1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
Статьи
 



E.И. Кычанов. Кешиктены Чингис-хана (о месте гвардии в государствах кочевников)

2.С. 149

выделяли для нее племена и устанавливали в ней штат чинов (гуанъфу),приписывали к ней дворы (хукоу) и готовили для нее войска. Когда император умирал, то  [гвардия его] переходила к дворцам (гун) и юртам (чжан) императрицы и наложниц покойного императора, чтобы служить его могиле. При призывах на войну молодые и крепкие солдаты [гвардии покойного императора] уходили в [действующую] армию, а старые и слабые оставались охранять [могилу]"  [Ляо ши, цз. 31, л.  16]. Орда была комплексом, в котором сосредоточивалась жизнь двора, управление государством, она имела прочное хозяйственное обеспечение, к орде были приписаны сотни и тысячи людей, в том числе рабов. Орда Тай-цзу Абаоцзи состояла из 15 тысяч дворов. "Тай-цзу, поскольку племя Ила получило престол, разделил свое племя и создал пять юаней и шесть юаней, чтобы управлять императорским кланом. Но поскольку ему недоставало личной гвардии, он ввел законы орды. Были выделены округа и уезды, дворы и [люди], обязанные служить, чтобы укрепить ствол и ослабить ветви.  ...Когда император вступал  [в свою орду, гвардия] жила [с ним], чтобы защищать [его]. Когда он покидал [орду], то она сопровождала его, а когда его хоронили, она после этого охраняла его могилу" (Ляо ши, цз. 35, л. 16|. Орды имели наименования. Орда Тай-цзуна называлась "Приведение государства в порядок",  орда Ши-цзуна — "Процветание", а орда императора Шэн-цзуна — "Золотая"  |Ляо ши, цз. 31, л. 46]. Гвардия императоров Ляо поставляла высших сановников государства. Сяо Дилу, выходец из клана Сяо уйгурского происхождения, из которого каганы киданей обычно брали себе жен, первоначально был гвардейцем в гвардии Абаоцзи. Именно из гвардейцев он был назначен цзайсяном [главой правительства северной части страны]. [Виттфогель, Фэн Цзяшэн, 1949, с. 516]. Гвардия Абаоцзи именовалась пиши ("Твердая, как алмаз").

Гвардия чжурчжэньских императоров именовалась хэчжа (очевидно, сопоставимо с маньчжурским хашань "защита"). Командовал гвардией тысячник, а гвардейский корпус был поделен на сотни.

"Юань-чао би-ши", или "Тайная история", сообщает важнейшие сведения о роли гвардии в кочевом государстве. Мы мало знаем о гвардии при тюркских каганах. Хорошо известно, что в X в. господство в Центральной Азии перешло от тюрков к монголам. Монголы многое позаимствовали от тюрков, вероятно, и институт гвардии при каганах-ханах также формировался при значительном тюркском влиянии. Считается, что сами термины для обозначения гвардейцев  (кешиктенов) Чингис-хана — тюркского происхождения. Наименование кешиктенов (кесиг, кешик) производят от тюркского кэзик — "очередь",  "смена",  "нести службу в очередь, посменно, поочередно" [Брокельман,  1928, с.  106]. Тюркским полагают и другой термин для обозначения гвардии — турхауты, от тур "стоять", туркак — "стража". Впервые кешиктены Чингис-хана упоминаются в тексте в

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9  Вперед
9 декабря 2009      Автор: admin      Просмотров: 22765      

Другие статьи из этой рубрики

Юрченко А. Г. Книга Марко Поло: записки путешественника или имперская космография

Купцы книг о разнообразии мира не пишут. При этом нас пытаются уверить, что венецианский купец Марко Поло написал или, что более верно, продиктовал книгу о разнообразии мира. В ней он рассказывает почти о пятистах городах и провинциях, что сопоставимо с числом городов в арабо-персидских космографиях, охватывающих семь климатов (или зон) мира. И что самое удивительное, в космографиях, как правило, пересказываются собранные за столетия и давно устаревшие сведения, тогда как в книге Марко Поло излагается актуальная информация. Было бы странно не счесть это загадкой, но она, в силу грандиозности проекта, осталась незамеченной. По молчаливому согласию принято думать, что любой купец XIII в., приведись ему доехать до Китая и обратно, смог бы описать мир. Не смог бы. Поскольку традиция научных путешествий в наше время оказалась прерванной, опровергать мнение кабинетных ученых стало некому. Они-то и придумали великого путешественника и купца Марко Поло.

Александр Собянин. Библиография Euroasiatica Bulgarica

Данная библиография по булгарскому (казанскотатарскому) народу была подготовлена мною, в качестве библиографического приложения к нашей с У.Ф.Батыровым статье "Булгары: неизвестная история очень известного народа", для сайта журнала "Профи" на основе библиографии по булгарскому вопросу Р.Х. Бариева. Свою библиографию доктор философских наук, профессор, полковник в отставке Бариев Риза Халирахманович подготовил в ходе работы над своей книгой: Р.Х. Бариев. "Философские аспекты этногенеза волжских булгар". Санкт-Петербург, 1997. 418 с.

Ж. Сабитов Золотоордынский клан Бек-Суфи: история и вопросы генеалогии

История Золотоордынского клана Бек-суфи не являлась объектом пристального изучения: в основном дискутировалась генеалогия самого Бек-суфи. Первые статьи о Бек-Суфи появились в связи с обнаружением монет с его именем отчеканенных в Крыму в 822, 823,824 и 825 годах хиджры. Северова М.Б. в своей статье "Об имени золотоордынского хана на монетах Крыма 822 и 823 гг. хиджры (1419, 1420 гг. н.э.)" впервые отождествила монетного Бек-Суфи с Бек-суфи, сыном Бектута из Тука-Тимуридов. Северова подсчитала, что если считать, что Бек-Суфи сын Бектута сына Данишменда сына Баяна сына Тука-Тимура сына Джучи сына Чингисхана дожил до 823 года, то одно поколение в этом клане должно равняться 35 годам. Это предположение Северовой вызвало здоровую критику исследователей, которая все-таки не появилась в форме статьи.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2019 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов