1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
Статьи
 



C. 68

© Н. Н. Мингулов

Национально-освободительное движение народов Синьцзяна как составная часть общекитайской резолюции (1944—1949 годы).

Оригинальный вариант: // Вопросы истории Казахстана и Восточного Туркестана. – Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1962. – т. 15. – С. 68 – 104

Победа китайского народа, открывшая новую эпоху в националь­но-освободительном движении Востока, является после Великой Октябрьской социалистической революции самым выдающимся событием всемирной истории. Победа народной революции явилась закономерным итогом долголетней и упорной героической борьбы широчайших народ­ных масс многонационального Китая под руководством Коммунисти­ческой партии Китая (КПК) с внутренними и внешними врагами.

Народы Синьцзяна рука об руку со всем китайским народом вели многолетнюю героическую борьбу за национальное и социальное осво­бождение и внесли свой вклад в дело великой победы над общим вра­гом.

Задачей настоящей работы является освещение одного из важных, но мало исследованных периодов в истории народов Синьцзяна — национально-освободительного движения 1944—1949 гг., его характера и особенностей на различных этапах, роли различных классов, групп и партий в этой борьбе.

***

Господство антинародной клики Чан Кай-ши в Китае — одна из самых мрачных страниц в истории Синьцзяна, окраинной провинции страны.

Экономика Синьцзяна неуклонно деградировала. Земледелие при­ходило в упадок. Сокращалось поголовье скота. Застой переживала торговля. Посевная площадь из года в год сокращалась. Так, если в 1940 г. [1] обрабатываемая площадь составляла около 20 млн. му [2], то ко времени освобождения провинции от реакционного гоминдановского гнета она едва достигала 15 млн.. му [3].

Огромные земельные площади, могущие давать обильный урожай, не использовались только потому, что ирригационные сооружения были недостаточны или пришли в полную негодность. Частые засухи при недостаточности ирригационных сооружений приводили к опустоше-

1          "Народный Китай", 1955, № 19, стр. 10. 2          Му равняется 1/16 га. 3          "Народный Китай", 1955, № 19, стр. 10.

1.С. 69

нию целых деревень, жители покидали их и уходили нищенствовать, пашни приходили в запустение.

Животноводство, являвшееся основной отраслью экономики северо-восточных районов Синьцзяна, носило экстенсивный характер. Большое количество скота гибло от частых эпизоотии, зимних холодов и ме­телей. Поголовье скота резко снижалось из года в год. К 1942 г. на­считывалось немногим более 17 млн. голов скота, а ко времени осво­бождения (1949 г.) не превышало 12 млн. голов.

Трудовое население провинции влачило самое жалкое существова­ние, его жестоко эксплуатировали гоминдановский бюрократический аппарат, местные феодалы-помещики, купцы и ростовщики. Крестьян­ство и скотоводы несли на своих плечах огромное бремя казенных на­логов (только основных насчитывалось 22 вида). Кроме основного об­ложения, существовал еще "дополнительный налог", обычно превышав­ший основной налог более чем в три раза, а также множество ничем не регламентированных податей и повинностей. Нередко все эти поборы поглощали 70—80 проц. доходов хозяйства.

Налоговая политика гоминдановских властей приводила к разо­рению дехканства и обогащению помещиков. Земельный налог взимал­ся в одинаковом размере как с крупных землевладельцев, так и с ма­лоземельных крестьян, составлявших основную массу сельского насе­ления. Используя продажность гоминдановских чиновников, помещики скрывали фактическое количество имеющейся у них земли и перекла­дывали налоговое бремя на крестьян. Нередко наблюдались случаи, когда с крестьян взимали налоги на много лет вперед. Они разорялись до такой степени, что вынуждены были продавать своих детей.

Сосредоточение до 70—80 проц. всех обрабатываемых земель, ле­сов и пастбищ в руках феодально-байских элементов, составлявших не более 10—15 проц. сельского населения [4] Синьцзяна, открывало пе­ред ними неограниченные возможности в эксплуатации крестьян и ря­довых скотоводов.

Малоземельное и безземельное крестьянство было вынуждено арен­довать землю у помещиков на самых кабальных условиях. От 3/5 до 4/5 урожая у дехканина уходило на арендную плату. Кроме того, по­скольку оросительная система находилась в распоряжении помещиков, крестьянство было вынуждено платить им за пользование водой.

В бедственном положении находились и трудящиеся скотоводы. Почти 80—90 проц. скота и все пастбища находились в руках феодалов. А в отдельных местностях этот процент был еще выше. Так, на­пример, в животноводческом районе Кашгарского округа—Ташкургане число бедняков-скотоводов доходило до 95 проц., из них 30 проц. рабо­тало батраками у богатых феодалов-скотоводов, не получая за это ни­какой платы, кроме скудной пищи [5].

Непомерный феодальный гнет, которому подвергалось сельское на­селение провинции, еще усугублялся вопиющей коррупцией местной администрации, торговым грабежом со стороны торгово-бюрократической монополии "Тучаньгунсы". Эта компания, монополизировавшая сферу торгового обращения провинции, служила для провинциального чиновничества орудием прямого ограбления широких слоев местного населения. Монопольно распоряжаясь ценами, компания за бесценок

4          Газета "Янги-Юл", 1956, 30 июля. 5          "Синьцзян газети", 1951, 15 февраля. Из речи делегата на конференции народ­ных представителей.
   1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32    33    34  Вперед
12 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 77022      

Другие статьи из этой рубрики

С.Г.Кляшторный. Государства татар в Центральной Азии (дочингисова эпоха)

Едва ли не главный наш источник, освещающий историю народов Центральной Азии в предмонгольское и монгольское время, — труд Рашид ад-дина "Джами' ат-таварих". Основное место там, естественно, занимает история создателей Монгольской империи, но отдельными пятнами, более или менее яркими, высвечиваются иные времена и иные племена. Вот сведения о татарах, тех татарах, племена которых, по версии "Сокровенного сказания", полностью истребил Чингис: "Их имя издревле было известно в мире. От них отделились и многочисленные ветви... Места их кочевий, стоянок и юртов были определены в отдельности по родам и ветвям вблизи границ областей Китая. Их же основное обитание (юрт) есть местность, называемая Буир-Наур. Они также враждовали и ссорились друг с другом, и долгие годы длилась война между этими племенами и происходили битвы".

"Жизнеописание Цзинь Миди". Отрывок из сочинения "Ханьшу". Цзюань 68. Авторский перевод Игоря Сабирова.

Цзинь Миди, дворцовое имя которого было Вэншу, сначала был наследником сюннуского правителя Сюту. Во время годов под девизом правления Юаньшоу (122-118) командующий легкой кавалерией Хо Цюйбин атаковал территорию правого крыла сюнну, отрубив множество голов хусцев и захватив статую золотого человека, посвященного Небу, который почитался правителем Сюту. В это лето (121) командующий легкой кавалерией еще раз выступил от Цзюйяня и напал на район гор Цилянь, захватив и убив множество врагов.

Золотая Орда как предтеча Российской Империи

Истоки феномена российской имперской государственности, наглядным олицетворением которой была Российская империя, имеют в своей основе симбиоз трех компонентов: древнерусской государственности Киевской Руси, импульсом в создании которой стал приход варягов или норманнов-выходцев из германских племен Скандинавии на Русь; идеологической и культурной традиции Византийской империи через посредство православного христианства, и имперского наследия Золотой Орды, о котором и пойдет речь в данной статье.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2019 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов