1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
Статьи
 



Ф.А. Фиельструп. Исследования среди кара-киргиз

Оригинальная версия // Из работ Алтайской экспедиции. Л., 1925. С. 47-53

С.47
Оба лета 1924 и 1925 гг. были посвящены изучению киргиз (кара-киргиз) Семиречья (сейчас Пишпекский округ Киргизской Автономной области), и пополнению пробелов в коллекциях Музея.
Маршрут 1924 года, начинаясь от Пншпека, прорезал западную часть горного района, охватил Иссык куль широкой петлей и закончился снова в Пишпеке. Путь лежал через перевал Шамши на Александровском хребте в Заторный район к Сон-кулю, одному из лучших летних пастбищ киргиз, куда они стекаются с обширной территории двух смежных уездов, Пишпекского и Нарынского. Обогнув озеро с запада и юга, он прошел на г. Нарын, откуда была совершена экскурсия к началу долины р. Арпы, по окончании которой поездка продолжена по направлению к г. Караколу: вверх по р. Нарын, через перевалы Джак болот и Тосор на восточную половину южного берега Иссык куля. Из Каракола совершены две экскурсии по р.р. Тюпу и Джиргалану. Обратный путь в Пишпск, — по тракту вдоль северного берега Иссык куля.
В 1925 году снова посещена западная часть горного Семиречья. Поездка была разбита на две части. Первую часть лета работа велась в долине р. Большой Кебин. Вторая поездка — от Пишпека через перевал Суккулук в систему р.р. Каракол—Сусамыр—Кокомерен—Джумгал, оттуда на плоскогорье Терскей сандык, и затем по р. Кочкор до с. Рыбачье, на западном конце Иссык куля. Из Рыбачьего, к югу, и через перевал Конурлен в долину Кара кужур.
С.48
Отсюда в западном направлении: через Солтон сары, Сон куль, горы Кавак, к Ферганской границе, и далее прямо на г. Андижан.
Моя работа имела тройной характер: этнографическое исследование населения, сбор коллекций для Музея и попутная рекогносцировка археологических памятников.
Несмотря на то, что киргизы (кара-киргизы) уже весьма давно заселили Западный Тянь-Шань, и горы в известной мере охраняли их от культурного влияния соседей, изоляция, разумеется, не была полной и их быт не сохранил в неприкосновенности свой оригинальный облик. Выходцы из Саяно-Алтайской горно-степной области, они являются сейчас, ближайшими сородичами казаков (казак-киргизы) были подчинены долгое время калмыкам и испытывали и испытывают во все времена влияние своих иноплеменных оседлых соседей со стороны Китайского и западного Туркестана.
Достаточно перевалить через горы из Семиречья в Фергану, чтобы сразу ощутить разницу в обстановке жизни в западной и в восточной группах этого народа. Административная граница, пролегающая между ними, совпадает с линией, разделяющей их и в этом отношении. С внешней стороны можно отметить, например, наличие производства ковров (стриженных) на западе, тогда как на востоке с ним совершенно не знакомы; форма головных уборов (тюрбанов) замужних женщин различна тут и там и т. д. Расспросы об исторической народной традиции выяснили, что ближайшей во времени родиной всего народа считается та земля, что лежит в сторону Андижана. Оттуда пришел родоначальник Семиреченских киргиз Тагай, и там остался его брат, потомством которого и являются все западные киргизы. Ряд родословных таблиц, составленных мною, преимущественно у рода саяк, дополняют эти исторические сведения.
О связи киргиз с их более отдаленным прошлым мы имеем сведения по косвенным источникам, в фольклоре и пережитках материальной культуры.
С.49
С термином суёк, существующим у алтайских и абаканских народов, мы встречаемся и у киргиз, но, в то время как в Сибири он обозначает круг лиц, связанных между собой узами кровного родства, у киргиз этим словом называются люди, породнившиеся через брак своих родственников по крови. Нужно сказать все-таки, что смутное представление о том, что суёк является в то же время родством по крови, все же имеется, хотя и не находит себе ясного выражения. Киргизы, как мусульмане, празднуют в году установленные исламом праздники. Кроме таковых, однако, существуют еще празднества, носящие признаки родства с жертвоприношениями у племен Саяно-Алтайской группы. В материальной обстановке жизни киргиз мы находим дальнейшие черты такого сходства.
Общественные развлечения у киргиз не исчерпываются играми, которые устраивает молодежь обоего пола, спортивными состязаниями и проч. Стремление к общению со своими сверстниками и людьми, имеющими одинаковые интересы, выражается в организации обществ с выборным президентом и определенным уставом и правилами поведения. Такие общества собираются в течение всего сезона, летнего или зимнего в составе своих членов у каждого из них по очереди. Мужчины образуют обыкновенно три, так сказать, возрастные клуба, а женщины собираются все вместе. Главным момептом ежедневных летних собраний — шерине — является пирушка, на которой фигурируют свежее мясо и кумыс; зимние собрания — джоро — происходят раз в три дня таким же порядком, но место кумыса заступает сузмо махсым — напиток, близкий к бузе, и вместо свежего мяса едят мясо, заготовленное впрок. После угощения участники проводят время в беседе, песнях и проч.
Вопросу о браке мною было уделено большое внимание. В частности меня интересовал вопрос о до свадебных посещениях женихом невесты, которые хотя и происходят якобы втайне от родителей, не являются секретом ни от кого, и вполне санкционируются обычаем.
С.50
Сговоренный жених, придя в возраст и уплатив известную часть калыма, приезжает в аил невесты и останавливается в посторонней юрге. Это посещение называется уйджаны, так как жених остается подле юрты невесты, не входя в нее. Затем происходит обряд тахья сайды. Невеста, надев девичью шапку (прежде, остроконечную тахья), садится в юрте отца, обычно, в кругу своих родственников. Жених приоткрывает уголок покровной кошмы, просовывает в отверстие палку (купольную жердь от юрты), с навязанным на ее конце платком, и легоньким толчком сбивает или сдвигает шапку невесты. Платок остается в пользу свахи (дженга). Постановка этого обряда немного варьирует в равных местах: шапку сбивают то один, то три раза; причем это действие то сопровождается вопросом: "направо или налево?" (т.е. партия жениха загадывает: удачен или неудачен будет брак?), то совершается безмолвно. Этим ударом как-бы испрашивается разрешение на близость, и с этого момента (соответствующего казакскому орунтой) жених и невеста становятся фактически супругами. Свадьба по мусульманскому ритуалу, с участием муллы, совершается теперь лишь перед отъездом молодухи из отчего дома в аил мужа, а прежде ее устраивали непосредственно после уйджаны, что подтверждает наше мнение о моменте заключения брака.
Иметь побольше детей, предпочтительно мужского пола — желание каждого киргиза, между тем смертность среди малолетних детей очень высока, да и процентное отношение мальчиков к числу рождений не удовлетворяет его требованиям. Поэтому способы заставить судьбу дарить мальчиков и сохранять их в живых — не санитарно-гигиенического характера, отнюдь, а магические — очень многообразны и многочисленны. Разные авторы, говоря об именах детей, указывают, что часто в них вкладывается
С.51
ленным образом должны влиять на судьбу их носителей, или на потомство данной семьи вообще.

Целый ряд имен, записанных мною, приписывают своим носителям железное здоровье, крепость в борьбе с угрожающими им опасностями (смерть, болезни), или обманывают духов, указывая на отсутствие названных, или же наконец стремятся отвлечь внимание злых сил от ребенка своей неблагозвучностью или унизительностью. Другие имеют форму просьбы "чтобы остался, не уходил", а девочкам нередко дают имена, высказывающие пожелания, чтобы они превратились в мальчиков. Так как внешними отличительными признаками детей обоего пола служит их одежда, родители, стремясь и тут к тем же целям, что и в именах, очень часто используют костюм мальчика или сына девочкой.
С.52
Весьма вероятно, что такую же роль выполняют и пучки и косички волос на стриженных детских головках. Обыкновение подкидывать новорожденного в чужой дом, если дети не выживают, и затем покупать его через несколько времени как чужого, входит в ту же категорию явлений.
Наряду с указанными темами мною были изучены и другие с большей или меньшей полнотой, как, например, обряды, связанные со смертью и поминками, календарная система, некоторые стороны материальной культуры и т.д. Кроме того записывались тексты разного характера песен, пословиц, загадок, скороговорок.
Что касается коллекций, то они собирались, как указано выше, в порядке пополнения прежних. Обращалось особое внимание на характерные элементы и близкие к полному исчезновению. Отметим, например, старого покроя мужские кожаные шальвары с разрезами по бокам внизу, настолько широкие, что в них можно было заправлять всю верхнюю одежду, и затем кошемный киментай с рукавами, защищающий путника от дождя и ненастья. Интересны нагрудные вышивки женских рубах, которые сейчас уже не в употреблении*.
*По технике работы и орнаменту они вполне сходны с такого же рода вышивками Алайских (Ферганских) киргизок.


Детское седло о котором стоит здесь упомянуть, любопытно своей формой и кошемными стременами
С.53
легко и вместе с тем крепко удерживающими 4—5 летнего всадника на лошади. Довольно полный ассортимент принадлежностей и орудий для ловли ловчих птиц, их приручения, обучения и ухода за ними напоминает нам о большой распространенности охоты с орлами и соколами. Интересен маленький набор несложных орудий для возделывания мака и сбора с его головок опиума, посколько он юворит о новой для киргиз прибыльной культуре. Из хозяйственной утвари, достойны внимания две главные части аппарата для перегонки водки из кумыса: колпак, которым покрывают котел с кдмысом, и трубка для отвода конденсирующихся паров. В настоящий момент молочная водка вышла из употребления почти совсем, и перегонные аппараты встречаются чрезвычайно редко.
В пути, кроме того, не выходя из пределов своих маршрутов, я вел регистрацию памятников старины, отмечая места, где стоят каменные бабы и находятся погребения различных типов.
Из сел. Токмак (в 60 верстах от Пишпека) мною было получено три каменных бабы, привезенные в свое время с р. Шамши. Они опубликованы Кастанье, и Флоринским в его "Первобытные Славяне", т.II, где представлены на таблицах под №№ 2 и 10.
Кроме Киргизстана, я посетил, очень коротко, несколько городов в Узбекстане: Самарканд, Джизак, Андижан, Наманган, Маргеллан (Фергана), и ознакомился в них с различными производствами и ремеслами, например, с гончарным, с ткачеством (шелков). Под Джизаком я провел один день на узбекских кочевьях, собирая материал по браку, жилищу и др. для сравнения с соответствующим киргизским.
Во время поездок приобретено 215 предметов и сделано около 80 снимков.

29 октября 2019      Опубликовал: admin      Просмотров: 130      

Другие статьи из этой рубрики

Абытов Б.К. Город Ош в начале ХХ века (по материалам русскоязычных источников)

Известные события 1875-76 гг. ускорили ход завоевания Российской империей Кокандского хан­ства, в т.ч. и Оша. В январе 1876 г. из отношения Военного минис­тра Д.А. Милю­тина министру иностранных дел А.М. Гор­ча­кову становится известно о решении импера­тора Александара II занять территорию Кокандского хан­ства (ЦГА КР. Ф.И. 75. Оп. 1. Д.53. Л.85, 90). Последствия не заставили себя долго ждать. Чуть позже в сообщениях пер­вого Туркестан­ско­го генерал-губернато­ра К.П. Кауфмана от 4 марта 1876 г. отме­ча­лось, что "… Вновь занятую русскими войсками территорию, составляю­щую до прош­ло­го 1875 года ханство Коканское, включить в границы Империи и обра­зовать из нея область Ферганскую" (ЦГА РУз. -Ф. 715, Оп. 1. Д. 67. -Л.18; ООГАПД КР. -Ф. 50. Оп. 1. Д.121. Л.3). На что следовал указ императора Алек­сандра II, который гласил: "...образовать из нея область Ферганскую со включе­нием в состав Туркестанского генерал-губер­на­­тор­­ства…". (Кыргызстан-Россия...-С.376). Так, на карте Туркес­та­на появи­лась новая административно-терри­ториаль­­ная единица под наз­ва­нием Фер­ган­ской области.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2019 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов