надлежащий уход.

Второй раздел был посвящен вскрытию захоронений Тимуридов в мавзолее Гур-Эмир летом 1941 г. и реконструкции облика представителей династии. Какие-либо упоминания об этом из музея также исчезли.

© Ferghana.Ru

 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов