1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
Статьи
 



Казахские жузы: какой из них старше?

Бисенбаев А.К.

Существует феномен  узнавания собственного прошлого через  описания чужестранцев. Это связано с несколькими обстоятельствами — отсутствием собственной письменной истории, исторической научной школы, пребыванием в составе другого государства, которое навязывает чужой взгляд на прошлое. Но хуже всего когда конъюнктура современности находит свое подкрепление в таких заблуждениях.

Таким возвратившимся в казахское сознание феноменом, на мой взгляд, является идея иерархии  жузов.  Сразу  вспоминаются сказки о трех братьях или о трех богатырях. Тем более, что в поздние времена в казахском народном творчестве такие сказки и возникли. С казахскими жузами происходит тоже самое - уже все привычно говорят — Старший, Средний и Младший. Старшинство установлен и от этого никуда не деться.

Итак,  жузы - крупные объединения племен казахов.  Историки называют много причин возникновения жузов. Простой  перечень версий и список участников дискуссии занял бы не один десяток страниц. Потому не будем занимать внимание читателя и отошлем его к специальной литературе.
До сих пор идут споры о времени  возникновения жузов. Этому процессу посвящен целый пласт литературы и понятно одно - жузы не могли быть созданы в один год, скорее всего процесс занимал длительный период времени. Закончился он, как считают большинство историков,  приблизительно в период правления Хаккназар-хана.
Жузы - отличительная особенность Казахского ханства. Многие говорят о том, что кочевые народы при формировании войска имели деление на левое и правое крыло, иногда в своем составе выделяли три элемента построения. Но все-таки эти аналогии неуместны. В нашем случае три жуза — это не только деление войска. Каждый жуз имел своих ханов, свои военные формирования, территорию, экономические и политические связи, государственную атрибутику.

Но начнем с самого начала. С того, что на территории Узбекского улуса , одного из осколков Золотой орды, правит чингизид хан Абулхаир. По народному преданию конфликт происходит между кара-кыпчаком Кобланды и аргыном Даир-ходжой. В результате предводитель аргынов был убит. Некоторые историки говорят о том, что это случилось уже после гибели хана Абулхаира и ухода части узбеков во главе с Жаныбеком и Кереем в Могулистан. Но главное здесь другое — народ сохранил в памяти раскол между племенами и выразил его в форме противостояния двух лидеров. В Узбекском улусе при длительном правлении Абулхаир хана происходило множество столкновений. Важно здесь то, что хан должен был  лавировать и находить консенсус между интересами подвластных племен.

Почему ханы были вынуждены поступать таким образом?  На территориях, захваченных монголами при Чингиз-хане, его сыновьях и внуках право на трон имели только  потомки Потрясателя вселенной. Когда происходило завоевание новой территории и чингизид получал удел, ему выделялось определенное количество коренных монгольских воинов. Естественно, что откочевывая в новый улус, монголы брали с собой семьи.  Если это была тьма — десять тысяч воинов, то за ней следовало еще около 50 тысяч "гражданских" лиц — жены, дети, родители... Почему это важно? Правитель и его войска стояли над улусом. Благодаря личным воинским формированиям он подчинял себе покоренные племена.  Иначе говоря, монгольские войска были дубиной, которая держала в повиновении захваченную территорию.  С другой стороны правитель чужеземного происхождения был гарантией, путь даже жестокой, что ни одно покоренное или принявшее подданство племя не получат возможность возвышения над остальным народом.

Такая ситуация вовсе не была исключением. Например, призвание варягов на правление в древней Руси - "Земля наша богата, порядка только нет". А порядок возможен если правитель хотя бы в самом начале относится к подданным без пристрастий. Выходец из собственной среды воспринимался как выскочка который будет "продвигать" представителей своего клана. Поэтому можно перечислить множество государств в которых правящая династия была иноземной по происхождению или считалась таковой. Но если династия была "своей", то "идеологическому аппарату" приходилось придумывать сакральную генеалогию правителя, который имел бы безусловное право на правление.  Династия Ашина в тюркском каганате и его наследниках была отмечена небесным покровительством. Род Чингиз-хана тоже имело "небесное"  происхождение, подкрепленное соответствующими легендами. В Японии самая древняя правящая династия ведет свое происхождение от богини Аматерасу. Греческие и римские династии также вели свое происхождение от богов.

К 15 веку ситуация меняется. Согласно Рашиду ад-Дину, "завещание" Чингиз-хана отчислила Батыю не более чем четыре тысячи коренных монголов, вся остальная часть его армий состояла из тюрков. Поэтому они либо растворились в местных племенах, либо изменив язык и восприняв местную культуру, которая мало отличалась от монгольской, стали "местными" племенами. В некоторых случаях монголы передавали названия своих племен покоренным тюркам, а затем вошли в состав тюркских племенных объединений. В этом тоже нет ничего необычного. Племена кочевников, которые вырастают из кровнородственной общины, весьма устойчивые объединения. Они могут изменить территорию обитания, сменить язык, принять новую религию — но так и остаются кыпчаками, найманами, аргынами, дулатами, жалаирами, усунами... История Степи знает, что кочевые народы возникают и исчезают. Но племена существуют и продолжают существовать. Более того, они могут входить в состав разных народов, но члены одного племени ближе друг к другу, нежели представители даже родственных народов в которые эти племена входят.  Племена также достаточно охотно принимали этнонимы завоевателей, поскольку это повышало их статус. Поэтому в период возвышения Тюркского, Монгольского каганатов или других кочевых империй, численность основного этноса росла быстро. Они передавали собственное имя покоренным народам, тем более что те мало отличались по языку, хозяйству, культуре, религии от завоевателей.

У ханов и султанов, которые сохранили свои позиции в новых государствах, в том числе благодаря сакрализации происхождения от получившего мандат Неба Чингиз-хана,  исчезла "инородная сила", на которую опиралась власть. Теперь  им приходилось учитывать интересы племен, влиятельных лиц из "черной кости", балансировать между ними. В книге "Империя степей. История Центральной Азии" Ренэ Гроссе не случайно отмечает особенность "ханства" Батыя, которое "стало известным истории как кипчакское ханство и Золотая Орда (Алтын-орда), а ханство Орды как Белая Орда (Чаган-орда, Ак-орда)... История кипчакского ханства является фундаментально отличной от истории других ханств чингизидов. На других землях, которые были завоеваны, монголы приспособились к их окружению и учили уроки у покоренных. В Китае Кублай и его приемники стали китайцами; в Иране потомки Гулюгу, представленные Газаном, Олжайту и Абу Саидом, стали султанами Персии. Их двоюродные братья, ханы южной России, с другой стороны, отказались принять славяно-византийскую цивилизацию и стать русскими. Они остались, как их географическая номенклатура представляет, "ханами кипчаков", то есть, наследниками тюркской орды с этим названием. Таким образом, они были больше продолжателями "куманских" тюрков или половцев, без прошлого или памяти о прошлом, чьи временное пребывание на русской степи как будто, насколько история знает, никогда не имело места". (С7 410-413).

Таким образом, хан Абулхаир должен был учитывать интересы ключевых племен  Узбекского ханства, которые находились в состоянии непрерывного соперничества.  Династийная борьба между потомками Урус-хана и Шейбани за первенство, межплеменная борьба в определенный момент соединились и усилились. "Тарихи-и Рашиди" Мухаммад Хайдара Дулати повествует об откочевке в Жетысу части племен Восточного Дешт-и-Кыпчака под руководством потомков старшего сына Джучи-хана – Орда Ежена, Керея и Жанибека. Керей и Жанибек, потомки правителей Ак-Орды, не смирились с установлением в кыпчакских степях власти Шайбанида Абулхайр-хана  и  вели с ним борьбу и после откочевки. Ослабление власти в Узбекском улусе приводит к обратному движению, когда Жанибек и Керей захватывают  городские центры и крепости в предгорьях Каратау и на Сырдарье - Сузак, Сыганак, Сауран и другие.

Здесь необходимо вернуться к вопросу о причинах происхождения жузов. Многие исследователи объясняли этот процесс природно-географическими факторами. Например, Н.Э. Масанов в своей книге "Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества" (Алматы, "Социнвест"—Москва "Горизонт", 1995) пишет: "Казахи подразделялись на три части - Старший, Средний и Младший жузы, - каждая из которых имела свою специфичную "родоплеменную" организацию (Аристов, 1896; Тынышпаев, 1925; Аманжолов, 1959; Востров, Муканов, 1968 и др.). Первое упоминание казахских жузов относится к началу XVII в. (МИКХ. С. 242—243). Основой данного членения стала, по-видимому, специфика хозяйственно-культурного и исторического процесса, протекавшего в трех ареалах, возникших в связи с естественным делением территории Казахстана на три географических части: Семиречье, Западный и Центральный, включая Северный и Восточный Казахстан)".

Если посмотреть на карты того времени, то получается что владение Абулхаира в своей основной территории и составляло будущий Средний жуз. Его отличие в том, что кочевка с юга на север составляла до полутора тысяч километров — от Сырдарьи до Сибири. Кочевники, в силу образа жизни, потребностей выпаса скота и даже его состава, должны были осуществлять сезонные передвижения. Зимние пастбища на юге позволяли укрыть его от непогоды в относительно благоприятных условиях. С началом весны начинается передвижение на север, когда нужно миновать просторы Сары-Арки именно в период хорошего травостоя, поскольку летом пастбища выгорали.  Лето проводилось на севере, где был хороший рост трав, водопои и относительно мягкий климат. Осенью начинается обратное движение.

Вопреки представлению многих, не знакомых с кочевым бытом, аулы не передвигались как придется и куда захочется. Были сезонные устойчивые маршруты передвижения, которые учитывали максимально пригодные для выпаса скота условия. Можно говорить о том, что территория Казахстана не является единым регионом с точки зрения кочевника. Здесь существуют сложившиеся еще в древности маршруты передвижения стад, которые распадались на три региона — будущие жузы. Это не был одномоментный процесс. Само развитие кочевого образа жизни формировалось длительное время. Достаточно много литературы об изменении состава стад кочевников Казахстана с древнейших времен. Крупный рогатый скот уступил место овцам и лошадям. Приручение верблюдов позволило изменить и тип жилища от стационарного, устанавливаемого на телегах до сборных юрт. Как писал академик В.В. Бартольд "У Рубрука упоминается повозка, которую тащили 22 быка: 11 в один ряд вдоль ширины повозки и еще 11 перед ними. Ось повозки была с мачту корабля; человек, стоя на повозке при входе в дом, погонял быков. Упоминается еще подробность, что, когда дом был на повозке, он выдавался за колеса по крайней мере на пять футов с того и другого бока".

Во время золотоордынского похода эмиром Тимуром были захвачены и  увезены телеги с поставленными на них юртами. Естественно что со временем менялись предметы быта, одежда, орудия труда. Вплоть до 17 века в степи использовались повозки двух типов — двуколки и телеги на четырех колесах. Естественно что степень богатства определяла и размеры домов на этих повозках. Эти "подвижные дома" имели двери и решетчатые оконца. Окошечки обтягивались сукном или зашторивались войлочными занавесками. Величина, обстановка домов-повозок и их количество отражали знатность и богатство хозяев. "Дома-повозки", принадлежавшие султанам и знати, могли вместить одновременно человек двадцать или более. Такой большой шатер укрепляли на повозке, в повозку впрягали несколько верблюдов, волов или лошадей. Дома-повозки простых казахов отличались меньшими размерами, их вез один, иногда несколько верблюдов. Когда множество повозок, нагруженных домами, двигалось по степени одновременно, то издали казалось, что двигается большой город со своими жителями". (Кадырбаев А., Султанов Т.  Умельцы и мудрецы казахских степей.  https://kyrgyz.ru/articles/kazakh/umeltsy_i_mudretsy_kazahskih_stepey/).

География и климат определяли очень многое. Это понимали все те, кто был знаком с особенностями Дешт-и Кипчака. Например, когда Амир Тимур замыслил поход на столицу чингизидов - Сарайчик, то заранее выслал отряды в Улытау. Они должны были сделать посадки проса и других культур. Осенью, когда пришло время сбора урожая, огромная армия Тимура прибыла в этот район и пополнила запасы продовольствия. Тимур в 1391 году двинулся в поход что называется вслед за весной, чтобы животные могли питаться растущей травой прежде чем она завяла. Большим подспорьем для пропитания войска были облавные охоты.
Через несколько веков генерал В.А.Перовский, решив покорить Хиву, совершает попытку достичь ее территории зимним походом. Все закончилось катастрофой. Русские войска, вернее их остатки, не погибшие от голода и холода, вынуждены были вернуться назад.

Нарушение маршрута кочевания приводило к серьезным проблемам. Поэтому поддерживавшие Жанибека и Керея роды и племена испытывали большие трудности в связи с отсутствием возможности совершать традиционные сезонные кочевки в различные регионы степи, занятые  подданными Абулхаира.

Племена, оставшиеся в улусе, в свою очередь, были лишены возможности кочевать в привычные места зимовок, в районы Нижней и Средней Сырдарьи и вести торговый обмен с южными оседлыми соседями. После того как казахи стали вытеснять Шайбанидов, то они ушли в Мавераннахр. Это тоже очень важно для понимания ситуации, поскольку вновь  сыграл свою роль фактор географии.  Кочевые узбеки не могли уйти на запад — там было сильное кочевое государство - Ногайская орда. Она занимала прочные позиции между Волгой, Уралом и прилегающих землях, с ней считались все соседи, в том числе Крымское ханство и Москва. На востоке царили джунгары, которые усиливались и вели постоянные нападения на своих соседей. Идти севернее было практически некуда — там была тайга. Даже будущее Сибирское ханство было малонаселенным и слабым образованием. Поэтому здесь не могли разместиться многочисленные племена Ак орды. Оставалось движение на юг, поскольку здесь были возможности для  захвата необходимых территорий и были союзники.  Именно туда и устремились Шейбаниды.

Нельзя представлять себе ситуацию, когда Шайбаниды увели весь народ и казахи пришли в опустевшие земли. Под властью обеих ветвей чингизидов был по-сути один народ, который разделился в силу политических потрясений. Поэтому с Шейбанидами ушли на все. Часть так и оставалась в степи.  Если сравнить родоплеменную структуру современных узбеков и казахов, то можно увидеть наличие одних и тех же племен. Традиционно узбеки  насчитывают 92 племени и рода кочевого Дешт-и-Кыпчакского происхождения, которые присутствуют в казахском обществе, - кыпчак, усун, найман, аргын, конырат, жалаир, табын, тама и другие.
 В силу продолжающейся смуты и ослабления улуса Абулхаир-хана, которые описаны историками и хронистами, Жаныбек и Керей, усилили свои позиции за счет прибывающих к ним племен. Для государства, в том числе  кочевого, необходимо не только объединение народа, но и создание условий для экономического развития, устойчивая территория. А это значит, что оставшись в  Семиречье, они стали бю частью иного целого — ханства могулов. Поэтому вопрос возвращения и захвата власти в степи не сходил с повестки дня. И вот пытаясь устранить угрозу со стороны казахов, Абулхаир-хан начинает поход, прерванный его скоропостижной смертью в 1468/1469 г. Смерть хана открывает возможности для беглецов для возвращения в родные степи и захвата власти.

Племена ушедшие с Жаныбеком и Кереем, а это в основном будущий Средний жуз, в Могулистан и вернувшиеся обратно, составили костяк государства казахов.   Потому название "Орта жуз" надо трактовать как "Центральный", но никак не Средний. Казахи понимали, что "Орта жуз" - есть основа государства.

Далее — вопрос о Старшем жузе, которому часто  давали другое название - "Большая орда". Именно так именовали ее в "Распросных речах в посольском приказе служилых людей Т. Петрова и Н. Куницына о поездке в Калмыцкую землю". Здесь необходимо учитывать тонкости значений термина и правильность его перевода.
 Например, аналогичное наименование было у татарского ханства, которое возникло в 30-х годах 15 века между Днепром и Волгой — Улуг улус, Большая, Великая орда.  Термин — улы, улуг — в данном случае имеет значение именно как Великий, поскольку ее владетели считали себя легитимными наследниками улуса Джучи. Ее основателем был Сеид-Ахмад, внук Тохтамыша. Через некоторое время улус распался. Территория Поволжья отошла к ногайской орде. Земли от Дона до Днепра стали частью крымского ханства, а затем перешли к Руси. В крушении Большой орды также сказались внутренние усобицы. Но нельзя исключать и географический фактор.
 Название казахского "Улы жуз" имеет в данном случае иной смысл - не старший, а большой. Оно связано с  большой численностью населения, природным и физическим богатством. Достаточно вновь взглянуть на карту и будет понятно о чем идет речь. Территория современного Юго-Восточного Казахстана — это плодородные земли, множество пастбищ и водных ресурсов. Кочевки не имеют такой длительной протяженности как в Среднем жузе — всего несколько сот километров и даже меньше. Зима у многочисленных  рек и озер -  лето в горах. Это дает возможность включить в состав стада крупный рогатый скот, коз.
Плодородные земли позволяют сочетать кочевание и земледелие. Начальник Омской области Семен Броневский в "Записках о киргиз-кайсаках Средней орды", книге изданной в 1829 году, писал: "Большой орды киргизы, кочующие на урочище Семи Рек, около озера Балхаш с прилежанием занимаются земледелием". Не случайно в период колонизации переселенцы селились на уже обрабатываемых землях. Оседлые казахи активно использовали и систему поливного земледелия. Здесь же проходили торговые пути из Китая, Индии, Ирана, Сибири, России, что создавало дополнительные возможности для благосостояния населения.

Становление Старшего жуза происходило с того времени, когда Жаныбек и Керей, с согласия хана Могулистана Есен-Буги, заняли территорию части современного Семиречья и Южного Казахстана. Это решение и теплая встреча могульского хана объяснялись достаточно просто. Казахи, расселенные по территории западной части страны, должны были стать щитом от вторжений тимуридов и претендента на ханство в Могулистане Юнус-хана, брата Есен-Буги.

Надо заметить, что кочевые племена могли по самым разным причинам переходить из одного подданства в другое. Притеснения центральной власти, борьба за пастбища, джуты, гибель людей в результате болезней, резкое изменение климата приводили к миграциям, меняли картину политических объединений, союзов между племенами и их место в иерархии. Ослабление Могулистана, вызванное внутренними усобицами, а также последствиями многочисленных походов эмира Тимура и его наследников, вторжениями джунгар привели к фактическому распаду страны. Поэтому при возвышении Казахского ханства местные племена, уже вошедшие в орбиту политической жизни ханства Жаныбека и Керея, стали переходить на сторону нового сюзерена, который смог бы обеспечить их интересы.

В восьмидесятых годах XVIII в. территория Старшего жуза была завоевана правителем Ташкента Юнус-ходжой, уничтожившим здесь ханское звание и управлявшим  "через посредство своих людей, выдвигавшихся из знати отдельных племен".

Как отмечают все исследователи, Младший жуз вошел в состав Казахского ханства последним. Это был достаточно длительный процесс. Территория будущего Младшего жуза в это время контролировалась Ногайской ордой. Это была сильная степная держава, которая уверенно противостояла своим врагам, активно участвовала в политических отношениях региона. Ногайцы в период расцвета считали себя равными Крымскому ханству, Московии, влияли на политику  ханов Ак Орды, Среднеазиатских владений, Литвы. Но в силу многих обстоятельств ситуация изменилась. Ногайская орда, в основном из-за внутренних усобиц, распалась. Часть племен вошла в подданство Казахского ханства, которое заняло освободившуюся территорию. Это происходило не всегда и по большей части не мирным путем.  География и здесь определяла основные границы будущего жуза.  Его кочевья располагались по просторам Устюрта, также по притокам рек Ори, Урала, Илека, Эмбы, в районе Мугоджарских гор, а зимние стоянки — в районе реки Иргиза, по низовьям Сыр-Дарьи, к западу от Аральского моря, на полуострове Мангышлак, у восточной части Прикаспийской низменности.

Ногайский след остался в казахской традиции, эпосе, поэтическом наследии и исторической памяти. Длительное соседство с башкирским народом также сказалось на казахской истории.  В родоплеменной структуре башкиров встречаются одноименные роды казахских жузов: табын, тама, тлеу, таз, тана, кереит, жагалбайлы, маскар, канглы, дулат, уйсун и т.д., а среди казахов – башкиры-естек.  Состав племен Младшего жуза говорит о том, что это было объединение племен, которое осуществлялось длительное время.  Данные племена объединялись на основе политики, нежели истории и крови. Длительные войны за территорию будущего жуза  велись против Ногайской орды, Казанского и Астраханского ханств, России, калмыков, казаков. Территория Младшего жуза была ареной непрерывных военных столкновений между народами, племенами и государствами. Отсюда представления о воинственности местных племен.

Таким образом сам процесс формирования Казахского ханства отрицает иерархию жузов, а указывает на характерные особенности их становления. Орта жуз оказывается первым по процессу формирования и именно здесь начинается эволюция казачества от политонима к этнониму "казах". Улы жуз — самый многочисленный, но вовсе не главный. Младший  - такое определение дается в силу временных рамок формирования.

Обратимся к устным преданиям. В них очень много легенд, которые говорят о старшинстве, о трех сотнях, от которых произошли жузы и других легенд.

Наряду с ними условная специализация казахских жузов нашла отражение в известной поговорке - "Улы жузге таяк берiп малга кой, орта жуздi калам берiп дауга кой, кiшi жуздi найза берiп жауга кой". Переводятся эти слова следующим образом: Старшему жузу дай посох, чтобы он пас скот, Среднему жузу - дай перо (калам) для управления, Младшему жузу вручи копье и выставь против врага". Это отражает процесс формирования казахского ханства и место жузов в истории становления народа.

Еще одно важное обстоятельство, на которое необходимо обратить внимание. Все общеказахские ханы происходили из Среднего жуза — от Керея до Кенесары. Происхождение от главной ветви первых ханов стало неоспоримым преимуществом претендентов в борьбе за общеказахский трон. Попытки изменить ситуацию были. Например, в  1726 году в Орда-басы состоялось собрание представителей трех жузов в целях организации всеказахского ополчения. После споров было принято, как бы сказали сегодня, отложенное решение. Абулхаир, хан Младшего жуза, отличавшийся необходимыми качествами, был избран сардаром — военным предводителем. Вспомним казахскую поговорку о воинственности Младшего жуза. Вопрос об избрании общеказахского хана был отложен до лучших времен. Но оно так и не состоялось. Под руководством Абулхаир-хана объединенные вооруженные силы казахов дважды, в 1729 году в Анракайской битве и 1730 году в сражении в местности Ит ишпес Алакуль, разбили джунгар. Недовольный тем, что избрание не состоялось, Абулхаир ушел в свои владения. Затем он принимает русское подданство чтобы упрочить свои позиции в Младшем жузе.

То, что Абулхаира подвело недостаточно высокое происхождение, нашло отражение в целом ряде источников. Например, Барак-хан так говорил о причинах убийства Абулхайра: "Я-де Абулхайр-хана убил по причине такой, что-де он был плут, и много-де делал плутовство… пограбил присланный ко мне от зятя моего из Хивы на трех верблюдах товар… его-де род против нашего силою не будет, ибо-де наша фамилия честная и многолюдная".

В 1771 году ханом Среднего жуза был избрал Аблай. В 1778 году он обращается к Екатерине Второй с просьбой признать его ханом всех казахов. Просит помощи войсками, чтобы утвердить свою власть. Но ему было отказано Он обиделся на такое решение и отказался присягать императрице. Шансы стать казахским ханом у него были велики, поскольку он опирался на длительную традицию. Но жузы уже представляли собой самостоятельные владения, а единство было казахов было более формальным.

Мы можем говорить о том, что формирование трех жузов закончилось к периоду властвования Хаккназар-хана (1551/56–1580). В предшествующий исторический период разделение казахов на три жуза, по-видимому, еще не завершилось, т.е. социальная структура кочевого населения Казахского ханства оставалась при ближайших преемниках хана Касима относительно рыхлой и подвижной, так как большие родовые и родоплеменные группы будущих казахов в тот период  периодически входили в состав соседних государств и находились под властью ногайских мирз, ханов Могулистана — Чагатаидов либо среднеазиатских правителей Шибанидов.

Как пишет И.В. Ерофеева Хаккназара можно идентифицировать как Алаш-хана, родоначальника казахов. Он любил носит шелковый полосатый кафтан, который в свое время получил, по-видимому, от бухарского хана Абдаллаха. Во времена Хаккназара такие халаты алача — были большой редкостью и выделывались для самых могущественныхз представителей правящей элиты. ( Тюркологический сборник, М., 2016, С. 263. Ерофеева И.В. Знаковый персонаж казахских преданий Алаша хан: историческая личность и миф). В.В. Вельяминов-Зернов писал, что казахи приписывали Хак-Назару деление на три орды. Хак-Назар правил с 1538 по 1580 годы. Народные предания говорят о делении ханства на три жуза между тремя братьями. К этому периоду все степные пространства к северу от оседлых районов Средней Азии в конце XVI — начале XVII в. назывались Казахстаном.

Кочевые племена того времени, как видим, достаточно часто переходили от одного образования к другому. Этому способствовали общая культура, единая религия, общий язык, тип хозяйства.  Кочевники старались сохранить за собой известную территорию, которая давала условия для проживания. Три казахских жуза также являются насельниками территориальных комплексов.  Племена будущих жузов, которые по-сути оставались теми же в течение веков,  с древности имели устойчивые маршруты кочевания, систему взаимоотношений между собой. Например, казахи Старшего жуза, известны под собирательным именем уйсун. В древности усуни населяли Семиречье и Северную Киргизию. Граница усуньского племенного союза на западе проходила по междуречью Чу - Талас, на востоке она ограничивалась отрогами Тянь-Шаня, на севере - оз. Балхаш и на юге - оз. Иссык-Куль. Как сообщают источники, "усуньцы не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочёвывают с места на место". Стада овец и табуны лошадей были их основным богатством и средством ведения войны. Имущественное неравенство существовало и в усуньском племенном союзе. Это отмечает, например, китайский летописец: "В их  владениях много лошадей, и богатые содержат их от 4000 до 5000 голов". (Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, 1963).

Устойчивость территории расселения отмечалась и в отношении более поздних времен. "Неоднократно повторявшийся на протяжении XVI—XVII вв. переход политической власти в районе Ташкента от узбеков к казахам и обратно так же, как и кратковременное господство здесь джунгаров в первых десятилетиях XYIII в., не изменяли существенно ни этнического состава населения района, ни основных границ распространения отдельных народностей. В частности, южная граница распространения казахов (долина р. Ангрена), установившаяся, повидимому, еще в XVI в., оказалась довольно устойчивой и в основных своих чертах сохранилась до нашего времени. В такой же мере устойчивой явилась эта граница и в северо-западной части среднеазиатского культурного района - в Хорезме, где на протяжении ряда столетий она совпадала с северными пределами распространения узбекского земледельческого хозяйства в дельте Аму-дарьи". (Иванов П.И. Казахи и Кокандское ханство (К истории их взаимоотношений в начале XIX в.) В кн.: Записки Института востоковедения АН СССР. Т. 7, М.-Л., 1939, C.92).

Естественно, что можно привести примеры когда отдельные роды и племена переходили в состав другого жуза. Но это не меняет общей картины устойчивого состава жузов. Иначе говоря в трех ареалах шел процесс консолидации племен. Три жуза объединились в период могущества Казахского ханства и политическая консолидация создала возможности формирования народа.  Но в период ослабления Казахского ханства, вызванного внешними вторжениями, колонизацией, распрями, политического единства не стало. Начался процесс обособления жузов, тем более, что даже ханы стали утверждаться извне, а затем ханская власть и вовсе перестала существовать. Территория Казахстана постепенно стала входить в состав Российской империи, Среднеазиатских ханств.

В разные периоды истории племена в составе жузов занимали определенную иерархию. Место в ней определялось многими обстоятельствами — численностью воинов, богатством стад, политическими и родственными связями. Поэтому сохранившаяся к настоящему времени в устном творчестве иерархия отражает относительно недавние реалии. Но эта картина менялась со сменой ситуации. Жизнь кочевников нельзя представлять как идиллию. Они были вынуждены осуществлять совместную адаптацию к условиям проживания. Но это вовсе не исключало борьбы между племенами за доступ к ресурсам, которых не хватало. Схватки между ними за источники воды, лучшие пастбища, угон скота, разграбление и увод в рабство, похищение женщин, откочевки  были скорее правилом. Гибель людей в этих столкновениях по мнению некоторых исследователей была даже более значительной, нежели в классических войнах. Поэтому длительная жесткая иерархия и лидерство в степи были невозможны.

Иерархии жузов по отношению друг к другу не было. Это понятно из всей истории Казахского ханства. Тем не менее мы можем говорить о том, что первым объединением, вокруг которого формировалось Казахское ханство был Орта жуз. Смысл его названия нельзя передавать как Средний, а скорее как Срединный, Центральный. Отсюда шла генеалогическая ветвь общеказахских ханов, которая признавалась всеми тремя жузами. Старший жуз или Большая Орда — отличается большой численностью населения и его богатством, что определялось благоприятной средой обитания. Младший жуз вошел в состав Казахского ханства позже всех. Именно этим и определяется его название Кiшi жуз. Не младший, а присоединившийся последним.

Нужно отметить еще одни важный момент в событиях, которые привели к созданию Казахского ханства. Откочевка Жаныбека и Керея в Могулистан была актом неповиновения хану Абулхаиру в основе которого было несогласие с его политикой, а также притязаниями на трон представителей другой ветви чингизидов. Естественно, что уход значительной части населения, да еще с летигимными претендентами на ханство, было чрезвычайным событием. Откочевщики стали именоваться казаками - "вольными" людьми. То есть теми, кто не подчиняется официальной власти. Так появляется наименование - "узбек-казаки", которые отличались от остальных узбеков ханства Абулхаира.

Казахи вернулись в родную степь и пополнились представителями близких по языку, религии кочевых племен и народов — каракалпаков, башкир, ногайцев, татар и других. Казахские ханы взяли власть в Узбекском ханстве и отстояли свою самостоятельность в длительной борьбе с врагами. Таким образом казахи вернулись в родную степь во главе которой  поставили другую ветвь чингизидов — потомков Урус-хана, а затем расширили территорию ханства за счет завоеваний. К ханству присоединились территории Могулистана, Ногайской орды, города на территории Южного Казахстана, а также части земель башкиров, каракалпаков и других.
Сложение казахской народности, таким образом, началось задолго до известной откочевки Жаныбека и Керея.  "Процесс сложения народности, – пишет К.А. Пищулина, – длительный, завершение его падает на XIV– первую половину XV века". Еще в 1969 г. видный казахстанский историограф Г.Ф. Дахшлейгер не без влияния исследований К.А. Пищулиной осторожно писал: "Высказывается вместе с тем предположение, что казахская народность существовала уже в XIV в., а может быть и раньше, что, например, Ак-орда по своему этническому составу была преимущественно казахской, но самоназвание народа определилось и вошло в источники позднее". (Ускенбай К. Краткий очерк научной и общественно-педагогической деятельности кандидата исторических наук К. А. Пищулиной // Клавдия Антоновна Пищулина. Биобиблиография ученых Казахстана. – Алматы, 2009. С. 42–65).

Откочевка привела к тому, что уже сложившаяся в своей основе в период Ак орды народность, получило своей окончательное название — казахи.

Бисенбаев Асылбек Кнарович
кандидат исторических наук, доцент
abisenbayev@mail.ru


 

13 апреля 2020      Опубликовал: admin      Просмотров: 358      

Другие статьи из этой рубрики

Д.А. Аманжолова. Казахское общество в 1-й четверти XX века: проблемы этноидентификации

Формирование национального самосознания казахов определялось рядом факторов внутриэтнического характера и объективными условиями развития казахского общества. Особенно активно этот процесс происходил в XX в. Хотя, как показала в своих исследованиях Н.Е. Бекмаханова, уже в XVIII и особенно в XIX вв. вследствие все более активного втягивания региона в общероссийскую экономику, участия казахов в важнейших военно-политических событиях Российской империи, а также усложнения форм социальной организации, медленного, но неуклонного перехода от кочевых к полукочевым и оседлым формам жизнедеятельности, интенсивного общения казахской элиты и ссыльных представителей русской демократической интеллигенции и др. обстоятельств казахский этнос обретал новое качество развития в рамках мирового сообщества [1].

Председатель западного отделения Алаш-Орды Д. Досмухамедов и судьбы казахской интеллигенции в период сталинских репрессий

В советской и, в частности, казахстанской историографии деятельность Джаганши Досмухамедова (Джанши, Жахинши Дос-Мухамедова) и других руководителей казахского автономистского движения Алаш начала XX в., как известно, долгое время оценивалась однозначно отрицательно (1). Однако с конца 80-х гг. прошлого столетия был открыт доступ к ранее закрытым архивным источникам, активизировалась исследовательская деятельность историков и публицистов. В итоге стали появляться работы, которые проливают новый свет на политическую биографию и судьбу таких ярких представителей казахской интеллигенции начала XX в., как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Джаганша и Халел Досмухамедовы, Мухамеджан Тынышпаев, Мустафа Чокаев и другие (2).

К. А. Пищулина и развитие историко-востоковедной науки в Казахстане

В 2009 году исполняется 75 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной. Всю свою научную деятельность К.А. Пищулина посвятила изучению позднесредневековой истории Казахстана и Центральной Азии. Ее появление в казахстанском востоковедении совпало с началом формирования собственной историко-востоковедной школы советского Казахстана в дальнейшее развитие которой она внесла свой личный немалый вклад как профессиональный востоковед – иранист и тюрколог. Многие ее научные открытия дошли до своего читателя через многотомные издания "Истории Казахстана" и "Казахской энциклопедии". В подобных фундаментальных коллективных изданиях зачастую остаются в тени конкретные авторы этих трудов, поскольку это не индивидуальные статьи и монографии, но изложенные в них идеи и мысли быстрее всего получают распространение. Благодаря этим трудам многие научные открытия К.А. Пищулиной получили всеобщее признание и на протяжении многих лет тиражируются в различных изданиях, научных монографиях и статьях, учебниках и учебных пособиях, республиканских и региональных энциклопедиях, справочниках.

Эдуард Хуршудян. Об Алматы и проблеме вокруг нее. Часть I

В последнее время вопрос возвращения прежнего названия города Алма-Ата на Алматы, привлек большое внимание ученых и представителей общественности. Было написано много работ, были высказаны самые различные точки зрения по этой проблематике. В данной работе мы решили дать нашу точку зрения на некоторые вопросы, имеющие отношение к проблематике топонима Алматы и вокруг нее. Это, прежде всего, наша рецензия на недавно вышедший сборник, посвященный Алматы ("Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XXв.)")(статья N1), а также новое толкование прочтения арабской надписи на Чагатайской монете XIII века (статья N2) и некоторые размышления вокруг прежнего названия города - Алма-Ата (статья N3).

Хронологический указатель трудов К.А. Пищулиной

Хронологический указатель трудов видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2020 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте

Вопрос копирования материалов
Партнер: Кыргызский эпос "Манас"