|
© Б.К. Абытов
доктор исторических наук, профессор, проректор по учебной работе Ошского государственного юридического университета
Малоизвестные факты из жизнедеятельности Курманжан датки
Несомненно, Курманжан-датка относится к тем историческим личностям кыргызов, чья жизнедеятельность наиболее полно и всесторонне изучена. Нам остается только констатировать тот факт, что место и роль "алайской царицы" в истории кыргызов и Кыргызстана огромны, и, к великой радости, она одна из первых по достоинству оценена современными учеными, политиками и общественностью.
Следовательно, в данном случае для нас большой интерес представляет некоторые еще малоизвестные, для широкого круга читателей, факты жизнедеятельности "алайской царицы".
Курманджан-датка проявила себя как последовательный политический деятель и человек, владеющий всем опытом, премудростями и тонкостями восточной дипломатии. Об этом ярко свидетельствуют ее взаимоотношения с Кокандским ханством, российскими государственными чиновниками. Еще недостаточно изучены ее отношения с правителями Кашгарии и других городов Восточного Туркестана, который к этому времени находился под властью Цинской империи. Действительно, благодаря своей мудрости и дипломатии, она была известна в соседних государствах – в Бухарском эмирате, Кокандском ханстве, Китае и Афганистане.
Она заслужила свой авторитет, уважение и популярность, как среди кыргызского народа, так и в Кокандском ханстве, Бухарском эмирате, Туркестанском генерал-губернаторстве Российской империи благодаря своей мудрости, дальновидности, дипломатичности и опыту. Феноменальный жизненный опыт Курманджан-датки является образцом для многих поколений не только Кыргызстана, но и всей Центральной Азии.
Первое, став женою знаменитого Алымбека-датки в 1832 г., она не сразу начала свою политическую деятельность и сначала стала его опорой, надежным тылом, правительницей его рода и Алая. Кстати, это противоречило кыргызским традициям, поскольку новая "келин" – сноха никогда сразу после замужества не вмешивалась в мужские дела, не говоря о том, чтобы заниматься политической деятельностью. Таким образом, долгие годы ее замужества позволили ей завоевать симпатии и уважение народа, стать действительно авторитетной персоной, позволили удостоиться высоких званий датки, "алайской царицы". Мы полагаем, что в политические игры внутри кыргызских родов и племен Кокандского ханства Курманджан начала входить с середины 40-х г. XIX в. Также склонны думать, что она особенно активно включилась в них после смерти мужа в 1862 г., когда ей присвоили звание датки, а также в ходе и после завоевания Российской империей Кокандского ханства, в том числе и юга Кыргызстана. Итак, долгие годы шли на приобретение ею своего собственного авторитета, ввиду того, что она была второй женой Алымбека. Ее хорошо обдуманные и последовательные шаги на малой родине Алымбека постепенно принесли ей заслуженное уважение, почет и славу мудрой жены одного из крупнейших родоправителей и государственных чиновников Кокандского ханства. После переноса Алымбеком ставки правителя вилайета, политического, социально-экономического и культурного центра – из Андижана в Ош, она стала чаще принимать участие в решении многих проблем. Мы полагаем, что именно здесь, в Оше, она добилась большого уважения и авторитета среди горожан Оша и жителей пригородных аилов.
Второе, ее деятельность тесно связана с городом Ош. Курманджан-датка, умная, дальновидная правительница, хорошо понимала какое огромное значение для кыргызов имеет Ош. Она часто бывала здесь, была хозяйкой Ак-Ордо (Белой ставки) Алымбека-датки как при его жизни, так и после его смерти. Ак-Ордо (Белая ставка) Алымбека находилась на месте нынешнего здания Автотреста, ресторанов "Кара-Алма" и "Чолпон", областной филармонии и гостиницы "Алай". Именно здесь Алымбек-датка, а в последующем и сама Курманжан-датка принимали высоких гостей – правителей Бухарского эмирата, Кокандского ханства, Российской империи, Кашгара и Урумчи, а также путешественников, дипломатов, торговцев, военных чинов. Там же принимались важные политические и социально-экономические решения. И Алымбек-датка, и Курманжан-датка прекрасно понимали какое значение имеет Ош для кыргызов в военно-стратегическом, общественно-политическом, социально-экономическом, торговом и культурном отношении. Примечательно то, что именно в городе Ош она удостоилась звания датки. Это событие вызвало большой интерес как со стороны исламской общественности, так и местного российского чиновничества. Получение высокого звания датки женщиной, учитывая их положение в исламском обществе, является очень редким случаем в истории исламских государств. Высокое звание было признано и русскими военачальниками и чиновниками Туркестанского края Российской империи.
Третье, как и её муж Алымбек-датка, она, согласно источникам, жила при 8 провозглашенных ханах Кокандского ханства: Алим-хане (1798-1810 гг.), Омар хане (1810-22 гг.), Мадали-хане (1822-42 гг.), Шерали-хане (1842-44 гг.), Худояр-хане (1844-58; 1862-63; 1865-75 гг.), Малля-хане (1858-62 гг.), Султан-сеид-хане (1863-65), Пулат хане (1875-76 гг). Особенно активно она проявил себя при Шерали-хане, Худояр-хане, Малля-хане и Пулат хане.
Четвертое, известно, что деятельность и авторитет "алайской царицы" по достоинству оценили многие высшие военно-государственные чиновники Туркестанского края Российской империи. В их числе можно назвать русских генерал-губернаторов, военных-губернаторов К. фон Кауфмана, А. Черняева, В. Розенберга, М.Д. Скобелева, Н. Королькова, А. Вревского, А.Н. Куропаткина, С.М. Духовского, Повало-Шыйковского, М.Е. Ионова и других.[1]
Пятое, многие наши соотечественники не знают того, что она была в согласии и хороших отношениях с пятью начальниками Ошского уезда Ферганской области (всего их было семеро). Это первый уездный начальник - капитан М.Е.Ионов в 1876-1888 гг., подполковник Н. Дейбнер - 1889-1892 гг., подполковник Б.Л. Громбчевский в 1893-1895 гг., полковник В.Н. Зайцев - 1895-1906 гг. и полковник А.А. Алексеев в 1906-1915 гг. Все они считались с мнением и авторитетом славной дочери Кыргызстана.[2] Кстати, именно они во многом способствовали представлению ее к наградам Российской империи.
Шестое, заслуги "алайской царицы" должным образом были признаны Россией, оценены официальными властями Туркестанского генерал-губернаторства и империи. Они выражались в виде назначения щедрой пожизненной пенсии, именных подарков, вплоть до представления к Большой Золотой медали. Мало кому известно то, что до этого она получала лишь небольшую пенсию – 25 рублей, за счет средств Туркестанского генерал-губернаторства. Об этой пенсии, впоследствии, сообщала сама "алайская царица": "… Затем я встречалась с Туркестанским генерал-губернатором Кауфманом, когда он приезжал в город Ош. Он тоже с уважением относился ко мне... Покойный генерал-губернатор с согласия царя ежемесячно выплачивал мне пенсию в 25 рублей. Жаль, что не могу лично выразить ему признательность".[3] Это было первое поощрение, полученное ею от царских наместников. В данном случае от первого генерал-губернатора Туркестанского края К.П. фон Кауфмана (наместника царя с 7 ноября 1867 г. по 25 марта 1885 г.)
Одной из малоизвестной страниц истории жизни знаменитой "царицы" Алая является то, что еще 17 июня 1881 г. Специальным Указом Российского императора "кара-киргизке Ошского уезда Ферганской области" Курманджан-датке была назначена пожизненная государственная пенсия в сумме 300 рублей в год.[4] Еще 16 декабря 1880 г. согласно предложению начальника Ошского уезда и военного губернатора Ферганской области Туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман направил специальное письмо Военному министру Российской империи с просьбой положительного решения их представления. В письме говорилось о том, что "Курбан-Джан-Датха имеет огромный авторитет и влияние среди кара-кыргызов, учитывая ее почтенный возраст и влияние, он просил Его высочество государя императора России, выделить ей пожизненную пенсию в размере 500 рублей из Государственного казначейства". Письмо дошло до адресата, однако император, ссылаясь на заключение Министра финансов, вынес другое решение. С 1 апреля 1881 г. специальным указом Российского императора Курманджан-датке была назначена пожизненная государственная пенсия в сумме 300 рублей в год. Канцелярия Туркестанского генерал-губернаторства о присвоении пожизненной пенсии "алайской царице" свидетельствует следующее: "Начальник главного штаба, отношением от 2 апреля за №168 уведомил генерал-губернатора, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу ходатайства Главного начальника края, в 1-й день апреля высочайше соизволил на назначение кара-киргизке Ошского уезда Курбан-джан-датка пожизненной пенсии из Государственного Казначейства согласно заключению Министра финансов в триста рублей (подчеркнуто нами – авт.). Канцелярия генерал-губернатора имеет честь уведомить об этом Ваше превосходительство"[5]
В нашем распоряжении имеются копия документа – "Наградного листа" Курманджан-датки, датированного 25 сентябрем 1893 гг., где имеется представление "кара- киргизки Ошского уезда Курбанджан Датки Мамат –Биева к Большой Золотой медали на Андреевской ленте для ношения на шее" (Согласно закону Российской империи от 9 июля 1892 г. было решено учредить Большую золотую медаль на Андреевской ленте для ношения на шее. Кавалеры Золотой медали на Андреевской ленте для ношения на шее могли быть представлены и на ордена). Показательно то, что эта медаль являлась одной из высших наград Российской империи. К сожалению, данную награду она не получила, так как в это время начался судебный процесс над ее сыновьями, в том числе и младшим сыном Камчыбеком, обвиненных в убийстве русских таможенников. Военный суд вынес сыновьям Курманджан-датки и их близким сподвижникам суровые приговоры: 9 человек были приговорены к смертной казни, в их числе оказался и Камчыбек; 6 человек приговорены к ссылке на каторжные работы, в их числе ее сыновья Мамытбек и Асанбек, а также внук Мырзапаяз; 11 человек были оправданы.[6] Полагаем, что этот случай и стал препятствием к получению вышеуказанной награды.
Позднее, "…в 1901 г. она была представлена Военному министру Российской империи и получила личный императорский подарок - дорогой перстень с драгоценными камнями из кабинета Его Величества".[7] Архивные документы свидетельствуют о том, что учитывая огромный вклад "алайской царицы" в сохранении мира и благополучия в регионе, а также за долголетнее обеспечение безопасности караванного, торгового пути Ош - Кашгар и в связи с 90-летием, император Николай II принял решение одарить ее "дорогим перстнем".[8] Именно по этому поводу она была представлена Военному министру Российской империи А. Н. Куропаткину. Тому самому капитану А. Н. Куропаткину, который принял активное участие в "Военно-научной Алайской экспедиции" генерала М.Д. Скобелева 1876 года. Эта экспедиция началась 26 июля 1876 г., и ее целью было уничтожение последних очагов восстания во главе сыном Курманджан-датки — Абдылдабеком, который был ближайшим сподвижником кокандского Пулат-хана (Исхака молдо Асан уулу).
В другой раз она получила из императорского дворца дорогие золотые часы. Об этом свидетельствовала канцелярия Туркестанского генерал-губернаторства в своем специальном письме Военному губернатору Ферганской области за №1395 от 29 января 1902 г., которое гласило, что: "Канцелярия генерал-губернатора имеют честь препроводить вашему превосходительству для выдачи, по принадлежности, золотые дамские часы с изображением государственного герба, с цепочкою, украшенные бриллиантами и розами в 450 рублей, Всемилостивейшее пожалование бывшей правительнице Алая, вдове Курбан Джан Датхе". Канцелярии в ответ было сообщено о том, что вышеназванные золотые дамские часы "…вручены вдове Курбан Джан Датхе Алимбековой…". Далее в этом ответном письме начальника Ошского уезда полковника В. Зайцева от 19 февраля 1902 г.[9], сообщалось, что получив данный подарок, "…достопочтенная старушка, ее сыновья и родичи, представители киргизских родов Адагна (Адыгене – прим. авт.) и Мунгуть (мунгуш - прим. авт.), глубоко обрадованы редчайшей милостью государя императора с коленопреклонной молитвой свидетельствуют свои верноподданнические чувства".
Интересно, где эти дорогие императорские подарки? Что стало с ними после смерти Курманджан-датки? Ни до проведения юбилейных торжеств в 1991 г., ни после, никто из потомков или историков об этих ценных подарках не упоминал. Ведь важен такой момент, эти реликвии являются не только достоянием ее потомков, но и всего народа. Было бы хорошо, если бы они украсили любой из музеев Кыргызстана.
Седьмое, согласно данным некоторых ученых, ей также было присвоено звание полковника русской армии,[10] что являлось поистине уникальным актом признания ее заслуг. Пока что мы не обнаружили документальных подтверждений присвоения звания полковника, однако если это подтвердится, то Курманджан-датка станет первой и единственной женщиной из числа кыргызок, получившей военное звание полковника российской императорской армии.
Восьмое, благодаря мудрости матери, её дети при жизни занимали важные посты в управлении Ошского уезда Ферганской области: Батырбек - волостной управитель Булак-Башинской волости, Асанбек - Наукатской волости, Маамытбек - Гульчинской волости, Карабек (внук - авт.) - Ак-Буринской волости.[11] По этому поводу генерал-лейтенант Н. Корольков писал: "Семейство Курманжан-датки всегда играло выдающуюся роль в деле административного управления Ошским уездом. Так, из 7 вилайетов этого уезда 4 или 5 должностей волостных управлений были заняты членами семьи Алымбековых".[12] Думается, это тоже было своеобразной данью, знаком уважения, признания авторитета "алайской царицы".
Девятое, она была единственной женщиной не только Кыргызстана, но всего региона Центральной Азии, которая еще при жизни удостоилась многочисленных статей и очерков. О Курманджан-датке писали такие известные издания, как "Исторический вестник", "Русский вестник", "Русское слово", "Нива", "Закаспийское обозрение", "Туркестанские ведомости", "Ферганские областные ведомости". В числе авторов публикаций – И.П. Ювачев, Б.Л. Тагеев, А.Н. Куропаткин, А.Н. Таубе, Е.Л. Марков, Маннергейм, А. Алексеев и др.[13]
Еще при жизни о ней слагались различные легенды, как среди местного населения, так и в русской прессе. Уместно напомнить, что один из русских генералов барон А.Н. Таубе писал о Курманджан-датке, что "Слава ее ума, энергии, справедливости, дальновидности проникла в Семиречье и перешла даже пределы Афганистана, Ирана и Китая".[14] Конечно, приятно слышать и читать такие лестные слова от иноземцев. Однако насчет ее славы в Иране у нас имеются некоторые сомнения, ибо нет никаких исторических данных об этом. О том, что она славилась в Афганистане и Китае, возражений нет, ведь о Курманжан-датке они могли знать через торговцев, путешественников, агентов, да и сама она могла иметь прямые связи с некоторыми тамошними приграничными правителями.
Подводя итоги малоизвестных страниц жизнедеятельности Курманджан-датки, мы хотим отметить следующие моменты.
Во-первых, бесспорно то, что она является одной из ярчайших звезд политического олимпа как кыргызов, так и Кокандского ханства и Русского Туркестана XIX в. С большим огорчением отметим, что, несмотря на все ее заслуги, в последующие годы советской власти ей не нашлось места в исторической литературе и энциклопедиях советского Кыргызстана. Правда, были отдельные попытки известных ученых нашей республики отдать ей должное.[15] Между тем, как ни странно, более положительные оценки ее деятельности в те же советские времена появлялись в исторической литературе соседнего Узбекистана. Более того, общественность советского Узбекистана еще в 1981 г. отмечала 170-летний юбилей Курманджан-датки. Узбекские историки оказались на голову выше кыргызстанских коллег и, не боясь последствий, еще в те времена по достоинству оценили её.[16]
Во-вторых, она сумела показать себя мудрой, дальновидной, хитрой (хитрость - признак достаточного ума) правительницей не только Алайской, но и всей Ферганской долины. Курманджан-датка также проявила себя как последовательный политический деятель и человек, владеющий всем опытом, премудростями и тонкостями восточной дипломатии. Об этом ярко свидетельствуют ее взаимоотношения с Кокандским ханством, Российскими военно-государственными чиновниками. Еще недостаточно изучены ее отношения с правителями Кашгарии и других городов Восточного Туркестана, который к этому времени находился под властью Цинской империи. Действительно, благодаря своей мудрости и дипломатии, она была известна и в соседних государствах - в Бухарском эмирате, Кокандском ханстве, Китае и Афганистане. В-третьих, несомненна большая заслуга Курманджан в спасении многих жизней кыргызов - участников восстания 1875-1876 гг. Официально по этому поводу она не выражала своей позиции, но мы полагаем, что алайские и ошские кыргызы во главе с Пулат-ханом, Абдылдабеком восстали с её благословения.
В-четвертых, Курманджан-датка пыталась сохранить за собой и за правителями ошских кыргызов хотя бы номинальную свободу правления при Российских колониальных властях. Она прекрасно понимала, что прежней полноты, свободы правления при русских властях уже не будет. Однако она добилась того, чтобы и при новом режиме в управлении участвовали кыргызские родоправители. Известно, что первенство власти как в Туркестанском крае, так и на местах, в уездах и волостях, принадлежало русским военным чиновникам, но роль, место и положение кыргызских правителей в обществе учитывалось. Не случайно почти все сыновья Курманджан и Алымбека занимали чиновничьи должности в Ошском уезде.
В-пятых, продолжая деятельность и воплощая в жизнь идеи своего мужа Алымбека-датки, она придавала очень важное значение городу Ош. Будучи дальновидным политиком, она понимала военно-стратегическое, политическое, социально-экономическое и культурное значение Оша как для самих кыргызов, так и для русских колониальных властей. Не случайно маршрут экспедиции А.Н.Куропаткина пролегал через этот город. Поэтому она рассматривала Ош как свою ставку, хотя на старости лет в основном жила в Мады или Алае. Думаем, что она и её дети всячески поддерживали и содержали те торговые точки, доходы от которых шли на улучшение и содержание мечетей, медресе и в первую очередь Ак Медресе Алымбека.
Мы с большим удовлетворением отмечаем, что благодаря исследованиям ученых, общественности, имя Курманджан-датки, преданное забвению в годы Советской власти, было восстановлено в годы независимости Кыргызстана.
[1] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп. 1. Д. 3617. Л.1-5. Д.11061. Л.27; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 14-18, 53.
[2] ООГАПД. - Ф. 50. Оп. 1. Д. 4. Л. 7, 33. Л.5,17; Д.42, Д. 34. Л.1, Д.113. -Л.7,10, Д. 115-а. - Л.25; ЦГА РУз. - Ф. И. 19. Оп. 1. Д.13587. Л.34 Д. 25044. Л.13, 27, Д.24150. Л.1; ООГАПД. - Ф. 50. Оп. 1. Д.. Л. ООГАПД. - Ф. 50. Оп. 1. Д. 4. Л. 7.
[3] Абытов Б. Джолдошева Ж.,Джунушалиев Ж.,Какеев А.,Кененсариев Т., Плоских В.М. Горная царица Курманджан и ее время. –Б., 2002. – С.95.
[4] ООГАПД. -Ф. 50. Оп.1. Д.114. -Л.14.
[5] Абытов Б.К, Жунушалиев Ж.Ж., Плоских В.М. и др. Горная царица… –С.101
[6] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп. 1. Д. 13587. Л.23-24, 34-35; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 21,28
[7] ЦГА РУз. –Ф.И. -1. Оп.4. Д. 513. Л.196ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 45-46; Туркестанские ведомости. -1907. -16 февраля. Копия; Алексеев А. Курбанджан-Джан-Датка. –Скобелев, 1907. С. 1-19.
[8] ЦГА РУз. –Ф.И. -1. Оп.4. Д. 513. Л.196.
[9] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп.1. Д. 7588. Л.30; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 54-55, 56 обр.
[10] Урстанбеков Б.,Чороев Т. Кыргыз тарыхы...-91-б.
[11] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп. 1. Д. 3555. Л.2-3; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 78, 96.
[12] Омурзакова Т. Курманжан датка... -С.145.
[13] Ювачев И.П. Курбан-Джан, кара-киргизская царица Алая //Исторический вестник. -1907. -№12; Тагеев Б.Л. Памирский поход //Русское слово. -1897. -№ 176; Он же. Царица Алая //Нива. -1897. -№4; Он же. Через Алай и Памир. - М.,1972; Куропаткин А.Н. Кашгария...; Марков Е.Л. Путевые очерки Кокандского ханства. //Русский вестник.-СПб., 1893.-Т.9.-С.35; Таубе А.Н. Алайская царица //Закаспийское обозрение.-1892.-№84; Алексеев А. Курбан Джан Датка //Ферганские областные ведомости. -1907.-№127; ООГАПД. Оп.1. Д.112. Л.45-46.
[14] Таубе А.Н. Алайская царица...
[15] Плоских В.М., Галицкий В.Я. Старинный Ош. -С.57.
[16] Гулям Г. Курманжан - халк мадаткари //Гулистон. -1975.-№ 5; Бабабеков Х. Курманжан - дочь народа //Гулистон. - 1975. - декабрь; Это же статья в соавторстве Х. Садыковым опубликована в газете Кыргызстан маданияты. -1975.-11 декабря; Узбекская Советская Энциклопедия. -Ташкент, 1980. - Т.14. - С.247-248.
10 октября 2011 Опубликовал: admin Просмотров: 3522
Другие статьи из этой рубрики
История тянь-шанских кыргызов и их государственности в период позднего средневековья несмотря на значительную историографическую традицию все еще слабо изучена. Это, прежде всего, связана с недостаточностью сведений о кыргызах в исторических источниках, т.е. слабостью источниковой базы. Более или менее содержательные сведения о кыргызах XVI века содержатся в Та’рūх-и Рашūдū Мирзы Мухаммад Хайдара и Бабур-нāме Захир ад-Дина Бабура, некоторые материалы по данному периоду истории имеются в источниках более позднего времени – Бахр ал-āсрāр Махмуда ибн Вали, Тa’рūх Шах Махмуда Чураса, в некоторых сочинениях агиографического характера. Вместе с тем, нужно отметить, что в Та’рūх-и Рашūдū и Бабур-нāме имеются лакуны в описании исторических событий этого периода.
Язык является неотъемлемой частью этноса, его главным атрибутом. Язык создает неповторимый и адекватный образ этноса. В лингвистической традиции долгое время язык интересовал нас как средство коммуникации и как особая знаковая система условных единиц. Однако с активизацией этнолингвистического и лингвокультурологического вектора исследований в современном языкознании, язык стал также рассматриваться как ментальный "портрет" этноса, который эксплицирует его языковое мировосприятие, вербально аккумулирует духовный и материальный опыт народа.
|
|