1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
Статьи
 



Леонид Бобров. Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья

9.Доспех из органических материалов ("мягкий доспех")

Несмотря на то, что оружейники Самарканда и Бухары производили сотни полных комплектов доспехов, большая часть воинов узбекских правителей (часть нукеров и подавляющее количество ополченцев) не имели возможности приобрести металлические панцири, и вынуждены были довольствоваться доспехами из органических материалов: кожи, войлока, ваты. Так по свидетельству Мухаммеда Салиха узбекские воины, не имевшие металлического панциря "обматывали тело войлоком" [80].

В XIII-XIV веках в Передней Азии фиксируется покрой "мягких" панцирей в виде "халата" с оплечьями "листовидной" формы и с осевым разрезом, реже  с короткими полами, иногда с длинными рукавами и косым запахом. Верхний слой "мягких" панцирей XIV в. делали из однотонного белого войлока, кожи, ткани (одноцветной или с рисунком), иногда из "шкуры мехом наружу" [81]. Позднее, в XIV - перв. пол XV в. преобладал красный цвет [82].

Судя по данным письменных источников, в Средней Азии и Кашгарии в эпоху Позднего средневековья существовало несколько видов "мягкого" доспеха имевшие разные названия:
1. "Кюбе" - покрой в виде халата, иногда усиленный обрывками кольчуги и "непроницаемый для стрел". Различали по цвету верхнего тканевого покрытия: "ак-кюбе" - "белый кюбе" и "кек"-кюбе - "синий кюбе".

Стр. 127
2. "Чопкут"- кроился в виде распашного кафтана и подбивался толстым слоем шерсти, ваты. Как правило "чопкут" заменял панцирь, но иногда мог поддеваться под него.

3. "Купу" - стеганные на вате, шерсти, панцири синего или белого цвета [83]. Покрой не ясен.

4. "Олпок" (аналог монг. "олбок"). Его "не может пробить пуля", т.к. их одевают один на другой, причем верхний  панцирь часто "рвется стрелами и пиками" [84]. По мнению Д. Банзарова  монгольский "олбок" был "толсто подбит хлопчатою бумагой или пенькою" и напоминал русский тягиляй, а его поздние образцы (XIX в.) имели короткие рукава и подол [85]. В современном монгольском языке "олбок" употребляется в значении "тюфяк", "матрац" и т.д. [86].
 
Тянь-шаньские киргизы использовали панцири из кожи "шарпылдак" [87]. К сожалению, их покрой не известен.

На бухарских миниатюрах XVII в. "мягкие" доспехи скроены виде распашных кафтанов с осевым разрезом, короткими рукавами и подолом до середины бедра, или до колен (табл. 10: 9, 11, 13). Длинные стеганые рукава, усиленные железными наплечниками и налокотниками еще встречающиеся на миниатюрах кон. XV в (табл. 10, 10), в XVI в. исчезают. Поверхность стеганых панцирей XVI-XVII в.  покрывалась цветной тканью, как правила красного, оранжевого, или белого цвета.

Известные еще с XV в. толстые стеганные ватные воротники со второй четверти XVII века встречаются на миниатюрах все чаще. Как правило, такие воротники можно видеть на воинах одетых в металлические доспехи (табл. 4, рис. 11). Возможно,  воротники пришивались к более тонкой поддоспешной одежде или вообще одевались отдельно. Только в некоторых случаях можно предположить, что под доспех одет целый "тягеляй" и стеганый воротник является его частью (табл. 10: 11, 13).

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15  Вперед
1 сентября 2008      Автор: admin      Просмотров: 45519      

Другие статьи из этой рубрики

Ж. Сабитов. Тайбугиды в ханстве Абулхаир-хана.

Проблема происхождения Тайбуги и Тайбугидов волновало многих исследователей. Имя Тайбуги тесно связано с историей Сибири. В двух из трех рассказов о древней истории Сибири имя Тайбуга было связано с Сибирью и с именем Чингиз-хана. В этих рассказах Тайбуга предстает как автохтонный и легитимный владелец определенных территорий.

Александр Юрченко. Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию

Ритуал клятвы относится к культурным универсалиям. Видов клятв и вариантов их реализации ограниченное число. Клятва на золоте, как и большинство сюжетов, связанных с реалиями повседневной жизни в Монгольской империи, редко привлекает внимание исследователей. Остается неизвестным, каким образом монгольские ханы предоставляли гарантии безопасности иноземным правителям, требуя их прибытия на курултаи. Как создавалась атмосфера доверия, предшествовавшая непосредственной встрече высоких сторон? Широкие контакты, которые Монгольская империя навязывала сопредельным и зависимым от нее странам, как правило, имели целью создание военных союзов. То же самое относится к взаимоотношениям различных кланов Чингизидов. Во всех этих случаях использовалась клятва на золоте. В персидских источниках монгольского времени ритуал фигурирует под образным выражением "съесть золото" и, видимо, в силу известности содержание ритуала не раскрывается. Наша задача — раскрыть суть этого инструментария. История клятвы такова.

Батыров У.Ф., Собянин А.Д. Неизвестная история очень известного народа

Речь пойдёт об одном из крупнейших народов Евразии – булгарах (волжских татарах). От Волги и Камы до Дуная простиралась в VII веке Великая Болгария. После ее падения дунайские болгары потеряли древнеболгарский язык (тюркский) и заговорили на славянском – современном болгарском языке. На Волге и Урале они сохранили язык, но потеряли свое название.

"Жизнеописание Цзинь Миди". Отрывок из сочинения "Ханьшу". Цзюань 68. Авторский перевод Игоря Сабирова.

Цзинь Миди, дворцовое имя которого было Вэншу, сначала был наследником сюннуского правителя Сюту. Во время годов под девизом правления Юаньшоу (122-118) командующий легкой кавалерией Хо Цюйбин атаковал территорию правого крыла сюнну, отрубив множество голов хусцев и захватив статую золотого человека, посвященного Небу, который почитался правителем Сюту. В это лето (121) командующий легкой кавалерией еще раз выступил от Цзюйяня и напал на район гор Цилянь, захватив и убив множество врагов.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2019 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов